За гранью добра и зла: Рецензия на 'Beyond Good & Evil'
Чем сулила обернуться Beyond Good & Evil, новая разработка Мишеля Анселя (Michel Ancel), «папы» Рэймана? Игрой с забавными персонажами, своеобразным графическим стилем, уймой действия и… младенческим сценарием, нагнетаемой изо всех сюжетных щелей детскостью? К счастью, творцу удалось пересилить себя и сделать более подходящий для взрослой аудитории проект. Пусть вас не сбивают с толку мультяшные скриншоты, на которых, среди прочего, красуются человекоподобные свиньи и прямоходящие носороги. BG&E гораздо серьезнее и глубже, чем любая игра из серии Rayman.
За примерами далеко ходить не нужно. Вы можете представить себе товарно-денежные отношения в мире Rayman? А в BG&E первое столкновение с врагом происходит из-за того, что местное РАО ЕЭС отключило электричество в обители задолжавшей героини. Разумеется, рубильник дернули в самую неподходящую минуту: купол защитного экрана, развернутого по случаю воздушной тревоги, нехотя гаснет, и на поселение начинают десантироваться обрадованные инопланетные захватчики.
Пыль в глазах, вода в мозгах
Планета Хиллис, на которой происходит дело, уже давно подвергается налетам со стороны пришельцев. Последние, помимо других бесчинств, похищают население в промышленных объемах. Считается, что с агрессорами очертя голову сражается военная организация Alpha Sections, но жителям от действий заступников лучше не становится. Противники и не думают прекращать свои вылазки, а люди продолжают исчезать.
Видимо, в доблестном охранительном учреждении что-то прогнило. Обращения главы Alpha Sections к населению, круглосуточно транслируемые по местному телевидению, слишком напоминают пламенные речи «отца народов». Газеты сообщают о победах бойцов «Альфы» на всех без исключения фронтах. Опираясь на купленные с потрохами СМИ, Alpha Sections промывает добрым гражданам мозги. Причем промывает убедительно, со знанием дела. Даже главная героиня игры — вольнонаемный репортер Джейд — некоторое время чувствует себя преисполненной благодарности к защитникам народа. Впрочем, она довольно быстро сходится с людьми, придерживающимися другой точки зрения.
Повстанческая организация IRIS Network давно пытается выяснить истинные побуждения Alpha Sections, сорвать шлемы с закованных в черную броню миротворцев. Повстанцы издают подпольные электронные газеты, страницы которых пестрят разоблачениями и жесткой критикой в адрес официальных властей. Не так давно они утратили одного ценного разведчика — бедолага не вернулся с задания — и прибегли к услугам нуждающейся Джейд. Проверив труженицу фотообъектива на благонадежность, тайное общество запросило неопровержимые доказательства порочной сути Alpha Sections. Чтобы получить улики, Джейд должна будет пройти через множество испытаний и распутать клубок зловещего заговора, если заговор действительно существует.
Достучаться до правды
Жанр Beyond Good & Evil почти не поддается определению. О нем, как и о сюжете, не рассказать в двух словах, поскольку он меняет цвета и оттенки с легкостью хамелеона. Всякий переход от неинтерактивной скриптовой сцены к действию на удивление логичен, мягок и лишен каких бы то ни было швов. На первых порах преобладают черты action/adventure: Джейд и ее свиноподобный дядя Пейдж странствуют по планете, общаются с персонажами и ввязываются в потасовки со случайными недоброжелателями. Локации образуют некое подобие архипелага, так что героям приходится преодолевать водные глади с помощью судна на воздушной подушке. Оно служит не только банальным средством передвижения, но и боевым кораблем, а также… гоночным болидом. На Хиллисе проложены четыре трассы, где предлагается померяться силами с шумной толпой соперников и, если повезет, пополнить денежный запас. Конечно, от таких гонок не следует ждать запредельного дизайна трасс и возможности изучить телеметрию. Они довольно просты, но отнюдь не примитивны.
