Время желаний

05.12.2006 00:53

Жил был один очень несчастный человек. У него не складывалось с девушками, с работой, и друзей тоже у него не было. Но однажды он шел по берегу моря и нашел лампу. Вспомнив детские сказки, ради шутки потер ее, а оттуда неожиданно вышел джин и сказал:

Спасибо, что освободил меня. За это я выполню три любых твоих желания.

Действительно любых? — изумился человек.

Конечно. Чего ты желаешь?

Ну, я хочу, чтобы у меня был огромный дом.

Он у тебя есть, — проговорил джинн, и прямо на пустынном берегу появился роскошный особняк.

Еще хочу, чтобы у меня была лучшая в мире спортивная машина.

Пусть будет так, — ответил джинн, и прямо перед домом появилась шикарная спортивная машина, в которой уже лежали ключи и документы.

Есть у меня еще одно желание, — начал человек, — но даже ты никогда не сможешь сделать этого.

Пусть будет так, я никогда не смогу сделать этого.

...Он сидел перед компьютером и смотрел на экран. На мониторе появилась новая картинка — стандартный рисунок загрузки игры FIFA 2005. Пальцы его нервно бегали по клавиатуре — шла стандартная процедура подготовки к матчу. Однако эта встреча была не такой, как все, — она была самой-самой важной в его жизни... Финал чемпионата страны, выигрыш которого

давал путевку в мировую элиту — вот что предстояло этому юному киберспортсмену, который непонятно каким образом забрался так высоко. То ли соперники попадались такие, которые удачно вписывались в манеру его игры, то ли постоянные улыбки Фортуны. Словом, все факторы на этом чемпионате сыграли за него. И вот он в финале. Но именно здесь его поджидал игрок такого уровня, с которым ему никогда не приходилось иметь дело раньше. Многократный чемпион страны, участник многочисленных интернациональных турниров по играм во всевозможные футбольные симуляторы, словом, Мастер, человек, количество регалий и трофеев которого невозможно было запомнить, а его опыт игры восходил еще к Pentium II. Очевидно, кто должен быть победителем. Но — все решала игра.

«Да, если говорить откровенно, шансов у меня нет, — думал он перед матчем. — Единственный вариант — выбрать на матч суперзащитную расстановку 1-5-4-1 и кое-как дотянуть до серии пенальти. А уже там, хоть его нервы и намного крепче моих, все во многом решит случайность, и у меня будет... будет шанс. Главное — обороняться всеми силами».

Матч подходил к концу. Ему удалось каким-то чудом отбиться от атак более маститого соперника. Сколько раз он уже был на грани поражения — и все еще сохранял ничью. Последняя атака — навес, защитник в падении выбивает мяч. Туда, к центру поля, где одиноко маячил единственный нападающий. Буквально первый раз за матч он ухитрился выиграть верховую борьбу у полузащитника, сбросил мяч на ход и побежал к воротам соперника. Один против троих.

«Вот пробегу немного, и надо бить — время-то я затяну, а может, даже и в ворота попаду, тогда угловой будет. А это тоже время».

Форвард бежал с мячом вперед; навстречу ему выбежал первый из защитников и бросился в подкат, но он, каким-то шестым чувством угадав, что сделает соперник, ушел в сторону и оставил защитника позади.

«Забавно это у меня получилось! Пора уже бить по воротам, а то второй уж точно отберет».

Второй защитник бежал наперерез. Оставалось какая-то секунда до отбора мяча. В сторону на скорости было уйти нельзя — предусмотревший такой ход соперник выставил второго защитника точно на подстраховку.

«Надо бить, все равно делать нечего». И ударил по клавише.

И тут произошло непредвиденное — мяч ударился в защитника,

и тот от удара свалился на землю. А круглый медленно покатился к воротам, и за ним на всех парах устремился нападающий.

«Этого не может быть! Я же играю против бывшего чемпиона Европы. Я не могу выиграть у него».

Он вышел один на один с голкипером. Сколько раз он уже использовал такие положения — это была азбука киберспорта. Вратарь выскочил навстречу — нужно только пробить мимо него и попасть в ворота. И вот он, удар! Но, предательски скользнув по клавише D, дрожащий палец упал на S — пас. И еле катящийся мяч стал легкой добычей соперника... «Вот и все», — подумал он. И это действительно было все...

