Эротика в играх: где находится «грань приличия»?
Старт рубрики признан удачным — теперь она поселится тут всерьез и надолго. От номера к номеру может меняться состав авторов, но неизменным останется одно: дискуссионная тема и три точки зрения — без купюр и строгой цензуры.
ТИМУР ХОРЕВ
Когда речь заходит об эротике в играх, я вспоминаю скандал с «батистовыми трусиками Ренфри» из саги о ведьмаке Сапковского. Польские литераторы первое время были в глубоком шоке от постельной сцены в книге жанра фэнтези. Но что, по сути, плохого случилось? Ничего! Испортили батистовые трусики повествование? Нет.
С играми — точно такая же история. Mass Effect не становится хуже от Шепардовских «близких контактов третьего рода». Если ведьмак способен приглянуться дриаде — какая разница, чем они занимаются в кустах? Однополый секс не сделал хуже Dragon Age.
Игры — искусство визуальное. Грань приличия прописана в правилах, ее определяют цензурные комитеты. Но настоящие мастера дизайна, даже удерживаясь в строгих рамках рейтингов, могут создать в играх превосходные эротические сцены. Сейчас роман с постелью в финале — правило для ролевой игры. Сексапильная героиня боевика от третьего лица — стандарт индустрии. Даже стратегии в наше время не обходятся без стриптиза и поцелуев.
И это хорошо, потому что эротика много лет считалась куда как большим «злом», чем массовые убийства, тухлые зомби, лужи крови и развешанные по стенам кишки. Для многих это и сейчас так. Но мир постепенно меняется. Красота понемногу делает свое дело — спасает его.
Конечно, когда в игре появляются декольте и батистовые трусики, грань между хорошим вкусом и пошлостью истончается. Но давайте доверять разработчикам. Хорошую игру эротика не испортит. Плохой — не поможет.
ДЕНИС ДАВЫДОВ
Грани приличия не существует. Есть наши воззрения на то, где и какой она должна быть. А наша позиция определяется общественным укладом. В некоторых мусульманских странах, не столь отдаленных, женщины носопырку боятся за пределами дома показать, а в Москве, как жара настала, стриптизерши в барах могли отправляться на отдых.
Да, разумеется, наше общество обожает распространять доктрины «охраны чресел от недостойных глаз» на новые явления, которых не понимает и поэтому боится. И даже мы с вами — лично вы и лично я — принадлежим к этому обществу, поэтому спрячьте усмешку — будь это не знакомые вам компьютерные игры, а нечто иное, боюсь, вы рассуждали бы как многие защитники непорочности.
Для нашего общества нормально нацепить на компьютерные игры оковы целибата, одеть цифровые модели девушек в робы, а наличие поцелуя расценивать как посягательство на ум несовершеннолетних... а если взасос — то и на душу. Это — крайность, сбивающая с толку. Либо мы с ней боремся, либо ее придерживаемся, а вот трезво думать во время сражения сложновато...
С моей точки зрения, ответ прост. В компьютерных играх может быть любой уровень эротики, в целом принятый на уровне культуры. Какой у нас уровень эротики в кино? Во, отлично. Только помнить, что в кино не дают «поуправлять», и тут есть разница. И поэтому нужны...
...Настройки. Как делают иногда для уровня сложности. Щелк — постельные сцены за кадром, щелк — бикини непрозрачны, и так далее.
Нужны и удобные опции родительского контроля, чтобы ограничить чад младых от чрезмерного употребления виртуального секса прежде познания естественного. И так далее. Не нравится? Отключи. Нравится? Пусть не стоят на хвостике мыши.
С нетерпением жду второго «Ведьмака». А грани приличия не существует.
АЛЕКСЕЙ ШУНЬКОВ
Для начала давайте определимся, о каких играх пойдет речь. Ведь явно не о тех, где эротическая составляющая достигает 100% игрового процесса, — обычно это крайне убогие уродцы от индустрии, с корявыми модельками, мутными текстурками и полным отсутствием смысла. Сложно поверить, но в это даже кто-то играет (видимо, пребывая в перманентной эйфории от внезапно нахлынувшего чувства собственной взрослости).
Ну так вот, мы не об этом. А об играх, где эротика выступает такой же частью игрового мира, как звездное небо, синее море и сидящий в засаде отряд эльфийских лучниц. В «Ведьмаке» секс — что-то вроде мини-игры за кулисами основного сюжета (и, кстати, очень в духе героя Сапковского). В The Sims — полноценная часть отношений между персонажами. В Larry или Wet — основа сюжета. Примеры очень разные, но во всех случаях перед нами не пошлость, а прекрасные игры с крайне уместными элементами эротики. Почему так?
На мой взгляд, дело в подаче. Когда эротика соседствует с юмором, радостью и духом озорного приключения, в ней нет и не может быть ничего «неприличного». Весь срам начинается, когда секс норовят смешать с грязью, чем-то постыдно-запретным, недоговоренным и табуированным. Именно здесь и пролегает искомая грань.
Ведь можно и поцелуй показать так, что чертей стошнит. А можно сделать веселую игру о съемках порнофильмов или о неудачливом герое-любовнике. Ведь секс, если вдуматься, очень смешная штука.