Искусство шпионажа

12.01.2009 18:03

Приветствую всех читателей журнала. Для большинства я более известен под игровым псевдонимом White-Ra и за свою игровую карьеру успел испробовать многие популярные стратегии, поучаствовать в различных чемпионатах по Warcraft 2, Red Alert, Warcraft 3, Warhammer 40 000 и, конечно же, Starcraft. В каждой игре есть свои особенности, но их объединяет несколько вещей: умение грамотно построить игру, обращаться с мышкой и клавиатурой и, наверное, самое главное — желание победить противника. Используя свой опыт в Starcraft (эта игра считается самой сложной и глубокой RTS) и приводя примеры из других игр, я постараюсь помочь вам побеждать в тех стратегиях реального времени, которые любите именно вы. Ведь базовые принципы везде схожи, и вам останется лишь провести параллели.

В первой статье цикла речь пойдет о разведке. Во многих текстах раз за разом повторяется фраза «не забывайте вести разведку», но обычно на этом советы и заканчиваются. Мы же исследуем эту тему глубже и таким образом достигнем хорошего понимания вопроса. Теоретическая часть будет подкреплена примерами из моей собственной киберспортивной практики. Вот список тем, на которые мы обратим внимание.

  • Ранняя разведка
  • Противодействие вражеской тактике
  • Разведка в середине партии
  • Правильная позиция на поле боя
  • Типы войск
  • Скорость принятия решений
  • Слабое место в позиции противника
  • Разведка на поздних этапах
  • Контрразведка
  • Агрессивная разведка

Ранняя разведка

Раннее обнаружение противника сразу дает вам понимание того, что происходит по другую сторону баррикад, и исключает фактор неожиданности, направленный против вас. Типичный пример — такой часто используемый прием, как «Rush» (быстрая атака в ущерб экономике). Наверное, многие сталкивались в своей практике с таким действием со стороны противника: вы спокойно развиваетесь, строите наполеоновские планы, и вдруг откуда ни возьмись на вас нападает большой отряд, состоящий из первых доступных к производству бойцов. А вам, попросту говоря, нечем от него отбиться, и вы, естественно, вынуждены сдать игру. Но, если провести разведывательную операцию, несложно узнать, что готовится быстрая атака, и к ней можно подготовиться.

Случай из практики: в одной из решающих игр на китайском турнире мой противник решил пойти в быструю атаку «собачками» (zerglings). Но благодаря быстрой разведке я их заметил и принял контрмеры — построил на базе две фотонные пушки. В итоге, отбившись от этой атаки, в дальнейшем я смог одержать легкую победу за счет экономического развития. В свою очередь экономика противника была подорвана ставкой на быструю атаку.

Когда вы обнаружите стартовую дислокацию противника, это даст вам понимание дальнейшего развития и определит выбор места для создания обороны. Станет гораздо понятнее, в каком месте построить бараки, заводы, дополнительные базы, с какой стороны ждать гостей и в каком месте можно будет провести диверсию.

Вы сможете понять, идет ли ваш оппонент в быстрое развитие или делает ставку на экономику. Или, может, он решил выбрать оборонительную тактику? Но против всех этих вариантов у вас будет свой козырной туз в рукаве. Давайте рассмотрим варианты.

  1. Если ваш противник решил пойти в быстрое развитие технологий, то у него будет меньше войск по сравнению с вами, и этим можно воспользоваться.

  2. Если выбрано экономическое развитие, у него также будет меньше войск, пока экономика не начала приносить дивиденды. За это его тоже можно наказать. Но есть и другой вариант — попробовать захватить себе еще больше ресурсов и самому уйти в развитие.

  3. Если у вашего противника оборонительная тактика и он потратился на защитные сооружения, не суетитесь. Вы спокойно можете построить себе дополнительную базу, а впоследствии ваша армия будет гораздо сильнее.

Случай из практики: играя на одном из турниров по Warhammer 40 000, я провел раннюю разведку и увидел строящийся газовый накопитель. Мне сразу стало ясно, что мой противник решил уйти в быстрое развитие. Я недолго думая собрал ударный отряд и пошел в атаку, которая и принесла мне победу.

Это простые (хотя и очень важные) примеры и принципы, но они характерны лишь для начала игры. А что же делать дальше? Конечно же, продолжать разведывать и собирать информацию о противнике. Итак, посмотрим, как разведка послужит нам после дебюта.

Разведка в середине партии

Как правило, к этому моменту оба игрока обладают достаточно большими армиями и готовы вести крупномасштабные действия. Очень важную роль в исходе сражений играют выбранная позиция, типы войск, скорость принятия решения, определение слабого места в редутах противника, грамотный контроль своих войск. Для того, чтобы вы смогли правильно оценить ситуацию, вам тоже понадобится информация. Разберем каждый пункт подробней.

