Mass Effect 3: ME 3: На плечах предыдущих частей
Привет всем! Я не умею писать обзоры или рецензии, но после прохождения третьей части игровой саги Mass Effect осталось много впечатлений. Хочу поделиться с вами.
Внимание! Для тех, кто еще только проходит игру - прочитайте этот пост только после прохождения, я не хочу, чтобы моя оценка игры повлияла на вашу. Будет много спойлеров, много рассуждений. Итак, начнем.
Чтобы объяснить, как я отношусь к Mass Effect 3, хочу подчеркнуть ту информацию, которую я знаю. Итак, что мы знали об этой игре до ее выхода?
Эта игра претендует на звание лучшей игры года. То есть она стоит в одном ряду с такими монстрами, как Skyrim и Battlefield 3. Я говорю не про конкретный жанр, а про уровень амбиций. Эти игры позиционируются разработчиками и публикой как ЛУЧШИЕ даже еще до момента самого релиза. Итак, заявка на лучшую игру (как минимум) года это сильно. И что было у ME 3 для достижения этой цели?
- Известнейшие разработчики.
Армия поклонников.
Достойный бюджет.
Внимание общественности.
Репутация.
То есть вне-игровые факторы более, чем достойные. А что было внутри самой игры и игровой вселенной, чтобы взять этот пьедестал?
- Ярчайший главный герой.
Детально проработанная вселенная.
Полтора десятка любимых персонажей команды
Столько же второстепенных, менее важных, но не менее харизматичных.
Интригующая главная линия игры, продолжающаяся вот уже 3ю часть.
Интересный сюжет с множеством загадок, который должен полностью раскрыться в этой части.
Простите, что напоминаю вам эти очевидные вещи. Но я лишь хочу сказать, что Mass Effect 3 ожидалась всеми нами как ЛУЧШАЯ. А что не менее важно - имея вышеописанный арсенал, эта цель была вполне достижима. Итак, начнем детальный разбор.
Ничто не заставляет вспоминать о событиях, фильме, книге или игре сильнее, чем появившиеся эмоции. Атмосфера - сильнейший катализатор. Допустим, саундтрек из Гарри Поттера. У меня сердце ёкает, когда его слышу, это ведь музыка из детства. К чему это я?
ME 3 происходит во время войны в галактике. Читатель, ты представляешь себе войну? Я - с трудом, но даже такой мирный городской житель как я, сразу представляет какую-то угнетающую, давящую атмосферу в любом месте, связанном с войной. Безнадежность, страх, отчаяние - вот те эмоции, которые правят балом. Итак, в игре война. Пусть и самое начало, но как выглядит мир?
Да, нам сказали что мол Цитадель - самое спокойное место. Но ведь на дворе не 1940 год. Сверхсветовая скорость, все дела. Эхо войны должно быть слышно везде. И когда в игре она изображается именно так... то простите, но я вам НЕ ВЕРЮ.
Я не верю, что жатва жнецов началась с батарианцев и их раса практически уничтожена.
Я не верю, что везде пропадают и уничтожаются колонии.
Не верю и в то, что млечный путь на пороге завершения очередного цикла.
Потому что разработчики не удосужились нас в этом убедить. Когда Андерсон говорит нам, что мол на земле творится ужас и ему с трудом удается выживать, легко ли в это поверить, если он стоит всегда совершенно спокойно, если этот канал связи не перехватывается (хотя Земля в лапах жнецов) и если единственные моменты, когда мы видим землю - это лишь начало и конец игры?! Неужели нельзя было сделать пять коротких видео, в которых показывалось, как беспощадно уничтожаются миры? Или начать игру на земле не со спокойного прыгания по балкам, а с такого death run'а от жнецов? Был бы совершенно другой эффект.
Или как мне поверить в ужасы на "катализаторе", если в момент заключительного диалога Призрака с Шепардом, Цитадель на заднем фоне живет своей обычной жизнью?! Горит свет, видно движение трафика. Да, это вымышленный мир, но это же не ВселеннаяНаОборот?
