ArmA 2: Тактика современной войны: Подробный обзор игры специально для Gamer.ru

В младенчестве игровая индустрия была злым и шаловливым ребенком. Почти что как Темный Властелин. Садишься за Panzer General, а стратегия чуть ли не в лицо тебе смеется, издевается и спрашивает: «Ну что, готов прорвать оборону французиков или опять пришел два часа перед монитором посидеть, а потом позорно сдаться?». Игра бросала вызов, не жалела нас и никогда не прощала ошибки. Можно было посреди кампании застрять из-за неверного развития в первых миссиях. Приходилось все начинать заново. Все мы (я хочу верить) воспитаны на тех проектах. У каждого тысяча историй, как он пытался победить игру, и как она упорно сопротивлялась.

Времена смягчили нравы, и сейчас найти что-то подобное – крайне сложно. Но буквально несколько дней назад вышла игра, которая бросает вызов. Она сразу же ставит на место тех, кто считает себя асом в Call of Duty или Battlefield. Встречайте, (произносится суровым пропитым голосом) ArmA2 - игра для настоящих мужиков. Сопливым школярам здесь не место!

Я было хотел писать рецензию для тех, кто уже много лет увлекается подобными играми, но оказалось – что их меньшинство, кого не спрашиваю – все пожимают плечами и негодуют. Потому начать придется с небольшой вводной.

Графика приятная и выглядит отчасти фотореалистично, но на слабых и средних компьютерах весь её потенциал не разглядеть.

Что за зверь?

Arma2 относится к редкому жанру симулятора войны, куда входят Operation Flashpoint и Armed Assault тех же разработчиков. Это боевики от первого лица, внешне не особо отличные от Call of Duty 4: Modern Warfare или S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.

Но действительно сравнивать ArmA2 с, например, Medal f Honor – просто безумие. Это абсолютно разные игры, которые только внешне и схожи. Для представления: есть «Ил-2», в котором надо учитывать сто тысяч параметров, а есть Battlestation: Pacific, где вообще ничего не учитывается, но все динамично и весело – хотя оба проекта о самолетах. У гонок тоже подобная градация. В Need for Speed мы выделываем сочные трюки, носимся среди уличного движения и любуемся на красивые машинки (и девушек), а в Colin McRay Rally участвуем в настоящих трудных соревнованиях, где ошибка и лишний резкий поворот руля ведет к отставанию и проигрышу.

Есть режим от третьего лица. Стрелять так не очень удобно, зато можно узнать, как мы выглядим

Так и с ArmA2. Она лишь похожа на веселые и динамичные боевики, в которых мы убиваем врагов сотнями. Выбежали на середину улицы и давай фашистов одного за другим класть, успевая метнуть гранату, ножом пырнуть двух-трех прорвавшихся сквозь шквальный огонь фрицев и чаю налить. Это не плохо – напротив, очень весело. Просто ArmA2 позволяет получить иные ощущения.

На войне

Если вы никогда раньше не сталкивались с симуляторами войны, то ArmA2 едва ли сразу поразит вас и влюбит в себя без памяти. Слишком непривычна она. Вот представьте, вам дают задание добраться до завода на окраине города. В группе четыре человека, вы на вражеской территории, но бои вроде бы уже поутихли, и передвигаться можно более-менее спокойно. Бежите, никого не трогаете, пытаетесь по карте понять, куда же вас, черт побери, занесло (на средней и высокой сложности надо определять местоположение «по приборам»), вдруг слышится очередь из пулемета – герой убит. Надо начинать сначала. Вновь двигаетесь вперед, теперь уже через дворы, но опять кто-то где-то стреляет, вы не успеваете понять, что происходит, и уже валяетесь весь такой застреленный. И все сначала.

Прятаться, прятаться и еще раз прятаться - иначе здесь и не выжить.

