Схемы работы с маркетплейсами: как правильно выбрать
В этой статье будут рассмотрены схемы сотрудничества с популярными маркетплейсами – их всего три. Каждая из них имеет свои особенности, о которых следует знать любому предпринимателю, планирующему создание и развитие бизнеса в сфере электронной коммерции.
FBO – фулфилмент от оператора
Суть данной схемы заключается в том, что практически все бизнес-процессы выполняет торговая площадка. В частности, речь идёт о хранении продукции, её доставке, обработке заказов покупателей и работе с возвратами.
Всё, что требуется от продавца – платить комиссионные сборы за каждую из представленных операций, а также выбирать товарные позиции, осуществлять поставки и заниматься рекламным продвижением.
Реализация товара со склада маркетплейса (например, Яндекс Маркет) – это стандартный формат работы. Он отлично подходит для начинающих продавцов, которые не могут продавать продукцию со своих складов, а также поставщикам, специализирующимся на недорогих товарных позициях с высоким спросом.
Крупный бизнес также может использовать данную схему – например, при отсутствии необходимых платежей или при необходимости ускорения доставки.
FBS – фулфилмент от продавца
FBS – формат работы с электронной платформой, при котором предприниматель самостоятельно решает вопросы хранения и упаковки продукции, а доставкой занимается маркетплейс. В таком случае обязательные комиссионные сборы ниже, по сравнению с ранее рассмотренным форматом FBO.
Схема отлично подойдёт для тех продавцов, которые осуществляют стабильные продажи своих товарных позиций через прочие каналы продаж, помимо торговой площадки. Как правило, им гораздо удобнее вести необходимые учётные операции с одного складского помещения.
DBS – доставка от продавца
Эта схема сотрудничества с маркетплейсом подразумевает то, что весь процесс доставки в полной мере осуществляется владельцем магазина. Поставлять продукцию на склады, либо же в сортировочные центры торговых площадок не нужно.
Хранение товарных позиций осуществляется исключительно на складе продавца – он же занимается их доставкой до покупателей. Также можно воспользоваться услугами логистических организаций, которые возьмут решение всех вопросов доставки на себя. Маркетплейс в таком случае получает комиссионные выплаты с продаж.
Рассматриваемый формат партнёрства отлично подойдёт в том случае, если продавец реализует продукцию, которую нельзя поставлять на склад торговой площадки. Например, пиротехника, живые растения или же продукты, имеющие ограниченный срок годности.
Какую схему использовать?
Для предпринимателей, которые только делают свои первые шаги в продажах на маркетплейсах, отлично подойдёт схема FBO (FBY). Электронная платформа возьмёт на себя большую часть процессов – это очень удобно на начальной стадии.
Продавцам, которые уже когда-либо продавали какой-то товар и имеют собственный склад, а также занимаются коммерческой деятельностью не только на маркетплейсах, стоит обратить внимание на формат FBS.
Если же владелец торгового бизнеса специализируется на продаже товаров, которые по определённым причинам нельзя поставлять на склады торговой площадки, то ему может подойти последняя схема – DBS.
Представленные форматы работы не так сложно менять, сочетать друг с другом и выбирать оптимальный вариант, соответствующий специфике продукции и бизнеса в целом. Не нужно бояться экспериментировать – от этого напрямую зависит простота ведения рутинных операций и эффективность коммерческой деятельности.