Цивилизация IV. Описание игры.

Civilization IV (Цивилизация 4) впервые появилась на свет 25 октября 2005 года в США и Канаде. В России локализованная игра начала продаваться спустя практически год - 29 сентября 2006 года. Не многих это смутило - любители Цивилизации слишком давно ждали эту игру, что-бы ждать еще целый год, а поэтому играть начали уже на англоязычной версии. Поэтому иногда в описании буду могу сбиваться с русского языка на английский. Не ругайтесь :).

Сухие факты:

Жанр: пошаговая стратегия

Разработчик: Firaxis Games

Издатель: 2K Games

Издатель в России: 1C

Локализатор: Логрус

Мировая дата выхода: 25 октября 2005 года

Дата выхода в России: 29 сентября 2006

-------------

Короткое описание игры.

Начнем с того, что опишем процесс, которым нам нужно заниматься в игре. Как Вы могли где-нибудь ранее слышать - Цивилизация 4, как и вся серия в целом, позволяет нам выбрать одну из существующих или ранее существовавших держав, и попробовать пройти с ней путь от одинокого колониста до космических полетов. Для реализации этого в наши руки выдаются все требуемые возможности: управление всеми юнитами, производством, наукой, финансами и дипломатическими отношениями. Попробуем рассмотреть чуточку подробнее каждый пункт.

1. Окружающий мир.

Мир, созданный нам Цивилизацией, представляется в виде плоскости на тороиде. Это то-же самое, что и наша планета, но без возможности пересечь северный или южный полюса. Территории на нем — весьма разнообразны: на суше это луга, равнины, тундра или пустыни, на воде — океан или побережье. Помимо различий типа поверхности существуют различные ландшафты — холмы или горы, и растительность — например, джунгли или леса. Каждый тип поверхности и растительность обладают своими параметрами добычи пищи, продукции или коммерции. Сочетание поверхности с растительностью дает различные результаты, поэтому выбрать место для постройки нового города лучше заранее исследовав территорию вокруг предполагаемой точки — возможно, в соседней клетке радиусом города будет «захвачено» меньше пустынной мертвой территории и очень полезный для роста городов оазис. Научиться определять полезность того или иного сочетания можно уже спустя несколько минут игры, поэтому проблем с этим не возникнет. Другой вопрос — какая территория под ногами колониста? Засушливые пустыни и плодородные луга генерируются на карте мира не случайным образом, а по подобию Земному: пустыни ближе к экватору, луга — в умеренной зоне, тундра-же уже граничит с арктическими льдами. Поэтому в самом начале игры можно прикинуть свое примерное месторасположение в географическом плане по примерному рисунку поверхности.

Каждый тип местности, помимо различий в плодородности и прочих бонусах, имеет свою проходимость. По лугам и равнинам гораздо проще идти, чем по лесам или холмам — это очевидно, поэтому на холмах, в лесах и джунглях на ход затрачивается больше единиц передвижения юнита. Например, воин с количеством ходов 1, затратит его одинаково и на лугах, и на холмах. А вот разведчика с количеством ходов 2 лучше посылать исследовать территорию максимально стараясь избежать на первом ходу встать в труднопроходимую территорию — это заметно затормозит процесс исследования территории. Исключение — горы и арктические морские льды, эта местность непроходима.

2. Управление юнитами.

Каждый юнит в игре обладает собственными функциями, иногда - уникальными, но чаще - однотипными. Подавляющее большинство юнитов — военные, но и нужны они всегда, ведь мирное время обычно не может длиться бесконечно. Исключение из общего количества составляют разве что такие специализированные юниты, как, например, колонист, способный основывать новые деревни, или рабочий, который обустраивает дикую природу под нужды человечества.

Боевые юниты тоже имеют специализацию, но лишь в рамках своей основной военной цели: лучники, огнестрельные юниты, бронетехника и прочие. Каждый класс по системе камень-ножницы-бумага лучше другого, поэтому никогда не стоит зацикливаться, например, на одних танках за счет их огромной силы — несколько вертолетов разделают вашу бронированную лавину в пух и прах. Однако и вертолеты, встретившись с защитой бронетехники в виде солдата с ПЗРК, спешно ретируются. Стоит-ли говорить, насколько танк сильнее солдата с ПЗРК? Система особенностей довольно запутанна, поэтому, прежде чем выбирать строительство юнита в городе — проверьте, нет и не будет ли в ближайшее время у противника возможности построить ответ, который будет существенно сильнее вашего хода?

