American McGee's Alice
Похожие игры:
MDK, MDK 2, FAKK 2
Дата выхода:
6 октября 2000 года
|
Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?
Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»
Помните волшебную и немного сумасшедшую сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»? Маленькая девочка засыпает и попадает в загадочный мир, где знакомится с неугомонным Чеширским Котом и Мартовским Зайцем, участвует в Безумном Чаепитии, общается с Синей Гусеницей, играет в крокет с Червонной Королевой, а в продолжении («Алиса в Зазеркалье») — оказывается одной из шахматных фигур и становится королевой. Конечно, потом она просыпается и понимает, что все это было сном, но каким!
А теперь хорошенько подумайте и вспомните: знаете ли вы еще истории об Алисе? Речь идет вовсе не о «Золотом полдне» Анджея Сапковского, а о куда более мрачной повести, в которой нашлось место психозу и черному юмору, гротеску и цинизму, жестокости и сумасшествию. Здесь балом правят страх и насилие, система, которая подчинила и морально уничтожила Страну чудес. Это неписаный шедевр, о котором слышали многие, но не всякий рискнул попробовать. Это торжество необычных идей талантливого человека. Это перевернутая с ног на голову история повзрослевшей Алисы, которая отправилась в путешествие по самым темным закоулкам своего подсознания. Это сказка, превратившаяся в кошмар. Это American McGee's Alice, легенда игровой индустрии, которая оставляет позади большинство современных боевиков.
Хотя и многие читали «Алису в Стране чудес», далеко не все знают, как родилась эта сказка. А произошло все довольно просто: 4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон (настоящее имя Льюиса Кэрролла) прогуливался на лодке вместе со своим другом Робинсоном Даквортом и тремя маленькими девочками, одну из которых звали Алиса Лидделл.
Во время небольшого путешествия Доджсон рассказывал юным спутницам приключенческую историю об Алисе, которая отправилась на поиски приключений. Чарльз назвал героиню в честь своей десятилетней любимицы, которой так понравилась сказка, что она попросила Чарльза записать ее.
26 ноября 1864 года Доджсон выполнил просьбу: он подарил ей рукопись из четырех глав под названием «Приключения Алисы под землей. Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне». Многие сходятся во мнении, что это был первый вариант той «Алисы», которую мы знаем сейчас.
Дневник Доджсона рассказывает о том, что в 1863 году он показал незаконченную рукопись своему другу, Джорджу Макдональду. Тот посоветовал издать рассказ, но увеличить его. Так появились эпизоды с Чеширским Котом и Безумным Чаепитием, а произведение стало почти в два раза больше.
В 1865 году свет увидела книга «Приключения Алисы в Стране Чудес», а автором значился некий Льюис Кэрролл. Первый тираж оказался не слишком качественным в плане печати, так что две тысячи копий были изъяты и уничтожены. Уцелело всего двадцать три экземпляра. В настоящий момент пять из них хранятся в руках частных коллекционеров, а восемнадцать — в библиотеках.
Пламя перемен
После приключений, описанных Кэрроллом, в доме Алисы происходит пожар. Начатый по вине котенка, он уносит жизни родителей девочки, а сама она чудом остается в живых, получив множество ожогов и тяжелую психическую травму. Ребенок впадает в кому. Ее помещают в психиатрическую лечебницу Ратледж, где Алиса проходит курс лечения. Но ничего не помогает, и, кажется, положение безнадежно.
Спустя девять лет девочка выходит из коматозного состояния и набрасывается на двух санитаров, которые баловались с единственным, что у нее осталось после пожара, — обгорелым одноглазым плюшевым кроликом. Она старается убить одного из хулиганов ложкой, но когда понимает, что это бесполезно, вскрывает себе вены. Алису гложет чувство вины — она считает себя виноватой в смерти родителей. Сквозь сон она чувствовала запах дыма, но ей было так хорошо в Стране чудес, что просыпаться совсем не хотелось. И вот к чему это привело...
Попытка суицида проваливается, девушку спасают и зашивают порезы. Один за другим сменяются серые дни в крохотной комнатке с обветшалыми стенами, а жизнь давно превратилась в мрачное существование. Но все меняется в тот день, когда игрушечный кролик заговаривает и просит Алису о помощи, — она возвращается в Страну чудес. Только теперь там все по-другому: власть захватила Червонная Королева и терроризирует население, большинство друзей девушки сошли с ума и гибнут у нее на глазах, а сама она чуть что хватается за огромный кухонный нож или за колоду остро заточенных карт.
Становление шедевра
Что такого в American McGee's Alice, что сделало ее не просто знаменитой, а великолепной, шедевральной? В какой еще игре вы встретите маниакальную сказочную героиню, которая носится за врагами, норовя расчленить их как можно быстрее и изощреннее? А ведь это далеко не так важно по сравнению с атмосферой: неповторимые по стилю уровни, где вполне реальные интерьеры сочетаются с сюрреалистическими пейзажами, очень интересный сюжет, то и дело преподносящий сюрпризы (причем далеко не приятные), гротескные персонажи, которые порой удивляют или даже пугают, остроумные диалоги и очень глубокий подтекст. Описать все это в двух-трех словах невозможно.
Вот Алиса снова попадает в Страну чудес, ее встречает Мартовский Заяц и просит поторопиться — мы, мол, уже опаздываем. И вроде девочка вернулась домой, только дом стал каким-то другим. Что-то изменилось, и запах этих перемен витает в воздухе. Понимание приходит чуть позже, когда Алиса встречает угнетенных жителей сказочной страны. Затем объявляется Чеширский Кот и вносит некоторую ясность в происходящее. Хотя в его случае «ясность» — не самое подходящее слово: животное говорит исключительно загадками, уходя от прямых ответов. Он и раньше был хитрецом, но новая жизнь слишком уж повлияла на пушистого друга Алисы, и не только морально: Кот весь в татуировках и шрамах, он заметно исхудал, да еще серьгу носит в правом ухе.
Изменилась и сама девочка. Ей больше не семь лет, черты лица стали грубее, взгляд зеленых глаз — острым и пронзительным. На фартуке выведена каббалистическая символика, местами он запачкан кровью. Но при всем при этом в Алисе еще живет та маленькая, добрая, воспитанная девочка, которая всегда разговаривает вежливо и держит осанку. Маниакальная и прилежная ипостаси гармонично сосуществуют друг с другом, изредка показывая власть над хозяйкой.
Правда, путешествие по новой Стране чудес принесет Алисе мало приятного. Не забывайте, все происходящее развивается в голове шестнадцатилетнего подростка, которого снедает чувство вины. А это значит, что подсознание будет подкидывать ей все более и более суровые испытания, изощренно издеваясь над несчастным ребенком. Алисе предстоит пережить немало потерь, убить некоторых друзей собственными руками, и с каждой новой утратой горе и депрессия будут становиться все сильнее.
Переживания девочки некоторым образом отражаются на окружающем мире, хотя он и без того странен: стеллажи с библиотечными книгами уходят в никуда, Крепость Дверей висит в воздухе, а в Шахматном Королевстве осталось всего два цвета: черный и белый. Иногда Алиса попадает в такие места, которые и описать-то толком невозможно. Небольшое полуразрушенное двухэтажное здание, вокруг которого... ничего. Пустота и мириады огней, похожих на северное сияние. И есть во всем этом что-то магическое и чарующее...
Как это ни прискорбно, но бытует мнение, что известный английский математик, философ, фотограф и писатель был... педофилом. Доджсон (Кэрролл) всю жизнь оставался холостяком. Некоторые считали, что противоположный пол его вообще не интересовал. Однако наибольшую радость Льюису приносила дружба с детьми, особенно маленькими девочками. Он сам не раз говорил об этом и даже записал в своем дневнике: «Я люблю детей (только не мальчиков)».
После таких заявлений многие решили, что и любимица Доджсона, Алиса Лидделл, которую он сделал героиней своей книги, была с ним в определенных отношениях. Но сплетни так и остались сплетнями: ни явных, ни косвенных подтверждений слухи не получили. Повзрослев, большинство маленьких подруг Кэрролла не раз говорили о том, что Доджсон не позволял себе даже намеков на что-то большее, чем просто общение. Да и сам он считал свою дружбу с девочками более чем невинной.
Тут следует упомянуть и еще один интересный факт: в Англии XIX века девочки до четырнадцати лет считались асексуальными. Именно поэтому общение с детьми считалось вполне нормальным для того времени. И вот тут всплывает кое-что интересное: оказывается, многие «подруги» Доджсона занижали свой возраст в воспоминаниях, а сам он умудрялся называть «маленькими» даже девушек двадцати пяти-тридцати лет. Близкие отношения с молодыми женщинами осуждались, так что вполне возможно, что и Кэрролл, и его знакомицы умышленно занижали возраст, чтобы не быть ни в чем заподозренными.
