Project Gotham Racing 4
Жанр гонок на PC переживает сегодня, откровенно говоря, не самые лучшие времена. Несмотря на периодически выходящие игры серий Need for Speed и Colin McRae: DiRT, а также шедевры в лице MotorStorm, Forza MotorSport и Project Gotham Racing, поживиться качественной компьютерной гонкой виртуальному гонщику довольно сложно.
Дело в том, что не далее как 25 сентября Activision купила со всеми потрохами основателей именитой серии — Bizarre Creations (создатели новоявленного The Club, кстати). Спустя некоторое время последовал обстоятельный монолог руководства купленной компании о планах на будущее, согласно которому, со слов Бена Уорда (Ben Ward), «Bizzare Creations становится мультиплатформенной студией-разработчиком». Это заявление наделало в индустрии много шуму, и неудивительно, поскольку первая часть Project Gotham Racing стала вторым (после Halo, разумеется) номером в рейтинге продаж под Xbox.
И хотя издателем четвертой части все еще остается Microsoft — даже если игру так и не перенесут на персональные компьютеры под нашлепкой Games for Windows, продолжение имеет все шансы появиться на Xbox 360, PS3 и PC. Поэтому ознакомиться с PGR4 определенно стоит, тем более что игра получила крайне теплый прием в прессе (Gamerankings.com говорит о средней оценке в 86%).
Гоночный Санкт-Петербург
Ценители реализма относятся к PGR4 крайне неоднозначно. С одной стороны, игру нельзя поставить в один ряд с совсем уж аркадной серией NFS (хотя ProStreet, конечно же, совершил значительный рывок в сторону реалистичности), но излишней сложности и любви к деталям, присущих серии Forza MotorSport, здесь не наблюдается. Вписываться в повороты нужно крайне осторожно — зацепившись за бортик, автомобиль резко теряет скорость.
Езда на мотоциклах — совершенно иной игровой опыт. Мотоциклы были добавлены лишь в последнюю, четвертую часть серии. В правах они практически полностью уравнялись с четырехколесными транспортными средствами, и покататься на них дозволено в любой гонке, хотя сбалансированы они довольно средне. Причины очевидны — мотоциклы обладают кардинально иной манерой поведения. Быстро набрав скорость, они не смогут вписаться в поворот, а упасть с мотоцикла довольно просто — стоит начать выпендриваться, поднимая его на «дыбы», или забыть отпустить газ на резком повороте, и водитель, на манер FlatOut, улетит в голубые дали, весело размахивая конечностями по правилам «кукольной» физики.
Графическая часть Project Gotham Racing 4 заслуживает похвалы: качество проработки моделей, освещение, эффекты, постановка камеры — каждая мелочь выполнена с должным тщанием. Особенно стоит отметить трассы. На выбор игрока представлено десять городов — присутствует Токио, Лондон, Нью-Йорк, а также (внимание) Санкт-Петербург. Северная столица получилась очень выразительной: разработчики перенесли в игру все российские дорожные знаки, названия магазинов, знаменитые сооружения. Чего только стоят виртуальный Эрмитаж и Невский проспект!
Присутствует также сложная система погодных эффектов (которая может, например, подсмотреть погоду через интернет и воссоздать ее на экране монитора). Моделируются не только блики на кузовах автомобилей, лобовых стеклах и дороге, но и корректная физика. Во время дождя на трассе, после того как гонщики прошли несколько кругов, появляются лужицы (или гололед в случае снега), поворачивать на которых — отдельное человеческое счастье. Колеса не слушаются, машина резко теряет в управлении, а восстановить, как в Need for Speed, контроль с помощью азота не получится — его тут просто нет. Приходится очень осторожно крутить руль, чтобы машину не занесло, притормаживать и вообще использовать все навыки управления.
Звук реализован в PGR4 так же качественно, несмотря на откровенно средний подбор музыкальных треков (кроме, пожалуй, шедевров классических композиторов вроде Моцарта или Римского-Корсакова с его «Полетом шмеля», добавленных в игру каким-то чудом). Есть качественный рев моторов, звуки пробуксовки, точный расчет многоканального звука — словом, все как положено.