Нет атмосферы. Нет веры в происходящее на экране. Нет эмоций.
Если уместить всё что я думаю про сюжет в одном предложении, то вот оно: Он прямой и тупой, как палка.
Мало того, грани "хорошего" и "плохого" Шепарда размыты. Помните момент из второй части игры, где мы штурмуем башни, полных наемников "затмения". Там за дверью пряталась Азари, которая давя на жалость и прося о пощаде поведала, что она вступила в ряды организации по глупости. И допустим мы ей верили, и отпускали. А потом оказывалось что она далеко не такая хорошая и недавно с удовольствием в упор из дробовика застрелила волуса.
К чему я это. Не должно быть всё так очевидно. Поступил хорошо - будет хорошо. Поступил как задира - будет не так хорошо, как у героя, но в целом нормально. А конец и вовсе одинаковый.
Как я вижу развитие сюжета? Допустим - решил не спасать колонию, а выжечь её с орбиты. Ок. Прилетаешь на цитадель, а там при проходе через офис СБЦ один из офицеров берет и убивает кого-нибудь из твоей команды. Потому что его семья как раз из той колонии. Или наоборот, веришь человеку и спасаешь его. А потом оказывается, что он украл с твоего корабля 30% всех денег.
Добро и зло - это не белое/черное, оно бывает разное. И принятые решения могли оказывать незабываемые последствия. Но этого нет, есть лишь сюжет, похожий на шоссе. Правда не из того материала, что нужен, и не в том месте, где надо. Посмотрим в деталях:
Нашли схемы Горна. Ок, без проблем построим. А то что у цербера шпионы даже в совете? - Плевать, они не узнают.
То что Жнецы контролируют людей и у них куча приспешников, они ведь могут узнать? - Фигня.
Горн гигантская махина которую никто не повредит во время боя? - Естественно. Альянс, он как Чак Норрис, только Альянс.
Цербер еще недавно был не самой крупной тайной организацией, а теперь стал по мощности равен Альянсу? - Да, вот просто взял и стал, а то, что год назад астрономическая сумма ушла на создание Шепарда, это так, копейки для них.
Сузи - компьютер, но она поместила часть себя в робота и ей захотелось романтики с человеком? - Да, это в порядке вещей.
В общем я хочу сказать, что сюжет "О БОЖЕ ЭТО ЖНЕЦЫ ОНИ САМЫЕ УЖАСНЫЕ И МОЩНЫЕ СУЩЕСТВА В ГАЛАКТИКЕ, но мы нашли прототип Горна, тайком будем пару месяцев его собирать, призовем толпы ученых и тайно соединим все расы во вселенной и это всё удастся без помех" - иначе как идиотским, я назвать не могу. То есть понятно, что для победы нужно объединить все расы и найти дубинку помощнее, но то, как Bioware решили эту задачку - достойно не более, чем оценки 2.
Mass Effect - игра в галактике. Множество миров, планет, народов. И когда на протяжении первых двух частей нас готовили к третьей, я ожидал увидеть побоища и события ну просто галактических размеров. И это всё присутствует. Но вот проблема - лишь в роликах. "Вернем Землю", сражение Гетов с Кварианцами. Или финальная битва со Жнецами. Это замечательные ролики, но вот незадача - размах игры в десятки раз скромнее, чем картинка с заставок.
Я запомнил, что первая локация с более-менее нормальными просторами это - Тучанка (Через примерно 8 часов геймплея). Вторая, и последняя - это финальная Земля. Только в этих двух местах можно разгуляться, понять масштаб и проникнуться важностью происходящего.
Три, долбанных три эпизода нам рассказывают о том, какая же она офигенная, Цитадель. И во всех трёх частях, для топтания ногами нам дают какой-то Аппендикс! Это невообразимо, но в 3ей части игровая Цитадель стала еще меньше, чем во второй! Куда еще меньше?! Вы что, издеваетесь? Пять комнатушек - это что, величайшая база нового человечества (И всех-всех-всех) ?! Или я должен сказать спасибо за ту миссию, где мне удалось побегать по паре балкончиков?
