Рецензия Uncharted 3: Иллюзии Дрейка
В русском языке насчитывается по меньшей мере 80 тысяч слов, но из всего этого многообразия очень просто выбрать нужные для характеристики сериала Uncharted. Его вышедшие части были зрелищными, динамичными, яркими и местами смешными, однако лучше всего им подходит определение «безопасные». Да, первые две Uncharted были абсолютно безопасны с точки зрения коммерческих рисков, так как просто не могли не понравиться публике. И в Drake’s Fortune, и в Among Thieves игроков ждали путешествия в экзотические страны, тайны древних кладов и герой по имени Натан Дрейк, который убедительно пугался в случае опасности, но при этом хохмил и косил врагов направо и налево. А еще он иногда так смущался при общении с представительницами прекрасного пола, что, по заверениям девушек-геймеров, его хотелось потрепать по макушке, как очаровательного щенка. Согласитесь, Uncharted — это не просто попадание в целевую аудиторию. Это настоящий «хэдшот», который не дает ни одному владельцу PlayStation 3 шанса остаться в стороне. Если у вас дома есть эта консоль, рядом с ней наверняка лежат две коробочки с Uncharted. Готовьтесь — после 1 ноября к ним присоединится еще одна.
Сюжет «Uncharted 3: Иллюзии Дрейка» снова отправляет Натана по следам именитого предка, сэра Фрэнсиса Дрейка. Сотрудники компании Naughty Dog приняли еще одно беспроигрышное решение — выбирать для каждой части новую визуальную тему. Предыдущая Uncharted стала царством холода и белого цвета, поскольку охотник за сокровищами исследовал Гималаи, теперь же его занесет в Аравийскую пустыню. Значит, игроков ждет океан желтого песка, истерзанные ветрами поселения, высохшие колодцы и миражи в раскаленном воздухе. Схема построения истории неизменна: Дрейк обнаруживает крестик на древней карте и бросается выяснять, не зарыт ли по указанным координатам клад. Предварительно герой переходит дорогу могущественному сопернику, чьих ресурсов хватит, чтобы, например, захватить и угнать авианосец. Вокруг обаятельного Натана собирается отряд соратников. Происходит серия драк со смачными оплеухами, перестрелок и погонь на разных транспортных средствах, которые ведут к обнаружению очередного артефакта. Что еще нужно игрокам для счастья?
Uncharted 3 верна традициям приключенческих фильмов и авантюрных романов, поэтому действие развернется не только в пустыне, но и в ряде других не менее живописных мест. Вместе с Дрейком и его командой вы пройдете неведомыми дорожками лондонской подземки, не раз поскользнетесь на палубе тонущего корабля и догоните взлетающий самолет на джипе. Все локации сделаны с таким тщанием, что порой хочется кружить на одном пятачке, любуясь обилием деталей, игрой света и теней, ну и, конечно, водой, исполнение которой не грех назвать эталонным. Многие декорации еще и преображаются: подожженный французский замок рушится, по его коридорам снуют огромные пауки, а трюмы гибнущего корабля стремительно наполняет вода. Нередко путь к спасению исчезает буквально на ваших глазах, а поиск нового становится приоритетной задачей. Решать ее гораздо интереснее, чем участвовать в перестрелках. Увы, со времен первой части оружие в Uncharted нисколько не эволюционировало. Разница между автоматом Калашникова и пистолетом минимальна: и тот, и другой со звуком новогодней хлопушки мечут желтые черточки, на которые враги обращают мало внимания.
Несмотря на динамику игрового процесса, от пытливого взгляда не скроется тот факт, что игра особенно хороша в те моменты, когда предлагает отложить геймпад и отдохнуть от прыжков с одного уступа на другой и стрельбы по твердолобым противникам. В Naughty Dog работают отличные художники и не обделенные режиссерским талантом люди, но под тяжестью их, безусловно, восхитительного творчества интерактивные эпизоды Uncharted 3, выражаясь языком автомобилистов, пробуксовывают. Пока что совсем чуть-чуть, тем не менее, смотреть «Иллюзии Дрейка» зачастую интереснее, чем собственно проходить. Шаблонность сюжета сценаристы очень умело компенсируют самоиронией, а между строк рассуждают о мотивации чокнутых кладоискателей, сломя голову рвущихся в очередное приключение. Диалоги героев впору растаскивать на цитаты. Они так хорошо поставлены, что иногда складывается впечатление, будто вы слушаете запись реального разговора.
Некоторые деятели индустрии убеждены, что сюжет в видеоиграх полезен не более чем щепотка мышьяка, брошенная в тарелку супа перед обедом. С 2007 года сотрудники Naughty Dog успешно доказывают обратное. Они достигли такого мастерства, что даже Харрисон Форд при знакомстве с «Иллюзиями Дрейка» восхищается: «Это так кинематографично!». Спорить с подарившим нам образ Индианы Джонса киноактером бессмысленно: Uncharted действительно больше напоминает кино, нежели игру. Однако появляется ощущение, что разработчики уперлись в некий рубеж, после которого на их детище лопнут швы, и оно распадется на две составляющие — игровой процесс и сюжет. Разница между ними заметна уже сейчас. В видеороликах побитый Дрейк кряхтит, проделывая акробатический этюд, в другом эпизоде проникновенно смотрит на любимую женщину, а та гладит его по руке и провожает в путешествие. Зато под руководством игрока Натан превращается в не ведающую усталости машину смерти, после которой из многих локаций трупы нужно вывозить фурами. Все понятно — издержки жанра. Но, быть может, самое время что-то с ними сделать?
«Uncharted 3: Иллюзии Дрейка» — игра, которая была обречена на успех задолго до выхода. Грамотно поставленный и щеголяющий традиционно качественным визуальным рядом боевик оправдал возложенные ожидания. За внешним лоском трудно разглядеть его недостатки, а правда в том, что игровой процесс Uncharted застрял на уровне четырехлетней давности. Пока что консервативные взгляды разработчиков не дали отрицательного результата. Игра по-прежнему манит отличной режиссурой, убедительными персонажами и динамичным мултиплеером. Интересно только, удастся ли Naughty Dog повторить этот фокус в четвертый раз?