Правильная позиция на поле боя

В большинстве стратегических игр есть огромное множество различных карт, которые отличаются между собой рельефом, количеством ресурсов и всякими хитростями. Когда начинается бой, преимущество имеют те войска, которые могут находиться на возвышенности. Плюс очень важно напасть всей армией одновременно и по возможности с широкого радиуса, не лезть на противника через узкие проходы. Поэтому нужно вначале всегда посылать разведчика впереди своих войск, чтобы не оказаться в невыгодной позиции.

Это важно: постарайтесь не потерять своего разведчика и, если ему угрожает опасность, уводите подальше. А чуть позже он сможет вернуться и снова принести полезную информацию. Ведь один мелкий отряд, передающий сведения с вражеской территории, может стоить десятка танков на вашей базе.

Типы войск

В каждой из игр есть выбор различных типов войск. Тот, кто подберет наилучшую комбинацию бойцов, сможет эффективно противодействовать армии противника и в результате одержит победу. Поэтому нам нужно все время проводить разведку и смотреть, какие войска есть у противника и что у него строится на базе. Далее, в соответствии с увиденным, нужно производить себе такую армию, которая смогла бы противостоять войскам противника. Это простой принцип, но, как показывает практика, многие им пренебрегают. И потом могут оказаться с массой ПВО против танков или с танками против бомбардировщиков. Исход печален. Учтите, что, когда вы увидите вражескую армию на подходе к своей базе, зачастую уже будет поздно что-то менять.

Скорость принятия решения

Иногда многие игроки долго раздумывают, нападать им на врага или нет, и пока они это делают, противник сам начинает активные боевые действия, заставляя вас напрягаться. Поэтому вам нужно стараться по возможности принимать быстрые и правильные решения (атаковать врага или нет), что будет тяжело без разведки, так как вы рискуете принять неверное решение, не имея достоверной информации о противнике (и это может привести вас к поражению). Иными словами, скорость игры должна напрямую стыковаться с информацией.

Отсюда можно сделать и еще одно важное наблюдение — если у вас нет под рукой отряда, который вы используете для разведки, берите что-нибудь другое. Кроме обычных шпионов на такую роль вполне может подойти одинокий мечник или легкий ракетный фрегат, стоящий без дела. Разведку можно вести и передовым отрядом вашей армии, выманивая защитников базы к основным силам.

Слабое место в позиции противника

Определить его вам поможет только разведка. Иногда игрок разбивает свою армию на части или же забывает укрепить позиции. Этим можно и нужно воспользоваться, ударив его в уязвимое место.

Случай из практики: на одном из турниров в Китае я сидел в студии и смотрел игру в Warcrаft 3 между украинским игроком HoT (раса — ночные эльфы) и китайским профессиональным игроком TH000 (раса — люди). В самом начале игры, еще до появления героев, HoT провел разведку и увидел, что его противник берет с собой ополченцев и бежит к золотой шахте с целью захвата побочной базы. Не теряя времени, HoT побежал своими лучницами и появившимся героем в то место, где уже начинался бой. В результате он помешал противнику зачистить территорию и поставить ресурсную базу, уничтожив множество его бойцов. Преимущество в деньгах не заставило себя ждать.

Другим примером была моя игра против корейского киберспортсмена на лиге PGL, финал которой тоже проходил в Пекине. Это был сражение протоссов с землянами, в котором я играл за протоссов. Бой шел ровно, но в какой-то момент я заметил, что землянин планирует захватить себе дополнительную ресурсную базу. Однако для этого ему пришлось растянуть свою оборону. И в тот самый момент, когда мой противник начал укрепляться на дополнительной базе, я всей армией напал на это место, прорвал оборону и уничтожил побочную базу. Это привело к преимуществу, которое в дальнейшем помогло мне выиграть эту партию. И ключевую роль опять же сыграла разведка.

Разведка на поздних этапах

Обычно к концу игры уже прошло множество крупномасштабных битв и преимущество несколько раз переходило от одного игрока к другому. Но ресурсы бесконечными не бывают, и тот, кто сможет контролировать последние остатки былой роскоши, будет ближе к победе. Для этого необходимо постоянно держать разведчика на незанятом ресурсном месторождении и, увидев неприятеля, постараться не дать ему укрепится в этом месте.

Кроме этого, очень важно знать, какие постройки есть у противника. По ним вы сможете определить, какие именно технологии он развивал. Также в этой стадии игры очень важно знать, в каком направлении передвигаются вражеские войска, чтобы быть готовым достойно их встретить. Ведь армии здесь уже нешуточные.