Далее. В ME 2 у нас была пара-тройка населенных пунктов. Цитадель, Иллиум, Омега, флот Кварианцев в конце-концов. Что решили сделать в этот раз? Показать нам апокалиптический мир и влияния войны на важнейшие города разных рас? А вот фигушки, мы их просто уберем! Будете как дебилы, тусоваться на Нормандии и иногда в посольства заглядывать.
Нормандия - это отдельный разговор. Ок, Bioware, у вас есть целый знаменитый корабль, что вы с ним сделаете? - Внесем пару косметических изменений, а часть кают оставим пустыми, чтобы игроки видели - всё будет в DLC! Более того, мы покажем какой брутальной стала новая Нормандия, везде понапихаем кабелей, запихнем дебильную рамку детектора с парой девочек и даже закроем бывшую каюту Джейкоба на боевой палубе, но вот подвальчик на инженерной, где самое место всем этим кабелям, тем более Джек больше не на корабле - оставим нетронутым. Отлично Bioware, так держать!
Вся игра проходит в коридорах и сжатых пространствах. И если внутренности корабля или зданий естественно не могут иметь больших пространств внутри, то уж поверхности планет по-хорошему вполне на это способны.
После второй части у нас есть около 15 харизматичных героев. Да, понятно у кого-то кто-то умер, но допустим у меня Удина никогда советником не был, с какого перепуга он внезапно им стал - я не знаю. Так что Bioware особо из-за преемственности решений не парится.
Так вот. 15 героев, к которым игрок скорее всего неравнодушен. Согласитесь, вторая часть вышла на славу? Из всех членов команды не симпатична мне была лишь Самара. Да и то, потому что на робота похожа была больше, чем Легион. Про героев из DLC я и не говорю, это вообще огрызки.
Располагая такими 15 "ресурсами", можно вертеть эмоциями игрока как угодно. Можно еще больше показать их историю, сделать их почти центральными героями саги. Можно дать им встать на противоположную сторону, быть подконтрольными Жнецов. Не сахар, убивать тех, с кем недавно был в одном строю, пусть и игровом. Или, допустим, половину оставляем в команде (так и есть), а вторая - один за другим персонажи умирают в течение развития сюжета. Согласитесь, как будет грустно, что в схватках погибают наши друзья. Это драма. Это - война. Это - удобная возможность дать игроку проникнуться идеей обреченности войны против Жнецов. Атмосфера...
А что мы получили? Неминуема лишь смерть Тейна, который итак умирал. Остальные - вполне спасабельны. Биовар решил по-другому: "Часть героев оставим, но большую - просто покажем пару раз". КАК, объясните мне, КАК можно было так распорядиться с персонажами, на получение расположения которых игрок тратил около 20+ часов в Mass Effect 2 ?! Это не просто плохо, это скорее верх тупизма.
Впрочем, давайте вкратце поговорим о новой команде Шепарда.
Лиара, Гаррус, Тали, Эшли - ок. Фанаты бились в стену из-за отсутствия первой в ME 2, Эшли приукрасили и дали классные милитари-мини, оставшихся двух мы хорошо знаем. Нормально.
Протеанин - интересно. Но задумайтесь, этот персонаж лаконичен ВНЕ боя, как допустим Джокер. Командир-протеанин лежал 50.000 лет, а тут начал бегать под дудочку Шепарда?
Сузи - самый интересный новый персонаж. Но в отличие от протеанина, она хорошо вписывается в команду.
Джеймс Вега... кому он вообще нужен? В первой части был обычный человек-солдат, во второй был Джейкоб. Вега, ты конечно качок, но...
Бои стали заметно интересней, чем в предыдущей части. Обилие пушек и связь "вес-скорость умения" отлично улучшили эту составляющую игры. И хотя мне, как приверженцу Counter-strike, эти перестрелки в PC ME 3 в стиле консольных шутеров "зажал кнопку - выстрелил - спрятался за укрытием" кажутся довольно скучными, но всё же - замечательное решение, основанное на первых двух частях.