3. Капитал.

Доход в Цивилизации — это собираемая жителями городов прибыль с обрабатываемых квадратов территории. Называется она Капитал. Капитал можно распределять на чистую денежную прибыль и на финансирование науки. Увеличить исходный капитал можно только обустраивая обрабатываемые квадраты, например, построив на клетке рядом с городом Дом она будет приносить на единицу капитала больше. Спустя десять ходов Дом вырастет до Поселения, увеличив прибыль в два раза. Поселение в дальнейшем разрастается в Деревню с доходом 3, но изучение технологии Печатный пресс добавит еще единицу к прибыли. Еще сорок ходов — и Деревня превращается в Городок, который может приносить еще больше, если в парадигме правления выставить Всеобщее избирательное право. И таких вариантов — не один, поэтому играя в первый раз лучше не брать уровень сложности по своему опыту стратегий в принципе, а начать с малого.

4. Наука и финансы.

Наука и финансы — это распределение капитала между деньгами и исследованиями. Деньги нам нужны для оплаты содержания городов и армий, для международных торговых отношений, и прочего. Увеличить сумму, выделяемую бюджетом из капитала на финансы или науку можно строениями в городах. Например, рынок увеличит финансовую прибыль на 25%. Как пример: если общий капитал в городе — 100, а на финансы выделяется 20%, то эти 20 денег с помощью Рынка превратятся в 25. Так-же можно ускорить научные исследования, например, Библиотекой. Таких строений несколько, и они имеют собственные требования к возможности их построить, и строить их надо в каждом городе отдельно. Всегда проверяйте, стоит-ли в каком-либо городе строить здание, если прибыль оно принесет меньшую, чем убытки на содержание и строительство.

5. Производство.

Помимо капитала в городе обрабатываемыми окружающими квадратами добывается Продукция, расходуемая на строительство юнитов, зданий или Чудес. Количество продукции с клетки, как и капитала, зависит от типа местности, растительности и способа обработки этой местности. Например, Мастерская, появляющаяся после исследования технологии Литье, добавляет 1 к производству, но и создает минус 1 к пище. Производство в самом городе можно увеличить за счет Фабрики или Кузницы. Так-же, при наличии ненужного, свободного производства, его можно преобразовывать в науку или финансы (открыв соответствующие технологии для преобразования, естественно).

Теперь — о том, что мы увидим в четвертой версии нового.

После появления на свет первой версии игры прошло четырнадцать лет. За все года все части, дополнения и любительские моды добавляли в игру что-то новое и необычное - хотя в 1991 казалось, будто придумано абсолютно все. И вот - четвертая часть. Множество глобальных нововведений, оригинальных идей и превосходное следование общему вектору серии.

По одежке встречают...

Начнем с того, что теперь игра полностью в трехмерной графике. Всем любителям стратегий в первую очередь в игре важен процесс, а на оформление - но тут графика сделана воистину шикарно. Вы можете рассматривать свой город, а потом без всяких переходов отдалить камеру так, что легко поместится вся планета! С океанами и материками, с облаками - и звездами в космосе! И при этом не теряется качество при максимальном приближении - воины, города, леса, ресурсы - все выглядит понятно и красиво.

Анимированно - все. Морской прибой, лес, коровы на лугу, кит в океане, мельница на холме - все это движется и создает впечатление живого мира, на который мы взираем с высоты птичьего полета. Юниты непропорциональны окружающему миру, но оно и понятно - все-таки, это стратегия, а поэтому все единицы схематичны. Впрочем, даже приятно смотреть, как рабочий вырубает лес размером меньше него. Города - великолепны, по мере роста они теперь начинают занимать своими домиками и городскими строениями соседние клетки рядом с собой. В конце игры мы получаем огромный мегаполис, занимающий территорию почти в девять клеток, и это красиво!

Наука побеждать.