Стратегия неудачи

Наверное, многие задавались вопросом, могут ли они играть как профессионалы и чего им для этого не хватает. Большинство людей думают примерно так: мало тренируюсь, не хватает времени, некоторые сетуют на удачу, сбои в связи и так далее. Но поверьте, все эти факторы — если не

второстепенны, то как минимум не самые существенные.

На самом деле ни фанатичные тренировки, ни рефлексы, ни запредельная скорость щелканья мышкой, ни даже удача не имеют первостепенного значения. Решающую роль имеют несгибаемая выдержка, уверенность в своих силах, а уж потом все остальное. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что как минимум 60% победы — это тот настрой, с которым игрок начал матч.

Почему я так смело говорю, что все вышеперечисленные факторы второстепенны? Представьте себе такую ситуацию. Когда вы играете с противником, которого считаете сильнее себя, вы проигрываете ему еще до начала и лишь по одной простой причине. В подсознании стоит четкая картина проигрыша, и вы уже заранее оправдываете себя тем, что сделаете все, что в ваших силах. Но поверьте, эти мысли — лишь отговорки для самого себя. На самом деле в подсознании крутится приблизительно такая мысль: «Он сильнее меня, ему можно проиграть».

Итог: дрожащие руки, неудачный дебют, сбился стандартный порядок строительства (Build Order), от чего противник на полминуты раньше строит побочную базу. Противник начинает атаку, а ваши контрбойцы будут готовы на 15 секунд позже. «Ничего, ведь он сильнее меня,

ему можно проиграть», и микроконтроль уже не такой активный, больше ленивый, ну, замешкался на долю секунды (а этого вполне достаточно) и потерял важного бойца, а с ним и весь дебют. А дальше все валится, как снежный ком; стоит сделать одну маленькую помарочку раз в десять секунд, и к десятой минуте их будет 60 (!). При неудачной диверсионной атаке дух совсем падает, и человек невольно начинает даже помогать противнику: не отступает вовремя, не пытается предугадать действия соперника. А все из-за того, что неверие в свою победу капля за каплей нивелирует мастерство.

И вот вы видите, что вас зажали на базе, и думаете просто: это не мой день. И следующая мысль — «до проигрыша один шаг». Какое бы решение ни было принято потом, диверсионный рейд или попытка снять осаду окажутся скорее всего проигрышными, ибо вы настраиваетесь на один точный удар. «Ну, теперь я точно проиграл, сейчас посижу несколько минут для престижа, он разобьет войска, и я напишу GG». Так и происходит. Даже если осада снята, вы неохотно начинаете строить побочную базу, зная, что уже отстали в развитии, и в итоге снова проигрыш из-за неактивности. А может, противник ушел ставить сразу две побочные базы и защищаться ему нечем? А вы просто сидите в обороне, ожидая своего проигрыша, который в конечном счете неизбежно и происходит.

Или есть еще один вариант проигрыша. Сначала вы идете в атаку, запираете противника на его базе. И вместо того, чтобы строить войско, делать улучшения и развивать экономическую инфраструктуру путем строительства побочных баз, вы начинаете излишне перестраховываться.

Вы думает примерно так: «Вот сейчас он построит летающих бойцов или обойдет меня с фланга и как ударит мне на базу». Начинается бешеная стройка оборонительных сооружений, а армия-то не усиливается! А враг скорее всего и не думает о таких рейдах, а просто копит силы для снятия осады. И поскольку финансы вложены в оборону, а не в развитие, и разумный риск кажется чуть ли не путем в бездну, то вы потерпите поражение в поздней партии, когда экономический перевес и потенциал вражеской армии не остановит никакая оборона.

И вот что страшно — одна-две неудавшиеся игры, и в подсознании откладывается картина проигрыша. С такой картиной игрок начинает следующий матч, думая: «Эх, как же много раз я уже проигрывал этой расе», проиграет и в этот раз, потому как опять же будет неосознанно поддаваться. И так будет проходить игра за игрой, вы можете думать, что сегодня не ваш день или что противники более умелые, чем вчера, и так далее...

Везение или нечто большее?

Сколько раз уже случалось так, что вы ставите побочную базу или идете уничтожать

нейтральных существ, и тут в самый неожиданный момент пропускаете десант или вас просто атакуют сзади во время поединка с существами. «Вот везунчик», — думаете вы в этот момент. Приходится отступать, и через некоторое время подобная неудача повторяется. Например, необходимый вам боец появляется через несколько секунд после того, как он был позарез нужен. Правило «лучше поздно, чем никогда» тут не действует, и вы опять проигрываете. «Как же ему сегодня везет», — думаете вы.

