Assassin’s Creed II, обзор 'Страны Игр'
Релиз первой части Assassin’s Creed предварял огромный ажиотаж, возникший во многом благодаря стараниям Джейд Реймонд. Сама же игра получилась довольно спорной: многие издания оценили ее в 6 и даже 5 баллов из 10! Когда настал черед сиквела, Ubisoft не стала полагаться на обаяние исполнительного продюсера AC, но позаботилась об устранении недостатков, за которые ругали оригинал. И у нее все получилось.
Красноречивое свидетельство – оценки прессы. На момент написания этого материала ни одно издание не поставило Assassin’s Creed II меньше восьми баллов. Да и не за что, по правде говоря. Ведь новинка действительно настолько хороша.
Assassin’s Creed II продолжает историю Дезмонда Майлза, ранее – простого бармена, а ныне – участника экспериментов с аппаратом виртуальной реальности «анимус». Дело в том, что наш герой – представитель целой династии ассасинов, и с помощью «анимуса» можно заставить его пережить извлеченные из генетической памяти воспоминания дальних предков. В первой части Дезмонд отыгрывал роль ассасина Альтаира времен третьего Крестового похода, во второй же – молодого флорентийского дворянина Эцио Аудиторе.
Еще одно важное отличие AC2 от оригинала – нормальная, привычная постановка сценок (раньше, напомним, во время судьбоносных диалогов герой был волен гулять и смотреть по сторонам). Благодаря ей сюжет гораздо лучше воспринимается
Да, всего лишь благородного дворянина без определенных занятий. Это отец Эцио, Джованни, мало того, что преуспевающий купец, так еще и промышляет бесшумными убийствами ради великой цели. А средний сын и знать не знает ни о тайных делишках папаши, ни о кредо ассасинов. Но, тем не менее, лазать по отвесным стенам, цепляясь за малейшие выступы, уже горазд. А когда дело запахнет жареным, не постесняется применить семейную реликвию – потайное лезвие. Вот и выходит, что наш герой становится едва ли не полноценным ассасином еще до того, как слышит это слово в первый раз. Впоследствии его учат фехтовать, применять различные гаджеты и хитрости в бою, и он неоднократно использует полученные знания, но официально Эцио станет одним из ассасинов лишь незадолго до развязки. И тогда его посвящение уже выглядит лишней формальностью, призванной оправдать название игры.
Сюжет первой части Assassin’s Creed был интересен не в последнюю очередь потому, что среди действующих лиц хватало реальных исторических личностей (большинство из которых, впрочем, обозвали тамплиерами и отдали Альтаиру на заклание). Сиквел продолжает эту традицию. Эцио, правда, в отличие от предшественника, долгих задушевных бесед с приговоренными злодеями не ведет: пара реплик да заупокойная молитва – вот все, чего они удостоятся. С одной стороны, так даже лучше – слишком уж неестественными казались диалоги ассасина с жертвами. С другой же, подобное решение сделало конфликт очень примитивным. В то время как Альтаир сомневался в правильности своих действий и размышлял, насколько убитые им заслуживали такой участи, у Эцио все просто: я – ассасин, они – тамплиеры, они умрут. Картина мира получается слишком уж черно-белой. Последователи «Горного Старца» все как один молодцы да умницы, а храмовники – пакостные заговорщики, вредящие всем вокруг, и которых, по-хорошему, безо всяких вендетт стоило бы прикончить – так просто, ради всеобщего блага.
Двойное потайное лезвие в действии
Собственно, во многом поэтому Assassin’s Creed II почти не удается сохранить интригу. Всякий новый герой, появляющийся на сцене, вероятнее всего, принадлежит или к одной группировке, или к другой – и эта принадлежность определяет, доживет он до финала или нет.
