Превью Total War: Shogun 2 от GameWay
Сайт GameWay опубликовал очередное
Автор: Kiburga
Редакция GameWay получила уникальную возможность первыми из игровых СМИ в Украине опробовать игру Total War: Shogun 2. В частности мы поиграли в пресс-версию долгожданной стратегии, и прошли обучающую кампанию под названием Chosokabe Campaign, где под контроль игрока попадает клан японского даймё Chosokabe Motochika.
Кроме обучающей кампании, пресс-версия содержит одну историческую битву и в целом дает почти полное представление об основных нововведениях в игре, в ее графическом уровне и геймплее.
Графика и глобальная карта
Первое что бросается в глаза, это значительно похорошевшая графика, особенно исполнение глобальной карты. Благодаря тому, что действия второй части легендарной стратегии разворачивается в отдельно взятой стране, разработчикам удалось уделить особое внимание местному ландшафту. Благо не было надобности растрачивать ресурсы движка на сотни провинций и несколько континентов как в Empire: Total War.
В отличие от последней, глобальная карта в Total War: Shogun 2 стала более объемней и красивее. Такое впечатление, что ты играешь не в глобальную стратегию, а в RPG на подобие Kings Bounty.
Тут и там возвышаются высокие горы. Берега провинций со всех сторон омывает красивый трехмерный океан, бурными потоками текут такие же трехмерные реки и водопады. И если приглядеться, то над брызгами водных потоков можно увидеть радугу. Весной начинает цвести сакура, зимой все в округ замерзает и покрывается снегом. День сменяет ночь, а при максимальном отдалении видны парящие облака. Одним словом - красотище!
Видно как на рисовых полях работают фермеры, над портами снуют чайки, из кузниц струится дым, видны даже раскаленные угли в очаге кузницы. В общем, поначалу ловишь себя на мысли, что ты уже минут 10-15 занимаешься не тем, что играешь в кампанию, а просто разглядываешь местные живописные уголки.
Раз уж я заговорил о графике, то она шагнула вперед, хотя куда уж более. Я часто привожу такую аналогию, что движок Total War со времен выхода Empire - это своего рода Crysis для стратегий на PC. На момент своего выхода он уже опережал время. То, что предлагает в своих графических настройках Total War: Shogun 2, на данный момент вообще не доступно большинству стратегий. На ум приходит лишь «Цивилизация 5» с ее поддержкой DirectX 11 и высочайшей детализацией юнитов даже на максимальном уровне зума.
В частности, Total War: Shogun 2 предлагает помиловаться, только вдумайтесь в это - шейдерами 5-й версии! Есть и ультра режим текстур воды, теней и неба. Ну и конечно, как и в Empire и Napoleon, никуда не делась технология SSAO - преграждение окружающего света в экранном пространстве.
При этом все достаточно хорошо оптимизировано. На моей системе в режиме ультра, в разрешении 1920 на 1080 с 16-ти кратной анизотропной фильтрацией, HDR, эффектами размытости и глубины поля – играется без тормозов. Что касается 5-х шейдеров, сглаживания и SSAO, то они в пресс-версии не доступны.
Обучающая кампания, нововведения, интерфейс
Chosokabe Campaign знакомит нас с практически всеми основными аспектами геймплея. Тем, кто уже играл в первый «Сегун» и другие проекты серии Total War, разобраться в том, что где и как не составит труда. Тем, кто с игрой познакомится впервые - очень доступно объяснят все тонкости игрового процесса и буквально за руку проведут по кампании и покажут, что где нажимать.
Во второй части «Сегуна» разработчики постарались сохранить преемственность с первой. Все такой же стиль оформления в виде средневековых японских рисунков, замечательные но уже совсем другие ролики с акциями ваших агентов и разными концовками. Даже несколько очень знакомых по первой части мелодий перешли в новую игру. Впрочем, масштаб усовершенствований по сравнению не только с первым «Сегуном» но и двумя последними играми The Creative Assembly – прослеживается невооруженным глазом.
