Искусство шпионажа
Приветствую всех читателей журнала. Для большинства я более известен под игровым псевдонимом White-Ra и за свою игровую карьеру успел испробовать многие популярные стратегии, поучаствовать в различных чемпионатах по Warcraft 2, Red Alert, Warcraft 3, Warhammer 40 000 и, конечно же, Starcraft. В каждой игре есть свои особенности, но их объединяет несколько вещей: умение грамотно построить игру, обращаться с мышкой и клавиатурой и, наверное, самое главное — желание победить противника. Используя свой опыт в Starcraft (эта игра считается самой сложной и глубокой RTS) и приводя примеры из других игр, я постараюсь помочь вам побеждать в тех стратегиях реального времени, которые любите именно вы. Ведь базовые принципы везде схожи, и вам останется лишь провести параллели.
В первой статье цикла речь пойдет о разведке. Во многих текстах раз за разом повторяется фраза «не забывайте вести разведку», но обычно на этом советы и заканчиваются. Мы же исследуем эту тему глубже и таким образом достигнем хорошего понимания вопроса. Теоретическая часть будет подкреплена примерами из моей собственной киберспортивной практики. Вот список тем, на которые мы обратим внимание.
- Ранняя разведка
- Противодействие вражеской тактике
- Разведка в середине партии
- Правильная позиция на поле боя
- Типы войск
- Скорость принятия решений
- Слабое место в позиции противника
- Разведка на поздних этапах
- Контрразведка
- Агрессивная разведка
Ранняя разведка
Раннее обнаружение противника сразу дает вам понимание того, что происходит по другую сторону баррикад, и исключает фактор неожиданности, направленный против вас. Типичный пример — такой часто используемый прием, как «Rush» (быстрая атака в ущерб экономике). Наверное, многие сталкивались в своей практике с таким действием со стороны противника: вы спокойно развиваетесь, строите наполеоновские планы, и вдруг откуда ни возьмись на вас нападает большой отряд, состоящий из первых доступных к производству бойцов. А вам, попросту говоря, нечем от него отбиться, и вы, естественно, вынуждены сдать игру. Но, если провести разведывательную операцию, несложно узнать, что готовится быстрая атака, и к ней можно подготовиться.
Случай из практики: в одной из решающих игр на китайском турнире мой противник решил пойти в быструю атаку «собачками» (zerglings). Но благодаря быстрой разведке я их заметил и принял контрмеры — построил на базе две фотонные пушки. В итоге, отбившись от этой атаки, в дальнейшем я смог одержать легкую победу за счет экономического развития. В свою очередь экономика противника была подорвана ставкой на быструю атаку.
Когда вы обнаружите стартовую дислокацию противника, это даст вам понимание дальнейшего развития и определит выбор места для создания обороны. Станет гораздо понятнее, в каком месте построить бараки, заводы, дополнительные базы, с какой стороны ждать гостей и в каком месте можно будет провести диверсию.
Вы сможете понять, идет ли ваш оппонент в быстрое развитие или делает ставку на экономику. Или, может, он решил выбрать оборонительную тактику? Но против всех этих вариантов у вас будет свой козырной туз в рукаве. Давайте рассмотрим варианты.
-
Если ваш противник решил пойти в быстрое развитие технологий, то у него будет меньше войск по сравнению с вами, и этим можно воспользоваться.
-
Если выбрано экономическое развитие, у него также будет меньше войск, пока экономика не начала приносить дивиденды. За это его тоже можно наказать. Но есть и другой вариант — попробовать захватить себе еще больше ресурсов и самому уйти в развитие.
-
Если у вашего противника оборонительная тактика и он потратился на защитные сооружения, не суетитесь. Вы спокойно можете построить себе дополнительную базу, а впоследствии ваша армия будет гораздо сильнее.
Случай из практики: играя на одном из турниров по Warhammer 40 000, я провел раннюю разведку и увидел строящийся газовый накопитель. Мне сразу стало ясно, что мой противник решил уйти в быстрое развитие. Я недолго думая собрал ударный отряд и пошел в атаку, которая и принесла мне победу.
Это простые (хотя и очень важные) примеры и принципы, но они характерны лишь для начала игры. А что же делать дальше? Конечно же, продолжать разведывать и собирать информацию о противнике. Итак, посмотрим, как разведка послужит нам после дебюта.
Разведка в середине партии
Как правило, к этому моменту оба игрока обладают достаточно большими армиями и готовы вести крупномасштабные действия. Очень важную роль в исходе сражений играют выбранная позиция, типы войск, скорость принятия решения, определение слабого места в редутах противника, грамотный контроль своих войск. Для того, чтобы вы смогли правильно оценить ситуацию, вам тоже понадобится информация. Разберем каждый пункт подробней.
