Call of Duty: Modern Warfare 2, обзор 'Страны Игр'
На улицах стоит библиотечная тишина, учебные заведения пустуют, госучреждения ушли на незапланированный выходной, кинотеатры закрыты. Города вымерли, человечество исчезло с лица Земли. Только из окон домов доносятся звуки канонады. Это день, когда появилась Modern Warfare 2.
О такой знаковой игре, как Modern Warfare 2, рассказывать непросто. Сейчас, когда вы читаете эту статью, многие наверняка уже успели пройти ее вдоль и поперек по нескольку раз, а те, кто еще не успел, сделают это независимо от того, что будет написано ниже. Как-никак, перед нами, возможно, самое значительное событие года, заранее обожаемый любимчик всемирной армии геймеров, порождение многомиллионного бюджета, ненасытный поглотитель времени и так далее – и было бы полным безумием пройти мимо всего этого и не оценить новинку самим. Еще до своего выхода новая часть знаменитого боевика собрала фантастическое – семизначное! – число предзаказов. Страшно даже подумать, что было в первый день продаж: за сутки в США, Канаде и Великобритании расхватали почти пять миллионов коробок, примерно на миллион больше, чем у предыдущего рекордсмена, Grand Theft Auto 4 – иными словами, новая Call of Duty взяла самый успешный старт за всю историю видеоигр. Впечатляет. Но сумела ли она завоевать другой, куда более важный для игроков (хотя и менее значимый для издателя) титул шедевра или «хотя бы» великолепной игры?
Новый эффект ранения вызывает много споров. Он реалистичнее, но пятна крови сильно мешают играть на высоких уровнях сложности. Даже несмотря на то, что невидимая «полоска жизни» игрока немного увеличилась по сравнению с прошлой частью
Big Business
Modern Warfare 2 колоссальна – это факт. Не из-за продолжительности, конечно: увидеть финальные титры вполне возможно уже после пяти-шести часов игрового времени. Однако человек, прошедший одиночную кампанию, станет участником самой эффектной из всех виртуальных войн, существующих на сегодняшний день. Пункт «играл в MW2» вполне достоин места где-нибудь между «прыгнул с парашютом» и «послал начальника» в списке самых ярких впечатлений в жизни. Все это – благодаря предельной насыщенности действа. Афганистан, Россия, США, Бразилия промелькнут перед глазами за считанные часы, каждая секунда которых – жесткая борьба со смертью. Игрока под грохот взрывов и свист пуль бросают из огня да в полымя, из окопов в железное чрево кружащего в небе вертолета. Мы убегаем по крышам Рио-де-Жанейро от разъяренных бразильских бандитов, потом защищаем заложников, а спустя полчаса оказываемся на нефтяной вышке посреди океана. Операции с нашим участием никогда не идут по плану, всегда появляются неожиданные обстоятельства, которые ставят все с ног на голову, и командующий не успевает отдавать новые приказы: то зачистить помещение, то оборонять контрольную точку, то удирать от преследователей на джипе, то обеспечить снайперскую огневую поддержку – иногда даже хочется приостановиться, перевести дух, переварить эмоции, потом понять, наконец, что от тебя требуют, и снова ринуться в бой.
Истреблять врагов с помощью управляемой ракеты «Раптор» – сплошное удовольствие. «Три, нет, пять убитых! Так держать!» – подбадривает нас начальство
Чтобы стрельба по врагам – кровь и плоть жанра – была увлекательной, нужно не только разнообразие ситуаций, но и достойные противники. Те самые, которых в Modern Warfare 2 нет – вместо них опять статисты, за свою необычайно короткую жизнь успевающие удивить не столько способностью грамотно вести бой, сколько поразительной меткостью на высоких уровнях сложности. Тем не менее со своей задачей они справляются, чему косвенно помогает дизайн уровней. У создателей сериала всегда отлично получалось показывать масштабные сражения, где игрок оказывался в самом центре событий, не имея, по сути, никакой свободы действий. Примерно как в музее (или стриптиз-баре, кому что ближе): смотри, но не трогай, или трогай, но быстро и незаметно. Похожая ситуация и в Modern Warfare 2: происходящее стало еще более «камерным», закрытым, вектор движения почти не отклоняется в сторону, поэтому здешняя война получилась удивительно прямолинейной. Редкие просторные уровни («Wolverines!» или «The Enemy Of My Enemy») – лишь исключения из правила. Как бы там ни было, новая Call of Duty из кожи вон лезет, чтобы удивить вас. Но...
К вопросу об экстенсивном пути развития
О соревновательном мультиплеере читайте в следующих выпусках нашего журнала.
По задумке геймдизайнеров, увидав это зрелище, сопровождающееся трагичной музыкой Зиммера, любой патриотичный американец, воздев руки к небу, возопит: «Не-е-е-ет!» Русский же подумает: «Вау, прикольно!»
Рожденный быть лучшим
Описывать MW2 непросто еще и потому, что о ней, в общем-то, нечего сказать. Почти все было ясно еще до выхода – даже если видел два скриншота, а на презентации глазел больше на стендисток, чем на экран. Она проста, даже примитивна, но искренна и честна. Infinity Ward понемногу загнала себя в тупик, выбрав в качестве жанра классический коридорный шутер, который сама же довела до совершенства еще в четвертой части. Если все бомбы взорваны, все террористы расстреляны из всех возможных стволов и глаза видели весь мир, хоть и через прицел автомата, что тут можно добавить или улучшить? Интенсивный путь развития закрыт, остается только экстенсивный. Однако это не значит, что в Modern Warfare 2 появились ролевые элементы, «тактический» вид сверху или мини-игры – ответственность и уровень вложений слишком высоки, чтобы Activision позволила разработчикам оригинальничать или менять хоть какую-то деталь в работающем механизме. А современная публика становится все более пресыщенной и требовательной (зачастую безосновательно). Как же авторы попытались превзойти свое предыдущее творение?