Теперь у каждой боевой единицы есть собственная шкала опыта. Побеждая в битвах, независимо, защищался он, или нападал, юнит получает очки опыта и, достигнув повышения уровня, может потратить их на какое-либо продвижение по службе. Так-же опыт дают некоторые строения (например, казармы для наземных юнитов, сухой док - для морских) и институты власти (подробнее - далее). Продвижение по службе - это формулировка, скрывающая настоящую ролевую составляющую игры. Теперь юнит сильнее другого не только из-за силы - но и из-за его способностей, ведь в игре 41 различное продвижение по службе, с различными требованиями и бонусами. Например, разведчик на третьем уровне может полностью игнорировать лес и джунгли, и ходить по ним как по ровному лугу!

Так-же, появились особенности каждого юнита. Учитывая пример вверху: вертолет имеет силу меньше, чем танк, но благодаря особенности +100% силы против бронетехники легко расправляется с ними. Солдат с ПЗРК слабее вертолета если-бы только не бонус +50% против вертолетов. Ну а танк просто сильнее солдата с ПЗРК и без всяких бонусов. Такая ситуация будет всегда начиная с первых разведчиков, они имеют стартовый бонус в 50% против диких животных, бродящих вокруг наших границ. Учитывать все бонусы при создании юнитов, знать, какие юниты у противника сейчас и какие могут появиться - основное требование для ведения победоносной войны.

Построим башню до небес.

Также, мы можем построить тридцать три Чуда света, которые становятся доступными при открытии определенных технологий (и иногда - иных требований). Чудеса почти не изменились, кто играл в предыдущие версии прекрасно смогут вспомнить как минимум пять-шесть чудес из игры. Но в четвертой версии их бонусы и требования изменены до неузнаваемости. И, садясь за новую версию, "старичкам" лучше-бы изучить Цивилопедию прежде чем что-то строить. Так-же, теперь на скорость строительства влияют оригинальные факторы, например, Пирамиды построятся быстрее, если у вас есть ресурс Камень.

Кстати, после постройки любого Чуда света нам покажут красивым трехмерным видеороликом весь этап строительства: от примерных чертежей, которые потом вырастают в строительные леса, до готового здания!Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Появилась новая сфера влияния - религия. У первооткрывателя некоторых технологий в одном из городов появляется религия, та или иная в зависимости от технологии. Этот город является "священным городом" религии, а это сулит большую выгоду: например, если в городе-основателе религии Иудаизм построить "Храм Соломона" - то он будет приносить Вам прибыль с каждого города, исповедующего эту религию. Более того, государственной религией может быть только одна (или никакая), и страны-приверженцы иной религии считают Вас "неверным", что негативно сказывается на политических отношениях. И наоборот, страны, исповедующие одну с Вами религию, более лояльно относятся к Вам и агрессивно к Вашим врагам. Так-же, города, исповедующие религию, город-основатель который контролируется вами, не скрыты "туманом войны", а поэтому Вы видите все, что происходит в нем и вокруг него. Стоит ли говорить, насколько выгодно, что-бы Ваши соседи исповедовали Вашу религию?

"Один правитель, один царь".

Цивилизации как остались нам известные, так и те, которые не каждый вспомнит в принципе. Америка, Россия и Франция подразумевались как должное, но кто ожидал в первом-же выпуске игры Мали? Так и я не ожидал. Но теперь мы имеем не просто небольшие отличия между цивилизациями. У некоторых "основных исторических" цивилизаций есть несколько правителей на выбор. И каждый правитель обладает собственным набором способностей. Как вам бонус в 50% производства при строительстве Чудес света? Или +1 довольный человек в каждом городе и на четверть меньше опыта для следующего продвижения по службе? Всего таких свойств одиннадцать. Как можно подсчитать, уникальных комбинаций получается аж пятьдесят пять! Выбирайте, что душа попросит!

Зависть - основа демократии!

Теперь нет государственного строя, который можно описать одним словом! У нас нет Коммунизма или Демократии в прямом смысле слова - есть политические парадигмы, которые мы вольны изменять по своему вкусу и требованиям. Пять направлений, Форма правления, Общество, Строй, Экономика и Религия, в каждом - пять вариантов на выбор. Комбинируя различные из них мы получаем абсолютно непохожие ни на что политические режимы, которые приносят различные бонусы или определенные неудобства - все зависит от ситуации. Открываются все варианты так-же, как и Чудеса света или Религии - технологиями.