Вообще, при прохождении возникает впечатление, что разработчики вдохновлялись спекуляциями Дэна Брауна: тайные общества ассасинов и тамплиеров, заговоры, секретные шифры из далекого прошлого, которые разгадывает Леонардо да Винчи… Но развязка переворачивает все с ног на голову: это уже не Браун, а какой-то Мулдашев! Избегая спойлеров, отметим, что такой поворот событий похвалить как-то язык не поворачивается – все-таки он делает сверхъестественное слишком уж важной частью повествования, да и в целом тема не менее избита, чем подпольные общества. Но ругать тоже не получается, ведь в сериале наконец-то появилась четко прослеживающаяся сюжетная линия, обещающая как минимум любопытный финал. А намеки на подобное встречались еще в первой части (взять, к примеру, диалог Дезмонда и Видика утром четвертого дня).
Не одним сюжетом игра славна. В конце концов, что нам убийства, предательства и месть? Эти темы вечны и отыщутся едва ли не в каждой третьей игре. А где еще вы найдете виртуальную Италию эпохи Возрождения? Особенно такую… настоящую? То-то же. Флоренция, Венеция, кусочек живописных полей Тосканы близ Сан-Джиминьяно, затопленные земли вокруг Форли… Причем если города после виденного в первой части впечатляют уже не так сильно, то их окрестности поистине великолепны и ни в какое сравнение не идут со скучным королевством из первой AC. И нет такого места, куда юркий Эцио не смог бы забраться – но, увы, только в конце игры. Как и в оригинале, поначалу многие районы будут закрыты прозрачными белыми стенами – дескать, не ходил туда герой еще, поэтому и реальность виртуальная на эти сегменты не распространяется пока. Вообще, Assassin’s Creed II не стесняется напоминать, что все происходит в «анимусе», понарошку. И это безжалостно развеивает столь умело воссоздаваемый дух эпохи.
Венецианский карнавал – идеальное время для незаметных убийств. Все в масках,стража потеряла бдительность
Ведь видно, что создатели очень старались правдоподобно показать Италию того времени. Герои говорят с сильным акцентом, а те фразы, которые понятны по контексту и не несут большой смысловой нагрузки, и вовсе звучат по-итальянски. «Извини, Дезмонд, – говорит миловидная девушка, ответственная за «анимус». – Переводчик работает не совсем как надо». «Ничего страшного, – отвечает он. – С субтитрами гораздо лучше». И вправду, лучше.
Суть игры неизменна: наш герой шустро передвигается по городам, демонстрируя чудеса паркура (от геймера требуется только зажать пару кнопок да наблюдать, как Эцио грациозно отыскивает точки опоры в самых невероятных местах), сражается с охраной, организует операции по срыву планов тамплиеров и в итоге расправляется с самими злодеями.
Самая главная новость про геймплей: больше никакого однообразия! Попрощайтесь с навязанными побочными заданиями: в АС 2 можно вести Эцио прямо по сюжету, не отвлекаясь на дополнительные миссии вовсе. Впрочем, за их выполнение награждают «ачивментом» (трофей в версии для PS3) – причем за первую же победу. Прохождение линейно и в то же время весьма динамично: постоянно что-то происходит, меняется обстановка, условия, цели. Заскучать невозможно!
***
Одна из самых запоминающихся миссий в игре: нужно проехать по горному серпантину, стряхивая с повозки кровожадных наемников
Изменения коснулись в основном динамики игры. Так, Эцио не нужно искать школяров, чтобы прикинуться их товарищем и вместе с шумной ватагой улизнуть от патрульных, – теперь подойдет любая группа людей. Больше не надо никого спасать, чтобы нашлись желающие отвлечь стражников: в АС 2 и воры, и куртизанки, и просто добрые молодцы с чешущимися руками готовы за небольшую сумму покорно следовать за Эцио, пока тот не укажет им цель. А потом, воспользовавшись общей суматохой, хитрый дворянин спокойно сделает свое дело.