Привычный по играм Empire и Napoleon интерфейс был переработан в лучшую сторону. Он стал более удобен и информативен, а на работу с ним уходит значительно меньше времени. События выпадают небольшими вкладками в правом верхнем углу. Там же обосновалось окошко глобальной карты. Теперь она действительно глобальная, так как позволяет переключать ее в несколько режимов.
Они умеют показывать ресурсы провинций, отношения с фракциями, расположение войск и флотов, также быстро выводит цели кампании. Сами элементы интерфейса минималистичны, позволяют сворачивать себя, а меню городов само уезжает прочь, как только клацаешь левой кнопкой мышки на любом месте вне меню. Все сделано так чтобы предоставить максимальный обзор игроку, и с приятностью для себя - я оценил это на своем широкоформатнике.
Экономика, ресурсы, торговля
В Empire каждая провинция обладала своими ресурсами, но они влияли только на торговлю и количество денег получаемых в казну. В Total War: Shogun 2 все немного не так. Каждая провинция обладает своим ценным ресурсом, будь то порт или добыча камня или кузницы.
Каждый такой ресурс либо дает бонусы, либо позволяет строить уникальные здания. Скажем, завоевав провинцию с камнем, вы получите возможность строить замки более высокого уровня, недоступные тем кланам, которые таким ресурсом не обладают. Или вот такой уникальный ресурс, как боевые лошади, дает эксклюзивную возможность нанимать конницу элитного уровня. Все это повышает конкуренцию кланов за обладания теми или иными провинциями, и открывает перед игроком новый фронт борьбы за контроль над стратегическими ресурсами.
Портами владеют не все провинции, это тоже ценный ресурс, дающий возможность не только вести торговлю, но и создавать флоты.
Торговля с заморскими странами осуществляется путем захвата торговых постов. В Chosokabe Campaign доступна торговля с Китаем, из которого мы импортируем шелк и перепродаем его другим кланам, с которыми у нас заключено торговое соглашение.
Как и в Empire, чтобы открыть торговый путь, необходимо направить к торговому посту торговые судна. Чем их больше там находится, тем выше доход от торгового пути.
Вокруг торговых постов часто ошиваются пираты, так что будьте готовы к морским сражениям. Если помните, то в первом «Сегуне» их не было, а второй части они, как и морская блокада, и грабеж торговых путей, занимают важное место.
Морские битвы
Морские сражения в Total War: Shogun 2 имеют совсем другую специфику, которая не встречалась в прошлых играх The Creative Assembly. Они склоняются в сторону абордажа. Именно он играет решающую роль в сражениях. В игре присутствует три класса кораблей, легкие маневренные с большим количеством лучников, средние сбалансированные как по количеству лучников, так и по количеству мечников, и тяжелые корабли, где почти 100% мечников.
У всех разная скорость, количество воинов на борту и прочность корпуса. Легкие маневренные «буны» обстреливают вражеские судна, особенно эффективно использование ими огненных стрел. Удачный залп может привести к возгоранию корабля противника, при этом огонь способен перекинутся на находящиеся рядом корабли, вызвав цепное возгорание всего флота.
Тяжелые несколько уровневые судна - это главное оружие, которое лучше пускать в ход после массового обстрела врага более легкими кораблями. Вовремя запустив в гущу вражеского флота этого монстра с внушительным количеством мечников на борту – вы можете быстро решить исход всего сражения. В Chosokabe Campaign мы также столкнулись с использованием допотопных морских мин, в виде бочек со взрывной смесью, предположительно с порохом.
Отдельно хотел бы сказать о красоте морской. Красивейшие отражения, солнечные блики, морские закаты, могучие волны, которые ведут себя еще более реалистично, чем раньше. - хоть бери и кино снимай или картины рисуй. Внимание к маленьким деталям очень греет душу. Скажем, находящиеся на джонках войска во время плавания распевают бодрящие песни.
Поврежденные корабли чинятся прямо во время боя, при этом они временно не смогут вести сражение. Можно также попытаться потушить пожар на корабле. Пару раз у меня это выходило, но было и такое, что я поздно спохватился.