"Платон мне друг, но истина - дороже".

Дерево технологий осталось деревом с самой первой части - и претерпевает изменения лишь визуального характера. Конечно, немного изменились технологии, бонусы за них или требования для них. Сильно видоизменилась пошаговая система дерева - теперь нельзя, как в первой части, воспользоваться "дырой" разработчиков, и танки строить, не изучив сотни лет назад, например, Письменность. Все так-же часть финансов, получаемых с городов, уходит на оплату государственных расходов (тем-же городам), армии и технологии, и так-же можно из жителя сделать ученого, который перестанет работать руками, и начнет - головой. В общем, Сид Мейер угадал с технологиями четверть своей жизни назад вполне точно. Но, как говорится в пословице - "Старый конь борозды не испортит". Что и доказывает нам сама игра. Дерево построено логично, интересно и действительно часто ставит перед тяжелым выбором: Животноводство или Рыбная ловля? Радио или Расщепление Атома? Всегда придется выбирать, какая технология важнее, исходя из множества факторов, которые невозможно предугадать заранее.

"Государство - это я". Людовик XIV

По всему выходит, что перед нами - новая игра с огромным множеством неизвестных ранее нововведений и со вполне банальным сюжетом: у Вас есть держава. Точнее, сначала - колонист и разведчик (или воин, в зависимости от Лидера державы). А вот державу строить придется своими руками. Развивать города, расширять границы, изучать, исследовать, знакомиться, договариваться, спорить, воевать, рассчитывать на ходы вперед...

Удачной игры!

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Некоторая полезная информация

Цивилизации и лидеры в игре.

Пока пишу только лидеров основной игры, без дополнений. Потом все будет. Тут довольно большой список, он Вам точно нужен? :)

