Codename: Panzers — Cold War
Дата выхода: март 2008 года
Когда умолкают выстрелы королевских «Тигров» на улицах немецких городов, когда сто раз взята Нормандия, двести раз отвоеван Сталинград, и бледная луна напрасно зажигает свой фонарь над притихшим Эль-Аламейном, приходит пора поменять время действия. Разработчики стратегий принюхиваются к новым веяниям и обращают взгляды на эпоху, в которой две супердержавы держали в страхе целый мир и осторожно мерялись силами.
Все то же место действия, что и раньше. Однако на этот раз советские танки, пехота, артиллерия и авиация схлестнулась с бывшими союзниками за обладание Европой образца 1949 года.
Подогреть Холодную войну
Началось все, как ни странно... со свиней. С натуральных поросят, милитаристических «швайне», которые устроили с мирными кроликами военный конфликт за стратегическую морковку. Выбрав такое, прямо скажем, необычное оформление для своей дебютной стратегии S.W.I.N.E. (2001 год), молодая венгерская студия Stormregion решила убить сразу двух кроликов — пришла на рынок с оригинальной игрой и обезопасилась от нытья поклонников реализма: «Да все на самом деле не так было!»
Танковые сражения в стиле «Скотного двора» были благосклонно восприняты публикой — обрадованные успехом венгры решили оставить шуточки и полем сражения для своей следующей стратегии Codename: Panzers Phase One (2004) сделали уже тогда слегка навязшие в зубах Сталинград, Берлин, Нормандию... Не гоняясь особенно за реализмом, Stormregion сделала ставку на убойную по тем временам графику и отличный сюжет, выгодно отличающийся от обычных для жанра невыразительных вводных. Обнаружив, что игра не на шутку затягивает, а герои под указателем мыши действительно вызывают чувство сопереживания, игроки простили игре и слабенькие тактические идеи, и откровенно хромой ИИ.
Изначально серия Panzers планировалась как трилогия — и вторая часть действительно вышла в том же году, но после этого разработчики вдруг решили удариться в тактику, попробовали силы в городских боях Rush for Berlin — и после первого дополнения Rush for Bomb поползновения к окопам Второй мировой прекратились.
Но мыслишки-то, мыслишки куда девать? Только в туманную и пока не особенно исследованную область альтернативной истории, в которой Холодная война оказалась не такой уж и холодной.
Мы делили их Берлин...
После войны Германия была разделена на зоны оккупации. Берлин оказался глубоко в советской зоне, но был разделен пополам между СССР и американско-британскими войсками. Летом 1948 года Советский Союз блокировал Западный Берлин, намереваясь выдавить из него войска бывших союзников. В ответ США и Великобритания развернули «Воздушный мост», снабжая два миллиона осажденных жителей города пищей, лекарствами и топливом. Чуть меньше года длилась блокада. Жители Западного Берлина не воспылали к Советам стокгольмским синдромом, и Сталин пошел на примирение.
В то время, как грузовые самолеты бесконечной вереницей летели на помощь берлинцам, советские истребители старательно действовали их пилотам на нервы — пролетали мимо, провожали пулеметными трассами. Особенно отличился один пилот, который ухитрился случайно таранить пассажирский самолет вероятного противника с фатальным результатом.
По мнению венгерских разработчиков именно этот случай и мог послужить отправной точкой для новой мировой истории, в которой и без того многострадальный Берлин вдруг оказывается ареной для Третьей мировой войны.
На протяжении 18 миссий игрока будут сажать в шкуру героев (возможно, даже знакомых по предыдущим играм серии) и гонять под советскими бомбами по охваченной новой войной Европе. Впрочем, удастся поиграть и за советские войска — правда, отвели разработчики на освоение новой советской бронетехники всего лишь три задания.
...Много наших полегло
Принцип «никаких баз и строительства», столь незаслуженно забытый в Rush for Berlin, снова возвращается с триумфом. Мы оказываемся на карте с ограниченными силами и заданиями от начальства, за выполнение которых зарабатываем престиж — местную валюту, что обеспечивает приток новой техники и любопытных модификаций.
Ход каждой миссии будет завязан на сюжет. В нагнетании атмосферы разработчики знают толк — можно сразу говорить, что беготня по берлинским улицам под советскими бомбами и панический сбор рассеянных американских войск станет очень интересным началом сюжета. В нем, кстати, найдется место не только танкам и пехоте, но и подводным лодкам. Вряд ли нам дадут ими порулить, но для нас главное, как водится — тактическая часть.
Здесь разработчики предпочитают идти по уже протоптанной дорожке — они высаживают игрока на набитую скриптами карту, но не вынуждают его идти каждый раз по одной и той же дорожке, а мотивируют исследовать окружающий пейзаж. Наградой за любознательность может стать не только дополнительный престиж, но и «бесплатные» войска.
Экономная война окупается: войска набираются опыта и переходят за игроком из миссии в миссию. Танки, артиллерию и бронемашины можно снарядить диковинными модификациями (они будут отображаться в игре), а отряды пехоты снабжать особыми персонажами — медик, например, сможет раскинуть медпункт в чистом поле, а какой-нибудь рейнджер — устроить в стратегически важном месте подкоп.
Хроника пикирующего краа
Что до самих карт, то здесь можно ожидать, что поля сражений будут «вылеплены вручную» в лучших традициях серии. Модели солдат и техники немного проигрывают той же Company of Heroes, но нехватку деталей должна искупить интерактивность карт. Все на карте поддается разрушению. Пожалуй, дома уж слишком охотно демонстрируют реалистичную физику повреждений. От подрывов, бомбардировок, артобстрела и даже от падающих на крыши подъемных кранов здания не просто рассыпаются на неравновеликие куски, но превращаются в живописнейшие развалины. Со времен C&C: Generals стало модно хорошо выглядеть, и фирменный собственный движок Gepard 3 откровенно играет мускулами, намекая, впрочем, на демократичные системные требования.
То, что Codename: Panzers — Cold War будет красиво выглядеть и интересно играться, ясно уже сейчас. Остается лишь несколько вопросов. Например, удастся ли разработчикам под крылом немецкого издателя научить-таки компьютерных бойцов «дойче орднунг» и сделать им, по крайней мере, пристойный искусственный интеллект? И, хотя мы все понимаем, что никто не будет гнаться за реализмом... но насколько полно и достоверно будут воспроизведены разработчиками образцы военной техники конца сороковых?
Впрочем, альтернативная история все спишет — если это интересная альтернативная история.