Чтобы умереть – достаточно поймать две-три пули. Если они попадают в ноги, то жить еще будете, но ходить – уже едва ли. В руку тоже не сильно страшно (правда стрелять станет очень сложно), оцарапала если – можно воевать дальше, но попадание в живот, грудь, голову – это верная смерть.

Но не только крепостью здоровья и продолжительностью жизни ограничивается здешняя реалистичность. Она во всем. Территории огромны и не масштабированы, работа с картой, как в настоящем сражении – никаких «мини-мап» и отметок, кто где стоит; бойцы бегают с той же скоростью, что и реальные военные. Они устают, поэтому после долгой пробежки точно стрелять не получится (реализовано это не так аркадно, как в Call of Duty 4: Modern Warfare). Более того, тут вообще очень сложно быть метким. На полет пули влияет огромное количество факторов: скорость ветра, расстояние до цели, износ оружия, усталость персонажа, его здоровье, ну и разброс при стрельбе, а он просто кошмарный (читай: настоящий).

На заметку: ни в одной другой игре любого жанра нет столь детального просчета полета пули. Даже в очень суровых и реалистичных стратегиях типа «Вторая мировая», большинство параметров убито, ибо стреляют там сразу сотни и тысячи солдат (процессор сойдет с ума). Так что Arma2 в этом аспекте самая реалистичная. Она позволит понять, как на самом деле работает то оружие, что постоянно мы видим в играх и в кино.

Враги при этом локальные гении. Они могут палить на слух, определить ваше движение по тени, просто шмальнуть туда, где вы только что были. Если пошевелитесь, а в вашу сторону смотрел противник – ждите свинцовых знакомых, они уже летят к вам. И это не значат, что недруги специально сделаны излишни умными, дабы нам пришлось попотеть. Нет, просто они ведут себя логично. Если бы вы знали, что где-то поблизости американские десантники, которые хотят вас убить, вряд ли бы вы не начали реагировать на любой шорох, а при виде бегущего через лес бравого морпеха не захотели прибить его всеми возможными средствами.

Вот такие правила у игры. Все должно быть так, как и на настоящей войне. Никаких героических нападений сразу на пятерых, бездумных забегов поперек улицы или рискованных перебежек под пулеметным огнем. Достаточно одной шальной пули, чтобы начать миссию сначала. Осторожность, холодный расчет и грамотные, взвешенные действия. Здесь не скучно, не уныло или монотонно – вы всегда сосредоточены, напряжены и немножко испуганы. Потому как банальный звук реактивных двигателей уже заставляет персонажа упасть на землю, а сердце игрока стучать быстрее. Лишь бы не заметили, лишь бы не заметили...

Управлять техникой очень сложно, лучше всего для этого использовать джойстик

Они вновь спасут мир!

Надеюсь, тем кто раньше не играл в симуляторы войны, теперь примерно понятно, что это за жанр такой? Тогда продолжим. Кампания ArmA2 стартует с того, что в некой Черноруссии начались беспорядки, и Америка осознала, что в тех местах появилась резкая нехватка демократии. Буквально через несколько часов мы уже стоим на авианосце и ждем первой вылазки в беспокойный регион, где будем сеять власть народа направо и налево, немножко убивая местных жителей и активно истребляя врагов.

Долго бесчинство..., просите, помогать Черноруссии нам не позволит матушка-Россия. Вскоре она вводит в братскую республику свои войска и... Что будет дальше – не расскажу. Не хочу раскрывать сюжет. Важно отметить, что русскими в кампании играть нельзя, под нашим управлением только армия США.

И в интернете сразу же послышались вопли, что Arma2 надо запретить в России, ибо что это за дело – своих же соотечественников убивать. И вообще, как можно этими америкоскими засранцами играть? Однако эти высказывания настолько утомительны, что просто жуть. Надеюсь, здесь не надо пояснять, почему эта позиция смешна. Или я ошибаюсь?