В СССР гонок нет
В отношении игрового процесса Project Gotham Racing 4 не может удивить ничем особенным. Вся игра строится вокруг побед и призовых очков, так называемых «Кудос», которые выдаются за разнообразные трюки во время езды. Простояли на переднем колесе энное количество секунд? Получите Кудос. Разогнались до 180 миль в час? И вам полагаются заветные очки. Кудос даются практически за любое мало-мальски эффектное действо, которое вы совершаете, и такая «стимуляция» игрока на безостановочные трюки действительно оживляет игровой процесс. Однако разработчики не забыли и о любителях «спокойной» езды — Кудос дается и за три призовых места.
Но вернемся к земным ценностям — победам в гонках. Одиночных режимов игры три. Первый — режим «аркады», когда вам надлежит проехать десять трасс и узнать, насколько вы хороши. Это, по большому счету, аналог «быстрой гонки», когда настроек минимум, а гонок — максимум.
Второй, он же основной, режим — карьера. В нем игроку предлагается посетить разные континенты и города в поисках все новых приключений и в надежде достичь первого места в списке «самых крутых гонщиков планеты» (и когда уже эта концепция выйдет из моды?). Перед нами предстает календарь с отмеченными на нем датами важнейших гонок. В небольших перерывах между заездами игрок волен открыть новые автомобили (за кровно заработанные Кудос), без которых проходить карьеру трудно вдвойне. Дело в том, что «нормальная» сложность на деле представляет собой скорее «высокую». Среднестатистический виртуальный водитель на таком уровне постоянно оказывается позади, и каждую гонку приходится переигрывать по несколько раз для достижения заветного первого места. Это самое первое место получать совершенно необязательно — продвигаться дальше по «сюжету» (назвать его таковым можно только в кавычках) вам в любом случае разрешат, — но смысла в этом нет никакого.
Последний режим — классика в лице «пользовательской гонки», в которой игрок самостоятельно выбирает город, трассу, погодные условия (десять типов — снег, туман, дождь, облачно и пр.) и еще ряд параметров, после чего начинает играть.
Еще один важный плюс PGR4 — здоровенный парк лицензированных транспортных средств в количестве более ста двадцати штук. Вам будут доступны авто BMW, Ferrari, Honda, Peugeot, Volkswagen и ряда других колоссов индустрии. Каждая модель уникальна — у одних лучше сцепление, другие приоритетнее в драге за счет быстрого ускорения, а третьи и вовсе универсальны.
Кроме индивидуального автомобиля игроку дозволено выбрать пол своего персонажа, разукрасить его костюм, надеть один из предложенных шлемов, поменять раскраску последнего, да еще и выбрать страну — выбор богатый, но Россию, как назло, не завезли. Приходится возиться с цветами авто, чтобы всем стало понятно — флажок возле имени игрока нагло врет.
Не согласитесь ли вы со мной... поиграть?
Казалось бы, какой интерес может представлять PGR 4 со столь унылым режимом карьеры? Однако же может. Спасает все, как обычно, многопользовательский режим. Дозволен как старина Split-screen (качество картинки, правда, значительно падает), так и нормальный Live-режим. Второй поддерживает два типа гонок — рейтинговые (в которых все игроки соревнуются «по-честному» за титул лучшего гонщика в мире) и пользовательские, предлагающие, надо заметить, куда больший простор для творчества. В первую очередь, за счет множества разных типов гонок, начиная от игры в «Кошки-мышки» и заканчивая старой, но проверенной временем «Уличной гонки».
