Dreamfall: The Longest Journey

11.07.2007 12:22

Время, события и люди порой причудливо переплетаются друг с другом, порождая настолько необычный результат, что начинаешь верить в притчи о бабочке, которая взмахом крыла может вызвать ураган в другом конце света.

Эйприл Райан не претендует на роль спасительницы двух миров — Старка и Аркадии. Она вполне довольна своим положением: работу официанткой нельзя назвать престижной, но денег на жилье и еду хватает. Район, где живет наша прелестная героиня, — островок уюта и старины в современном мегаполисе. Венеция подобна прекрасному цветку на стальном теле Ньюпорта.

И главное — остается время на учебу. Скажу по секрету — Эйприл страсть как мечтает стать художницей. И у нее получается! Без дураков, с каждым разом полотна выходят все лучше и красивее. У девушки, наверное, талант, а это, пожалуй, даже важнее всемирной известности и богатства. Еще есть тайная любовь — бармен из заведения, где работает Райан. Он, правда, об этом не знает, но, кажется, тоже питает чувства в Эйприл. Значит, со временем все образуется.

Казалось бы, вот оно счастье. Чего же боле? Но что-то не так. Эйприл постоянно мучают ночные кошмары — они, кстати, потом успешно выплескиваются на холст — порождения Хаоса, драконы, диковинные создания. Но самое страшное происходит, когда сны начинают просачиваться в реальность...

Зои Кастильо настолько же похожа на Эйприл Райан, насколько отлична от нее. Касабланка образца 2219 года — идеальное место для ведения беспечного образа жизни. Чем, собственно, Зои успешно и занимается последнее время. Благодаря отцу, успешному биоинженеру, она может не беспокоиться о будущем и выбрать занятие по душе.

Мир открыт перед ней — езжай куда хочешь, твори свое будущее как душе угодно. Но Зои ничего не нужно, ей скучно и лень что-либо делать. Учеба заброшена, а ведь когда-то девушка собиралась пойти по стопам отца. Начинать заново не хочется, занятия восточными единоборствами не радуют так, как раньше, поэтому приходится топить тоску в телевизоре и валянии на кровати.

Только верная подруга Оливия не дает умереть от одиночества, да редкие вечеринки с друзьями помогают развеяться. Еще есть милый друг Реза Темиз, однако Зои с ним рассталась, так и не поняв почему. Это нельзя назвать полным и бесспорным счастьем, но жизнь в целом протекает неплохо и, казалось бы, не о чем беспокоится.

Как бы не так! Зои постоянно видит на экранах мониторов и телевизоров загадочную девочку, которая твердит только об одном: «Спаси Эйприл Райан... Найди Эйприл Райан». Вот только не знает Зои ни о какой Эйприл, никогда не слыхивала и вообще никак с ней не связана. Да и нет уже никакой Эйприл Райан, сгинула десять лет назад, во время Коллапса, который изменил мир...

Страницы одной книги

Хотя The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey и разделяет целых шесть лет, невозможно рассматривать игры отдельно друг от друга. На первый взгляд различные истории на самом деле — страницы одной книги... Но не будем торопить события, вспомним первую часть — The Longest Journey.

Некоторые пейзажи удивительно красивы.

История игры крутится вокруг двух миров: технологичного Старка, в котором правят наука и порядок, и волшебной Аркадии, обители магии и хаоса. Обычные люди способны видеть параллельный мир только во сне. Лишь отдельные счастливчики умеют путешествовать между измерениями, преодолев разлом миров.

Когда-то давно мир был единым целым, но потом его разделили на две части, поместив в параллельные измерения. Баланс между мирами удерживает Хранитель, который следит, чтобы Аркадия и Старк не соприкасались. Хранитель не должен наблюдать за Балансом вечно, потому что ни одна душа не выдержит столь долгое пребывание в пустоте. Но случилось так, что Хранитель был украден таинственной церковью «Вольтек», также известной в Аркадии как культ Вангард. Диск, который помогал поддерживать Баланс, разбит на части и спрятан в укромных местах. Это грозит перерасти в большую катастрофу.

