Europe at War. Восторженный обзор cинглплеера Call of Duty 2.

"Пыль, грязь, идут дни, снаряды свистят, жизнь кончена".

Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".

Экспериментально-случайно-спонтанный мини-обзор Call of Duty 2.

Со старыми, добротными играми развлекаться в обзорах опасно. И вдвойне опасно это делать с почти великой, проверенной временем классикой. Такой, как Call of Duty 2. Кто знает, может быть, сейчас волна сумасшедшей популярности серии Modern Warfare вновь швырнет на игровой Олимп и эту, почти позабытую игру?. Игру-шедевр с ее капитаном Прайсом в малиновом берете и снайпером МакГрегором, с непередаваемым англоязычным сквернословием, с потрясающим русским акцентом ("Вазили, сроу зис грренай хиар!"), наконец, с ее историчностью и красотой. Игру, охватившую временной отрезок от Битвы за Москву до встречи союзников на Эльбе. Игру, дивно передавшую жестокие реалии Второй Мировой с уже свойственной всей серии кинематографичностью и перипетиями сюжета.

Этот самый "кинематограф", как правило, и впечатляет в игре больше всего. То, как построен сюжет, то, как в него почти незаметно вклиниваются десятки мелочей и дробят игру, собирая ее в нечто куда большее, чем просто "добротный шутер от первого лица". Впрочем, начну по порядку.

Обучение. Какое к черту обучение в условиях фронта? Неет, Infinity Ward наверняка хорошо знали, как обучали новобранцев в надрывном сорок втором. ЗиЛ, выгружающий полдесятка солдатиков, юных, худых, жмущихся друг к другу, таких неуместных на фоне смерти и войны и таких реалистичных на фоне войны в Call of Duty 2. Грозный партрук...Пять минут стрельбы по тарелкам, тренировочный удар прикладом по манекену, учебная "граната" в окно и...

Задыхающийся вестовой сходу швыряет новобранцев вместе с вами почти в самое жерло войны. Промерзшая разгромленная комната и солдат, избивающий рукоятью ТТ немецкого "языка". Пара тяжелых ударов, торопливая скороговорка пытуемого, и открывшаяся дверь выкидывает новобранцев на улицы безымянного города, на мороз и навстречу пулям крупнокалиберного немецкого MG42...

Начало, ага? Четыре года, и Modern Warfare 2 пойдет еще дальше, практически сведя обучающую кампанию к нулю, да еще и замаскировав ее за сюжетом так, что вы не сразу поймете, что она как бы давно позади, а настоящее "дело" уже вот оно.

Но у нас пока на дворе далеко не 2015 год, а зима 1941/42, да и мы сами не бравый американский рейнджер Роуч Сандерсон, а юный советский рядовой Василий Козлов в шапке-ушанке. И на прицеле старой "Мосинки" у нас не русские,а немецкие оккупанты. Да и сам прицел, собственно, обделен тепловизором, датчиком сердцебиения и прочими жизенно важными примочками третьего тысячелетия.

Но кто сказал, что это делает игру менее интересной? Уже на самом старте московско-сталинградской кампании игра раскрывает перед нами множество приятнейших аспектов.

Вспомните подтянутого и аккуратного Вольского, такого, каким и должен быть боевой офицер, женщин-партизанок, сражающихся вместе с мужчинами, разрушенные заводы Сталинграда и оглушительное "HURRAAH", разносившееся над Москвой во время прорыва к одному из немецких штабов.. Пускай упомянутый сюжет не слишком показывается игроку в советкой кампании (кроме миссии на ж/д вокзале), поверьте, он еще наверстает упущенное.

И конечно же, озвучка не может не восхищать. Явно не забыв про русскую любовь к матюгам, разработчики устами советских солдат неплохо поиздевались над противниками. Уже в Сталинграде в одной из миссий требуется, уничтожив очередной "Тигр", прорваться к зданию мэрии. Советские солдаты ожесточенно отстреливаются из захваченного здания и тут один, не прекращая стрелять из пулемета, кричит (на английском, естесно): "This is for my mum. And this is for my sister! And this is for my dog, you bloody nazy maggots!"

Думаю, в переводе фраза не нуждается. Нет, конечно, «русский дух» передается здесь не только матюгами, гнилой картошкой и классически-банальными именами а-ля «Василий Козлов», «Иван Смолянов» и тому подобное. Нет.

Здесь вообще отлично передан дух войны. Настоящих, всамделишных военных действий. С кровью, с грязью, с зеленым едким газом и дымом над свежими воронками. С пулеметными очередями и и бросками грудью на амбразуры. С безумным страхом артиллерийской бомбежки, выжженными песками Эль-Аламейн и отвесными скалами легендарного плацдарма Омаха Бич.