======================

Страна: США

Лидер(ы): Вашингтон, Рузвельт

Уникальный юнит: Морские котики

Уникальное здание: Молл

Стартовые технологии: Земледелие, Рыбная ловля

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Великобритания

Лидер(ы): Елизавета, Виктория

Уникальный юнит: Красномундирщик

Уникальное здание: Фондовая биржа

Стартовые технологии: Рыбная ловля, Добыча руды

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Арабский халифат

Лидер(ы): Саладин

Уникальный юнит: Верблюжий лучник

Уникальное здание: Медресе

Стартовые технологии: Мистицизм, Колесо

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Ацтекская империя

Лидер(ы): Монтесума

Уникальный юнит: Ягуар

Уникальное здание: Жертвенный алтарь

Стартовые технологии: Охота, Мистицизм

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Германия

Лидер(ы): Фридрих II, Бисмарк

Уникальный юнит: Панцер

Уникальное здание: Сборочный цех

Стартовые технологии: Охота, Добыча руды

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Греция

Лидер(ы): Перикл, Александр

Уникальный юнит: Фаланга

Уникальное здание: Одеон

Стартовые технологии: Рыбная ловля, Охота

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Египет

Лидер(ы): Хатшепсут, Размес II

Уникальный юнит: Боевая колесница

Уникальное здание: Обелиск

Стартовые технологии: Земледелие, Колесо

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Индия

Лидер(ы): Ашока, Ганди

Уникальный юнит: Быстрый рабочий

Уникальное здание: Мавзолей

Стартовые технологии: Добыча руды, Мистицизм

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Инкская империя

Лидер(ы): Уайна Капак

Уникальный юнит: Кечуа

Уникальное здание: Терасса

Стартовые технологии: Земледелие, Мистицизм

Стартовый юнит: Кечуа

======================

Страна: Испания

Лидер(ы): Изабелла

Уникальный юнит: Конкистадор

Уникальное здание: Цитадель

Стартовые технологии: Рыбная ловля, Мистицизм

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Китай

Лидер(ы): Цинь Шихуан, Мао Цзедун

Уникальный юнит: Чо-кон-ну

Уникальное здание: Павильон

Стартовые технологии: Земледелие, Горное дело

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Мали

Лидер(ы): Манса Муса

Уникальный юнит: Застрельщик

Уникальное здание: Монетный двор

Стартовые технологии: Горное дело, Колесо

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Монголия

Лидер(ы): Чингисхан, Хубилай

Уникальный юнит: Кешик

Уникальное здание: Большая юрта

Стартовые технологии: Охота, Колесо

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Персия

Лидер(ы): Кир, Дарий

Уникальный юнит: Бессмертный

Уникальное здание: Аптека

Стартовые технологии: Земледелие, Охота

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Римская империя

Лидер(ы): Юлий Цезарь, Октавиан Август

Уникальный юнит: Преторианец

Уникальное здание: Форум

Стартовые технологии: Рыбная ловля, Горное дело

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Россия

Лидер(ы): Петр I, Екатерина II

Уникальный юнит: Казак

Уникальное здание: НИИ

Стартовые технологии: Охота, Горное дело

Стартовый юнит: Разведчик

======================

Страна: Франция

Лидер(ы): Людовик XIV, Наполеон

Уникальный юнит: Королевский мушкетер

Уникальное здание: Салон

Стартовые технологии: Земледелие, Колесо

Стартовый юнит: Воин

======================

Страна: Япония

Лидер(ы): Токугава

Уникальный юнит: Самурай

Уникальное здание: Сланцевая станция

Стартовые технологии: Рыбная ловля, Колесо

Стартовый юнит: Воин

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Бонусы лидеров

Таблицы слишком большие, поэтому дабы сохранить наглядность - выкладываю красивыми картинками:

--------------------------------------------------------------------------------------------------

"Горячие" клавиши.

Отряды:

[Клавиши цифровой клавиатуры] Передвижение отряда в соответствующем направлении.

[В] Бомбардировка

[В] Построить город (для поселенца)

[C], [средняя кнопка мыши] Центрировать экран на отряде

[E] Исследовать территорию (автоматически)

[F] Окопаться

[G] Режим задания пункта назначения отряда

[L] Погрузить(на корабль)

[S] Режим часового

[Shift-U] Выгрузить (с корабля)

[W] Ожидать приказов (выбирается следующий активный юнит)

[Alt-Левая кнопка] Выбрать все отряды на клетке

[Ctrl-Цифра] Назначить отряду или группе цифру для быстрого вызова.

[Ctrl-Левая кнопка] Выбрать все отряды одного типа на клетке

[Delete] Распустить отряд

[Shift-Левая кнопка] Контекстное меню клетки

[Пробел] Пропуск хода

[Ctrl - H] Выбрать все раненые отряды на клетке

Рабочие:

[A] Автоматически строить улучшения местности

[H] Строить лагерь

[I] Строить ферму

[K] Строить мастерскую

[L] Строить лесопилку

[M] Строить шахту

[N] автоматически соединять города и ресурсы дорогами

[Q] Строить каменоломню

[R] Строить дорогу/железную дорогу

[T] Строить усадьбу

[Alt-C] Вырубать лес или джунгли

[Alt-R] Режим прокладывания дороги к пункту

[Shift+Ctrl-C] Автоматически строить улучшения на местности вокруг выбранного города.

[Ctrl-F] Строить форт

[Shift-P] Строить пастбище, плантацию

[Shift-W] Строить водяную мельницу (на соседних с рекой клетках), ветряную мельницу (на холмах)

[Shift-W] Строить винодельню (на Виноградниках), Нефтяную вышку (на месторождениях Нефти)

[F] Строить заповедник в лесу

Рабочие лодки:

[F] Ставить рыбачьи сети

[O] Строить шельфовую нефтяную платформу

[Shift-W] Китобойные суда

[R] Строить Торговый маршрут

Авиация:

[В] Режим бомбовых ударов (по вражеским городам и клеткам)

[R] Режим воздушной раведки

[S] Режим авианалёта (по вражеским отрядам)

[Alt-R] Режим перебазирования

[I] Режим перехвата

Город:

[Ctrl-Цифра] Сохранить очередь на постройку (в окне города)

