Deus Ex: Human Revolution: Выдающийся киберпанк-экшен; достойный приквел великой игры
2027 год. Начинают сбываться прогнозы теоретиков трансгуманизма: после потери руки, ноги (а там чем черт не шутит, может и головы) человек не только не выключается из общественной жизни, но при наличии кредитов в кармане может даже стать чем-то большим, чем просто человек – вместо потерянных конечностей ему прикручивают такие же, только механические. Кибернетические руки не знают боли и усталости (не забывай только регулярно смазывать), металлические ноги позволяют прыгать на три метра вверх и на десять – вниз, глаза с электрической начинкой видят сквозь стены, а специальные внутричерепные импланты делают их носителя вдвойне умнее и втройне обаятельнее.
Отношение общества к получившимся в процессе такой модернизации существам – биороботам? киборгам? сверхлюдям? – неоднозначно и скорее отрицательно. Занимающиеся биоразработками корпорации сталкиваются с мощным противодействием Общенародного человеческого Фронта, который ведет против них активную пропаганду и, по подозрениям, стоит за недавней террористической атакой на офис Sarif Industries, ведущей компании в области кибертехнологий. Во время этого нападения шеф службы безопасности корпорации Адам Дженсен получил огнестрельное ранение в голову и лишился практически всех жизненно важных органов; однако начальство не могло позволить себе потерю такого ценного кадра и буквально вернуло оперативника с того света, произведя над ним все необходимые преобразования из первого абзаца. Агент вернулся в строй как раз вовремя: террористы захватили один из цехов Sarif Industries и именно ему теперь предстоит разрулить ситуацию.
Когда впервые видишь меню аугментаций, чувствуешь себя ребенком – хочется всего и сразу.
За прошедшие с первой атаки шесть месяцев Дженсен не успел до конца оклематься, поэтому не все из заложенных в него имплантатов уже действуют; большинство необходимо дополнительно активировать за очки Praxis – они появляются с опытом, приобретаются в специализированных клиниках или, реже, находятся в разных неожиданных местах. Ввиду отсутствия изобилия способностей уже с первой миссии перед Дженсоном встает вопрос, в каком направлении развиваться и какой стиль ведения операций предпочесть: то ли тенью красться по вентиляции и темным углам, не вступая в противоборство с врагами, незаметным проскальзывать от укрытия к укрытию; то ли стать профессиональным хакером, взламывать системы защиты, камеры слежения и настраивать пулеметные турели против неприятеля; то ли отбросить все предрассудки, схватить покрепче автомат и ринуться напролом, расстреливая всех на своем пути (здесь, впрочем, важно иметь в виду, что для смерти герою достаточно двух-трех огнестрельных ранений).
Хакерство в игре выглядит так: начиная с порта ввода-вывода, Адаму предстоит захватывать соседние узлы, используя специальное программное обеспечение: «нюки» мгновенно захватывают точку без риска обнаружения, «сетевые черви» временно приостанавливают работу системы защиты. Каждый узел обладает своим уровнем защиты, поэтому необходимо тщательно продумывать путь к конечной цели – захвату регистра. Опционально можно взламывать базы данных, в которых содержится (иногда) полезная информация, кредиты и дополнительный софт. Довольно интересная мини-игра, несмотря на свою однообразность не надоедающая на удивление долго.
Сложно проиллюстрировать всю вариативность прохождения Human Revolution, не проспойлерив сюжет, но попробовать стоит: скажем, когда Дженсону понадобится попасть в полицейский участок, он сможет сделать это как минимум тремя способами: уболтав полицейского на ресепшене, своего старого знакомого (в этом случае будьте готовы, что когда его уволят с работы за нарушение субординации, он прибежит к вам офис и будет гневно требовать позаботиться о нем); можно по-тихому пролезть через незаменимую вентиляцию (здесь пригодится способность высоко прыгать); можно, наконец, попытаться взять здание штурмом (если вам это удастся, оставьте, пожалуйста, ссылку на видео с демонстрацией в комментариях к этому посту). Наверняка есть и какой-то четвертый способ, которого я не заметил – например, под Детройтом расположена довольно разветвленная сеть канализаций; не исключено, что через нее тоже можно каким-то образом пробраться в полицию.
Три возможных решения – минимум для встречающихся в игре проблем; чаще их оказывается еще больше. При этом Human Revolution не претендует на нелинейность: задания выдаются строго по сюжету, по которому игра движется как по рельсам, иллюзии «открытого», живущего своей жизнью мира не возникает ни на минуту, а большая часть действия происходит в узких замкнутых пространствах, чаще всего – в коридорах и лабораториях, что немало способствует развитию клаустрофобии. Есть, конечно, города – Детройт, Шанхай, Монреаль – по которым можно «бродить» и которые можно «исследовать» – но две-три коротеньких улочки с отсутствующим транспортом и обитающими в них полутора десятками маргиналов (бомжей, проституток, наркоманов) – это, согласитесь, не очень-то убедительно. Хотя ощущение того, что мы – в грязном, погрязшем в коррупции и проблемах мире, игра все-таки внушает. То есть то вязкое, облепляющее, не отпускающее от себя, что принято называть «атмосферой» в ней есть, и есть на очень хорошем уровне.