Развлечение не для слабонервных - прыжок с 10 000 метров

В глубь страны

Черноруссия позволила реализовать разработчикам несколько типов миссий. Поскольку дело происходит все-таки в более-менее развитой стране постсоветского блока, то в игре есть сражения в промышленных городах, где нам приходится бегать между многоэтажками, залазить на высоченные заводские трубы и оттуда в бинокль искать противника и определять наше местоположение на карте. Бои в индустриальной зоне интересны тем, что сложно понять, где находится враг (ведь не видно ни рожна, и точно сказать, что за этим поворотом недруг – невозможно) и легко самому проложить путь сквозь наиболее «закрытые» местечки. Например, можно двигаться в узких проходах между складами, ползать под трубами и т. п.

Но поскольку Черноруссия – это все-таки глубинка и по-хорошему здесь вообще медведи с балалайками бегать должны, а не террористы-повстанцы, то помимо городов очень много деревушек и лесов. Тут разработчики реализовали второй тип миссий, где полното открытых пространств. Высаживаемся за километр от точки, потом долго бежим, оглядываемся по сторонам, ползем по кустам, и затем зачищаем деревеньку. Потихоньку, с одной стороны медленно выбиваем противников, прячемся. Приходится действовать очень аккуратно, но зато много перестрелок и всевозможных тактических решений.

И это всего лишь часть всей карты...

И, пожалуй, одно из главных достоинств и отличий Arma2 – в том, что перед нами огромный бесшовный мир, где игроку вообще не ставят преграды. Никаких искусственных ограничителей и стен, за которые нельзя зайти. Отсюда и тактическая глубина. Во многих боевиках у нас есть коридор и два-три разветвления к нему. В Arma2 альтернативных путей нет, поскольку и главная дорога тоже отсутствует. Очень часто в играх начинаешь и думать «по-игровому», мол, сюда пустят, сюда – нет, поэтому пойдем так, там точно свободно. И если где-то есть, например, завал – то сделан он только потому, что бы нам дальше не пройти. Здесь же такого нет, попасть можно куда заблагорассудится. И вряд ли разработчики сами представляют, точное количество схем, которое они дали пользователям.

Что касается багов - их тысячи. Последний патч убил только часть, однако ArmA2 играбельна, хотя еще бы заплаток десять и не помешало...

Плечом к плечу

БТРом закрываю от снайпера товарища. Я медленно еду вперед, он бежит за мной. Потом друг засядет в лесу и будет караулить неприятеля

Однако в одиночной игре полностью оценить возможности ArmA2 не получится. Проект раскрывается лишь в сетевых битвах.

Самое простое и с чего бы я предложил начать – это кооператив. Ни один другой боевик не делает такую ставку на командное взаимодействие. Каждый должен поступать максимально аккуратно, голосовая связь строго обязательна, а действия полностью согласованы. Например, снайпер говорит, что он лезет на крышу. Он уточняет, все ли его поняли, ждет, пока другие займут позиции и смогут в случае чего его выручить. Да и вообще – проходить кампанию с друзьями просто гораздо веселее. Бежите от точки высадки (10-15 минут) и общаетесь. Непередаваемая атмосфера, напоминает фильмы, в которых солдаты-товарищи по рации делятся какими-то новостями, подшучивают друг над другом. А когда вы оказываетесь уже на месте и идете среди города, не исключен крик типа: «Тихо, на землю, я что-то слышал!». И на минуту канал будто умер.

Но кооператив тоже не может полностью исчерпать потенциал ArmA2. И потому чтобы получить полное удовольствие от игры надо зайти в бой 20 на 20 или больше. Карта для такого боя – многокилометровая. Ехать на машине, к примеру, от базы до места боя минут 15-30.

Вертолет высадил нас у позиций противника и полетел на базу за следующей группой солдат.

В итоге сами команды придумывают много интересных находок. Например, один игрок садится в вертолет, загружает туда солдат и летит с ними до пустыря в лесу. Там бойцы пересаживаются на вторую вертушку, которая уже доставляет их прямо в эпицентр сражения. И возить товарищей – это тоже удовольствие. Ты делаешь важную работу, без тебя команда вряд ли победит.