Здоровье героя больше не восстанавливается само собой: нужно или лечиться у доктора, или применять заранее закупленные у того же эскулапа снадобья. Деньги в изобилии выдают за завершение миссий, но также можно добыть вожделенное злато и воруя, и мародерствуя (правда, сущие гроши), и из сундуков с сокровищами, валяющимися чуть ли не в каждом темном углу. А самый простой и эффективный способ – вложиться в родовое имение. Дядя Эцио – владелец небольшого городка, бедного и обветшавшего. И архитектор приглашенный есть, и ремонтом охота заняться, но нет средств. Приходится Эцио финансировать реконструкцию вотчины из собственного кармана. Инвестиции, однако, окупаются сторицей: каждые 20 минут в казну (находящуюся в распоряжении деловитого ассасина) падает 10% от общей суммы затраченных на город денег. Выручку резонно потратить в магазинах собственного же городка: там и скидку предложат, и к дивидендам плюс.
Поднявший топор от топора и погибнет
Помимо докторов, к услугам Эцио – кузнецы, у которых можно приобрести оружие и броню, а также починить обтрепавшуюся обновку. Также его зазывают ткачи, готовые перекрасить костюм (бесполезно, но приятно) и художники, предлагающие известные картины вроде «Дамы с горностаем» (с ними город становится богаче). Но походы по торговцам необязательны, и без них удастся обойтись. Зато в бюро путешествий есть резон заглядывать почаще – ведь с его помощью можно мгновенно перенестись в нужный сектор любого из посещенных городов. Это экономит уйму времени, которое ушло бы на успевшие надоесть еще в первой части поездки на лошади.
С битвами все обстоит примерно так же, как и в оригинале: враги быстро окружают героя, но зачастую боятся нападать. Для трусов у Эцио есть запас нелестных словечек насчет них самих и их ближайшей родни: оскорбленные не преминут поднять меч на нахала и получат в ответ сокрушительный контрудар – если, конечно, игрок вовремя нажмет соответствующую кнопку. Довольно часто враги дожидаются-таки момента, когда Эцио откроется (например, если наш герой вздумал провести захват), и тогда они не стесняются навалиться всей толпой. На их беду, хитрый ассасин умеет противников обезоруживать и использовать выбитые у врагов клинки против них самих. Чудо, а не парень!
***
Реплики персонажей в мире реальном зачастую живее и интереснее псевдоисторических диалогов
Помимо уже знакомых мечей, метательных ножей и потайных лезвий (коих, кстати, у Эцио целых два, что позволяет бесшумно расправляться с парой врагов единовременно) в арсенале героя появились дымовые шашки, отравленный кинжал (который почему-то зачастую отказывается работать как надо и автоматически заменяется обычным скрытым клинком) и, вы не поверите, пистолет.
Все вооружение для Эцио по оставленным, кажется, самим Альтаиром чертежам мастерит один из самых запоминающихся персонажей – говорливый, бойкий и донельзя харизматичный молодой Леонардо («гей» – деловито напоминает нам игра). У Assassin’s Creed II вообще есть привычка бесцеремонно подкидывать геймеру исторические справки после каждого момента с участием того или иного героя. «Что, эта служанка только что всех выручила? Знаете, на самом деле, история о ней умалчивает, так что она помрет где-то безвестно». Остужает пыл. Но вместе с тем и помогает освежить в памяти разные факты. Например, заговор Пацци и убийство Джулиано Медичи, благодаря которым Эцио сближается с Лоренцо Великолепным.
И вообще, знаете что, умельцы из Ubisoft? А сделайте третью часть про Смутное время на Руси? Там же такое раздолье! Главный герой – сын опричника, любимец Бориса Годунова, тайный любовник его дочери, убийца Ивана Грозного и царевича Дмитрия. Каково? Назначьте очередным тамплиером предателя Курбского; бояр, из-за которых параноидальный Грозный устроил опричнину; сообщников обоих Лжедмитриев; важных поляков и шведов – и дело в шляпе! Давайте, мы оценим!
***
Но есть очень известная фигура конца XV века, еще при жизни заслужившая весьма дурную славу, – Родриго Борджиа, он же папа Александр VI. Именно при нем авторитет папской власти пал так низко, как никогда ранее; ни для кого не было секретом, что Борджиа использует свой сан лишь в корыстных целях. Пожалуй, даже самые истовые католики не обидятся, если столь одиозной персоне припишут еще несколько грешков.
Оценка журнала «Страна Игр» : 9.0/10.0
Оценка gameland.ru : 9.5/10.0