Civilization III: Оригинальный обзор от 3DNews
Вечер. Невысокий человек в темно-коричневом сюртуке подошел к бювару и, открыв крышку, по-cовиному ухнул, выражая тем самым удовольствие. Его взору предстала рукопись без названия. Мистер Сид Мейер, а именно так звали человека, обмакнул перо в старинную медную чернильницу, изображающую голову Афины Паллады, и ненадолго задумался. Затем каллиграфическим почерком вывел на белой бумаге слово "Цивилизация". Отведя руку, мистер Мейер с удовольствием посмотрел на надпись и, помедлив секунду, подправив перо о обшлаг сюртука, приписал в конце жирную латинскую цифру "III". Резко бросив перо на бювар, он решительно проследовал к окну, откинул тяжелую черную штору и выглянул наружу.
Осмотрев дворовые посторойки в стиле раннего класического постмодернизма, Мейер вернулся к бювару и погрузился в размышления... "Да, я все правильно сделал. Когда я создавал Великую Цивилизацию, Издатель не верил. что она принесет такие прибыли, а когда курочка снесла Пиратское золотое яичко, Издатель просто прогнал меня, наняв какого то ремесленника, делать продолжение, эту убогую поделку, которую они не постыдились назвать "Цивилизацией - 2"! Наглые твари. А последующая за ней серия пасквилей? Забыл, как называется эта мерзость, кажется "Call to Power". Когда мне показали ее, я чуть не умер от удара, такая профанация исскуства. А во всем виноват жадный Издатель. Это из-за него мне пришлось длительнео время подрабатывать халтурами на тему Гражданской войны. Но ничего, меня не легко сломать. Когда я создал новый шедевр "Альфа Центавра", все злопыхатели замолчали, так как стало понятно, кто истинный Создатель. И вот, после стольких лет поисков, после стольких треволнений и метаний, новый труд лежит передо мной. Какая судьба его ожидает? Ведь" Альфу", мою любиму "Альфу", народ так и не понял до конца, да и где им понять гения....".
Дверь в кабинет с легким скрипом отворилась, женщина средних лет вошла в комнату. "Сэм, дорогой, ты идешь обедать? Мы ждем тебя", - произнесла она. Мистер Мейер оторвался от своих мыслей. "Да, дорогая, уже спускаюсь". И, криво улыбнувшись, бросив последний взгляд на рукопись, он последовал за супругой в столовую....
..."Дорогая, я выпью кофе в своем кабинете". Прихватив с собой бутулку коньяка, Мейер поднялся в свой кабинет. Налив себе порцию коньяка и закурив сигару, он с удовольствием откинулся на диване и продолжил свои размышления. "Да, я правильно все продумал. Нужно, чтобы у покупателя первое впечатление от новой "Цивилизации" было совершенно однозначное: "Да, это именно ТА САМАЯ Цивилизация, к которой он привык за эти годы. Только она стала еще краше и лучше!" Это то, что нужно потребителю, уж я то, Старый Сид, знаю, в чем нуждаются эти потребители. Я им еще добавил несколько приемчиков из моей любимой "Альфы", что бы они не расслаблялись. Например, границы, систему торговли, дипломатию, к тому же сочная и яркая палитра пошла "Альфе" только на пользу, а юниты в стиле стиле "Age of Empires" придали колорит игре, хотя на играбельности вряд ли сказались. Впрочем, все что угодно, лишь бы это называлось "Цивилизацией", это уже давно уяснил Издатель, нагло эксплуатирующий марку. Но сейчас все позади, суд я выиграл и этот мерзкий человечек остался с ... Грхм, ни с чем он остался, с носом!". Мейер сделал неспешный глубокий глоток, - он все делал не спеша в жизни и старался получить, как можно больше удовольствия от сделанного. Затянувшись гаванской сигарой, он продолжил неспешный анализ. "Хорошо, что я убрал нелепости, свойственные оригинальной "Ц". Такие как: лучник сбивающий вертолет, или галера, топящая авианосец, Это наведет покупателя на мысль о кардинальном изменении стратегии, вряд ли он догадается, что, в свое время, я просто просмотрел эти несуразности. И еще Аннет подсказала мне (умная дочка растет, кто бы мог подумать) о несоответсвии реального и игрового времни. Ведь возможно было запустить звездолет в космос в 1 веке от Р.