Сам морской пейзаж изменился, ведь сражения происходят не в открытом море, а в прибрежных водах, поэтому во время сражения мы наблюдаем за окружающей местностью: лесами, полями, деревнями. Также можно использовать для получения преимущества в бою небольшие островки и узкие проливы.
Кланы, дипломатия, наука, агенты
Наша главная цель в обучающей кампании – покорить и удержать 10 провинций. Это остров Сикоку и несколько прибрежных провинций с основной части Японии. При этом даже такой, казалось бы, маленький кусок территории не кажется крохотным. Только в этой части карты я насчитал 30 провинций, включая с теми, которые в туториале не открываются.
Так что те, кто побаивается, что масштабность Shogun 2 по сравнению с Empire будет намного меньшей – могут не переживать. По моим подсчетам, нас ждет более 60-ти провинций для завоевания.
В этом деле также произошли заметные изменения. Первое и самое интересное – это внедрение RPG элементов для развития генералов. Раньше они автоматически и независимо от игрока получали черты характера и компаньонов. Теперь при повышении уровня командующего игрок волен сам выбирать специализацию своего генерала, его основные фишки, а также его соратников.
Так как тогдашняя Япония имела клановую структуру, то большинство наших генералов будут сыновьями или братьями главы клана. Выбор основной специализации каждого из них начинается с совершеннолетия. Когда будущий генерал подрастает, мы вольны сами назначить ему один из четырех путей развития. Он может стать истинным воином, что даст ему на начальном этапе 2% к скорости набора войск и поможет лучше поддерживать мораль отрядов.
Или же можно сделать из него финансиста, тыловика либо специалиста по строительству. Каждая такая специализация дает свои бонусы. Такой подход – определенно станет находкой Total War: Shogun 2. Самому взращивать великих представителей клана в зависимости от вашего стиля игры намного интереснее. Кто-то будет делать упор на грубую военную силу, а кто-то наоборот сделает зодчество и финансы основой возрастания могущества клана.
Кроме того, у каждого клана есть свой общий престиж, который либо снижается от бесчестных действий, либо растет от количества побед и других достижений. Каждый клан также имеет свое глобальное преимущество. Отданный под наше управление в пресс-версии клан Chosokabe является «мастерами земли». Он может нанимать элитных лучников, а также получает бонус к доходу от ферм.
Дипломатия в игре дает широкие возможности для достижения поставленных перед вами целей. Мы можем заключать династические браки, альянсы, предлагать менее могущественным кланам стать нашими вассалами. Можно как заключать торговые соглашения, так и накладывать на неугодных нам соседей торговые эмбарго. От союзников можно требовать напасть на наших врагов, или же разорвать союзы с другими кланами.
Особого колорита дипломатии придает обмен заложниками. Это реальная практика, существовавшая в азиатских странах того времени. Мы можем обменяться нашими несовершеннолетними детьми для того чтобы гарантировать целостность военного союза. В случае измены дети будут казнены.
Присутствует в игре и внушительное древо технологий. Нам доступные два пути развития научной мысли. «Путь Чи» - дает возможность развивать общественную и духовную сторону вашего клана. Например, познав искусство чайной церемонии, мы увеличим наши шансы на дипломатический успех. Открыв школу шиноби или тайную полицию, мы удешевляем содержание и стоимость акций наших агентов.
Да, отныне за каждый случай коварного саботажа и убийства надо дорого платить, а где вы видели ниндзя, которые работали за спасибо? Бесплатно действуют на глобальной карте только буддистские монахи. Монахи – это сила, одним таким монахом мне удалось нейтрализовать несколько вражеских агентов. Монах убедил их сменить свой жизненный путь и сойти с тропы крови и аморальной деятельности.
Сухопутные битвы и осады замков
И наконец, перейдем непосредственно к самой главной части грядущей игры – к сухопутным битвам и осадам замков. Здесь ветеранов жанра ждет несколько приятных сюрпризов.
