Vampire: The Masquerade — Bloodlines: Кланы

Опишу их, исходя из личных ощущений.

Бруха (Brujah). Лучшие(и самые простые) рукопашные бойцы в игре. Их дисциплины Celerity(замедление времени), Presence(сильный дебафф защиты врагов) и Potence(сильный бафф рукопашной атаки и силы) позволяют выигрывать любую рукопашную схватку с легкостью. Под конец игры желательно прокачать огнестрельное оружие, для упрощения битв с боссами.

Гангрел (Gangrel). Слабее и сложнее брух, но все равно одни из лучших рукопашников.

Их дисциплина Fortitude позволяет выдерживать большое количество урона, за счет хорошего бафа защиты. Animalism дает хороший дальний бой за счет призванных животных, так что огнестрельное оружие гангрелам можно не качать. Ну и уникальная способность Protean позволяет частично превращаться в зверя, за счет чего бафает рукопашный урон и защиту.

Носферату (Nosferatu). Любое их появление в людном месте вызывает нарушение Маскарада, так что перемещаться нужно в Obfuscate или в канализации, либо просто бегать вдали от людей. Их дисциплина Obfuscate позволяет стать невидимым, причем высокие уровни дисциплины совершенно не ограничивают передвижение и взаимодействие с объектами, в том числе позволяет проводить backstab убийства. Любая атака из obfuscate высокого уровня наносит дополнительный урон. В общем, качать обязательно. Animalism и Potence позволяют биться как в ближнем, так и дальнем бою за счет дисциплин, так что носферату могут вначале не качать особо ни дальний, ни ближний бой.

Тореадор (Toreador). Типичные персонажи-дипломаты(за счет уклона в социальные навыки). За счет Celerity являются при этом неплохими бойцами, причем желательно качать им огнестрельное оружие(в celerity еще и проще целиться). Остальные 2 дисциплины - Auspex(бонус к наблюдательности и, соответственно, дальнему бою и хакерству) и Presence, позволяющий справиться с окружившими врагами.

Тремер (Tremere). Маги. За счет дисциплины Thaumaturgy могут с легкостью уничтожать врагов на дальнем расстоянии. Высокие уровни дисциплины позволяют справится с любым количеством врагов. Dominate позволяет с легкостью справляться с противниками-людьми, за счет мгновенного убийства и возможности переманить на свою сторону. Ну и Auspex опять же дает бонусы к стрельбе и хакерству. Весьма простой клан, аналог брух, но в дальнем бою.

Вентру (Ventrue). Опять же, за счет Dominate способны с легкостью расправляться с людьми, но в отличии от тремер, могут еще и использовать Dominate в диалогах, открывая новые реплики(чаще всего, позволяющие сразу добиться нужного). Однако, в диалогах с вампирами доминирование не работает, так что все же нужно качать Убеждение\Угрозу\Соблазнение. 2 другие дисциплины - Fortitude и Presence, позволяющие снизить получаемый урон до смешных цифр. Однако, убивать все же чем то нужно, так что необходимо все же качать боевые навыки.

Малкавиан (Malkavian). Безумны, что передано в виде полностью измененных диалогов. Не всегда можно понять, о чем вообще строчка ответа. Не стоит использовать для первого прохождения, иначе испортите себе удовольствие. По дисциплинам очень сильны, уникальная дисциплина Dementation по сути является Dominate со слегка измененными эффектами, однако финальный уровень является не массовым суицидом из Dominate, а накладыванием на всех вокруг случайных эффектов из предыдущих 4 уровней дисциплины. Можно использовать в диалогах, как и Dominate, однако эффект обычно очень интересный, человек не просто выполняет то, что приказал ему игрок, а начинает верить во что-то безумное, что ведет к выполнению. К примеру, при встрече с девушкой, которая знала вас еще человеком, вентру может просто приказать ей уйти, в то время как малкавиан убеждает ее, что он является ее давно потерянной черепашкой, которую она случайно смыла в туалет. И она верит и извиняется. Остальные 2 дисциплины - Auspex и Obfuscate(очень желательно прокачать пораньше, т.к. малкавианы плохие бойцы)