Х. Надо признаться, что я просто не подумал, что некоторые из этих потребителей окажутся настолько прытки и способны, надо отдать им должное, но отныне - шиш!". Мейер громко рассмеялся - он любил незатейливый юмор. Внезапно вскочив, он подошел к отрытому окну, выглянул наружу и, увидев мраморную статую Апполона Бельведерского (копия) под окнами, высунулся еще больше и смачно плюнул прямо на голову статуи. "Попал",- прошептал Мейер и вернулся к оставленым коньяку и сигаре. "Три года не прошли впустую. Публика подготовлена, все ждут в нетерпении новинку, и они ее получат. Иллюстрации в еженедельных газетах из грядущего шедевра были хитростью, так как кничего толком не демонстрировали, но интриговали. Этому научил автора новый Издатель, по-своемому талантливый человек, правда, не доконца осознающий, что имеет дело с Гением, но человеку такого происхождения это простительно." Мистер Мейер неспеша докурил сигару, еще долго размышляя на тему людской неблагодарности и собственной гениальности. Затем он встал, не спеша подошел к бювару, полюбовался на рукопись, на секунду задумался, решая, подправить ли цифру "3" на титульной странице, решил, что не стоит, собрал все листы в папку и вышел из кабинета. Из коридора раздался его громкий голос: "Дорогая, я поехал к Издателю, затем в Гольф-клуб, буду к ужину!".
И вот, отринув домыслы, передаю свои первые впечатления от игры. Да, первый запуск подтвердил: все стало намного красивее, чем в "Ц-2" и даже, чем в "Альфа-Центавра", узнаваемость игры - 100%. Да, вообщем то, это и есть, "Ц-2", только улучшенная. Юниты анимированы, сделаны симпатично. Правда, вода в реках и в океанах статична, а я думал будет переливаться, и рыбки сигать вверх-вниз. Почему так думал - сам не знаю. но надежды были, как оказалось, пустые. Игровой процесс, в принципе, не претерпел никаких изменений. Все тоже самое: начинаете с минимума и заканчиваете Бог знает чем, например, полетом космического коробля, т.е. задачи остались прежними, как вы уже поняли. Хотя, возможно и тотальное культурное превосходство, например. Как это на Ваш вкус? Впрочем, как мне представляется, у разработчиков и не было цели создать новую игру - сразу бы раздались крики: "Что наделали, куда дели Старую Добрую "Циву"?!". И, по-видимому, решив, что лучше продаваться будут проверные временем идеи, авторы оставили практически все, как было. Хотя, нет, исчезли классные ролики, которые выскакивали при посторойке Чудес Света. Теперь - только статичная картинка. Объясняют это тем, что, мол, отвлекало от игры. Хотя, неофициально было сказано, что просто на один диск все не уместилось, а делать два - не захотели. Да и сами Чудеса уже не те, что раньше. Во-первых, они уже не несут такого глобального значения и можно уже не надрываться, строя их любой ценой. Во-вторых, теперь чудеса света имеют две градации: НАСТОЯЩИЕ ЧУДЕСА и второстепенные. От последних толку еще меньше.
Изменили систему дипломатии, шпионажа, торговли. По счастью, теперь не нужно посылать ни караваны (хотя грузовички были симпатичные), ни дипломатов, а достаточно кликнуть на спецкнопку в углу экрана, и вы уже договариваетесь. Договариваться можно обо всем, достаточно гибко. Электронные противники-напарники очень охотно, я бы сказал, с бесшабашной легкостью, идут на всяческие соглашения (впрочем, возможно, на уровне сложности, отличным от легкого, это и не так). Внутри страны торговля автоматически начинается при посторойке дорог между городами. Шпионы тоже исчезли, теперь они - настоящие, никем невидимые, бойцы "невидимого фронта". Правда, из заявленных способностей, начиная от выдачи информации и заканчивая подкупом городов, я пользовался только первой. Подкупать города настолько дорого, что проще начать войну. Систему боев немного подкорректировали, но, впрочем, ляпы остались. Как и раньше, лучник, может запросто завалить из своего, по-видимому, "супер-лука", танк. А ведь обещали исправить! Или еще занятнее: город защищают трое копьеносцев, на них нападают несколько мушкетеров, и что мы видим? Бравые копейщики выносят мушкетонов, как щенков, при этом получая статус "Элит", после чего они уже могут вынести и большее число мушкетеров, а могут и не вынести... Почему? Не понятно. Как компьютер расскинет карты, так и будет. Элемент случайности, по-видимому, таким образом привносится в игру, чтобы не скучать нам, сиротливым. Еще одно порадовавшее изменение: военные юниты теперь не просят ни каши, ни хлеба у городов, не снижают "щиты". Все, что им нужно - это только лю.. тфу, золото. А так, посылай его, куда понадобится: хочешь - на край света, хочешь - в другой город, без разницы. Это удобно. Давно бы так. У каждой расы теперь есть уникальные юниты. Они и раньше были, но сейчас - "просто праздник какой-то". Много новых и уникальных для каждой расы: самураи, казаки и т.д. Появились лидеры. В бою, неожиданно, один из ваших юнитов может проявить такие чудеса героизма, что станет лидером. Например, Иваном Грозным. Эти лидеры призваны воодушевлять массы, подстегивать строительство ЧС, объединять до трех юнитов. Однако, практическая польза этого нововведения мне до конца еще не ясна.