Правильная позиция на поле боя
В большинстве стратегических игр есть огромное множество различных карт, которые отличаются между собой рельефом, количеством ресурсов и всякими хитростями. Когда начинается бой, преимущество имеют те войска, которые могут находиться на возвышенности. Плюс очень важно напасть всей армией одновременно и по возможности с широкого радиуса, не лезть на противника через узкие проходы. Поэтому нужно вначале всегда посылать разведчика впереди своих войск, чтобы не оказаться в невыгодной позиции.
Это важно: постарайтесь не потерять своего разведчика и, если ему угрожает опасность, уводите подальше. А чуть позже он сможет вернуться и снова принести полезную информацию. Ведь один мелкий отряд, передающий сведения с вражеской территории, может стоить десятка танков на вашей базе.
Типы войск
В каждой из игр есть выбор различных типов войск. Тот, кто подберет наилучшую комбинацию бойцов, сможет эффективно противодействовать армии противника и в результате одержит победу. Поэтому нам нужно все время проводить разведку и смотреть, какие войска есть у противника и что у него строится на базе. Далее, в соответствии с увиденным, нужно производить себе такую армию, которая смогла бы противостоять войскам противника. Это простой принцип, но, как показывает практика, многие им пренебрегают. И потом могут оказаться с массой ПВО против танков или с танками против бомбардировщиков. Исход печален. Учтите, что, когда вы увидите вражескую армию на подходе к своей базе, зачастую уже будет поздно что-то менять.
Скорость принятия решения
Иногда многие игроки долго раздумывают, нападать им на врага или нет, и пока они это делают, противник сам начинает активные боевые действия, заставляя вас напрягаться. Поэтому вам нужно стараться по возможности принимать быстрые и правильные решения (атаковать врага или нет), что будет тяжело без разведки, так как вы рискуете принять неверное решение, не имея достоверной информации о противнике (и это может привести вас к поражению). Иными словами, скорость игры должна напрямую стыковаться с информацией.
Отсюда можно сделать и еще одно важное наблюдение — если у вас нет под рукой отряда, который вы используете для разведки, берите что-нибудь другое. Кроме обычных шпионов на такую роль вполне может подойти одинокий мечник или легкий ракетный фрегат, стоящий без дела. Разведку можно вести и передовым отрядом вашей армии, выманивая защитников базы к основным силам.
Слабое место в позиции противника
Определить его вам поможет только разведка. Иногда игрок разбивает свою армию на части или же забывает укрепить позиции. Этим можно и нужно воспользоваться, ударив его в уязвимое место.
Случай из практики: на одном из турниров в Китае я сидел в студии и смотрел игру в Warcrаft 3 между украинским игроком HoT (раса — ночные эльфы) и китайским профессиональным игроком TH000 (раса — люди). В самом начале игры, еще до появления героев, HoT провел разведку и увидел, что его противник берет с собой ополченцев и бежит к золотой шахте с целью захвата побочной базы. Не теряя времени, HoT побежал своими лучницами и появившимся героем в то место, где уже начинался бой. В результате он помешал противнику зачистить территорию и поставить ресурсную базу, уничтожив множество его бойцов. Преимущество в деньгах не заставило себя ждать.
Другим примером была моя игра против корейского киберспортсмена на лиге PGL, финал которой тоже проходил в Пекине. Это был сражение протоссов с землянами, в котором я играл за протоссов. Бой шел ровно, но в какой-то момент я заметил, что землянин планирует захватить себе дополнительную ресурсную базу. Однако для этого ему пришлось растянуть свою оборону. И в тот самый момент, когда мой противник начал укрепляться на дополнительной базе, я всей армией напал на это место, прорвал оборону и уничтожил побочную базу. Это привело к преимуществу, которое в дальнейшем помогло мне выиграть эту партию. И ключевую роль опять же сыграла разведка.
Разведка на поздних этапах
Обычно к концу игры уже прошло множество крупномасштабных битв и преимущество несколько раз переходило от одного игрока к другому. Но ресурсы бесконечными не бывают, и тот, кто сможет контролировать последние остатки былой роскоши, будет ближе к победе. Для этого необходимо постоянно держать разведчика на незанятом ресурсном месторождении и, увидев неприятеля, постараться не дать ему укрепится в этом месте.
Кроме этого, очень важно знать, какие постройки есть у противника. По ним вы сможете определить, какие именно технологии он развивал. Также в этой стадии игры очень важно знать, в каком направлении передвигаются вражеские войска, чтобы быть готовым достойно их встретить. Ведь армии здесь уже нешуточные.