"Выжженные пески..."

"...и отвесные скалы"

Где еще, кроме как в Call of Duty 2 удается так полно ощутить самую суть войны? Право, игре куда больше подошло бы название не «Зов Долга», а Faces of War( полузабытая экшн-стратегия). Потому что «ликов войны» здесь сотни. Беспощадные лобовые атаки и схватки в руинах городов, безнадежные десантные высадки и танковые баталии, форсирование рек и даже отражение авианалетов, стоны раненых и ужас при виде очередного «Тигра» в узеньком переулке уездного французского городишки.

Господи, как же я увлекся описанием всего, что только ни есть в синглплеере CoD2. Вкратце, там есть все. Честно.

Там есть даже более чем «все». Там есть не только распрекрасный сюжет и расчудесная реалистичность, но и впечатляющий выбор оружия. Более того, сам процесс стрельбы неимоверно «доставляет». Вы почти чувствуете мышкой, как щелкает затвор, как упруго нажимается спусковой крючок, как мягко и почти нежно уходит вперед и вверху пуля вашего «Спрингфилда». И вот уже там наверху, безликий немецкий рядовой в серой форме хватается за плечо, роняет винтовку и долго, бесконечно долго падает с отвесного обрыва, с громким хлопком ударяясь о землю в паре метров от ваших ног.

Вот она, главная составляющая реалистичности. Вы совершили действие – и вы видите его результат. Причем чем реалистичней результат, тем красочней кажется вам само действие.

И в Call of Duty 2. так выглядит все, уж поверьте на слово. Стреляете ли вы или стреляете по вам. Мочите «Мессершмиты» из зенитки? Сколько угодно, тем более что разработчики позаботились о том, чтобы немец ярко, красочно загорелся, завертелся вокруг своей оси и упал, сотрясая землю в том числе и под вашими ногами. Едете в танке? На вашего «соседа» уже нацелился ствол немецкой «Пантеры»? Поверьте, вы не только увидите прорывающий облака огненный столб, но и услышите в наушниках предсмертный крик своего товарища. Снова в танке? Впереди фриц с фаустпатроном? Вы услышите, как хрустят его кости под гусеницами вашего «Шермана».

5 тысяч знаков без пробелов, полностью посвященные восхвалению игры пока остались позади. Пожалуй, стоит найти время и высказать несколько своих «фе». Первое и самое для меня неприятное – безликость врага. Абсолютная. В игре от Activision, выпущенной в 2005 году немцы еще более шаблонны, чем в самом первом Wolfenstein. Там, хотя бы, помимо простых фрицев и офицеров, были еще генералы и лично Фюрер. Здесь же – два типа солдат: толстопузый усач, вызывающий воспоминания о пиве и сардельках, и сущий Пиро; зимой и летом носящий одинаковый противогаз. Первый тип периодически заполошно голосит во славу фюрера, второй тип…правильно, mphhhhhh.

Ах да, еще третий вариант, обитающий исключительно в суровых условиях, навязанных генералом Морозом. Замотан с ног до головы в шарф, мотоциклетные очки, каску и винтовку.

Офицеры едва ли лучше. Традиционный, с хищным профилем и в фуражке и нетрадиционный, без хищного профиля и фуражки. Второго я встречал лишь однажды, во время штурма «высоты 400». Цитируя Эллочку Людоедку, «Мрак!».

Хотя вру, однажды немцы все-таки обретают лицо. Помните британскую кампанию, Канны, миссию со спасением раненых? Их охранники, пара толстопузых юберменшей, вполне членораздельно «сдаются» на чистом «инглише» и, подобострастно поглядывая на капитана Прайса, ложатся на зеленую травку. К сожалению, это – приятное исключение из правил.

Игра настолько хороша, что это – по сути единственная моя придирка, которую я способен «расписать» больше, чем на пару строк. Остальные – чисто исторические мелочи. Например, я точно знаю, что немцы не использовали танк «Королевский Тигр» в Северной Африке. Вдобавок мне непонятно, почему в североафриканской кампании даже не упоминаются итальянские войска. Да и я точно знаю, что на плацдарме Омаха не было никаких отвесных скал, и что его брали канадо-американские войска, и что тысячи людей сотни метров брели по воде под пулеметным огнем, почти так, как это отражает Medal of Honour: Alied Assault. Но, мне кажеся, увлекись разработчики историческими формальностями, мы бы не получили настолько прекрасной игры и, в частности, такой восхитительной миссии, как высадка на Омаха Бич.