Этот опасный-опасный мир
Путешествие по Стране чудес — вовсе не спокойная размеренная прогулка, во время которой вам будут помогать доброжелательные прохожие. О нет, здесь практически никто не играет за команду Добра — большинство сделало выбор в пользу сумасшествия и безысходности. Алисе попадется множество врагов, целый бестиарий, начиная с карт-стражников и муравьев и заканчивая механическими пауками и лавовыми монстрами. Некоторые выбирают свой особый, уникальный стиль боя — например, так называемые бармаглоты (летающие демоны) атакуют истошным воплем: звуковая волна не слишком вредит здоровью девочки, зато может скинуть ее в пропасть, и тогда придется начинать с последнего сохранения.
Естественно Алиса не стоит на месте и не ждет конца с обреченным видом. Может, ей и плохо, но не настолько, чтобы бросить все и сложить руки. Она пускает в ход девять видов оружия, семь из которых можно использовать двумя способами. Большинство вооружения — детские игрушки или что-то очень несерьезное. К примеру, Алиса активно дерется электрическим молотком в виде фламинго и атакует чертиком в шкатулке, который на поверку оказывается бомбой замедленного действия. Если же враг слишком велик или кружит над ней, не опускаясь на землю, в ход можно пустить самонаводящиеся заточенные карты или игрушечные противотанковые ежи.
Врагов при этом рвет на куски. В прямом смысле: крови и жестокости в игре много, не по-детски много, так что юным созданиям лучше не запускать American McGee's Alice, а то еще по ночам кошмары сниться будут.
Игровой процесс наполнен не только схватками с противниками, но и решением многочисленных головоломок. При прохождении определенных уровней невольно вспоминаешь Лару Крофт — так сильно приходится Алисе корячиться. Некоторые загадки элементарны, решение других может отнять прилично времени, однако совсем тупиковых ситуаций не бывает: спасает Чеширский Кот, который появляется по нажатию кнопки.
Стильная мрачная сказка
Огромную лепту в восприятие игры вносит графика. На момент выхода American McGee's Alice щеголяла движком Quake III, а точнее его модификацией, использованной в небезызвестном на то время проекте FAKK 2. Сейчас она, конечно, выглядит морально устаревшей, но тогда... Картинка как нельзя лучше передала стиль игры, очень хорошо вписалась в атмосферу. Даже сегодня в угловатые модели персонажей и слабенькие текстуры вполне можно влюбиться!
Еще одно достоинство творения Мак-Ги — музыка. Композитором выступил бывший участник группы Nine Inch Nails, Крис Вренна. Он создал поистине волшебные мелодии, которые уносят нас далеко-далеко от компьютеров, в мрачную сказку... Композиции получились настолько загадочными, странными и завораживающими, что саундтрек к игре был выпущен отдельным диском. И поверьте, он стоит того, чтобы его прослушали, и не раз.
Но есть ли в American McGee's Alice недостатки? Пожалуй, да, всего один: концовка. Американцы ведь не могли допустить, чтобы все закончилось плохо. А жаль, это было бы очень к месту. Хотя как посмотреть. В конце концов, Алиса заслужила выздоровление, Страна чудес — спасение, а мы — удовольствие, полученное от неординарной, стильной, мрачной и качественной игры. Теперь будем ждать продолжение, которое уже анонсировано и появится в продаже через полтора-два года. Не факт, что Мак-Ги удастся хотя бы достичь уровня первой части, но если это произойдет, то все мы с радостью последуем за белым кроликом.
Американ Мак-Ги (American McGee) — один из самых известных своевременных игровых дизайнеров. Свою карьеру он начал в id Software, где работал над двумя частями Doom и Quake. Он не только создал для них некоторые уровни, но и позаботился о музыке и звуковых спецэффектах, а также написал программный код. Однако потенциала талантливого дизайнера в Мак-Ги так и не разглядели. Парень вынужден был уйти, чтобы попробовать себя в чем-то другом, чем-то новом, где его способностям найдется применение.
Некоторое время он скитался туда-сюда из одной конторы в другую, но всюду боялись его идей: разработчики считали, что игры, о которых думает Мак-Ги, не буду покупать. Он же думал иначе, так что выход нашелся только один: создать свою собственную студию. А через пару лет после этого знаменательно события свет увидел проект, поистине прославивший Мак-Ги, — American McGee’s Alice...
С тех пор прошло уже девять лет. Ни одна из игр Мак-Ги так и не смогла повторить успех той самой. Мы увидели безликую Scrapland и непонятую Bad Day LA, а относительно недавно — American McGee’s Grimm. Судить о ней довольно сложно, но одно можно сказать с полной уверенностью: Мак-Ги продолжает делать необычные проекты и вряд ли в ближайшее время бросит это занятие, ведь впереди нас ждет продолжение «Алисы» и, возможно, American McGee’s Oz.