Джейд уверенно держится и вне многофункционального агрегата. Она неплохо обращается с посохом додзе, балует соперников интересными комбо и применяет спецприемы. Со временем в ее арсенале появляются метательные диски, да и привычный посох совершенствуется. Однако хрупкой девушке трудновато справляться с врагами в одиночку. Поначалу ей помогает уже упоминавшийся дядюшка Пейдж — говорящий хряк, персонаж изумительных душевных качеств. Между делом соратники обмениваются остроумными репликами, ломают комедию отношений. Когда непрестанные шуточки, зацикленные на теме хорошо приготовленной свинины, начинают надоедать, находчивые сценаристы выводят одушевленного кабана из действия. Его место занимает Double H, тот самый агент IRIS Network, который долгое время считался пропавшим без вести, но был найден и приведен в чувство стараниями проворной Джейд.
Ваши компаньоны — не просто дополнительная убойная сила, но и шестерни командного геймплея. Double H облачен в особые доспехи, позволяющие безболезненно просачиваться сквозь лазерную защиту и нажимать на недоступные Джейд кнопки. Пейдж, снабженный чудо-прибором «мечта механика», ликвидирует преграждающие путь решетки (Double H, к слову, просто проламывает их головой). В боях эти корпулентные типы не только колотят врагов обособленно от Джейд, но и выполняют с ней красивые парные программы. По велению героини ее соратники сотрясают землю, тем самым подбрасывая врагов ввысь, а она эффектно сокрушает зависших в воздухе гадов мощным ударом посоха. Решение многих пазлов также подразумевает коллективные деяния. Иногда вас разлучают со спутниками, что зачастую служит условным стартовым сигналом для скрытной игры.
Элементы stealth-геймплея проявляются постепенно, по мере внедрения в глубинные структуры предполагаемого врага. Окрестности и помещения ключевых объектов охраняются элитными подразделениями, с которыми очень непросто справиться в честном бою. Поэтому Джейд ужом виляет по неприятельским тылам, ловко проскальзывает за спинами врагов и крадется в тени ползущих по конвейерам ящиков. Впрочем, сторонники чистоты, дезинфекции и напалма не останутся в обиде. Памятуя о них, авторы оставили в моделях воинов зазор, ахиллесову пяту, и это место довольно легко обнаружить. А заключительные стадии принесут еще один геймплейный сюрприз… впрочем, о нем я не скажу ни слова.
BG&E стремится развлечь вас всеми доступными способами. Не позволив как следует распробовать первое, игра тут же преподносит второе. Промариновав игрока в сложной stealth-головоломке, она тотчас окунает его в бурлящий чан первобытного экшена. Вам наверняка понравится шикарно обыгранное сматывание удочек с одной из баз Alpha Sections — вы бежите по петляющим дорожкам, над головой свистят пули, за спиной раздаются взрывы, под ногами то и дело попадаются мины и прочий мусор… Сцена длится не больше полуминуты, но запоминается надолго.
Многообразие смыслов
Не секрет, что столь макабрическое смешение жанров и стилей нередко приводит к рождению уродов. Одни части оказываются более развитыми и интересными, нежели другие, и важная для любого произведения целостность нарушается. BG&E избежала подобной участи. Авторы умудряются показывать высокий класс в любых условиях, отрабатывают каждую тему на совесть. Игра в наперстки в харчевне и многотрудная, в несколько этапов, дуэль с боссом смотрятся одинаково хорошо и безупречно вписываются в игровую материю. Конечно, некоторые развлечения выполнены довольно просто (как те же гонки), но они обычно успевают завершиться еще до того, как вы заподозрите неладное.
В Beyond Good & Evil вряд ли можно найти пазл, который заставил бы вас долго биться над его решением. Все головоломки выстроены достаточно логично, да и игра никогда не перестает осыпать вас «управленческими» подсказками. Здесь, конечно, заметен некоторый перебор: пониженное содержание подобных «хинтов» ничего бы не усложнило. Зато сильно радует отсутствие смертельно надоевших прыжковых «пазлов». Если подвести Джейд к краю платформы, она машинально перепрыгнет на следующую.