[Цифра] Задать в городе сохранённую очередь производства

[Shift]+[cliсk юнит/постройка] - добавить в очередь производства

[Ctrl]+[cliсk юнит/постройка] - добавить в начало очереди производства

[Alt]+[cliсk юнит] - производить непрерывно

[Home], [End] Переключаться между городами

[Insert] Открыть экран ближайшего дружественного города

[Влево/Вправо] Переключаться между городами из экрана Города

Камера:

[Ctrl-Влево] Повернуть камеру на 45 градусов по часовой стрелке

[Ctrl-Вправо] Повернуть камеру на 45 градусов против часовой стрелки

[Shift-Влево] Повернуть камеру по часовой стрелке

[Shift-Вправо] Повернуть камеру против часовой стрелки

[Alt-O] Плоский вид карты

[Ctrl-\] Перебирать режимы камеры

[Ctrl+Alt-F] Свободный полёт камеры

[Alt+Shift-F] Управление камерой мышью

[Alt-F] Взгляд сверху вниз

Советники:

[F1] Советник по внутренним делам

[F2] Советник по финансам

[F3] Советник по институтам власти

[F4] Советник иностранных дел

[F5] Военный советник

[F6] Советник по технологиям

[F7] Советник по религиям

[F8] Экран видов победы

[F9] Экран Демографии

[F10] Столица

[F11] Максимальное уменьшение

[F12] Цивилопедия

[Ctrl-E] Экран Шпионажа

[Alt-F1] Предоставить независимость колонии

Общее:

[P] Указать на клетку карты в сетевой игре

[Alt-I] Убрать окна интерфейса, оставив только карту

[Alt-Q] Сдаться

[Ctrl-W] Зайти в Worldbuilder

[Alt-D] Изменить имя игрока/Название цивилизации

[Ctrl-B] Переключаться в режим чистой карты и обратно

[Ctrl-I] Минимизировать окна интерфейса

[Ctrl-L] загрузить игру

[Ctrl-M] Включить/выключить музыку.

[Ctrl-O] Меню опций

[Ctrl-R] Включить/выключить флажки ресурсов

[Ctrl-S] Сохранить игру

[Ctrl-T] Включить/выключить сетку

[Ctrl-Y] Включить/выключить показ производительности клеток

[Enter] Перебирать активные отряды, сделать ход

[\] Выбрать предыдущий активный отряд

[Esc] Выйти из текущего экрана, вызвать меню

[,] Выбрать предыдущий отряд на клетке

[.] Выбрать следующий отряд на клетке

[/] Перебирать активных рабочих

[PageDown] Уменьшить масштаб

[PageUp] Увеличить масштаб

[Pause] Пауза

[PrintScreen] Сделать снимок экрана

[Shift-Enter] Принудительно закончить ход (даже если есть активные отряды)

[Tab] войти в командный чат

[Shift-Tab] Войти в общий чат

[Ctrl-Tab] Лог чата/событий

[Scroll Lock] Командный голосовой чат

[Shift-Scroll Lock] Общий голосовой чат

[Ctrl-Scroll Lock] Голосовой чат в экране дипломатии

[Alt-S] Сделать отметку на карте

[Alt-U] Показывать ярлыки отрядов противника (как ярлыки ресурсов на карте)

[Ctrl+Alt-S] Сохранить группу

[Shift-F5] Быстрое сохранение

[Shift-F8] Быстрая загрузка

[Alt+Shift-D] Инструменты администрирования

[Ctrl+Shift-H] Экран Зала Славы

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Цитаты из технологий (с каждой технологией идет своя цитата, которая озвучивается на английском или русском языке в зависимости от локализации), попробуйте угадать, откуда что?

«Идею Бога вложила в человеческий разум сама природа». (Цицерон)

«В медитации рождается мудрость; недостаток медитации погружает в неведение. Крепко помни, что ведет тебя вперед и что — тянет назад». (Будда)

«Несхожи племя бессмертных богов и племя людей, что ходят по земле». (Гомер)

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Библия Книга Чисел, 6: 24—26.)

«Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Библия, Исход, 20: 2—3.)