Наличие возможности повесить девайс на пушку - тоже лучше чем вообще отсутствие такой возможности. Правда хотелось бы выбирать тип патронов, да и на броню что-то ставить... но чем богаты тем и рады.
Если я вас спрошу, на какую часть МЕ 3 похожа больше, на первую или вторую? Думаю ответ очевиден.
Проблема не в том, что она похожа на 2 часть. Проблема в том, что это и есть вторая Масс Эффект, но с другим сюжетом и парой новых действующих лиц.
Выглядит ли игра абсолютно НОВОЙ, классово отличающейся от предыдущих частей? Я месяц назад специально второй раз прошел ME 2, и честно вам говорю - нет.
Графика - абсолютно та же самая. Мало того, МОДЕЛИ те же самые. К примеру, в вступительном ролике 2й части была показана Миранда и она несколько отличалась от игровой 3D модели. Ничего в этом такого нет, это нормально. Но объясните мне, игровая внешность Миранды была признана Биовар настолько удачной, что они решили её ВООБЩЕ не менять, оставив абсолютно без изменений?!
Я не графодрочер, но я хочу видеть существенную разницу через 2 года в заключительной части. Потому что когда Шепард и Андерсон сидят в конце битвы на цитадели, шутят что у них лучшие места в зале и любуются горизонтом - а на горизонте ужасные размытые пиксели земли, то это просто не серьезно. Уж ради такого-то момента, можно было и поднапрячься.
ME 2 была лаконична, а тут возникают вопросы. Интерфейс. Зачем вы его поменяли? Нет, понятно что новая игра. Но раньше он было удобен, красив и детализирован. А сейчас упрощенная тёмно-синяя гамма, где всё перемешано и где даже нельзя узнать подробности о задании. Изменения ради изменений? Или типа, оставить 3D-модели предыдущей части можно, а вот интерфейс - нельзя, это не солидно?
Тут еще можно много чего привести в пример. И сканер планет, который без изменений взят из предыдущий части, или же редкие появления знакомого тяжелого оружия. Мелочи, а неприятно.
Во второй части можно было надеть на Шепарда новую броню и пушки (DLC, разумеется). Разработчики решили ничего в них не меняя перекинуть их в третью часть. И если с оружием всё ок, то броня... Допустим в середине игры я купил себе комплект брони +30% к мощности умения и +30% к скорости перезарядки умения. Эквивалента из составных частей в магазинах я найти не смог. Кажется мелочь и что наоборот, это хорошо. Но в результате больше я элементы защиты в магазинах не покупал и даже не открывал. Стало не интересно. А зачем, у меня ведь и так, самая лучшая?!
Неужели это так сложно для такого проекта, оставить несущественные элементы Mass Effect 2 в самой Mass Effect 2, а для новой игры - придумать новые?
Меня ужасно расстроили два DLC в ME 2. Оба этих DLC вводили в команду новых персонажей. Эти персонажи явно выбивались из общего строя команды, они были другими. Их истории были не столь скрупулезно даны игроку для разбора. Но самое отвратительное - эти персонажи принесли новую форму общения с Шепардом. Когда диалога между двумя лицами нет, а есть один персонаж, говорящий в воздух. А второй - так, хоть бегай, хоть прыгай вокруг другого. К моему великом сожалению, третья часть игры на половину состоит из таких диалогов. Из-за такой формы общения, диалоги воспринимаются менее значимыми. Что с продавцом на рынке пообщался, что к Тали заглянул. Не хорошо.
Я не говорю про тот дебилизм, когда пробегая по цитадели ненароком собираешь over 100500 новых квестов. А при помощи нового меню - хрен потом разберешься, кто, куда, кому и зачем.
Что может вызывать уважение к игре у общественности, если эта игра не смогла побить кассовые сборы или стать очень известной? Мне кажется что это - внимание к деталям. Когда разработчики действительно выращивают свое творение. За примером такого внимания далеко ходить не надо, в скайрим играли? А что мы видим тут?