Управлять техникой вообще здесь очень интересно. Она проработана крайне реалистично и намного более сложно чем в BF. Самолеты, танки, БТРы, джипы, бомбардировщики, мотоциклы плюс всевозможные зенитные и артиллерийские пушки – есть все.

Говорить о мультиплеере можно бесконечно. Только представьте, невероятная свобода, огромные территории, абсолютно любые тактики и возможности. Никто не запрещает вам высадиться возле вражеской базы, по траве доползти к дороге, по которое едет вся техника, установить там два-три заряда взрывчатки и ждать танков. Лежите 10 минут, 20, потом появляется враг, вы нажимаете на кнопку – взрыв, и команда противника осталась без тяжелой поддержки.

Можно забраться глубоко в лес, сесть на холмик, взять снайперскую винтовку и простреливать небольшую улочку. В траве ведь вас не заметишь, тут частенько даже своих снайперов убивают, поскольку определить кто свой, кто чужой крайне проблематично (если, конечно, не стоит в настройках более щадящий режим с именами над головами). И выбивать таких скрытных героев приходится авиацией. Кто-то из врагов в чате или голосом передает ваши примерные координаты и через двадцать секунд бомбардировщик сжигает все в отмеченном квадрате. Так что придется после каждого выстрела менять позиции, прятаться, ждать. И все эти мучения окупятся, если вы убьете хотя бы двух-трех противников. Добраться до поля боя здесь очень сложно и поэтому одним метким выстрелом вы выбиваете врага на несколько минут. Что уж говорить о чисто моральном эффекте от того, что где-то неподалеку орудует снайпер. Цена смерти высока, поэтому все натурально бояться и потому излишне осторожничают.

В сетевых баталиях очень часто ставят ограничение на использование техники. Чтобы сесть, например, в вертолет, надо убить 10 противников и захватить две контрольные точки.

Или вот, история из последних. Произошла буквально сегодня. Идет сражение за контрольные точки, надо выбить противника с его позиций и защитить свои. Я выбрал снайпера, надел маскировочный костюм, взял специальную винтовку (она тоже вся травой покрыта) и решил как-то поспособствовать нападению на сектор Delta. Там очень плотно сидел противник и никак не получалось выбить его. Пришлось двадцать пять минут ползти на брюхе (!) чтобы наконец-то подобраться к недругу. Потом еще пятнадцать выбиралась удобная позиция и только после этого я наконец-то начал бой. Непередаваемые ощущения: лежишь за каким-то деревом, ждешь, когда появится противник. Ни черта не видно, зелень мешает прицелиться. Приходится между травинками искать просветы, чтобы хоть как-то разглядеть врага. Порой не выдерживаешь, садишься на колено, чтобы точно выстрелить – так из-за смены положения тела прицел начинает ходуном ходить, плюс тебя еще заметить могут, сразу на брюхо падаешь и ждешь. За полчаса – пятнадцать трупов, два из которых вражеские снайперы, которые не выдерживали и после очередного моего выстрела, вскакивали и пытались понять, откуда бью. Я играл во множество других боевиков, но вот так драться еще ни разу не приходилось. Ведь противник даже не может предположить, откуда стреляют. Позиция посреди леса, за каждым деревом может сидеть такой гад. Паника, никто уже не хочет возрождаться в этом секторе, и в итоге мы таки взяли Delta.

Хорошо спрятался

И таких историй можно рассказать миллион. У каждого из вас их будет куча, стоит только попробовать. Ну а если вы уже играете, то делитесь своими впечатлениями, рассказывайте, что произошло в вашем бою. Читаю форумы по игре, где сидят те, кто сражается по сети - одно удовольствие. Может сделаем уютненько и здесь? (Если надо создадим отдельную тему)