Вы никогда не задумывались над тем, почему удача улыбается сильнейшим? Да просто потому, что они предпринимают все возможное (и даже невозможное) для победы, атакуют, перехватывают инициативу. В общем, действуют активно, одну атаку отбили — ничего, вторую — тоже ничего, посылают третью. Рано или поздно им повезет. А если человек ничего не делает, чтобы привлечь Фортуну на свою сторону, то зачем потом сетовать на ее отсутствие?

Из всего этого следует только один вывод. Подавляющее число ошибок и, как следствие, проигрышей идет именно от самого игрока, а если быть еще точнее, от его психологического настроя. Что делает из игрока настоящего профессионала? Не тренировки до потери пульса. Не бешеный AРМ (количество действий в минуту), наработанный годами, и даже не рефлексы, натренированные в многочисленных играх.

Это психология. Настоящий чемпион в любой сложной ситуации, иногда даже сам того не понимая, говорит себе: «Из этого положения я уже неоднократно выигрывал». Знаете, почему с таким человеком всегда сложно играть? Он будет цепляться за игру и ни на секунду не ослабит хватку, даже если перевес будет явно не в его сторону. И как правило, ему удается переломить игру и выровнять баланс сил, просто потому, что он будет настойчив в своих атаках. А все это из-за того, что Мастер стремится к выигрышу, он знает, что может повернуть ситуацию в свою сторону, и что самое главное — он готов развивать успех, когда противник упустит свое преимущество и у него опустятся руки. Профи знает, что способен отделаться малой кровью при атаке, а затем и выиграть матч, и за этой уверенностью приходит победа.

Ловушка подсознания

Итак, прежде чем выполнить любое действие, необходима мотивация. Что, к примеру, происходит, когда вы берете в руку стакан с водой? Чтобы рука начала двигаться, нужно, чтобы мозг послал электрические сигналы мышцам. Однако чтобы мозг начал действовать, нужно еще кое-что. Нужна мысль. Образ, отражающий ту самую работу, которую должно сделать тело. В данном случае это представление того, как рука должна взять стакан с водой. Именно поэтому, создавая зрительный образ поражения у себя в голове, вы фактически приказываете себе проиграть, ибо мотивация будет направлена на проигрыш.

Именно поэтому будьте внимательны к своим мыслям и желаниям, потому как у желаний есть поразительное свойство исполняться.

Каждый раз, мысленно представляя проигрыш, мозг делает то же самое, что и джинн из эпиграфа. Всегда помните, что скорость щелчка зависит от развитости мышц лишь косвенно, ведь именно мозг посылает многочисленные импульсы, заставляя мышцы сокращаться. А чтобы эти импульсы посылались периодично, часто и в то же время точно нужно создать правильный образ у себя в голове. Образ победителя.

Когда, к примеру, приходит состояния безразличия к игре или лень к тренировкам — это означает не то, что вы играете слишком часто, а лишь то, что подсознательно вы настроены отрицательно, и тренировки не приносят пользы потому, что вы в нее не верите. Если же тренироваться вопреки желанию, ничего ценного все равно получится. Будут или постоянные проигрыши, или тусклые победы, ведь в этот момент человек играет даже не на 80%. Как бы он ни напрягал свое внимание, как бы ни пытался контролировать ситуацию, следить за временем, его игра останется вялой, ибо отрицательный образ будет подавлять любые усилия.

Лишь находясь в гармонии со своим подсознанием, вы будете играть в полную силу, с полной отдачей, и лишь тогда игра будет яркой и запоминающейся.

Образ победителя

Перейдем к самому интересному, к кульминации, к тому, ради чего и составлялась эта статья. Вы можете сказать: «Ну, разумеется, исходя из всего этого,

нужно настроиться на победу, но каким образом?» Что нужно сделать, чтобы выработать у себя в голове нужный образ для достижения цели? Здесь есть несколько важных моментов.

Во-первых, ни в коем случае не заставляйте себя не думать о плохом, это самая распространенная ошибка новичков. Большинство людей приходят на чемпионат и говорят себе: «Сегодня я не совершу ошибок, главное, не ошибиться в этом, в этом и в этом — все это мои слабые стороны». Сами того не понимая, такие люди настраивают себя на проигрыш, ведь они невольно представляют у себя в голове образ прошлых поражений. Этот образ ошибки непременно приведет к ее повторению.

Во-вторых, не мечтайте о том, чтобы соперник играл плохо. Не потому, что это подло или что-то в этом роде, все гораздо проще. Представляя, что противник проигрывает, вы спроецируете этот проигрыш и на себя, так уж устроено наше подсознание. Оно все примеряет в первую очередь на себя. И в этом случае противник, скорее всего, выиграет.

А вот на третьем я остановлюсь подробнее. В первую очередь нужно сосредоточить внимание на своих достижениях. Представить себе тренировки, свои победы на них, это могут быть какие-либо отрывки игры, вызывающие у вас гордость за себя.

К примеру, успешное уничтожение нейтральных монстров прямо под носом

у врага с получением ценного артефакта; великолепное управление десантным отрядом, уничтожающим почти всю экономику противника; потрясающая атака сразу с трех сторон на врага и многое, многое другое. Вот какие образы должны быть в мозгу победителя. Даже если не тренироваться несколько месяцев, можно играть ничуть не хуже (конечно, только в том случае, когда в целом общий объем бывших ранее тренировок достаточно велик). Зрительные образы дают четкие команды мозгу, от чего тот посылает частые и точные указания мышцам, возвращая мышечную память к тому моменту, когда это получалось у вас лучше всего. Скорость и точность щелчка становится такой же, как и месяц тому назад. Тело человека устроено таким образом, что на самом деле ничего не забывается окончательно, все можно вернуть, зная, как это сделать.

На самом деле потеря мастерства со временем — это иллюзия, опыт всегда будет оставаться с вами, сколько бы времени вы ни провели без тренировок. А знаете, почему тогда вы играете хуже? Прислушайтесь к своим мыслям, когда садитесь за игру: «Как же давно я не играл, уже все трюки забыл»; «Ох, как долго теперь придется восстанавливаться»; «Эх, сейчас и пальцы уже отвыкли от быстрых щелчков»; «Вот, столько не играл, сейчас уже небось криворукий до безобразия» и все подобного рода. В такие моменты человек сам себе враг, ибо сам себя убеждает в этом. Вы хотите играть как Мастер? Быть Мастером? Или же «мне никогда так не играть»? Для настоящего победителя никогда нет преград.

Ваши поражения подскажут вам, что вы сделали не так, победы дадут уверенность в себе. Во всем есть польза. Почаще смотрите свои игры, к тому же многие из них с лихвой предоставляют возможность для их записи. Не стоит бесконечно перебирать проигранные партии, отыскивая в них все новые и новые ошибки, это отрицательно сказывается на уровне подсознания, где откладывается образ вашего поражения.

Конечно, ошибки нужно разбирать, но затем обязательно подумайте, как исправить или предотвратить подобное, представьте выигранную партию без этих ошибок. Вообще, больше внимания обращайте на свои победы, вникая в игру. Главное, чтобы образ победы отложился в мозгу. Этим приемом уже давным-давно пользуются спортсмены всего мира, с тех пор как появилась возможность записывать игры на пленку. Перед соревнованием обязательно просмотрите одну из своих победных игр, наберитесь уверенности и после этого сделайте все, на что способны, и даже больше.

Вот как вы думаете, гордость — это хорошо или плохо? А все зависит от того, как ею пользоваться. Например, если вы говорите что-то вроде: «Я никогда не буду таким, как все, и этой ошибки не сделаю» — это в корне неверно. В утверждении есть изначальная ошибка. Частица «не» не имеет права на существование, так как в нем уже заложен негативный смысл. Ответ с чувством собственного достоинства должен звучать примерно так: «Я знаю, как делать правильно, и я пройду свой путь, несмотря ни на какие препятствия».

Ключ к победе

И наконец, пришло время развязки, последнего заключительного штриха. Конечно, для победы одного только психологического настроя недостаточно, без тренировок никакая психология не поможет. Это то же самое, что посадить человека в первый раз за Starcraft, показать несколько партий чемпиона мира и сказать: «Вот ты должен делать так же». И какой бы ни была психологическая подготовка новичка, ничего он не сделает. Психология не заменит месяцы практики, не заменит рефлексы, выработанные годами, она продвинет их дальше, значительно дальше.

Дело в том, что у всякого навыка есть свой потолок. Тренировки позволяют продвинуться в мастерстве, однако наступает предел, за которым увеличение количества тренировок ничего не дает — человек не играет лучше. Вот здесь как раз и нужен особый настрой, способный сделать из человека, владеющего техническими навыками, профессионала. Победителя.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо