А была ли война? Обзор игры с точки зрения дотера

Вероятно, каждый мало-мальски знакомый с играми человек когда-нибудь слышал про Defense of the Ancients. А если короче — DotA. Эта простая, казалось бы, карта для Warcraft 3 за много лет стала дико популярной. Бьюсь об заклад, что в «доту» сейчас играет гораздо больше людей, чем во весь классический Warcraft 3 и UMS-карты вместе взятые. Собственно, этот самый факт не дает покоя многим творцам. Пока умельцы и неумельцы клепали DotA-образные карты, матерые разработчики вынашивали коварные планы, о том, как популярность бесплатной игры перенести на коммерческую основу, заработав себе миллионы денег.

Так здесь выбирают героев

Первая вменяемая попытка захвата народной любви случилась в начале года, а именно в апреле. Demigod помпезно вышел, не менее помпезно показал, что Крис Тейлор тот еще, а Gas Powered Games умеет делать не только симуляторы планетарных битв особенно крупных масштабов, но и тактические боевики с элементами RPG. Современная графика, яркие эффекты и шепотом добавленное «да это же дота!» — дали игре неплохой старт. Изголодавшиеся по современным технологиям дотеры рассматривали скриншоты, кусая губы до мяса (в метаниях — тратить ли деньги?), смотрели ролики, хотели кого-нибудь отдемигодить, мигрировали на новые поля битвы целыми кланами, но… стоило взглянуть чуть пристальнее, как стало ясно, что Demigod не копирует известную карту, а только заимствует небольшое кое-что. Героев оказалось мало, тактик — еще меньше, а проблемы баланса вылезли сразу после релиза. Игра получилась какой-то несерьезной, легкой и даже аркадной. Так Demigod и сдох (ну еще из-за мертвых и тормозящих серверов), стал никому не нужен, а тем временем игроков в DotA еще прибавилось…

Но пытливые жаждущие денег умы не успокоились. Другие смельчаки — из S2 Games решили радикально решить проблемы DotA, но не менять ее саму. Они выкинули большую часть героев, переделали оставшихся, написали собственный движок. Копию разработчики окрестили Heroes of Newerth (HoN, если короче), объявили режим бета-тестирования, ввели систему приглашений и… теперь, наверное, тихо посмеиваются над темами о HoN на различных форумах. Игра, даже не готовая, наделала много шума, а шум этот породил нескончаемые потоки экскрементов, которые льются и сейчас. Наша задача — из всего этого гуано выковырять правду. Что такое Heroes of Newerth на самом деле и стоит ли опасаться старушке DotA?

Немного о правилах

Вероятно, каждый мало-мальски знакомый с играми человек когда-нибудь слышал про Defense of the Ancients. Но так же вероятно и то, что далеко не каждый играл в Warcraft 3. Эта глава для тех, кто не знает, что такое DotA, откуда взялся ее прародитель AoS и как в это добро вообще играют. Кто знает — молодцы, вот вам конфетка.

Это конфетка

Можете не открывать спойлер, вы вряд ли найдете там что-то новое.
Игроки делятся на две команды по пять (обычно) человек. Задача каждой команды — сломать главное здание на базе противника. К базам есть три основных прохода, по которым бегут навстречу друг к другу компьютерные воины (их еще называют крипами). Игроки же выбирают героев — сильных и особо умелых бойцов с целым арсеналом умений и заклинаний.

По пути на базу противника команда должна уничтожить три охранные вышки, за ними стоят казармы компьютерных существ. Уничтожили вражескую инфраструктуру — наши болванчики стали сильнее. Сломали вообще все войсковые здания на базе — наши стали очень сильными, победа не за горами.

Главная особенность игры — взаимодействие героев. Кто-то замедляет, другой оглушает, а третий наносит очень много урона толстой молнией, четвертый же в начале слаб, но зато на позднем этапе способен в одиночку убивать по два-три противника, дайте ему только дожить. Оригинальная DotA богата на тактики. Действия в мобильной связке из двух героев очень отличаются от наступления всей командой. Важно вовремя и правильно противодействовать сопернику, выводить из строя самых опасных, грамотно применять массовые заклинания, разделять силы врага так, чтобы можно было поубивать всех по одиночке.

Примечательно еще и то, что универсальных тактик — нет. Слишком много в игре вероятностей и возможностей. Уже от состава команды зависит половина партии, а ведь для каждого героя есть несколько схем развития и закупки, а это тоже влияет как на персональную тактику игры, так и на совместные действия.

Что мы имеем?