На заметку: в очень многих играх самые лучшие разведчики получаются из отрядов, которые не видны обычным бойцам. Тут можно провести параллели и с MMORPG. Если в Starcraft на такую роль отлично годится протоссовский наблюдатель (observer), то на полях сражений World of Warcraft — разбойник или друид в форме кошки. Цените такие войска и персонажей.
Контрразведка
Учтите, что не только вы будете пытаться разведывать! Поэтому важная часть игры — противодействие вражеским агентам. В первую очередь старайтесь не пустить разведчика на вашу территорию — заблокировать его или уничтожить на подходе. Если все-таки вашему оппоненту удалось проникнуть к вам на базу и раскусить ваш план, постарайтесь поменять свою тактику, этим вы сможете поставить врага в тупик. Если чужая разведка обнаружила позицию ваших войск, желательно ее поменять. Это делается по нескольким причинам — во-первых, чтоб не подвергнуться атаке дальнобойной артиллерии или других типов дальнобойного оружия. Во-вторых, противник будет ждать атаки с того направления, где стоят ваши войска, а если поменять их позицию и остаться незамеченным, то можно провести неожиданный удар во вражеский тыл.
Это важно: если на вашей базе разгуливает разведчик неприятеля, постарайтесь быстро уничтожить его, а уже потом строить важное здание. Цель контрразведки — дать минимум информации врагу.
Агрессивная разведка
Агрессивная разведка заключается в том, что помимо сбора информации вы можете своим разведчиком делать мелкие пакости, отвлекая оппонента от развития. На примере Starcraft я приведу несколько вариантов.
-
Совершая разведывательный рейд к своему противнику-землянину, вы можете своим рабочим атаковать строителя, занятого возведением здания. Если оппонент будет игнорировать ваши агрессивные действия, то вы попросту уничтожите чужого рабочего, тем самым затормозив развитие землянина. Единственный выход вашего противника — отправить другого рабочего атаковать вашего, но это тоже играет вам на руку, так как в то время, которое противник тратит в погоне за вашим разведчиком, он не собирает минералы своим рабочим.
-
Ваш разведчик-рабочий может построить на базе оппонента свое здание, которое будет мешать рабочим противника.
-
Можно отвлекать чужих рабочих от добычи минералов, нападая на них своим разведчиком и сразу уезжая. Потом снова нападать и уезжать.
Принцип агрессивной разведки очень хорошо иллюстрируется на примере космической стратегии Sins of a Solar Empire. В этой игре можно атаковать роботов-строителей своими скаутами, заставляя противника потратиться на защитные сооружения или отвести боевой флот на борьбу с вашими шпионами. В принципе, такие вещи можно проворачивать в любой игре, где есть сборщики ресурсов.
Это важно: учтите, что, занимаясь всем этим, вы должны не забывать свою собственную базу. Поэтому агрессивная разведка требует хорошего микроконтроля. Иначе вы затормозите не противника, а самого себя.
Я надеюсь, после этой статьи вы по-настоящему оценили важность такого элемента, как разведка. Мы разобрали основные моменты, возникающие на различных стадиях игры, поговорили о контрмерах по отношению к чужим шпионам и не забыли об агрессивной разведке. Добавив все эти советы к своему арсеналу знаний, вы сможете одерживать все больше и больше новых побед.
В следующей статье мы поговорим о различных игровых стилях, таких как агрессивный, оборонительный, пассивный, диверсионный. Расскажем о том, как противодействовать каждому из них и как нащупать свою игру. А напоследок — домашнее задание.
Домашнее задание
Я задам вам несколько вопросов, а свои ответы на них дам в следующей статье.
-
В игре Warcraft 3, играя за людей, кем и почему нужно осуществить разведку в начальной стадии игры?
-
Некоторые игроки в Starcraft строят на месте, предназначенном для вашего газа, свой собственный. Они тратят на это свои ресурсы, но считают, что это все равно может быть выгодно. Почему?
-
Что надо сделать при игре за землян в Starcraft Brood War, чтобы чужой разведчик не проехал к вам на базу?
-
Как нужно экипировать разведчиков в такой игре, как Counter Strike?
-
Играя в Starcraft, вы приезжаете своим разведчиком к противнику и не находите у него других строений, кроме главного здания. Что это может значить? Каковы ваши дальнейшие действия?
-
Вы играете за зергов, к вам приезжает чужой разведчик и почти добивает вашего рабочего. Что нужно сделать, чтобы ваш раненый рабочий полностью восстановил свое здоровье?