Red Dead Redemption: Undead Nightmare - всадник апокалипсиса
В этом году студия Rockstar ещё раз доказала, что в соревновании по созданию живых и проработанных миров она является безоговорочным лидером. Приключениям на Диком Западе до идеала не хватило совсем немного: чувства меры у разработчиков, пожелавших снабдить игру как можно большим количеством заданий, но не сумевших предложить их достаточное разнообразие. Несмотря на это, Red Dead Redemption стал одним из самых ярких и неординарных проектов уходящего года. Но забывать про столь благодатные просторы авторы не собирались и снова провернули идею, опробованную с Grand Theft Auto IV: Episodes from Liberty City. Только издание Red Dead Redemption: Undead Nightmare, сначала появившееся в виде скачиваемого дополнения и впоследствии вышедшее в дисковом формате, представляет собой весьма... неожиданную добавку.
Не стоит пытаться понять, как история Undead Nighmare связана с предшественником, слишком уж своеобразная тематика у «Ночного кошмара». Дикий Запад оказался во власти ожившей мертвечины. Наш старый знакомый, бывший преступник Джон Марстон, после долгой разлуки возвращается на родную ферму и пытается наладить быт. Но в мирное существование семьи вмешиваются потусторонние силы. Сначала дядя заявляется домой в виде зомби с обезображенной физиономией и плотоядным желанием. Затем супруга и сын героя теряют человеческий облик. Но Марстон не отчаивается и, крепко связав обезумевших членов семьи, отправляется за лекарством.
Вообще история больше напоминает забавную пародию на зомби-ужастики («Фильмы про зомби?! Да кому могла прийти в голову такая безумная идея?! Это же совершенно никого не интересует!»). Многие выжившие с нескрываемой ненавистью обвиняют в происходящем то правительство, то иноземцев, то евреев, то высшие силы, но никто не пытается решить проблему. Некоторые особо колоритные герои оригинала мелькают в дополнении: одни ещё способны на членораздельную речь, другие уже потеряли человеческий облик.
Главными и единственными врагами Джона теперь являются населившие окрестности зомби. При столкновениях с ними вспоминаешь вовсе не классических увальней из Resident Evil, а резвых спринтеров из Left 4 Dead. Именно на уничтожении полчищ этих порождений то ли вируса, то ли проклятия завязаны почти все задания.
Выживших в Нью-Остине совсем мало, ещё меньше работодателей. Джона заставляют зачищать кладбища, убивать зомби, освобождать поселения от нечисти, собирать корешки для отваров. Ничего выдающегося за редким исключением. Одни бесконечные битвы и длинные поездки по бескрайним, но отнюдь не безжизненным прериям.
Кроме сюжетных миссий присутствуют и «незнакомцы» (отдельных Джон, правда, знает очень хорошо), нуждающиеся в помощи ковбоя. Тут разработчики небезуспешно попытались соригинальничать и обставили операции с «огоньком». Не каждый день заставляют добыть целого и невредимого зомби без пули в голове или отправляют охотиться на мифических чудищ. Наконец, объявления «Разыскивается» развешаны в отдельных поселениях. В Undead Nighmare вместо поиска криминальных элементов искать и возвращать приходится бедолаг, попавших в окружение мертвецов.
Заметно изменили смысл существования поселений. В сложившейся апокалиптической обстановке города и деревеньки оказались под контролем нежити, и Джону приходится заниматься их освобождением. Для этого достаточно приехать в нужный городок и устранить указанное количество зомби, после чего зачищенная локация становится доступна для быстрого перемещения, сохранения и покупки патронов. Магазины не работают, вечнозелёные доллары теперь никому не нужны, до бартера или крышечек из-под Nuka-Cola не люди еще не додумались. Поэтому источниками амуниции, новых видов оружия и прочих благ цивилизации являются миссии. Решили не помогать шерифу и остались без очень полезной двустволки.
Сражениям в Undead Nighmare уделено очень и очень много времени. Почти любая вылазка сопровождается необходимостью отстреливать оравы злобных тварей. К сожалению, именно эта составляющая является самым слабым местом проекта из-за очень странного подхода.
Авторы довели до абсурда одно из неписанных правил борьбы с нежитью: «Стреляй в голову!». Рядовой мертвяк с лёгкостью выдерживает десяток попаданий из винтовки в торс, падает на землю, но через мгновение вновь вскакивает на ноги. Зато залп в черепушку – гарантированный способ избавиться от зомби. Когда каждый патрон на счету, такой подход вынуждает быть очень-очень осторожным и разбираться с врагами скучными способами. Никакого «мяса» или безудержной пальбы по обезумевшей толпе. Отбегаем на дистанцию или забираемся на крышу здания и оттуда методично расстреливаем цели.
Зомби почти все одинаковые. Из рядовых мертвецов веделяются только плюющиеся кислотой подвиды да живучие вышибалы. И чем дальше продвигается Джон, тем с большими ордами он сталкивается, тем продолжительнее делаются стычки, и тем скорее пропадает интерес к происходящему. А заниматься скучной работой всё-таки приходится, иначе пистолет превращается в бесполезную игрушку без патронов.
А вот про новые испытания и костюмы авторы не забыли. Кроме всего прочего в прериях можно поймать и оседлать не кого-нибудь, а лошадок четырёх Всадников Апокалипсиса: Смерти, Голода, Чумы и Войны! Каждая дарует свои бонусы. К примеру, Голод может бежать галопом сколь угодно без отдыха, а пламя Войны уничтожает всех на своем пути.
Undead Nighmare благодаря мастерству дизайнеров дарит ощущение огромного мира, оказавшегося на грани вымирания. Прерии стали пристанищем для зверушек, которые также превратились в жуткие подобия своих собратьев. В городах все дома заколочены, на пустошах редко встречаются одинокие путники. Ночью, особенно в дождливую погоду, чувствуешь себя очень неуютно. Дополняет жутковатую обстановку новое музыкальное сопровождение, хорошо вписавшееся в сюрреалистический пейзаж.
Не обошли вниманием и мультиплеер. Новый режим всего один. Команда до четырёх человек объединяет усилия в стремлении разобраться с постоянно усиливающимся напором зомби. Конечно, несуразности игровой механики и здесь вылезают на поверхность. Это не позволяет надолго задержаться в данной вариации Left 4 Dead.
Diagnosis
Задумка у разработчиков была замечательная: не завязываться на заплесневевшем концепте «побольше Red Dead Redemption» и предложить свежий взгляд на старые прерии. Причём, по количеству нововведений Undead Nighmare не уступает отдельным полноценным сиквелам. Однако в дополнении плохо реализовано самое важное: отстрел зомби. Вместо драйва получился скучный и монотонный тир по головам. Поклонникам, истосковавшимся по Джону Марстону, имеет смысл задуматься о приобретении игры, бюджетная стоимость способствует, а история преподносит несколько сюрпризов, включая мощную концовку. Если же вы не дотерпели до финала оригинала, то лучше пройти мимо. Плохо поймете связь между событиями.
Pro:
Превосходно созданная атмосфера Дикого Запада, оказавшегося во власти живых мертвецов
Старые персонажи возвращаются с новыми шутками и забавными ситуациями
Ряд нестандартных поручений с неожиданным развитием событий
Лошадки Всадников Апокалипсиса со своими способностями
Новый кооперативный режим на четверых против зомби
Отличное новое музыкальное сопровождение
Contra:
Доведённый до абсурда подход «стреляй в голову» (и только в нее!) превращает сражения в тягомотину
Большинство миссий завязаны на необходимости убивать толпы зомби
Освобождение городов – обязательная и быстро надоедающая рутина