Не секрет, что у DotA много проблем. Часть из них приходится на баланс (оставим это на совести Айсфрога, Маелика и всех прихлебателей, проблемы с балансом у DotA были чуть ли не всегда, поэтому и версии выходят новые), но львиная доля обязана устаревшему уже движку Warcraft 3, который хоть и подарил нам прекрасный редактор карт, но уже давно не отвечает потребностям игрока. Часть технических недостатков удалось устранить с помощью Garena (оно же в девичестве GGC). Разработчики серьезно улучшили сетевой протокол, добавили систему ранжирования, по мере сил защитили от читов… По сравнению с Battle.Net — чуть ли не рай, но и здесь нашлись проблемы. Хакеры все равно просочились, программа даже после четырех лет работы регулярно сама по себе «забывает» про соединения (можно отвалиться от игры вообще без причин на это), а еще есть комнаты с фиксированным лимитом по 225 человек, в которые и не пробьешься. Кроме того, выглядит аскетичная азиатская программа неказисто. Ну и главной проблемы — вылетов и тормозов, она не решила.

Так ломают главную базу в HoN

Кроме того, бессмертный Warcraft 3: The Frozen Throne 2003 года выпуска за шесть лет уже не просто приелся, а смертельно надоел. И ожидать улучшения графики, исправления багов и вообще каких-то действий со стороны Blizzard не приходится (не секрет, что игра уже давно не обновляется).

Разработчики из S2 Games прикинули, что лучшей «убицей» DotA будет она сама. Они нагло перекатали карту версии 6.40, выкинули часть героев, оставшихся перерисовали, добавили несколько новых и, пожалуй, на этом все. Никаких принципиальных новшеств в игровом процессе не появилось. Старые тактики не всегда применимы, но и в DotA частенько сильно менялись сразу десятки героев, ничего страшного — все привыкли.

А так - в DotA. Замечаете косметические изменения?

Новый движок, современная графика и множество спецэффектов — это, конечно, тяжелая работа, но ничего принципиального нового не появилось. Разработчики сосредоточились на решении проблем оригинала, плюс кое-что улучшили. Поэтому мы будем рассматривать игру только в сравнении с DotA, чтобы разобраться, насколько удалась их работа, имеет ли шанс Heroes of Newerth «убить» популярнейшую игру.

Пять побед

Стоит зайти в игру, как понимаешь, что перед тобой она — первая великая победа Heroes of Newerth. Интерфейс HoN намного информативнее и удобнее, чем у конкурента. Игра показывает состояние навыков союзников (уровень, оставшееся время перезарядки); рисует сразу несколько шкал здоровье\мана, чтобы даже в яростной схватке игрок видел, что с ним происходит; отображает состояние вредных и полезных заклинаний — не нужно гадать, когда закончится действие лечебного препарата, подсказка честно рассказывает с какой скоростью восстанавливается здоровье и сколько времени еще осталось (а еще все это выделяется цветом); заклинания восстанавливаются по таймеру, который отображается прямо на навыке; характеристики вместе с инвентарем вынесены в центр, никуда не приходится отвлекаться, а герои-одиночки никогда не потеряют контроль над персонажем (это когда тыкаешь куда-нибудь, а выделение с героя слетает).

В Heroes of Newerth можно поменять назначение любой клавиши, что заставляет сердце радоваться, а на душе становится тепло. Не знакомые с Warcraft 3 игроки, возможно, удивятся, но переназначать клавиши (такое обыденное действие) в игре нельзя. Вернее, нельзя сделать это по-человечески. Приходится пользоваться сторонними программами, которые не всегда могут справиться с задачей.

Ничего не понятно, правда?

Единственное, что мне действительно не понравилось — как отображается инвентарь противника. Пиктограммы малы, трудно разобрать, что за предметы носит враг, а для неопытного глаза — это просто набор загадок. К тому же, они показываются в правом нижнем углу, где их и не очень-то видно.

Даже не смотря на мелкие огрехи, битва за интерфейс — это поражение, от которого DotA никогда не сможет оправиться. Она цепями привязана к Warcraft 3, а цепи эти с годами все сильнее тянут уже самостоятельную игру в бездну. DotA обновляется регулярно, а вот ее основа...

Второе поражение HoN наносит уже самой Garena. Система чата и друзей в новой игре реализованы на голову лучше. Можно общаться прямо во время партии в специальном меню, которое открывается поверх всех остальных. Да еще и встроенная голосовая связь есть.

Тут, впрочем, тоже...

Третье сравнение — системы рейтинга. В Garena вся система рангов бесполезна чуть более, чем полностью. Опыт и уровни там дают вообще за все игры и карты, а специальный DotA Ladder действует только в некоторых комнатах, да и там на него мало кто смотрит. Подобрать команду действительно умелых игроков — целая проблема.