Первый раз зайдя в многопользовательский режим, игрок попадает в группу «новичков», из которой ему надо всеми силами выбираться, ибо туда входят как полные чайники, так и матерые ветераны, решившие создать новый профиль. Сразу оговоримся, что этих самых «чайников» тут совсем не так много, и большая часть игроков действует очень и очень жестко: умело вписывается в повороты, старается не терять управление и, конечно же, знает, когда надо легонько толкнуть вашу машину в кювет. Предсказать развитие событий в многопользовательских баталиях не в состоянии никто, но можно сказать точно одно — жалобам на плохую связь никто не поверит. И правильно сделает, потому что качество игровых серверов поражает — нет никаких проблем с запаздыванием и прочей ерунды: сел и поехал.
Единственный недочет в том, что игроку порой приходится по несколько минут сидеть в «прихожей», ожидая, когда сервер подберет ему противников. Если учесть, что занять это время ничем не удастся, такие ожидания прилично выводят из себя.
Еще один камень в огород многопользовательского режима — несбалансированность авто. В поединках с компьютерными болванчиками этот дисбаланс сводится к полному превосходству мотоциклов, но в многопользовательских боях все намного сложнее. Игроки, заработавшие много Кудос или, что еще обиднее, положившие в бездонный карман Microsoft порцию в 400 Microsoft Points (что-то в районе 250 рублей), получают в свое распоряжение отличные авто, не оставляющие шансов изначально доступным транспортным средствам.
Прибавьте сюда ежемесячную плату за Gold-подписку (в случае переноса на PC этот вопрос решится, скорее всего, так же, как и с Halo 2: «быстрая игра» будет доступна и бесплатно, а за остальные режимы извольте заплатить), и получится совсем уж безрадостная картина.
С другой стороны, очевидны плюсы — стабильная связь с сервером, отсутствие задержек, множество игровых режимов, разные соперники, турнирные таблицы. Это ведь бесценно!
Игры под флагом Project Gotham Racing выходили начиная с 2001 года, но сама игровая серия является продолжением идей Metropolis Street Racer, вышедшей еще в 2000 году на Dreamcast.
Первая часть, вышедшая 9 ноября 2001 года под Xbox, предлагала игрокам четыре города и двадцать девять машин — и уже тогда обладала основной отличительной особенностью всей серии: для продвижения по карьере необязательно получать первые места в соревнованиях. Вскоре после выхода главный человек в Microsoft, Билл Гейтс, описал PGR как «любимую видеоигру».
Продолжение, вышедшее почти ровно через два года (17 ноября 2003 года) также на первом Xbox, уже предлагало игрокам состязаться друг с другом на просторах всемирной сети и добавляло много новых городов (в числе прочего — Москву), трасс, машин и игровых режимов.
Третья часть — проект, вышедший на старте приставки Xbox 360 (22 ноября 2005 года) и получивший всеобщее признание и любовь игроков. Несмотря на скромный список городов (пять штук), игра щеголяла восьмьюдесятью лицензированными автомобилями, продвинутым многопользовательским режимом и внушительной графикой.
У Project Gotham Racing 4 есть одна замечательная особенность — она не старается рушить каноны, изменять своему визуальному стилю, из раза в раз менять типы гонок, место действия и прочее, как это делают EA с серией Need for Speed. Bizarre Creations прекрасно знают свою аудиторию. Они знают, какие моменты надо поменять к следующей части, что надлежит добавить, а что — убрать. В итоге, купив коробочку с последней игрой в серии, игрок получает фактически продукт «без холестерина, искусственных красителей и сои» — отточенную до мелочей игру, способную увлечь на долгие недели.
Разумеется, найдутся поклонники и у однопользовательского режима «карьеры», стремящиеся завоевать выдуманные имена в турнирной таблице, но сравнивать все это с шикарным многопользовательским режимом как-то неудобно.
Похожая ситуация сложилась с боевиком Gears of War, который игроки в сером одиночестве пройти не могли из-за откровенно бедного дизайна уровней и в целом скучного повествования. Спасал положение, разумеется, режим совместного прохождения, в котором друзья-единомышленники одолевали кампанию, объединяя свои силы.
В общем, надеемся на выход игры под наши с вами любимые PC.