Warhammer 40000: Dawn of War - Dark Crusade
Связался с лучшим — умри, как все!
Х/ф «Хакеры»
С момента появления новой игры прошло достаточно времени, чтобы основательно изучить все изменения. И следует отметить, что, несмотря на появление двух новых рас, а также новых бойцов и улучшений в старых персонажах, общее изменение баланса было явно позитивным. Так как в прошлой статье было уделено внимание лишь новейшей расе — некронам, я решил посвятить эту статью всем остальным расам, так как фактически каждую из них, в силу прошедших с ней изменений, можно рассматривать как новую. Здесь вы найдете своеобразный условный рейтинг рас и, естественно, набор самых действенных стратегий за каждую из рас, которые доказали свою эффективность на полях GameSpy.
Орки
Из-за крайней сложности принципов игры за орков, а также привычки считать, что баланс не на их стороне, эта раса все больше и больше теряла своих приверженцев. Однако сейчас былые позиции постепенно восстанавливаются. Хотя, если честно, просто жаль, что это происходит не по причине привлечения опытных игроков, а просто потому, что в силу изменения баланса при игре за орков проще достигнуть необходимого результата. Так, например, облегченная система перехода на третий уровень развития, на котором появился такой необходимый отряд, как гризы (Grize), а также появления лечил (Mad Dok) с бессмертием в корне меняет все положение вещей. А если прибавить к этому новое улучшение, позволяющее бесплатно получать рубак (Slugga Boy), то картина для любой другой расы получается совсем неутешительная. Думаю, не ошибусь, если скажу, что при грамотной игре за орков у вас будет ощутимо больше шансов победить противника вашего уровня и даже врагов, которые объективно выше по классу.
Орки против всех
Карта: «Река крови» (Blood River)
Это развитие — одно из самых популярных среди орков высокого класса. При благоприятном стечении обстоятельств и высоком уровне микроуправления спастись от него не дано ни одной другой расе. Единственный недостаток данной стратегии — уязвимость на начальных стадиях игры. Потому в качестве самозащиты постоянно приходится прибегать к атакам на базу противника, тогда неприятель не сможет помешать нормальному ходу вашего развития.
Арлекины могут уничтожать большие армии врагов, но если рядом будут стоять союзные войска, то им тоже не поздоровится. |
Первая банда гретчинов (Gretchin Squad) заказывает бараки (Da Boyz Hut) и дегенератор (Generator). Банду нужно поставить на автопополнение. В лагере (Settlement) закажите еще один отряд гретчинов, который будет помогать первому, и два отряда рубак, которые будут захватывать точки влияния (Strategic Points) в округе. В готовых бараках нанимаем отряд стрелков (Shoota Boy Squad), который для начала также захватит точку влияния, а затем отправится к противнику. Вслед за стрелками в бараках следует натренировать старшего сварщика (Bigmek).
На захваченных точках влияния гретчины возводят дозорные посты (Da Listening Post). Первый пост они строят все вместе, а затем разбегаются в разные стороны. Захватив все точки влияния в округе, начинайте занимать реликты (Relic). В случае встречи с противником — атакуйте. Старшего сварщика со стрелками следует отправить к врагу — пусть пробегутся по базе и поищут рабочих (конечно, в том случае, если ваш соперник — не орк). В это время закажите еще один дегенератор и улучшайте посты. Затем следует сделать улучшение маскировка для гретчинов (Gretchin Infiltrator Research). Сделайте еще один дегенератор и начинайте в массовом порядке возводить на реке пунктики Грааа! (Waaahg! Banner).
Пока вы снимаете флаг, вас, конечно, видно, но пока атакующего потенциала будет недостаточно, чтобы убить невидимку. |
Все фронтальные, то есть ближайшие к противнику в момент его наступления пунктики следует улучшить — они станут одной из линий обороны. Наша задача — поднять уровень пунктиков Грааа! до 75, а затем сделать улучшение главного здания. Не забывайте, что терять отряды никак нельзя, поэтому нужно следить, чтобы количество бойцов в них было достаточным для успешной схватки с противником или же для защиты базы.
Остаток ресурсов нужно потратить на возведение свалки пушек (Pile o Gunz!), где необходимо улучшить здоровье армии, а также улучшение дикая пальба (Blastier Research). Затем возведите еще один дегенератор. Натренируйте отряд бронебойцев (TankBustaz Squad) для защиты от быстрой техники противника.
