Batman: Arkham City: Рецензия от joystiq.com [перевод]
Рецензия на «Batman: Arkham City» — прорыв
Семидесятидвухлетний мир Бэтмена, пожалуй, один из самых мало подверженных изменениям среди всех комиксовых вселенных. И если «Batman: Arkham Asylum» послужила свидетельством понимания «Rocksteady» его сути, то «Arkham City» доказала, что она понимает и его незыблемость.
Со времени выхода последней и очень тепло принятой игры о нём рукокрылый герой не внёс в свой modus operandi никаких значительных изменений. Величайший сыщик планеты по-прежнему проводит лишь малую часть своего времени за расследованиями, тратя большую его часть на избиение и запугивание вооружённых и безоружных членов различных группировок. Конечно, теперь у него появились новые игрушки, но суть осталась неизменной.
Во втором переносе «Rocksteady» нестареющего мира «DC Comics» на мониторы изменился лишь мир, окружающий Бэтмена, — теперь им стал «тюремный» город Архэм. Авантюра в виде района, управляемого заключёнными, может, и не стала крупнейшим открытым миром в играх, но учитывая наличие целой сети побочных заданий, испытаний и секретов, покрывающей каждый её квадратный сантиметр, вполне сойдёт за наиболее насыщенный мир.
В «Batman: Arkham City» сложнее всего поверить даже не в то, что существует подпольная организация костюмированных суперзлодеев, — невероятно то, что им дали свободу действий в крупном, хотя и ограждённом, районе Готэма. Одобренный правительством мирок, где все пытаются друг друга убить, иногда при помощи огнестрельного оружия, которого у заключённых, по идее, быть не должно. Такого мира существовать тоже не должно, потому-то Брюс Уэйн и взял на себя задачу прикрыть эту лавочку.
Архэм не столь обширен, как Либерти-сити, Стиллуотер или Рим, но между его ключевыми точками намного больше места, чем в «Arkham Asylum». Бэтмен мотается по бандитским логовам при помощи удобной системы перемещения. Хотя точка назначения и может казаться довольно отдалённой, потребуется всего пара минут парения, пикирования для набора скорости и активной работы гарпуном, чтобы добраться до цели, где бы та ни находилась.
Мирно летать мешают подручные целой своры архизлодеев, делящих промеж собой территорию. Рукопашный бой с ними требует разумного использования старой доброй системы «Freeflow», вознаграждающей точные удары и вовремя поставленные блоки накручиванием счётчика комбо (позволяющего Бэтмену провести особый удар, а игроку — получить дополнительный опыт) и карающей неуклюжесть… кхм, смертью.
Вооружённые противники обычно ходят группками, и с ними разбирается Бэтмен-охотник, а не боец. Приходится искать выгодную позицию для наблюдения и ждать возможности тихо расправиться с врагом. Разумеется, удовольствия от этого меньше не становится. Немногие игры позволяют игроку внушать жалким смертным чувство животного ужаса.
Новые приспособления прибавили обоим подходам разнообразия; большинство из них привязаны к горячим клавишам. Бэтмен теперь умеет быстро разбрызгивать и подрывать взрывчатый гель, а также, не прерывая комбинации ударов, использовать на стоящих в отдалении врагах электрошокер, что добавляет рукопашной интереса.
Внимание игрока от кампании отвлекает множество побочных заданий, большинство из которых — спрятанные Загадочником призы и головоломки. Всего их четыреста, и все они открывают концепт-арты, призы для персонажей или карты испытаний. Собрав достаточное количество этих самых наград, Бэтмен раскроет местонахождение зловещих ловушек Загадочника, сворованных им из «Saw» и прячущих внутри беспомощных узников.
Выискивать вопросительные знаки Загадочника на этот раз интересней, хотя их количество делает начальный этап игры, когда у Бэтмена просто нет нужных приспособлений, чтобы их достать, довольно фрустрирующим. Философия «Metroid» вида «вернёшься, когда получишь снаряжение» доведена тут до абсурда, хотя возможность пометить недосягаемые призы на карте очень помогает в конце игры.
Прочие дополнительные задания активно используют открытость мира. Например, в одной цепочке заданий вам придётся носиться между телефонами-автоматами, чтобы отследить звонок смертельно опасного господина Зсасза. В другой же нужно будет искать зацепки, ведущие к педантичному Дэдшоту. Большинство таких цепочек раскручиваются вместе с основной кампанией, чтобы игроку всегда было чем заняться помимо сюжетных заданий.
Эпизоды, в которых игроку дают поуправлять Женщиной-Кошкой (если, конечно, он активировал одноразовый код, идущий в комплекте с «Batman: Arkham City»), жидко разбросаны по игре. Тем не менее, её вклад отнюдь не скромен. У неё есть собственные побочные задания и набор призов Загадочника, а её метод передвижения — полёты на хлысте между крышами и лёгкие прыжки по стенам — служит глотком свежего воздуха.
«Rocksteady» сумела не только дать игрокам идеальную песочницу для возни, она вновь ухитрилась подарить им то самое неуловимое ощущение превращения в Бэтмена. Поэтому вдвойне жаль, что разработчики всё же почили на лаврах, когда дело дошло до написания сценария.
Практически все злодеи, которых очень много, стали плоскими мальчиками для битья, а избежавшие сей участи меняют союзников, как перчатки. Редко какой диалог с участием Бэтмена не оглоушивает слушателя чугунными шаблонными фразочками, — проблема, доставшаяся игре по наследству от «Arkham Asylum». В принципе, чуть ли не каждая реплика, пророненная Бэтменом, сводится к «Нет-нет, я уверен, что избивать буду я» или «Сегодня не лучший день, чтобы меня доводить». (А что, бывают и подходящие для этого дни?).
«Arkham City» начинается со смачного удара под дых и заканчивается сюжетным поворотом, который, без преувеличения, намертво впечатывается в память, но между этими двумя точками сплошной туман. Сюжет кажется сплошной полосой надуманных причин столкнуться с (и, как ни странно, поработать на) целой чередой суперзлодеев. Более того, каждый отрезок пути заканчивается битвой с боссом, в каждой из которых, кроме одной интересной стычки в середине, нужно просто вычислить тот этап в последовательности атак, когда противник уязвим.
«Rocksteady» сделала ещё один шаг к совершенству, правда, он оказался очень уж мелким. Мотивы разношёрстного сборища амбициозных злодеев Архэма, да и самого Тёмного Рыцаря, никак не сплетаются в цельную картину повествования.
Тем не менее, техническая безупречность и огромное внимание к деталям, удивившие всех в «Asylum», перешли в «City» на новый уровень, что было нелегко сделать. «Rocksteady», как и в прошлый раз, сделала лучшую игру про Бэтмена. Но вдохнуть жизнь в завораживающе прекрасный мир, наполнить его не только возможностями, но и стремлениями, — это ей ещё предстоит.
Перевод авторский.
Благодарность за предоставленный материал — Sodium.
Благодарность за вычитку — Kavem.
Благодарность за оффлайн-редактор постов — Midest.
Благодарность за поддержку — Sinmara.