«Нехорошо иметь много правителей. Пусть будет один правитель, один царь». (Геродот)

«Одни книги нужно попробовать на вкус, другие — проглотить, и лишь немногие — разжевать и переварить». (Сэр Фрэнсис Бэкон)

«Чтобы принести в страну закон справедливости, чтобы сильный не притеснял слабого». (Кодекс Хаммурапи, Пролог)

«Весь мир театр, И люди в нем актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль». (Вильям Шекспир)

«Я буду честен перед моим господином и верен ему, буду любить все, что любит он, и избегать всего, что он избегает». (Английская присяга верности)

«Два града созданы двумя родами любви: град земной — любовью к себе и град небесный — любовью к Богу». (Августин Блаженный)

«Коль, музыка, ты — пища для любви, играйте громче!» (Вильям Шекспир)

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Библия, Послание к римлянам, 9:21.)

«Занимающиеся одним делом люди редко встречаются между собой даже для увеселения и развлечений, любой их разговор выливается в заговор против остальных». (Адам Смит)

«Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нужды разрастающейся бюрократии». (Неизвестный автор)

«Государство — это я». (Людовик XIV)

«Человек не позволит убивать себя в обмен на полпенса в день или ничтожный знак отличия. Чтобы воодушевить его, нужно обращаться к его душе». (Наполеон Бонапарт)

«Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, что терпят поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить». (Сунь-Цзы)

«Ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в тюрьму или подвергнут иной каре иначе, как по суду равных ему и согласно законам страны». (Великая хартия вольностей)

«Любое общество, поступающееся каплей свободы ради капли стабильности, не заслуживает ни стабильности, ни свободы и потеряет обе». (Бенджамин Франклин)

«Говорят, что демократия — это худшая форма правления, если не считать всех прочих, что были испробованы человечеством». (Уинстон Черчилль)

«Человеческие массы… скорее поверят большой лжи, чем малой». (Адольф Гитлер)

«Корпорация — остроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности». (Амброз Бирс)

«Пока я кормлю голодных, меня называют святым. Но стоит мне спросить, почему они голодают, как меня называют коммунистом». (Дом Хелдер Камара)

«Хуже сплетен может быть только одно — когда о тебе не говорят вовсе». (Оскар Уайльд)

«Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». (из песни американских индейцев)

«Дай человеку рыбу, и ты обеспечишь его едой на один день. Научи его ловить рыбу, и обеспечишь его едой на всю жизнь». (Лао Цзы)

«Что ж, толкай колесо!» (Эзоп)

«О земледельцы, молитесь о дождливом лете и тихой зиме»

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Библия, Послание к римлянам, 9:21.)

«Ты не в силах управлять ветром, но вполне можешь правильно управлять парусом»

«Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным». (Плиний Старший)

«Если мы стремимся в науке к несомненной определенности и безошибочной истине, нам следует положить основание всякого знания в математике». (Роджер Бэкон)

«Слова обладают властью разрушать и исцелять. Слова, что одновременно правдивы и милосердны, способны изменить наш мир». (Будда)

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом». (Екклесиаст, 3:1.)

«Всякая вещь стоит столько, сколько за нее заплатит покупатель». (Публий Сир)

«Астрономия побуждает душу взглянуть ввысь и уводит нас из этого мира в другой». (Платон)

«Вот чему научила меня философия: я поступаю так или иначе не по чьему-то приказу, но только из страха перед законом». (Аристотель)

«Я не могу жить без книг». (Томас Джефферсон)

«Банковские учреждения опаснее, чем готовые к сражению войска». (Томас Джефферсон)

«Нет большего богатства, чем знание, большей нищеты, чем невежество». (Али ибн Аби-Талиб)

«Появление печатных изданий оказало такое же влияние на человеческие умы, как пороховое ружье — на историю войн». (Венделл Филипс)

«Сложные проценты — это самая могущественная сила во вселенной». (Альберт Эйнштейн)

«Я не обязан верить, что один и тот же Бог одарил нас чувствами, здравым смыслом, и разумом — и при этом требует, чтобы мы отказались от их использования». (Галилео Галилей)

«Химия — это отличие бедности и голода от обеспеченной жизни». (Роберт Брент)

«Каждому действию всегда противопоставлено равно