Сейчас для вас наступают самые тяжелые минуты. Неприятель достаточно развит для того, чтобы атаковать, а вы на него напасть не сможете. Поэтому основная задача — защищаться изо всех сил. Вам следует продержаться лишь до тех пор, пока главное здание будет улучшено. Затем там следует заказать одного-двух лечил, благодаря которым вы сможете отбиться от самых сильных атак врага. Естественно, для этого нужно использовать их бомбы.
Это крайне важно: конечно, по законам игры горящая бомба лечил должна взрываться через несколько секунд после ее заложения, чтобы у противника был шанс отойти подальше, и тем самым уменьшить урон. Однако разработчики, скорее всего, не учли одной особенности. Со времен Starcraft и Warcraft III было принято, что ненужных бойцов в армии можно было уничтожить двумя способами: либо бросить на съедение противнику, либо просто пристрелить при помощи стоящих рядом союзных войск. В Warhammer же последняя возможность упразднена, и единственный способ ликвидации ненужных отрядов или строений — клавиша Delete. Это принцип также работает для огненной бомбы лечил, заставляя ее взрываться еще до назначенного срока. И при правильном ее использовании у противника нет ни единого шанса на то, чтобы отступить. Средние повреждения в эпицентре взрыва — 1200 единиц.
После улучшения главного здания делайте улучшение больше рубак (More Sluggas), второе улучшение дикой пальбы и тренируйте два отряда гризов, пополняя их до максимума и выдав каждому лечилу. Затем постройте еще одни бараки и начинайте в массовом порядке производить бесплатных рубак — они будут служить «мясом», или здоровьем армии. Однако необходимо отметить, что лучше всего они будут работать с улучшением совсем мощная броня (Super 'Eavy Boy Armor Research). Закажите вождя войны и погрома (Warboss), после чего можно смело атаковать противника. На нынешний момент у вас будет достаточное количество войск для того, чтобы сокрушить врага, несмотря на то, что он сумел построить к этому времени. Ведь ваши бомбы могут уничтожать по половине армии противника, при этом вы не несете почти никаких потерь.
Тактика ведения боя. Выделите одного лечилу, присоединяйте его к банде рубак, которая бежит впереди всех. Подбегая к противнику, делайте бессмертие на весь отряд и забегайте за его армию. При любой попытке отступить он попадает в эпицентр взрыва, в противном случае — оказывается под огнем гризов. Таким образом, ваш враг фактически оказывается между молотом и наковальней. Помните — нельзя тратить бомбы на взрыв строений.
Эльдары
По сравнению с последней версией Winter Assault особых изменений в условной иерархии Warhammer не произошло. Эльдары остались одной из самых сильных рас, возможности которой, в зависимости от карты, колеблются незначительно.
Эльдары против космодесанта
Карта: «Река крови»
Одна из самых эффективных стратегий эльдаров против всех других рас, однако максимальный эффект достигается, если противник — космодесант. Так как последний в самом начале партии испытывает трудности с детекторами, всего один отряд снайперов (Rangers) с невидимостью может причинить ему массу неудобств. Сразу необходимо отметить, что для этой партии вам понадобится достаточно высокий уровень микроуправления, но полученный результат превысит все ваши ожидания.
При правильном положении мин занять эту точку будет несложно. |
Первый скульптор (Bonesigner) телепортируется к точке влияния на реке у противника и ставит мины в районе пяти часов от этой точки. В ассамблее (Webway Assembly) нанимаете второго и третьего рабочих, которые возводят портал призвания (Aspect Portal) и генератор. Также в ассамблее наймите два отряда дозорных (Guardian Squad) для захвата точек влияния и сделайте улучшение легкая поступь (Fleet of Foot Research).
В портале призвания нанимаем отряд снайперов, а после этого делаем улучшение маскировка (Infiltration Research) и отправляем к точке влияния, находящейся рядом с минами. Старайтесь не дать врагу занять эту точку, в лучшем случае попытайтесь захватить ее сами. Имеющуюся энергию тратим на улучшение постов и заказываем еще три генератора. Естественно, не нужно забывать, что количество бойцов в отрядах должно быть максимальным.