Но это и многое другое мы узнаем потом. Пока же Эйприл Райан, проснувшись после очередного ночного кошмара, стряхивает с себя остатки сна и отправляется в академию искусств. На носу выставка, нужно писать картину, а в голове ни одной путной мысли...

По дороге в академию девушке попадается странный знакомый Кортес, который говорит непонятные вещи о реальности и о других мирах. Возможно, он просто сумасшедший, но откуда он знает про сны?

Нужно, наверное, порисовать, однако после путешествия в Аркадию голова забита другими мыслями.

Эйприл решает отправиться на встречу — пусть и назначенную в необычном месте. Когда же девушка добирается до Кортеса, он открывает врата и Райан впервые попадает в Аркадию. Волшебство и древние предания обрушиваются на юную красавицу. С этого момента ее судьба предрешена — ей придется пройти до конца и спасти мир, хочет она того или нет.

Игровой процесс в The Longest Journey выполнен по классической формуле. Мы собираем предметы, комбинируем их и применяем в нужных местах. Загадки, к слову, получились отменные, с логикой все в порядке, и никакой «охоты за пикселями». Полицейский у места аварии не хочет покидать пост? На заигрывания красивой девушки ноль внимания, фунт презрения — он, видите ли, гомосексуалист. Предложите ему глотнуть лимонаду, предварительно взболтав бутылочку в бетономешалке.

Над служителями порядка мы поиздеваемся вволю. Детектива около кинотеатра придется угостить «особой» конфеткой, чтобы тот покинул пост. А уж что мы устроим в полицейском участке! Как насчет взломать базу данных, официально «умертвить» человека и лишить капитана искусственного глаза? Нашлось место и многочисленным аллюзиям: маленькая обезьянка Гайбраш заставит вспомнить о «Проклятии Обезьяньего острова». Цитат много, и разработчики не стесняются ими пользоваться.

Сюжетные перипетии

Впрочем, какими бы интересными и продуманными ни были загадки, не они — главное в приключениях. С сюжетом мы уже разобрались — он, без сомнения, отличный, — так что остановимся поподробнее на диалогах и персонажах.

Рагнар Тернквист потратил уйму времени, чтобы отполировать текст до почти полного совершенства. Чего стоят хотя бы дневники юной художницы! А персонажи? Трудно остаться равнодушным, выслушивая грубости и пошлости Зака, соседа Эйприл по гостинице. Тот же Кортес — немного странный, пугающий, с необычным мышлением, но одновременно невероятно обаятельный. Бен Банду вызывает улыбку и заставляет вспомнить о том, что в жизни много хорошего. А жалкий Адриан, бывший Хранитель, или жестокий Гордон, который должен вам помешать, но в конце окажется спасением. И конечно, ворон, верный помощник в мире Аркадии, — он обожает бахвалиться, но всегда поможет в беде.

В общем, приготовьтесь часто знакомиться с колоритными личностями. А какие места придется посетить в Старке и Аркадии! Куда только не забросит судьба несчастную Эйприл: подводный мир, полицейский участок, поселение разумных птиц... Трущобы Ньюпорта, промышленный квартал, где прячется безногий хакер-гений. Заброшенный остров, где обитает глуповатый великан и странные создания — веточники. Они строят катапульту, с помощью которой собираются мигрировать на Луну. Мы и в космос полетим, правда, обычным звездолетом. Про летающий замок злого алхимика я вообще молчу — вы ведь помните, что обычный калькулятор может сотворить чудо?

Шутка ли, в игре более ста пятидесяти локаций, причем каждая — ручной выделки, с неповторимым дизайном и полсотней персонажей, с которыми придется обстоятельно поговорить. Текста не просто много, а неприлично много. И каждая строчка так озвучена, что страшно даже подумать, сколько усилий было потрачено на поиск актеров. Зато отлично написанные диалоги заиграли эмоциями, раскрывая характеры персонажей. Кстати, если у вас сложности с английским и поэтому вы пропустили Longest Journey, можете воспользоваться локализованной версией от snowball/1C, вышедшей полгода назад. Графика, конечно, так себе, но мы же не судим о книге по обложке?

Шесть лет спустя

Шесть лет между первой и второй частями, два с половиной года на один лишь сценарий и написание диалогов. Работа была проделана просто титаническая. Dreamfall ждали, хотя особой шумихи вокруг проекта не было. Когда же игра поступила на прилавки магазинов и поклонники распробовали ее на вкус... Нет, разочарования не случилось.

Это место нам знакомо, только когда же это было?..

Десять лет прошло с тех пор, как закончилось путешествие Эйприл Райан и случился Коллапс, изменивший жизнь на планете Старк. Зои Кастильо целыми днями занимается ничегонеделанием, скучает и ждет, когда жизнь подкинет ей какой-нибудь сюрприз. Гм... Скоро «сюрпризов» будет столько, что захочется вернуться домой, закрыться в любимой комнате и никогда оттуда не выходить. Но будет уже поздно, ведь останавливаться нельзя.

Все началось с необычных видений. Странная девочка на фоне снежной пустыни и черного дома просит найти и спасти Эйприл Райан. Все бы ничего — только происходит это наяву, а не во сне. И ведь никто, кроме Зои, не видит!

Потом старый друг и нежная любовь, журналист Реза Темиз, просит заглянуть в офис «Джива» и забрать оттуда какой-то предмет. Поездка оборачивается спасением некоей докторши, побегом от наемных убийц и пониманием того, что мы основательно влипли.

Потом Реза тоже куда-то пропадает — в его квартире пусто и следы обыска. Вскоре Зои Кастильо арестовывает полиция, но после долгого допроса блюстители закона приходят к выводу, что она не при делах, и отпускают девушку восвояси. Тут бы ей сесть и успокоится, но нет — неуемная натура не дает ногам покоя. Единственная ниточка, которую удалось найти, ведет в Ньюпорт, а дальше события развиваются столь стремительно, что знай держись.

Вот так обычно начинаются приключения: в одних трусах и непонятно где.

Впрочем, Ньюпорт уже не таков, каким мы его запомнили по первой части игры. От милого ощущения старины и уюта, воплощением коего был район Венеция, не осталось следа. Заброшенные районы, вечный дождь, уныние и серость, всяческая мразь и нищие на улицах, сомнительные заведения — отвращение, одним словом. Коллапс изменил все.

В Аркадии тоже не все спокойно (разумеется, мы в ней побываем, как же иначе?). Захватчики из Азадийской империи насильно насаждают религию и любовь к технологиям. Волшебство объявлено вне закона, маги в бегах, но самое страшное то, что оккупантов поддерживает большинство населения. Многие уже уверовали в силу науки и плюются от одного упоминания о волшебстве.

В общем, опять придется всех спасать или хотя бы попытаться понять, что происходит в мире. Постоянные мотания между Старком и Аркадией, старые и новые знакомые — путешествие длиною в жизнь в прямом смысле.

Старые друзья

За десять лет изменилось не только место, но и люди: мы встретим предостаточно старых знакомых, чтобы в этом убедиться. Бывший бармен Чарли стал владельцем ночного престижного клуба, но так и не забыл Эйприл Райан. Ропер Клакс бросил опасную профессию алхимика, занялся вполне безобидной торговлей и пишет мемуары о своих похождениях.

Вот он, летучий замок, но как же туда попасть?

Эйприл Райан осталась в Аркадии; после пережитого она не смогла вернуться в Старк. Нет больше юной, наивной и смешной девушки. Теперь Эйприл совсем другая — циничная, порой даже слишком грубая. Жизнь для нее — поле боя. Борьба с захватчиками из Азадийской империи поглотила ее целиком. Вестхаус завязал с пьянством и теперь путешествует по миру. Только ворон все так же сварлив и циничен.

Вообще, игра, если судить по эмоциональной составляющей, сделала огромный шаг вперед по сравнению с первой частью. Хоть The Longest Journey нельзя было упрекнуть в сухости — диалоги и озвучка позволяли полностью раскрыть характер персонажа, — но в Dreamfall сопереживание сделано на порядок лучше.

Отчасти за это стоит благодарить технологии: трехмерный движок позволил виртуальному оператору работать в полную силу и порадовать игроков правильными ракурсами в нужный момент. Впрочем, в большей степени прекрасная атмосфера игры обязана музыке и озвучке. Проникновенные баллады Эвена Йохансена, сменяющиеся оркестровыми мелодиями, никого не могут оставить равнодушным. Об озвучке стоит сказать особо. Разработчики не поленились объехать половину земного шара (и это вовсе не красивая метафора), чтобы подобрать голоса для персонажей. И результат не заставил себя ждать — лучшей озвучки в играх, пожалуй, не найти.

Но главная заслуга все-таки принадлежит сценаристу. Игра, как мне кажется, стала более взрослой. Да, и The Longest Journey нельзя было назвать волшебной сказкой для детей, но Dreamfall намного серьезней. Странный приют виртуальных наркоманов, которые сутками сидят в цифровой реальности. Могущественные корпорации, для которых жизнь человека ничего не значит. Когда же вы раскроете тайну девочки Веры, преследовавшей Зои с экранов мониторов, останется только украдкой смахнуть слезу и выбираться из заброшенного подвала в Санкт-Петербурге.

Диалоги все так же изящны, эмоциональны и ироничны. Ни одной лишней фразы, каждая строчка на своем месте и создает нужный настрой. Интересно разговаривать со всеми персонажами на все темы, слушать длиннющие объяснения. Даже мысли не возникает что-то промотать. Для игры с бесконечными мегабайтами текста это невероятное достижение. Рагнар Тернквист утверждает, что сценарий Dreamfall по объему сравним со сценариями шести фильмов. Сравнение достаточно расплывчатое, но мы ему верим.

Вместо одного персонажа теперь целых три. Если с Эйприл Райан мы уже знакомы, а с Зои Кастильо познакомимся в начале игры, то роль Киана Алване, Защитника Богини, который прибыл в Маркурию с особым поручением, до конца непонятна. Играть приходится за всех троих по порядку, причем зачастую герои бродят в одном месте, от чего случаются забавные встречи.

Особенно интересно наблюдать за реакцией персонажей на одинаковые события. Каждый выдаст свое толкование и оценку в соответствии со своим мировоззрением. Но что радует еще больше — персонажи развиваются по мере происходящих событий, меняются их убеждения, меняются они сами.

Другой подход

Старую игровую механику выкинули на свалку. Забудьте про классические головоломки. Загадок как таковых нет вообще. Определенные трудности могут возникнуть только с угадыванием мелодии в подземном царстве и поворачиванием камней в храме. Остальное время придется ходить и много разговаривать. Зачастую чтобы пройти главу, достаточно лишь побеседовать с определенными персонажами.

Ньюпорт до Коллапса — совершенно другое место.

Даже если нужно что-то сделать, вам скажут, куда пойти и что взять. Вот вам типичный пример задания в Dreamfall: попав в первый раз в Аркадию, а если быть точнее, в Маркурию, нужно сварить глинтвейн нищему, чтобы тот сказал, где искать нужного человека. Сначала идем к хозяйке гостиницы. Она отправляет за специями, и мы двигаемся на рынок. Торговец рад бы дать специй, но поставки задерживаются из-за пробки на дороге. Мы бежим к каравану и берем специи. Все, задание выполнено.

Хорошо это или плохо, вопрос спорный. Но зубодробительные головоломки, которыми славится и пугает Myst, Dreamfall точно не пошли бы на пользу. Жаль, конечно, что исчезли загадки, ведь в The Longest Journey они были на удивление хороши, но зато улучшилась целостность повествования. Намного проще стало пропускать события через себя, погружаться в игру, проникаться волшебной атмосферой.

Чтобы игрок не заскучал, на смену загадкам пришли модные мини-игры. Правда, они настолько «бородатые»... Вариантов на тему «отыщите одинаковые символы на поле за отведенное время» мы видели столько, что становится не по себе. Хотя ничего страшного в этом нет, не раздражают, и ладно.

Другое дело драки и игра в прятки с врагами. Боя часто можно избежать, однако схватки в стиле «деревянной ногой об стену» выглядят мрачно. Остервенело терзать кнопку мыши, наблюдая, как противник корчится в конвульсиях, — печальное времяпрепровождение. Подкрадывание выполнено в похожем стиле: держимся за спиной противника, и никто нас не увидит. Упражняться в «сэмфишерстве» — занятие благородное, но только не когда враги слепы и глухи, а главный герой передвигается с грацией деревянных солдат Урфина Джюса. Не то чтобы это сильно раздражало, но нужно оно здесь, примерно как пятое колесо телеге.

Касабланка — райское местечко в 2219 году.

Впрочем, Рагнар Тернквист извинился перед игроками и сказал, что подобное получилось из-за незнания возможностей движка. В следующий раз все будет на высшем уровне. Хотя даже если ничего не изменится, ничего страшного. У Dreamfall вполне могут быть далеко не гениальные программисты — главное, чтобы отвратительные сценаристы не завелись.

Пресловутый движок звезд с неба не хватает — корявая анимация, средние модели, — но художники и дизайнеры выжали из него максимум возможного. Персонажи, несмотря на примитивизм, передают в сто раз больше эмоций, нежели слепленный из десятков тысяч полигонов десантник в Gears of War. Пейзажи, за исключением подземелий, дивно хороши. В архитектуре Маркурии чувствуется величественность, отпечаток эпичности. Касабланка пленяет пасторальными видами: тихие улочки, залитые солнечным светом, можно рассматривать часами. Ньюпорт угнетает вечным дождем, обшарпанными зданиями и унылой цветовой палитрой.

Если бы директором был я...

Первым делом избавился бы от драк и stealth-элементов. В нынешнем виде они просто ужасны.

Подумал бы над интерактивными роликами, на манер виденных в Fahrenheit. Интерактивное кино — это, конечно, замечательно, но просто ходить и разговаривать тоже не дело. Игроку периодически требуется встряска — чтобы не расслаблялся.

Развил бы идею с мини-играми. Они, безусловно, нужны, но в нормальном исполнении — опять же примерно как в Fahrenheit.

Продолжение бесконечного путешествия

Чего же ждать дальше?

Аркадия — мир волшебства.

История Зои Кастильо завершена (хотя утверждать это наверняка нельзя), но Dreamfall задал больше вопросов, чем дал ответов. Погибла ли Эйприл Райан? С одной стороны, старая леди Алвана, которую мы видим в конце и начале The Longest Journey, весьма напоминает Эйприл. Но нигде прямо не говорится, что это она и есть. Также ничего не понятно с Коллапсом. Он изменил Старк, но каким образом, что случилось и главное — как это связано с приключением Эйприл? И это только малая часть вопросов. В общем, дело ясное, что дело темное.

Рагнар Тернквист прямо говорит, что продолжению быть. Непонятно когда и в какой форме — полноценной игры или эпизодов, — но оно случится. И это главное. Мы вернемся в волшебный мир Аркадии и техногенного Старка, нас ждут встречи со старыми героями. Второстепенные персонажи будут лучше раскрыты, и, похоже, мы узнаем ответы на многие вопросы.

За качество продолжения Dreamfall, пожалуй, можно не опасаться. И причина вовсе не в коммерческом успехе The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey. Хотя это более чем убедительный довод. Главное, что Рагнар Тернквист — сценарист и руководитель в Funcom — верит в будущее жанра приключений. Он уверен, что жанр далеко не мертв, ему просто нужна небольшая встряска. Избавиться от старых приемов, изобрести новые трюки, чтобы привлечь игроков... И мне кажется, что у него все получится.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо