Warcraft III: DotA (Defence of the Ancients)

Выигрывает не команда звезд,

А звездная команда.

В.В. Лобановский

Давно не секрет, что DOTA Allstars становится уже не просто развлечением, а еще одной киберспортивной дисциплиной со своими тактиками и стратегиями. А раз так, то и подход здесь требуется гораздо более основательный. Серьезная игра вынуждает подбирать оптимальную совокупность героев, вырабатывать план, стратегию, а также отрабатывать элементы группового взаимодействия. Об этом мы с вами сейчас и поговорим.

Командная игра

Герои

Как я уже упоминал, командная игра совершенно не похожа на одиночную. Сильные герои, столь эффективные в одиночной игре, уже не подходят для группового боя, и от них приходится избавляться. Это и Razor, и Troll Warlord, и Drow Ranger. Вот и еще несколько «мертвых имен»: Antimage, Urza-Warrior, Phantom Lancer, Doom Bringer — многие из них были грозой одиночных партий, но в командной игре теряют смысл.

Страж-наблюдатель, установленный тут, может следить сразу за двумя проходами к башням врага.

Причина в том, что их заклинания не ориентированы на уничтожение или блокировку нескольких противников одновременно, а это, в свою очередь, не дает возможности комбинировать атаки.

Есть и исключения. Так, например, всем известные Bone Fletcher и Pandarean Beermaster пригодятся даже в таких баталиях, однако подобные случаи крайне редки.

Некоторые любители индивидуальной игры могут возразить автору. Дескать, сильный, набравший уровень герой может достойно сражаться с двумя, а то и тремя врагами. Зачем в таком случае вообще нужно командное взаимодействие? Все дело в том, что большинство самых мощных персонажей получают свою невероятную силу только под конец партии. В короткой модификации игры они действительно могут показать все, на что способны. Но игры лиги настроены таким образом, что добраться до 16-го уровня героя и выше крайне тяжело.

Так как же выбирать героев для игры пять на пять? Нужно исходить из того, присутствуют ли у персонажа хотя бы одна-две из перечисленных ниже характеристик.

  • Важный атрибут командного героя — заклинания, оглушающие или останавливающие противника. Это всевозможные волшебные ракеты (Magic Missile), молоты бурь (Storm Bolt), затягивание в черную дыру или огненные оковы (Shackles)
  • Массовые боевые заклинания — также существенный аспект. Например, всевозможные волны, взрывы, черные дыры, массовое безмолвие (Global Silence).
  • Наконец, обратите внимание на способность героя к уничтожению вражеских существ. В игре есть несколько персонажей, способных в кратчайшие сроки вызвать большую армию и продавить коридор до самой базы. Например, Королева-Матка.

Лучшие герои для командной игры

Ниже приведен краткий список самых популярных персонажей для командной игры.

Все они — герои поддержки, необходимые в любой команде, чтобы не проиграть в самом начале. К ним можно добавлять и индивидуальных героев, получающих силу в конце партии, но выбирать следует тех, кто уже в начале сможет за себя постоять.

Так стража ставят в начале партии, чтобы возвышенность не мешала наблюдать за передвижениями противника.

Итак, во главе списка стоит... Silencer! Да, да. Именно он. Благодаря финальному заклинанию массовое безмолвие (Global Silence) он может на целых пять секунд превратить всех вражеских героев на карте в обыкновенных существ, хотя и не отнимает у них право использовать предметы в инвентаре.

Второй в списке, как ни странно, Lich. У него хорошие атакующие заклинания, он отлично тормозит развитие героев, а также владеет финальным заклинанием, которое может сильно навредить противнику.

Третий — Shadow Shaman. Это не просто великолепный герой, обладающий мощными боевыми заклинаниями. Основная сила здесь — в отсутствии слабостей: в его способностях нет «белых пятен», а все четыре заклинания используются от начала до конца партии. Причем два из них — оглушающие, а финальное может помочь как при нападении на вражескую базу, так и при защите собственной.

Остальные герои не имеют четкой градации места, все они используются в равных количествах партий.

Death Prophet — блеклая замена великолепному заклинанию массовое безмолвие, но на безрыбье и рак — рыба. Он достаточно хорошо справляется с большими скоплениями вражеских существ, а его финальное заклинание успешно уничтожает вражеские оборонительные сооружения.

Oblivion — отличный командный герой. Заклинание низкий взрыв (Nether Blast) способно не только уничтожить много существ, но и сильно покалечить героев противника. Второе заклинание — изгнание (Decrepify) — спасает союзного персонажа от фокусировки огня противника и дает ему возможность убежать, а также усиливает эффект ваших заклинаний. Третья способность — вызов жезла, не позволяющего вражеским героям восстанавливать силы. К тому же жезл наносит повреждения врагу, если он использовал магию.

Помните: в играх лиги крайне тяжело набрать уровень, достаточный, чтобы не бояться заклинаний.

Этот страж наблюдает за рекой, а также смотрит, не появился ли новый приз.

Goblin — не просто гоблин, а «гоблин-камикадзе». Его роль в начале партии состоит в том, чтобы подбежать как можно ближе к противнику и взорвать его вместе с собой. За это союзный герой, стоящий рядом, получит опыт, а ваш — пригоршню монет. Вместе с тем враг будет вынужден ждать своего восстановления, а значит, потеряет драгоценное время и деньги. Уровень гоблина значительно ниже, чем у его жертв, так что восстанавливаться он будет быстрее. Размен вполне оправдан. Однако во внешней привлекательности игры за этого персонажа таится очень большая опасность. Опытный игрок, заметив, что за ним охотится гоблин, наверняка купит множество наблюдателей и расставит вокруг себя, не давая вам возможность подкрасться незамеченным.

San King — на этого героя выбор падает по двум причинам. Во-первых, он обладает оглушением, способным в определенных случаях полностью обездвиживать сразу несколько противников. Во-вторых, его великолепное финальное заклинание землетрясение (Epicenter) не только наносит ощутимый урон всем бойцам противника, находящимся неподалеку, но и замедляет скорость их передвижения. При грамотном использовании и умело подобранных артефактах с вашей стороны остановить землетрясение не удастся.

Crystal Maiden — и снова мы видим в списке одно оглушение и финальное заклинание массового действия. К тому же в ее арсенале есть парочка очень мощных боевых магических приемов.

Morphling — силен и стремителен. Его волна льда (Tidal Wave) помимо своего прямого действия может перенести колдующего в нужное место: быстро и в обход препятствий. Отличная атака и небольшое оглушение создали ему славу неуловимого.

Apocalypses — герой, обладающий сразу двумя своеобразными оглушениями. Хотя заклинание сон только отчасти можно отнести к этой категории. Но, в принципе, эффект тот же: бездействия противника вполне достаточно, чтобы успеть приготовиться к его пробуждению. Второе «оглушение» — это финальное заклинание. И хотя в процессе его применения сам Apocalypses не может действовать, противнику каждую секунду наносится серьезный урон.

Лучшие герои поздней партии

Как было сказано выше, героев для командных игр можно условно разделить на две категории. Герои поддержки, которые позволяют начать игру без серьезных потерь, и герои поздней партии, набирающие силу к финалу. Играть таким составом поначалу очень сложно, но зато как приятно в финале добивать врагов фактически в одиночку!

Другое место появления приза тоже всегда должно быть «освещено».

Однако делать ставку только на позднюю партию крайне опасно. Если противник будет подбирать героев так, чтобы быстро закончить игру, вам придется тяжко. Чтобы такого не произошло, я предлагаю вам список героев, которые хотя и достигают полной боеспособности ближе к 16-му уровню, но и в начале партии не окажутся «мальчиками для битья».

На первом месте, конечно же, Vengeful Spirit. Это мастер дальнего боя, и сохранить ему жизнь гораздо проще, чем бойцу в контактном бою. Его заклинание волшебная ракета (Magic Missile) отлично оглушает противника, а финальное — обмен телами (Nether Swap) — отобьет у врага всякую охоту приближаться к вашей базе. К тому же есть одно существенное достоинство, делающее духа еще и неотъемлемой частью команды: аура командира поможет ближайшим дружественным войскам.

Следом за ним идет Pandarean Beermaster. Он силен, ловок и обладает заклинанием удар грома (Thunder Clap), способным не только нанести урон всем войскам в округе, но и замедлить скорость их передвижения. Также при использовании финального заклинания три стихии (Storm, Earth, And Fire) дух воздуха и дух земли получают по одному оглушению.

Bone Fletcher. Этого персонажа я вижу на играх редко, но всякий раз он на высоте. Тактика команды очень проста: затянуть партию, давая Костострелу возможность набрать побольше уровней и артефактов. Результат потрясающий: выстрелы, наносящие по 500 единиц повреждения, всевозможные оглушения, не щадящие никого. Его огневая мощь особенно заметна против вражеских башен.

Артефакты

Подбор артефактов в командной игре также совершенно иной, нежели в индивидуальной. Так, в большинстве случаев нельзя долго копить деньги на один очень дорогой предмет: вряд ли соперники упустят вашу временную слабость. Из-за возможной фокусировки огня всех героев противника самыми важными делаются артефакты, добавляющие здоровья, и всевозможные защитные игрушки.

Самые популярные артефакты

Самый популярный артефакт в командных соревнованиях (не считая увеличителей здоровья и маны) — это браслет (Wraith Band), повышающий силу героя сразу на шесть единиц. Причиной тому — возможность фокусировки огня. Браслет — неотъемлемая часть инвентаря как самых нежизнеспособных бойцов, так и героев, обладающих богатырским здоровьем. Зачастую ими заполняют все свободные ячейки, а затем, когда представится возможность купить более действенный артефакт, избавляются от них по одному. На втором месте — наблюдательные стражи (Wards).

Это интересно: наблюдательные посты, так же, как и стражей, могут выставлять куры, купленные в том же магазине. Это сэкономит вам драгоценное время, так как беспорядочное передвижение по карте с целью охватить все нужные точки будет выполнять птица.

Третье место в рейтинге популярности делят механизм и некрономикон. Эти два артефакта отличаются от остальных тем, что их число ограничено. Нельзя иметь в одной команде более двух таких предметов.

Так ставят стража, чтобы наблюдать за возвышенностью на базе противника.

Механизм (Mekansm) получил популярность не только благодаря возможности увеличения всех параметров владельца. И даже не благодаря ускорению регенерации всех окружающих союзных войск. В основном он ценен мгновенным восстановлением 250 единиц здоровья всех дружественных воинов, находящихся поблизости. Поскольку получение новых уровней в играх лиги — достаточно трудоемкое занятие, такое исцеление часто играет решающую роль и помогает выжить в трудных ситуациях.

Некрономикон (Necronomicon) полезен тем, что дает владельцу двух дополнительных бойцов, способных убивать существ противника и хорошо справляться с его героями. К примеру, эти воины могут сжигать врагам ману или взрываться при гибели. Но самое главное: при третьем уровне некрономикона у бойцов появляется способность истинное зрение. С его помощью они различают невидимые объекты.

Рука царя Мидаса (Hand of Midas). Достаточно частый артефакт среди героев, не способных к быстрому уничтожению существ. Чаще всего используется не до конца партии — ближе к финалу ваш золотой запас вполне позволит заменить его на что-нибудь другое, более полезное.

Сапоги путешественника (Boots of Travel) — тоже весьма распространенный предмет. На определенном этапе игры маневренность и скорость героев становится одним из важнейших аспектов победы, а занимать лишнюю ячейку городским порталом нецелесообразно. Вот тогда-то все герои и начинают переоборудовать свои сапоги-скороходы (Boots of Speed).

Последним в списке идет бессмертие (Aegis of the Immortal). Этот артефакт далеко не дешев. Но в случае смерти героя, набравшего более 16 уровней, на его восстановление уходит слишком много времени, которое противники не преминут использовать с максимальным вредом для вашей команды. Например, разрушив оставшиеся башни в каком-либо коридоре и уничтожив бараки. Потому уже к 18-20 уровню почти все персонажи на карте обладают бессмертием или уже близки к его созданию.

Управление героями в командной игре

Гоблин-самоубийца хоть и не заработал золота, но дал возможность сделать это союзнику.

Молчун — чаще всего его оставляют в гордом одиночестве в среднем коридоре карты. Это делается затем, чтобы он как можно быстрее получил шестой уровень и смог помогать своим товарищам. В его обязанности входит постоянное «покусывание» противника на своей линии и заработок золота. Финансовое благосостояние следует немедля превращать в боевые преимущества. А именно, последовательно покупать: кольцо регенерации, сапоги-скороходы и несколько браслетов. Так, в принципе, должны поступать почти все герои, поэтому в дальнейшем я буду описывать лишь отличия от заданной схемы. Затем собираем механизм и косу Гуинсо (Guinsoo’s Scythe of Vyse). А под конец — обзаводимся бессмертием и божественной рапирой (Divine Rapier).

Лич — заклятый враг Молчуна. Почти всегда ходит один в центре карты и не может поделить с Молчуном территорию. Играя этим персонажем, потихоньку сражайтесь с вражеским героем и набирайте уровни. На деньги, вырученные за убийство вражеских существ, покупайте несколько браслетов и собирайте механизм. Знакомо. Не правда ли? Вот только теперь на накопленные средства начинайте собирать некрономикон и увеличивать его уровни до третьего. Затем пригодится бессмертие и Скипетр Аганима (Aghanim’s Scepter).

Ловец духов — ходит в паре с любыми героями. Тактика проста: подойти поближе, схватить жертву в оковы и подождать, пока партнер разорвет на кусочки беспомощного противника. Деньги зарабатывает молнией и финальным заклинанием, а тратит их — на скипетр Аганима. Может собрать некрономикон.

Финальное заклинание лича работает лучше всего, когда противников двое.

Пророк мертвых — может ходить в паре с любым героем, но чаще всего предпочитает Короля скорпионов. Особых нюансов в игре этим героем нет. Просто стремитесь набрать наивысший уровень и заработать как можно больше золотых. При виде противников следует использовать массовое безмолвие, а при осаде базы огромную пользу принесет финальное заклинание. На заработанные средства купите косу Гуинсо или некрономикон.

Игнорирующий — чаще всего ходит вместе с королем Леориком (King Leoric) или другим героем, обладающим точечным заклинанием. В паре они быстро избавляют мир от назойливых противников и получают много опыта и золота, которое Игнорирующий тратит на браслеты, механизм, бессмертие и божественную рапиру.

Гоблин. Взрывается рядом со всем, что не успело спрятаться, а на вырученные деньги покупает сапоги-скороходы, полые камни (Void of Stone) и стражей.

Король скорпионов. Вырученные деньги идут на множество браслетов и на кинжал мага (Kelen’s Вagger of Escape). Он нам нужен, чтобы прятаться где-нибудь за деревьями, запускать там финальное заклинание и телепортироваться в самую гущу событий во время его действия. Финальное заклинание последует за вами. Дальше собираем бессмертие и топор короля обезьян (Monkey King Bar).

Снежная королева — все похоже на короля. Покупаются браслеты и кинжал мага, но финальное заклинание нужно использовать уже после телепортации. Дальше собирается брусок темного владыки (Black King Bar) и бессмертие.

В командных играх башни уже не играют ключевой роли. Их атака по сравнению с фокусировкой огня невелика.

Морф. На атакующую мощь этого героя рассчитывать не приходится, так что нас больше интересует его заклинание водяная волна, а об атаке можно будет позаботиться ближе к концу партии. Для начала понадобится, как обычно, несколько браслетов. Пригодится также рука царя Мидаса и Санж & Яша (Sange & Yasha).

Апокалипсис. Стандарт. Несколько браслетов и некрономикон. Скорее всего, на прочие излишества просто не хватит денег, но не в этом его сила.

Дух возмездия. Пара браслетов, рука царя Мидаса, бессмертие и плюс 250 к атаке.

Пандарийский пивовар предлагает простор для маневра. Даже этому незаурядному герою не отвертеться от покупки браслетов, но все остальные артефакты — на ваш выбор. Я бы посоветовал бессмертие и божественную рапиру.

Костострел — первую половину игры нужно убегать, скрываться и нападать только из засады. А в это время — копить золото на браслеты и топор короля обезьян. Затем нужно собрать брусок темного владыки, бессмертие и плюс 250 к атаке.

Король Леорик ничем не отличается от Пандарийского пивовара.

Медуса — вот здесь уже все совсем по-другому. Ей (единственной из всех) не нужны браслеты, просто выберите как можно быстрее щит и начинайте копить на две самые дорогие части для божественной рапиры: лезвие демона (Demon Edge) и священный реликт (Sacred Relic). Затем соберите бессмертие и плюс 250 к атаке. Вы готовы к бою.