Самураи на поле боя выглядят, не побоюсь этого слова, шикарно. Значительно возросло количество полигонов, отведенное каждому солдату. Анимация также на высоте. Доспехи не являют собою одну сплошную текстуру, они словно реально надеты на каждого воина. Видно каждый элемент доспеха, вплоть до гравировки и позолоченных вставок, подвязок, и ремешков на которых держится на теле доспех.
Юниты одного отряда отличаются не только лицами и отделкой доспехов, но даже разным стилем походки. Многие не падают замертво после удара, а еще продолжительное время качаются от боли по земле, стонут и взывают о помощи. Дополняют кинематографическую картину сражений, перепуганные и бегающие в разные стороны лошади, потерявшие своих наездников.
Кстати то, что уже давно научились делать украинские разработчики из Unicorn Games в их тактической средневековой игре «13 век», наконец-то добралось и до Creative Assembly. Ликуйте стратегоманы! Здешние стрелы научились-таки застревать в телах после попадания в цель. Особенно эффектно выглядят эпизоды, когда в одного самурая попадает 5-6 стрел, пронзая разные части тела. А вот расчлененки пока что замечено не было.
Также наконец-то конные войска научились по желанию игрока спешиваться и идти в атаку на своих двух ногах. Особо это стало полезным при осаде замков.
Значительно изменился и сам характер осады укреплений. В оригинальном «Сегуне» вся битва разворачивалась за вход в замок. Достаточно было сломить сопротивление на входе - ворваться в середину и всех перерезать. Теперь же у замков появились стены с прорезями для лучников, которые, находясь под их защитой, обстреливают оккупантов. Сами стены расположены на насыпях, по которым надо карабкаться. Многие воины, пущенные лазать по стенам, срываются и погибают. Можно пойти другим путем - попытаться прорваться через ворота. Только сначала их надо сжечь. Здесь нас ждет фантастической красоты пожар с треском и брызгами угольков.
Осада замка носит затяжной характер, и здесь надо очень хорошо продумывать план атаки, используя одновременно как штурм стен, так и прорыв через ворота. Про ИИ - ничего плохого не скажу. Несколько битв я проигрывал, пытаясь действовать в стиле Medieval II: Total War. Простым наскоком тяжелой конницы, которая раньше решала большинство проблем на поле боя - уже не обойдешься. Противник умело оперирует разными типами войск и использует их особые приемы.
Значительный урон вашей армии противник способен нанести при обороне своего замка, особенно если вы решите действовать наскоком. Хотя это только пресс-версия, но я не раз для себя отмечал, что ИИ, научился отводить от обстрела лучниками вглубь замка те отряды, которые не могут вести ответный огонь. Иногда, правда, компьютер забывал это делать. То же самое можно сказать про битвы в открытом поле. ИИ все еще местами бессмысленно жертвует своим генералом, бросая его отряд на врага без прикрытия. Но это происходит уже не так часто, как раньше.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Shogun 2 способен затмить собою все предыдущие игры The Creative Assembly. Этому проекту вполне под силу стать лучшей игрой из когда либо выпущенных в серии Total War.
Необыкновенная атмосфера погружения в мир средневековой Японии; очень реалистичная анимация битв самураев, когда они оказываются один на один на поле боя; широкие дипломатические возможности, различные стили игры с упором либо на экономику и дипломатию либо на военное дело и шпионаж, либо на всего понемногу; реально захватывающие морские сражения и сухопутные битвы, внедрение RPG элементов в развитии генералов – нововведений настолько много, что всех и не перечислишь.
И самое главное – это очень доступная цена на Steam-версию игры Total War: Shogun 2 на территории стран СНГ, которую обеспечили в 1С-Софтклаб. Имеем на лицо все составляющие, необходимые для большого успеха игры в наших краях, да и во всем остальном мире.
Пресс-версия Total War: Shogun 2 тестировалась на такой конфигурации:
Монитор: 21,5 дюйма, разрешение 1920 на 1080
Компьютер: Intel Core 2 Quad Q6600@2,4 Гц,
4 Гб ОЗУ,
MSI Cyclone Geforce GTX 460 1 gb OC Edition