Когда вы накопите достаточное количество ресурсов, закажите храм Духа (Soul Shrine). Сразу после него стройте технопортал (Support Portal) и делайте улучшения на атаку и защиту войск. В портале призвания делаем улучшение камень аспекта огненных драконов (Fire Dragons Aspect Stone Add-on) и строим два отряда этих драконов. Затем — камень аспекта пауков Варпа (Warp Spider Aspect Add-on) и три отряда пауков Варпа. Огненные драконы будут убивать здания противника, когда основные войска пауков Варпа и техники будут нападать с другой стороны. Тем самым вы не дадите противнику ни единого шанса удерживать экономику на более-менее приемлемом уровне. В довершение всего вам могут очень пригодиться еще один-два арлекина (Harlequin).
Имперская Гвардия
На мой взгляд, позиции имперской гвардии несколько ослаблены. Урезание максимального количества касркинов (Kasrkin) всего лишь до одного отряда — слишком сильный удар. Если сравнивать с эльдарами, у которых количество отрядов пауков Варпа уменьшилось только до трех (хотя пауки ощутимо сильнее касркинов), то мы видим, что это изменение — отнюдь не в пользу имперцев. Хотя василиски все еще остаются грозной силой, однако фактически только они могут сдержать любую другую вражескую расу. Единственный действительно ощутимый плюс — имперской гвардии теперь легче развиться до четвертого уровня, где они могут построить супертанк.
Имперская Гвардия против сил Хаоса
Карта: «Река крови»
Одна из самых продвинутых и эффективных стратегий против Хаоса. Ее суть заключается в том, что начиная с определенного момента и при небольших усилиях противник не сможет даже к вам прикоснуться. Единственное, чего нельзя делать в этот промежуток времени, — это расслабляться. Напротив, необходимо собраться и окончательно «дожать» неприятеля. Главную опасность для вас при переходе этого рубежа будет составлять четвертый уровень развития Хаоса, а именно принц Хаоса и кровавый демон. Вы должны постараться победить до их появления.
Грааа! |
Первый техноцелитель (Techpriest Engenseer) строит один за другим два генератора. В полевом штабе (Field Command) тренируем второго рабочего, который строит пункт командования между точкой влияния на реке и рядом с рекой, но ближе к противнику. Затем нанимаем два отряда гвардейцев (Guardsmen Squad), которые будут захватывать для вас близлежащие точки влияния.
В полевом штабе нанимаем отряд командиров (Command Squad). В случае агрессии противника командный отряд отрабатывает в обороне, если же атаки нет, то сам идет в наступление. К нему добавьте целителя (Add Leader: Priest) и псайкера (Add Leader: Psyker), чтобы видеть невидимых бойцов.
При накоплении достаточного количества ресурсов улучшите главное здание. Старайтесь не терять отряды гвардейцев, так как строительство нового отряда стоит 160 единиц и появляется всего пять пехотинцев, а при пополнении каждый пехотинец стоит всего 20 единиц. Пока главное здание улучшается, усовершенствуйте посты и постройте два генератора. На данном этапе энергия для вас немного важнее, чем стратегические пункты. Поэтому потери реликтов не столь ощутимы. После улучшения главного здания закладывайте фундамент механизированного штаба (Mechanized Сommand), и делайте улучшение на добычу энергии. В штабе делаем депо василисков (Basilisk Depot) и строим трех василисков (Basilisk) подряд. Третий василиск может появиться, только если вы построите второй механизированный штаб. С появлением хотя бы одного такого бойца вы оттесните вашего противника. Для того, чтобы василиск чувствовал себя в безопасности, обустройте место для него турелями так, как показано на картинке.
«Достать» ваших василисков из этого укрытия будет совсем не просто. А вот они могут достреливать буквально до базы противника. |
Обладая тремя василисками, вы легко оттесните врага и возьмете контроль над картой и реликтами. В главном здании нанимайте целителей.
Разработайте тактический контроль (Tactica Control), с помощью которого нужно сделать улучшение для увеличения количества бойцов в отряде командиров. Целители и отряд командиров нужны будут для уничтожения постов противника, так как василиски с ними плохо справляются. Артиллерийский обстрел василисков поможет против армии противника и не позволит ей эффективно бороться с вашими передовыми отрядами.
Главная задача на данный момент — порушить экономику врага и занять освободившиеся реликты. Тем временем вы заметите, что ваш доход энергии стал невероятным. А затраты — не столь существенны, поэтому можно потратить ее на ускорение добычи пунктов влияния. И произвести еще одно улучшение главного здания.
Сразу после этого производим снайпера. Его атака поможет против командиров противника, а радиус обзора увеличит эффективность василиска. В казармах производим касркинов и огринов (Ogryn) со всеми улучшениями, которые можно сделать при помощи тактического контроля. Весь остальной лимит пехоты занимайте гвардейцами с плазмометами (Plasma Gun), затем стройте одного-двух комиссаров (Comissar) для поддержания боевого духа. А лимит техники занимаем стражами (Sentinels) для уничтожения вражеской техники.
Теперь бежим в атаку. Этой совокупной огневой мощи вам хватит для того, чтобы разнести вашего противника в пух и прах, тем более что он, лишенный постоянной материальной подпитки, не сможет своевременно строить подкрепление. Победа!
Хаос
Благодаря новым правилам относительно невидимых бойцов, а также прибавлению в арсенале десантников Хаоса нового плазменного оружия они становятся крайне эффективными на высоких уровнях развития. А новая система перехода на эти самые уровни позволяет достичь их гораздо раньше. Ожидаемые изменения коснулись апокалипсисов (Obliterator Squad), максимальное количество отрядов которых ограничилось единицей, а также одержимых (Possessed Squad), тоже с одним отрядом. Эти изменения (в сочетании с изменениями в других расах) пошли на пользу Хаосу и, таким образом, немного «подтянули» его до уровня других.
Хаос против эльдаров
Карта: «Падший город» (Fallen City)
Это — одна из самых популярных и действенных стратегий на полях сражений Gamespy. Здесь от вас потребуется достаточно высокий уровень микроуправления, однако это практически все, что от вас нужно. Чаще всего высокий уровень микроуправления измеряется тем, что вы можете одновременно и управлять войсками, и вести экономическое развитие. Здесь же экономика не требует особого внимания, поэтому вы сможете сконцентрироваться на контроле в бою, что и принесет вам победу.
Не подходи — убьет! |
Первый еретик (Heretic) строит храм Хаоса (Chaos Temple). В оплоте ереси (Desecrated Stronghold) тренируйте второго рабочего, который также помогает строить храм Хаоса. Для ускорения этого процесса нужно использовать принудительный труд (Force Labour). Затем натренируйте три отряда культистов (Cultist Squad), которые будут занимать точки влияния, а еретики будут строить на них посты (Fortified Position Add-on). В храме Хаоса нанимаем два отряда рапторов (Raptor Squad), каждый из которых отправляем к противнику. Но делать это нужно не просто так, а через дальний проход.
Первый отряд культистов занимает ближайшую точку влияния к главному зданию и одному из выходов с базы. Захватив ее, идет к противнику. Такой маневр позволяет напасть на врага сразу с двух сторон одновременно и не даст возможности эффективно вам противостоять. Ваша главная задача сейчас — снимать флажки и убивать рабочих. В каждом отряде рапторов должно быть не меньше пяти бойцов. Старайтесь не потерять отряд культистов, атакующий противника.
Постепенно, захватив все ближайшие точки и реликт и возведя в сумме пять постов, начинаем сооружать термоплазменный генератор (Thermo Plasma Generanor). Делаем улучшение главного здания. Все это время развлекаем противника своими визитами вежливости, не давая ему экономически развиваться.
После улучшения главного здания возводим врата машин (Machine Pit), а в самом главном здании делаем улучшение на количество возможной техники. В готовых вратах машин производим хищников (Chaos Predator). Если вы все сделали правильно, то у вашего противника просто не было возможности подготовить эффективное противодействие вашей технике, так как у него не было необходимого количества ресурсов и времени. Поэтому, перейдя в решающую атаку, вы сможете получить тотальное превосходство над противником, что позволит вам одержать яркую и заслуженную победу.
Космодесант
Новая система перехода на более высокий уровень развития дала больше вариантов развития этой расы. Однако, как и ожидалось, третий уровень развития космодесанта был очень сильно урезан в возможностях. Так, например, отныне можно иметь максимум по одному отряду различных терминаторов. Это, опять-таки, пошло на пользу игровому балансу.
Космодесант против некронов
Карта: небольшая
Одна из самых эффективных и оригинальных стратегий Warhammer: в ней используется принцип: «пан или пропал». Для исполнения этой стратегии вам понадобится много мужества, а также солидный уровень микроконтроля.
Первый служитель (Servitor) возводит кельи-казармы (Chapel-Barracks). В главном здании нанимаем второго рабочего, который построит оружейную (Armory). Также необходимо натренировать два отряда разведчиков (Scout Marine Squad), которые будут захватывать точки влияния. В казармах строим командора (Force Commander). На всех захваченных точках возводим радарные посты (Listening Post).
В ту секунду, когда командор выйдет из казарм, продаем главное здание. На вырученные средства делаем улучшение плазменные пистолеты (WarGear: Plasma Pistols), и начинаем нанимать штурмовиков (Assault Marine Squad). Командор отправляется к противнику. К тому моменту, как он подойдет к базе врага, улучшение плазменные пистолеты будет готово, и наш вояка начнет расстреливать с невероятной скоростью воинов некрона (Necron Warriors). Через некоторое время к нему присоединятся и штурмовики. Не делайте больше шести штурмовиков в каждом отряде, а лучше стройте больше отрядов. Также не забывайте строить посты на точках влияния.
Этого всего вам будет достаточно для того, чтобы ошарашить врага внезапным вторжением подавляющих сил и одержать эффектную и убедительную победу.
Империя Тау
Одна из самых неоднозначных рас в игре. Если ваш противник не обременен большим опытом и ваше микроуправление на хорошем уровне — вы будете выигрывать. Однако если ваш враг — хороший игрок за любую другую расу, хорошо понимающий недостатки Тау, то избежать поражения достаточно сложно. Так, например, при игре космодесанта против Тау самая главная задача — успеть подобраться к войскам Тау на расстояние выстрела, не получив больших повреждений. Рядовой противник наверняка постарается напасть с тыла либо пустить вперед командира. Опытный же враг построит транспорт, поместит туда армию и подлетит к вашей армии и выгрузит десант. Очевидно, что в таком случае битва будет закончена в считанные сек2унды.
Империя Тау против космодесанта
Эта стратегия невозможна для применения без высокого уровня микроуправления, поэтому если этого у вас нет, то лучше выбрать другую расу. Это развитие основано на возможности укрыться за постами, а также высоком атакующем потенциале ваших бойцов.
Первая землеройка (Caste Builder) строит бараки Тау (Tau Barracks) и генератор. В главном здании нанимайте второго рабочего, который помогает первому, и три отряда невидимок XV-15 (Stealth team XV-15), которые будут захватывать точки влияния. Затем следует сделать улучшение реактивный ранец (Jetpack).
Первый отряд невидимок отправится на базу к противнику, чтобы снять флажок с одной из точек влияния, а также поставить свой. В готовых бараках закажите командира Тау (Tau Commander) и отправляйте его к врагу, не забыв оснастить огнеметом (Heavy Fkamer). Сейчас главная задача — захватить как можно больше точек влияния и ставить на них посты. При первой же возможности их следует улучшать. Энергии будет недостаточно, поэтому на лишние средства нужно строить отряды огненных воинов (Fire Warriors) (в количестве трех штук) и генераторов — две штуки. Количество огненных воинов в отрядах — три-пять бойцов.
После третьего генератора строим путь к просвещению (Path to Enlightenment), постепенно отбиваясь от атак противника. В этом вам помогут мины, расставленные на заранее выбранном месте поля сражения. Как только путь к просвещению будет вымощен желтыми кирпичами, сделайте улучшение пульсарные ружья (Pulse Rifle) и заложите фундамент еще одного генератора. Нашему командиру нужно дать плазменное ружье (Plasma Rifle), перед этим сделав соответствующее дополнение.
Зазываем отряд жалящих веспидов (Vespid Stingwing Strain). Их нужно использовать как минимум для трех целей: во-первых, для обнаружения невидимых бойцов, во-вторых, для уничтожения оборонительных сооружений, и, наконец, в-третьих, для разбрасывания отрядов противника в разные стороны. Затем возведите еще один генератор.
Сейчас самое время сделать улучшение на добычу ресурсов и энергии, а также следует дать командиру ракетницу (Missile Launcher). Затем необходимо возвести завод машин (Vehicle Beacon) и начать производство двух отрядов боевых платформ XV88 (XV88 Broadside Team). В готовом заводе машин производим транспорт-невидимку (Devilfish Troop Carrier). Как ясно из названия, он нужен для безопасной транспортировки платформ и установки их там, где надо, и тогда, когда надо. Затем на заводе произведите предвещающих дронов (Drone Harbinger) и идите в атаку. Стараемся держать предвещающего дрона подальше, а самих дронов посылать в самое пекло.
Если вы все сделали правильно и продемонстрировали надлежащий уровень микроконтроля, то победа не заставит себя ждать. Удачи!