Как истончается грань

Еще недавно казалось, что онлайновые игры окончательно выделились в совершенно отдельный жанр. Со своей субкультурой, традициями и даже своими игроками, позабывшими о других играх ради традиционных ежедневных рейдов. И поводов для такого умозаключения хватало с лихвой.

Посудите сами. Вот игрок, наш с вами коллега. Вычитывает в журнале про очередные замечательные новинки, идет в магазин, потом с упоением играет неделю. Тот, кто понапористей, — смотрит демоверсии до релиза, а после него углубляется в изучение тактик, повторно проходит любимую игру каким-нибудь хитрым способом.

Игрок «онлайновый» устроен иначе. Лишь единицы умудряются прыгать из одного проекта в другой, большинство же выбирает свою любовь на ближайшие годы и с завидным упорством развивает персонажа. Вместо покупки игр — повременная оплата доступа или условная бесплатность, которая порой оказывается даже дороже. Тысячи часов в игровом мире. Сотни, а то и тысячи долларов, вложенные в прогресс или антураж. Десятки журнальных и интернет-страниц с советами, описаниями квестов, подземелий и стратегий обогащения. Жизнь по расписанию, ежесуточный ритуал участия в судьбе своего «второго я»...

Теперь зайдем с другой стороны. Ведь фактически любой жанр существует и с приставкой «онлайн». И дело не ограничивается очевидными ролевыми играми, где одиночным «Готикам» и «Ведьмакам» откликаются из сети World of Warcraft и Aion. Есть какой-нибудь Splinter Cell, а есть Team Fortress 2 — что это, как не онлайн-боевик? Или тот же StarCraft 2, кампанию которого все никак не доделают, а сеть не остывает ни на секунду: десятки тысяч игроков рубятся друг с другом, не пройдя даже обучающей миссии. Онлайн-стратегия в чистом виде. Существуют и онлайновые экономические менеджеры (нет, я не про «Форекс»); можно смело утверждать, что в сети на сегодняшний день возникли зеркальные отражения всех известных нам жанров, со своими разработчиками, бюджетами и игроками...

А теперь давайте, для разнообразия, опровергнем с таким трудом сделанные выводы. И на секунду заглянем не в сегодняшний день, а в завтрашний, хотя отдельные признаки будущих перемен видны уже сейчас. Фирма Blizzard анонсировала возможность общения между игроками — в том числе находящимися сейчас в разных играх. Steam связывает между собой подписчиков, ненавязчиво привнося элементы онлайна в, казалось бы, совершенно «офлайновые» проекты. Начиная с Red Alert 3 привычным делом стал поиск партнеров для прохождения одиночных миссий. Полным ходом идет интеграция с социальными сетями и платежными системами. Не пройдет и пяти лет, как грань сотрется. Онлайн, с таким трудом оторвавшийся от основного потока игр, опять сольется с ним в единое целое. И, вернувшись на родные просторы, принесет во все жанры уникальный опыт, нажитый за годы самостоятельности. Мы с вами станем свидетелями этому.