Они пришли не с миром. Space Invaders
С чего начинается инопланетное вторжение? Вариантов может быть много — от объявления войны по всем правилам до внезапного уничтожения Белого Дома в День независимости. Но в 1978 году вторжение началось с простой фразы: «Вставьте монету».
Инопланетные причины земного дефицита
Угловатые, ступенчатые, похожие на осьминогов и медуз существа неумолимо приближаются к цели — порабощению (или уничтожению? да кто ж их знает...) всех людей до единого. Молчаливо и непреклонно движутся они слева-направо, вниз, справа-налево, вниз... И все, что стоит между инопланетной ордой и родной планетой, — крохотная лазерная пушка, ездящая из стороны в сторону и огрызающаяся короткими импульсами. И этого вполне хватало, чтобы игроки скармливали автомату монету за монетой — настолько усердно, что скоро в Японии начал ощущаться серьезный дефицит кругляшков номиналом сто иен.
В кого стрелять можно?
Вторжение могло и не состояться. По изначальной задумке игрок должен был уничтожать танки, корабли и самолеты, но тогдашние игровые автоматы просто не смогли нормально показать движение техники — особенную проблему создали аэропланы, которые ни в какую не хотели летать естественно. С наступающими человечками было бы проще... Но разработчик решил, что уничтожать безвольно идущих на смерть солдат аморально, пусть даже они и враги, захватчики и вообще «плохие ребята». После некоторых раздумий он вспомнил, что на экраны вот-вот выйдет фильм под названием «Звездные войны» — и в нем будут злые инопланетяне. Инопланетяне! Вот уж кого можно убивать без всяких угрызений совести...
Так было найдено решение.
Войти в историю за одну монетку
Впервые в истории игровых автоматов аппарат запоминал набранные игроками очки и сводил их в единую таблицу рекордов. Мелочь, но какая! Пусть еще нельзя было вписать свои инициалы напротив строки с цифрами, но как приятно сознавать, что вот это число в самом верху списка — твое достижение. И насколько обидно, если до первого места не хватило всего лишь десяток-другой очков... Настолько обидно, что хочется бросить еще одну монетку и на этот раз уже наверняка обыграть неизвестного рекордсмена.
История не сохранила имена чемпионов каждого игрового салона в мире, и неизвестно даже, кто был лучшим в каждой конкретно взятой стране. Зато мировой рекорд — внесенный в Книгу рекордов Гиннесса, кстати, — принадлежит Джастину Бакстеру. Установлен он был в декабре прошлого года на игровом автомате, который Джастин нашел в буквальном смысле слова на свалке. На то, чтобы набрать 145 680 очков, ему потребовалось тренироваться в общей сложности пятнадцать недель. Предыдущий рекорд продержался семнадцать лет.
Они наступают!
Нанеся первый удар по Земле при помощи игральных автоматов, пришельцы тем не ограничились. В 1980 году фирма Atari перенесла Space Invaders на свою домашнюю игровую приставку — и это была первая игра, портированная по лицензии. Что интересно, после этого продажи Atari 2600 удвоились.
Потом были NES, ZX-Spectrum и многие другие — хотя бы одна версия этой игры есть на любой игровой платформе. В новых вариантах пытались разнообразить игровой процесс, улучшить графику, а то и полностью изменить внешний вид, но суть оставалась той же: враги неуклонно наступают, одинокая маленькая пушка отстреливается.
Но если бы все ограничилось игровыми системами... Нет, масштабы инопланетного вторжения куда шире: этой игре посвящают песни, ее можно увидеть во многих кинофильмах, пришельцев из нее можно встретить на городских улицах по всему миру и даже на холодильниках землян...
Что тут скажешь? Вторжение удалось.