Знакомьтесь: С одной стороны Миранда, которая работает на цербер. Она успешный руководитель и неплохой лидер.
На другой стороне Миранда через год после этого. Она прошла с Шепардом множество сражений, прошла ретранслятор Омега- 4, победила Коллекционеров. Позже она сбежала из Цербера, долгое время скрывалась от его агентов, при этом пытаясь выследить Отца и Сестру.
Событий много, а вот изменений в виде персонажа 0. Это что, правильно? И тут много таких примеров: Тейн, Джейкоб, Самара или даже Лиара, которая давно не девочка из МЕ 1, а самый известный торговец информации Серый посредник, чьи сети агентов разбросаны по всей Галактике. По ней это заметно?
Пожалуй единственное приятное исключение это Джек:
Но всё равно, спешка и разгильдяйство разработчиков видны повсюду. Вот скрины "военных ресурсов"
Неужели было так сложно разные картинки нарисовать?!
А вот посетители "Чистилища".
Это просто картонки, вы что думали, мы туда даже смотреть не будем?!
Или другой момент. Атака на родную планету Азари. Планета что до, что после нападения выглядит одинаково. Нужны ли тут комментарии?
По поводу загружаемого контента. Я не имею ничего против. Но он не должен перетягивать игру и он реально должен стоить своих денег. Денюжка на новую красивую броню? ок. На новую детально проработанную компанию? ну а почему бы и нет, если хочется.
Но если из-за DLC игра выглядит сырой и недоработанной...
Однополые отношения. Девочка + девочка, ну что в этом такого? Вы телек смотрите? А кино? Кого сейчас этим удивишь. Да и вообще, девушки - они красивые. И чем их больше, тем лучше.
Другое дело мужик+мужик. И не надо говорить про двойные стандарты. Это немного разные вещи, нет смысла тут это обсуждать. Но представить, что днём Шепард это "Жнецы, идите на...", "Цербер я вам покажу где раки зимуют", "Призрак это теперь моё кресло" и вообще человек-молекула. А ночью он берет и долбится с голубоглазым мужиком в... В общем Bioware, вы совсем рехнулись?!
Концовка. Лично мне концовка понравилась. Вообще считаю последние 3 часа геймплея единственным оправданием игре. Как по вашему еще может закончиться история героя, который трижды спасает галактику? Старостью и в баре с Гаррусом?
В хорошей истории главное - поставить точку. Вспомните фильм "Матрица". Мне бы очень хотелось 4й фильм, но он будет уже ни к месту. Потому что лучше пусть грустный, но лаконичный финал Героя, чем "Пираты карибского моря 9", где уже и сюжет бред и актеры все ушли и мистика одна, лишь один размалеванный Джонни Депп бегает.
Поклонники игры расстроены справедливо. Проблема не в том, что в любом случае Шепард погибает. Никто бы не переживал так сильно, если бы все те решения из первых 2х частей и даже 3ей имели бы действительно весомые последствия в течение Mass Effect 3. А так получилось, что мы делали, что не делали, был ли Шепард героем или мерзацвем, всё одно, один конец. Так и не дав игрокам ничего изменить, хотя обещали, Bioware решили забрать Шепарда. Не дав первого и отняв второе, я чувствую себя немного обманутым.
Мне трудно дать оценку этой игре. Она не может быть низкой, потому что какой бы она ни была, пройденные первые две части не позволят ей быть ужасной.
Мне вот что хотелось бы отметить. Я начал играть с Mass Effect 2. И мне так понравилось, что ради 3ей части я через год прошел первую и повторно вторую. А если бы вы начали играть с ME 3, захотели бы вы пройти 1 и 2 части? Я - не уверен.
Но ведь это была последняя часть Эпической саги. И что, вот таким дерьмовым вышло её завершение?
Я считаю, что это скорее Mass Effect 2.5. Потому что игра напоминает скорее мод, сделанный пусть и очень внимательными, но игроками, чем достойное завершение от тех людей, кто создал Mass Effect 1 и Mass Effect 2.
Писал сам. Долго. Спасибо за ваше внимание, я очень старался.