Heroes of Newerth рассчитывает рейтинги иначе. Основное мерило опыта — это PSR (Pub Skill Rating). Всем новичкам выдается «нулевая» отметка в 1500. Проигрываете слабым — теряете много очков, выигрываете слабых — получаете мало. Чтобы идти вверх, игрок должен регулярно побеждать, причем, как минимум, у равных себе. Вроде бы просто, но ведь действительно работает — хороший игрок вряд ли будет сидеть в зоне ниже 1500, а плохой, естественно, чаще будет проигрывать, поэтому едва ли доберется до настоящих профессиональных игр (и не сможет их испортить). Системы с аналогичными принципами используются во многих сетевых играх — в SF4, например, или в DoW2.

Четвертая победа — самая великая. Разработчики научили игру впускать обратно отвалившихся игроков. Причем времени на это полно — аж пять минут. Можно зависнуть, перезагрузиться пару раз, но все равно вернуться в бой без последствий для партии и статистики. Что-то подобное умельцы грозятся сделать и для WarCraft (а для доты проблема вылетов, намеренных или случайных, еще как актуальна), но обещают они это уже не первый год.

Вот такое в публичных играх случается слишком часто

Пятая победа самая незначительная — это графика и звук. Яркие эффекты вовсю используют шейдеры, герои одеты в не размытые текстуры, темные цвета настраивают на серьезность, здесь нет мультяшности Warcraft 3 (за что игру ругают, причем часто). Графика, прямо скажем, не главное, но и не лишнее. Heroes of Newerth уделала конкурента без шансов на ответный удар.

Всматриваемся вдаль

Закоренелые дотеры уже сейчас приписывают игре множество грехов. В основном это все связано с новыми героями, которых выдумали разработчики. Кричат громко, что герои эти имба, а изменения у оригинальных — бред сумасшедшего. Другие вопят и жалуются на однообразие — популяция в тавернах стала вполовину меньше. Третьи ругают графику, которая… впрочем, я не буду приводить здесь их аргументы, вы и так понимаете.

Это все, в принципе, не удивительно — придраться-то больше не к чему. Красиво, технологично, удобно, а самое главное — осталось на месте. Тактики и взаимодействия в HoN никуда не исчезли. По сути, игра не проигрывает оригиналу вообще ни в чем.

Красочный звездец, по обилию ярких цветов можно понять, что кому-то всыпали

Стоит же задуматься над претензиями — все они становятся незначительными. Так, например, звонкое слово «имба» кричат везде и всегда, когда кто-то проигрывает, но не хочет признать поражение. Необоснованные изменения, говорите — а что в DotA герои никогда не менялись? Версия упрямо доросла до 6.62b, хотя еще 6.40 вызвала бурю гнева. Новые герои не нравятся? А в DotA они разве не появляются с завидной регулярностью? Наконец, персонажей стало меньше — а что в этом плохого? Многих ли выбирают для серьезных партий? Дай бог всего 15-20 (а их 92). Претензии к графике — глупость. Нельзя же сравнивать игру 2009 года и старичка Warcraft 3 из далекого 2002.

Центральный проход к базе Стражей

Если разработчики не свернут с выбранного курса, будут и дальше обновлять и активно поддерживать игру, а так же оставят ее бесплатной (пока не ясно, как S2 Games собирается зарабатывать — на сайте предлагают купить предварительную учетку, а это дает только косметические преимущества; если игра будет платной, хоть и единоразово, то явно потеряет внушительную часть привлекательности), то у них есть все шансы потеснить DotA потеснить весьма серьезно. Убийства, тем не менее, можно не ждать. Heroes of Newerth — просто вторая новая-старая DotA, с более дружественным интерфейсом и подогревом сидушки мелкими красивостями.

Центральный проход к базе Легиона, видите особенные различия?

Однако в качестве киберспортивной дисциплины перспективы Heroes of Newerth пока туманны. Чтобы стать «снарядом», нужно собрать множество игроков хорошего уровня (помимо всеобщей народной популярности), а они пока не горят желанием прыгать в бездну бета-версии. Профессиональные спортсмены смотрят на новую игру с опаской, но, я думаю, что это все из-за «насиженных» годами навыков в DotA, с которыми они не горят расставаться.

Сейчас, кстати, тоже в бета-тесте прибывает еще одна «убийца» и DotA, и Heroes of Newerth. Называется она League of Legends и разрабатывает ее Guinsoo, который в свое время работал над самой DotA. Уже есть первые подробности, а как у меня доберутся руки, я обязательно вам все расскажу.

Краткая версия обзора, как обычно:Если кому вдруг захотелось поиграть, то инвайт можно получить, например, тут