Интерфейс претерпел кардинальные изменения. Минимизировано все, что только можно, остались лишь три кнопки в верхнем левом углу. Все очень продумано и, я не побоюсь этого слова, гениально. Все что нужно - доступно по горячим клавишам. Вообщем, всяческое восхищение и одобрение. Наше им спасибо. Ну и не могу не рассказать про дворец. Такая же бодяга, как и была - время от времни вам предлагается пришпандоривать к вашему сараю пару колонн, до тех пор, пока не получится более-менее приличный котедж. Я как то не очень увлекаюсь этим делом, так что отключаю подобные штучки. Единственное, что могу сказать - Дворец примерно такой же, как и в "Ц-2".
Звуковое сопровождение, надо отметить и его, очень неплохое - такие не назойливые мелодии, барабаны, тамтамы, или, например, вариации на японские темы, вполне устраивают, такого невзыскательного слушателя, коим являюсь я. Впрочем, это не игра в жанре Action, где надо стрелять на шорох в кустах, а совсем другой жанр, тут главное именно неназойливость, как мне кажется. Опять же, шумы битвы вполне неплохие, правда вот пушки подкачали - очень плохо стреляют, как пукалки детские. В остальном, повторюсь, все вполне прилично.
Режим многопользовательской игры, как вид - отсутствует, я даже сперва позабыл про него, потом вспомнил, и написал. Впрочем, у Цивилизации с этим режимом всегда были напряги, взять туже Ц2, мультипультиплеер добавили, если не ошибаюсь, только через год, после выхода самой игры. Да и нужен ли он, в походовой то игре? Нет, я знаю, были и есть люди, которые играли в такое, и даже получали удовльствие, но им придется обломиться в настоящий момент, и подождать новостей от разработчика.
Итоги
Некоторым товарищам может показаться, что я все ругаю, но это не так. Если разобраться, то игра удалась. Если исходить из моего предположения, что авторы и не собирались создавать ничего кардинально нового, то все сделано просто великолепно. Красиво, свежо, с изменениями, пусть и не кардинальными, но, тем не менее, положительными. А что еще надо фанатам? Чтобы игра жила, чтобы выходили новые версии, и чтобы был ДУХ ИГРЫ, а с этим все в полном порядке. Вообщем, жанр пошаговых стратегий не терпит суеты и новомодных штучек. Было бы гораздо хуже, если бы "Ц-3" вышла трехмерной, или от первого лица, а так - все хорошо. А тем, кто ни разу не рубился в эту игру, тем более, я думаю, будет приятно посмотреть на чудо человеческой мысли с гордым названием "Sid Meier Civilization-3". Кстати, просто для справки: сам С.М. создал только первую, оригинальную Цивилизацию. Все остальные игры, включая "Альфа Центавра" и, собственно, "Ц-3", создавали уже другие люди. САМ сподобился только дать им свое имя и общий инструктаж. На днях вот вышла дема "Sid Meier's SimGolf" - это то, чем товарищ Meier ныне увлечен. Вот, пожалуй, и все. Еще раз повторю, это были первые впечатления от игры. Сказать по чести, я играю в нее вторую неделю, не отрываясь. Так что, всем любителям жанра, очень рекомендую.