Прежде всего, они еще скрупулезнее проработали все детали. Это касается как графических эффектов (дробленое стекло, горящая листва, всплески воды, расфокусировка при прицеливании, запотевание стекол и т.д.), так и расстановки на картах врагов и скриптовых сцен. Помните, мы сказали, что уровни стали камернее и прямолинейнее? Infinity Ward и это обратила в свою пользу: все события и стычки распределены по эпизоду просто мастерски, теперь война вокруг не замирает, когда игрок пытается перелезть через ограду, а переходы между жестко заданным скриптовым действом и вольным отстрелом врагов в огороженном «квадрате» совсем незаметны – происходящее стало более целостным и естественным. Но только в пределах главы, к сожалению – связать их воедино у разработчиков явно не получилось.
Хоть движку IW четвертой версии, основанному на древнем id Tech 3, уже давно пора на пенсию, картинка Modern Warfare 2 иногда восхищает. Иногда – наоборот. Но совершенно ясно, что делать сиквел на этом движке будет уже не комильфо
Самое время рассказать о главном – и, пожалуй, единственном – недостатке одиночного режима – о сюжете. История Modern Warfare 2 является прямым продолжением первой части и заключается примерно в следующем: рядового Аллена, отличившегося при подавлении беспорядков в Афганистане, вербует ЦРУ, после чего он получает задание «завоевать доверие» Макарова, идейного преемника убитого террориста Закаева. Аллен под именем Алексея Бородина участвует в террористической операции Макарова, но тот раскрывает американского агента и убивает его. Получив сведения о том, что среди сотен трупов гражданских обнаружено тело агента ЦРУ, российское правительство не придумывает ничего лучше, чем признать США виновной в трагедии, и развязывает открытый военный конфликт. К подобному геополитическому бреду о том, как русские пытаются захватить Штаты, мы уже давно привыкли и даже не считаем эти параноидальные мотивы существенным недостатком, но проблема в том, что история преподносится исключительно в скучных брифингах между миссиями и в суматошных радиопереговорах на поле боя, которых подчас и не слышно из-за грохочущих взрывов, стрельбы и криков товарищей. Когда приходит время для драматического сопереживания герою под лирическую музыку Ганса Зиммера, понимаешь, что жалеть-то никого не хочется, ассоциация игрока с подопечным нулевая – поэтому гибнущие каждый час подконтрольные персонажи воспринимаются как один обобщенный, почему-то каждый раз воскресающий боец. А действующих лиц тут целая прорва, причем многие знакомы еще со времен оригинальной Modern Warfare – Джон «Soap» Мактавиш, Джеймс Рамирез, Гэри «Roach» Сандерсон, Джозеф Аллен. По воле дизайнера мы сыграем за каждого из них по несколько раз, но в такой сумбурной и алогичной последовательности, что выстроить даже завязку, описанную выше, довольно затруднительно. Хорошо, что сюжет в игре вторичен и нисколько не влияет на количество получаемого удовольствия.
А помимо сюжета, у одиночной части Modern Warfare 2, пожалуй, и не найдется больше крупных недостатков. Infinity Ward в тупике? Она попросту проламывает стену и продолжает свой путь к светлому будущему, к Modern Warfare 3, и вряд ли ей встретится непреодолимое препятствие.
No Modern Warfare 2 For Russia
Такое вот вызывающее противоречивые чувства зрелище... не увидели российские обладатели лицензионной Modern Warfare 2. Ходили слухи, что описанная сцена из уровня No Russian вызвала скандал в высоких кругах, в Интернете появилась даже цитата, приписываемая пресс-секретарю МВД, мол, министерство «будет требовать от Прокуратуры незамедлительного рассмотрения дела о пропаганде терроризма в компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 2». Факты как будто соответствовали гневному заявлению: так, в PC-версии, работающей через систему Steam, пользователь был вынужден скачать специальный патч, блокирующий злосчастный уровень, консольный же тираж просто не появился на полках магазинов. Однако Activision прояснила ситуацию в интервью сайту Eurogamer – никакого давления со стороны российских властей не было, издатели просто сами посоветовались с русскими коллегами и решили не оскорблять наших геймеров в лучших чувствах той самой сценой в московском аэропорту. А консольная версия в России не то чтобы запрещена, а просто (еще?) не вышла.
Интересно, что Activision пошла на такие жесткие дополнительные меры, хотя игра и без того предупреждает перед миссией, дескать, следующая сцена может оказаться тяжелой для восприятия и угнетающе подействовать на психику, не хотите ли пропустить ее? Ну и самое главное – хоть мы в этой миссии и за террористов, но в гражданских можем не стрелять, и ничего нам за это не будет.
Используя главу «Cliffhanger» для показа потенциала игры на выставках, разработчики явно схитрили. Потому что это самая разнообразная и интересная миссия, которая вобрала в себя все лучшее, что есть в Modern Warfare 2: стелс с ориентированием по радару, масштабные перестрелки, погони на снегоходах. Остальные главы не такие многогранные
Оценка Журнала «Страна Игр» : 9.0/10.0