На заметку: в очень многих играх самые лучшие разведчики получаются из отрядов, которые не видны обычным бойцам. Тут можно провести параллели и с MMORPG. Если в Starcraft на такую роль отлично годится протоссовский наблюдатель (observer), то на полях сражений World of Warcraft — разбойник или друид в форме кошки. Цените такие войска и персонажей.

Контрразведка

Учтите, что не только вы будете пытаться разведывать! Поэтому важная часть игры — противодействие вражеским агентам. В первую очередь старайтесь не пустить разведчика на вашу территорию — заблокировать его или уничтожить на подходе. Если все-таки вашему оппоненту удалось проникнуть к вам на базу и раскусить ваш план, постарайтесь поменять свою тактику, этим вы сможете поставить врага в тупик. Если чужая разведка обнаружила позицию ваших войск, желательно ее поменять. Это делается по нескольким причинам — во-первых, чтоб не подвергнуться атаке дальнобойной артиллерии или других типов дальнобойного оружия. Во-вторых, противник будет ждать атаки с того направления, где стоят ваши войска, а если поменять их позицию и остаться незамеченным, то можно провести неожиданный удар во вражеский тыл.

Это важно: если на вашей базе разгуливает разведчик неприятеля, постарайтесь быстро уничтожить его, а уже потом строить важное здание. Цель контрразведки — дать минимум информации врагу.

Агрессивная разведка

Агрессивная разведка заключается в том, что помимо сбора информации вы можете своим разведчиком делать мелкие пакости, отвлекая оппонента от развития. На примере Starcraft я приведу несколько вариантов.

  1. Совершая разведывательный рейд к своему противнику-землянину, вы можете своим рабочим атаковать строителя, занятого возведением здания. Если оппонент будет игнорировать ваши агрессивные действия, то вы попросту уничтожите чужого рабочего, тем самым затормозив развитие землянина. Единственный выход вашего противника — отправить другого рабочего атаковать вашего, но это тоже играет вам на руку, так как в то время, которое противник тратит в погоне за вашим разведчиком, он не собирает минералы своим рабочим.

  2. Ваш разведчик-рабочий может построить на базе оппонента свое здание, которое будет мешать рабочим противника.

  3. Можно отвлекать чужих рабочих от добычи минералов, нападая на них своим разведчиком и сразу уезжая. Потом снова нападать и уезжать.

Принцип агрессивной разведки очень хорошо иллюстрируется на примере космической стратегии Sins of a Solar Empire. В этой игре можно атаковать роботов-строителей своими скаутами, заставляя противника потратиться на защитные сооружения или отвести боевой флот на борьбу с вашими шпионами. В принципе, такие вещи можно проворачивать в любой игре, где есть сборщики ресурсов.

Это важно: учтите, что, занимаясь всем этим, вы должны не забывать свою собственную базу. Поэтому агрессивная разведка требует хорошего микроконтроля. Иначе вы затормозите не противника, а самого себя.

Я надеюсь, после этой статьи вы по-настоящему оценили важность такого элемента, как разведка. Мы разобрали основные моменты, возникающие на различных стадиях игры, поговорили о контрмерах по отношению к чужим шпионам и не забыли об агрессивной разведке. Добавив все эти советы к своему арсеналу знаний, вы сможете одерживать все больше и больше новых побед.

В следующей статье мы поговорим о различных игровых стилях, таких как агрессивный, оборонительный, пассивный, диверсионный. Расскажем о том, как противодействовать каждому из них и как нащупать свою игру. А напоследок — домашнее задание.

Домашнее задание

Я задам вам несколько вопросов, а свои ответы на них дам в следующей статье.

  1. В игре Warcraft 3, играя за людей, кем и почему нужно осуществить разведку в начальной стадии игры?

  2. Некоторые игроки в Starcraft строят на месте, предназначенном для вашего газа, свой собственный. Они тратят на это свои ресурсы, но считают, что это все равно может быть выгодно. Почему?

  3. Что надо сделать при игре за землян в Starcraft Brood War, чтобы чужой разведчик не проехал к вам на базу?

  4. Как нужно экипировать разведчиков в такой игре, как Counter Strike?

  5. Играя в Starcraft, вы приезжаете своим разведчиком к противнику и не находите у него других строений, кроме главного здания. Что это может значить? Каковы ваши дальнейшие действия?

  6. Вы играете за зергов, к вам приезжает чужой разведчик и почти добивает вашего рабочего. Что нужно сделать, чтобы ваш раненый рабочий полностью восстановил свое здоровье?

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.