В Human Revolution великолепный стелс – один из лучших в современных интерактивных развлечениях. В этом плане игра похожа на Metal Gear Solid 4, но как если бы из него вырезали весь фирменный металгировский абсурд и как если бы его делали не в Японии. Иными словами, это Metal Gear Solid «на серьезных щщах»: противников точно так же необходимо тихо оглушать и незаметно оттаскивать бесчувственные тела в укромные места; точно так же необходимо оставаться незамеченным для систем наружного наблюдения, иначе поднимется тревога и сбежится много народу (против которого в открытом столкновении шансов практически нет); так же «прилипать» к стенам и укрытиям (за это действие отвечает левый шифт и при скрытном прохождении палец его давить, по правде говоря, очень устает) – все то же, но без хитрых постмодернистских ухмылок и насмешек, за которые мы так любим Хидео Кодзиму. Предположу даже, что MGS послужил авторам игры не меньшим источником вдохновения, чем первая Deus Ex (дух которой в Human Revolution воссоздан скрупулезно, а многочисленные отсылки не останутся незамеченными поклонниками хита двенадцатилетней давности).
По факту Human Revolution стала для молодой Eidos Montreal дебютной игрой, в реальности же многие члены команды – опытные геймдевелоперы, ранее принимавшие участие в разработке игр серий Rainbow Six, Myst и Splinter Cell (опыт создания последней, очевидно, пришелся как нельзя кстати). В настоящее время студия работает над продолжением известного стелс-сериала Thief – и можно предположить, насколько классным стелс будет там.
К сожалению, об экшен-составляющей Human Revolution нельзя сказать тех же ласковых слов, которых удостоился ее стелс. Если вы по каким-то причинам избрали путь не интеллигентного пацифистски настроенного хакера, а играете за воинствующего коммандос, сносящего все на своем пути, то вам, увы, придется несладко. В игре есть ряд чисто боевых аугментаций (так здесь называются киберулучшения), увеличивающих мощность брони, здоровье и точность прицела, но всерьез облегчить жизнь они не в состоянии: Дженсон будет гибнуть пусть не с трех, а с семи выстрелов, схлопотать которые в ожесточенном бою можно за несколько мгновений. То есть вся эта нелинейность и разнообразие стилей прохождения, которыми так восторгаешься поначалу, – они, по большому счету, видимые: для силового решения проблем в игре слишком слабое оружие, слишком мало специальных аугментаций, да еще и дефицит патронов (не говоря уже о том, что объем инвентаря сильно ограничен и его приходится «прокачивать» отдельно). Возможно, нас слишком развратили современные шутеры, простые до безобразия, но так или иначе «FPS-стайл» прохождение Human Revolution люто сложное, если вообще возможное; авторы могли сознательно пойти на такое усложнение, чтобы подтолкнуть игрока к стелсу, а может они просто не умеют делать хорошие боевики – но так или иначе альтернативой бесшумному стелсу без убийств в игре служит только бесшумный стелс с убийствами и редкими перестрелками (когда совсем прижмет).
Выбор оружия не сказать, чтобы огромный, но достойный: пистолет, револьвер, несколько вариаций футуристических автоматов, дробовик, электромагнитная пушка, сносящая сразу группу противников и почти совсем бесполезные в здешних условиях снайперская винтовка и ракетница. Есть еще и гранаты – газовые, электромагнитные против техники, ослепляющие – из которых можно смастерить мины соответствующего типа.
Графически Human Revolution живет немножко в прошлом – от нее не стоит ждать никаких технологических откровений, хотя в целом картинка выглядит красивой, стильной и «прилизанной» (во многом за счет преобладающей спокойной желтой цветовой гаммы и используемого в разумных пределах эффекта блюра). Разочаровывает другое: действие происходит пусть в недалеком, но все-таки будущем, однако декорации этого будущего совершенно не впечатляют: скучные коричневые коридоры, стерильные лаборатории, одинаковые офисы с одинаковыми компьютерами. Тема киберпанка, мягко говоря, не раскрыта, хотелось бы более детально проработанного мира.
Боссы Human Revolution – кибернетические тетки и мужики – старые, олдскульные в лучшем смысле этого слова. Требуют индивидуального подхода: лоб в лоб таких не одолеешь.
К сюжету Human Revolution тоже немало вопросов. Исторически так сложилось, что от произведений в жанре киберпанк требуют поднятия сложных моральных вопросов, философствования на тему социального неравенства, опасности, которую несут человечеству кибертехнологии и размышлений о том, что такое человек вообще. Все эти темы в игре затронуты, но очень вскользь, мимоходом; моральной ответственности за совершенные поступки нет вообще. Конечно, приятно после того как помог одному второстепенному персонажу сбежать от полиции, получить от него в благодарность на свой счет несколько тысяч кредитов; приятно помочь проститутке, захваченной в плен китайской мафией – но ни одно из этих действий никак не сказывается на, грубо говоря, карме Дженсона (такого понятия в игре просто нет) и совершенно не влияет на концовку. Их в Human Revolution четыре, но то, какая выпадет лично вам, определяется не в течение всей игры, исходя из совершенных вами поступков, а в последний момент, непосредственно перед финалом, в зависимости от того, какую из четырех кнопок вы нажмете. Это – страшное разочарование; для игры, считающей себя ролевой, недостаток почти непростительный («оставила послевкусие смазанного конца» – это про нее).
И все-таки это игре прощаешь. Как прощаешь несовершенство графики, несостыковки в сюжете, лаги в PC-версии. Понимаешь, что «объективно» ей надо ставить семь – максимум восемь баллов из десяти, но субъективно, руководствуясь велению души (единственное, что, в конечном счете, нельзя будет подвергнуть искусственным улучшениям) выводишь десятку. Потому что хороша. Потому что умна. Потому что увлекательна с первого по последний кадр. Потому что здесь гениальный саундтрек, в конце концов.