Игровой процесс пронизан меркантильным подтекстом: охотой за жемчугом и… фотоохотой за животными. Еще в самом начале игры вы получаете нешуточную просьбу от местных натуралистов: без раздумий фотографировать всякую живую тварь, которая повстречается на пути. Разнообразие видов на планете Хиллис воистину огромно, начиная от различимых лишь в темноте фосфоресцирующих организмов и заканчивая гигантскими морскими существами. За каждую новую фотографию Джейд кладет в «кошелек» некоторое количество кредитов, используемых для покупки приятных мелочей для себя и для судна. Жемчуг же, раздобыть который не так просто, как обычные кредиты, очень ценится на черном рынке. Старателям здорово облегчают жизнь детекторы жемчуга и неизвестных науке животных, показывающие места скопления указанных объектов на карте. Рекомендовано к приобретению в первую очередь.
Чуткий мир
Beyond Good & Evil отличается еще и тщательнейшей проработкой игровой вселенной. За рамками сценария случается масса интересных событий, в потаенных уголках мира таится множество приключений. К счастью, нас не ведут по сюжетной линии железной рукой, позволяя исследовать окружения в свое удовольствие, искать доселе невиданную фауну и совать нос в многочисленные злачные места.
Чувство собственной значимости тоже дорогого стоит. Ваши поступки действительно изменяют настроения публики. Долгие часы вы таскаетесь по базе Alpha Sections, украдкой фотографируете интереснейшие вещи и немедленно отсылаете их в штаб-квартиру IRIS Network, прикрывшись оперативным псевдонимом Shauni. Вернувшись в Pedestrian District — самую густонаселенную локацию игры — вы первым делом видите людей, выкрикивающих антиправительственные лозунги и держащих транспаранты с коряво выведенным «IRIS + Shauni = Peace». В чем дело? Ведь до вашего отъезда ничего подобного не наблюдалось. Заинтригованные, вы заглядываете к сочувствующему повстанцам торговцу, называете пароль, проходите в потайную комнату. В глаза сразу бросается мини-диск с экстренным выпуском издания IRIS. На диске — разгромная статья авторства Shauni и Double H, которую сопровождают ТЕ САМЫЕ фотографии, которые вы нащелкали за последние несколько часов. От внезапного наплыва положительных эмоций впору прослезиться.
Жемчуг навсегда
Внешнее олицетворение BG&E также достойно всяческих похвал. Игра с легкостью использует новомодные графические приемы: тут и «блюр», и «сло-мо». Но дизайнерам никогда не изменяет чувство меры, поэтому 95% игрового времени вы будете любоваться предельно четкой и красочной графикой. Звуковое сопровождение, разумеется, не отстает. Внушительный труд сценаристов требовал первоклассного озвучивания, и авторы не поскупились на хороших актеров. По большому счету, они вообще ни на что не поскупились, и за чисто технические вещи можно быть полностью спокойным. Впрочем, надо помнить, что игра прибыла к нам с приставочных территорий, а этот путь не пройти без лишений… Вопиющие баги исправил первый же патч. Осталась лишь камера, которая порой ведет себя не так, как хотелось бы, но с подобной мелочью можно и нужно смириться.
Забыть Рэймана
Beyond Good & Evil, сотканная из хорошо знакомых и тысячу раз перепробованных ингредиентов, воспринимается как настоящее откровение. Кудесник Ансель сыграл на собственноручно собранном рояле красивейшую мелодию. Возможно, кому-то не понравится скромная продолжительность игры, но я вовсе не считаю это недостатком. Повествование может серьезно пострадать, если изнурять игрока занудным повторением пройденного. И BG&E стала одной из лучших игр 2003 года во многом благодаря тому, что в ней нет ничего лишнего, блеклого и неинтересного.
Оценка AG 91% Превосходно