Diablo 3 - рецензия
Основная трагедия Diablo 3 - Blizzard и Activision. Выйди эта игра от любой ноунейм студии, все форумы и игрожуры зашлись бы в диком восторге, а читатели не ставили бы ниже 10 баллов. Между тем, после выхода игры Metacritic просто взорвался негативными ревью (правда, малосодержательными, типа "error 37!!!!!", или более изобретательными, но не менее бесполезными), оценки пользователей ограничились нулями и десятками, а средний рейтинг упал до 3,7 баллов. В чем секрет?
А секрет прост: американские сервера, где запуск пришелся на дневное время, попросту не выдержали количества запросов и рухнули. Неизвестно, то ли разработчики представляют себе Diablo 3 только в кооперативном режиме, то ли это такие экстремальные методы борьбы с пиратством, но теперь даже для прохождения одиночной кампании необходимо непрерывное соединение с сервером. Таким решением Blizzard изрядно подставили себя, в итоге не справившись с нагрузкой и потеряв часть аудитории старшего возраста (серии, напомню, 16 лет), связав оффлайновую игру с аккаунтом Battle.net. Вместо привычного «купил диск – запустил», теперь необходимы регистрации, привязки, аутентификатор да еще какой-то battle tag. Отдельным пунктом стоит невозможность писать на официальном форуме игры без оплаченной подписки на World of Warcraft.
А ведь пока еще никто не дошел до хардкора на сложности Inferno. Представляю, что можно сказать в тот момент, когда из-за практически незаметного подлагивания зелье здоровья сработает на полсекунды позже. Удивительное количество трудностей возникло с установкой, скачиванием клиента и обновлений даже при наличии диска. Неожиданная для графики такого уровня придирчивость к видеокартам также была неоправдана (видеокарты Radeon, омг, не поддерживаются - прим.ред).
Если честно, сложно описать эмоции, когда ты не можешь запустить игру за 80$, даже и не в первых рядах геймеров, а вечером на следующий день после выхода. Что значит «сервера перегружены»? Что значит «попробуйте позже»? Проклятье, мне не нужен ваш кооператив, мне не нужен чат, мне не нужен аукцион, мне и продавать нечего, просто дайте спокойно поиграть! Ничего подобного. Игра, привлекшая громким именем и не менее громкой рекламной кампанией, игра, которую ждали двенадцать лет, проявила себя как MMORPG второго эшелона. Впору действительно ставить ноль и требовать деньги назад.
Впрочем, представим, что у вас все сложилось удачно: клиент встал с первого раза, вы стартовали в европейском или азиатском регионе, вас не смутили полтора часа ожидания (лично я предполагала худшее), а то и вовсе не стали ждать полуночного старта, а присоединились к фанатам на следующий день. Тогда вас встретит Диабло.
Diablo 3 - несомненно узнаваемая часть серии, как две капли воды похожая на предыдущую. Перед вами лежит пылающий, заполненный монстрами Тристрам, а путь ведет в собор, на выручку Каину. Ваша задача - закликать врагов до смерти, попутно разрушив все, что можно разрушить, подобрать все, что влезет в ваш инвентарь и постараться не умереть от жадности. Правда, самого интересного - художественного распихивания подобранного лута, чтобы выгадать пару клеточек - теперь не будет. Предметы автоматически укладываются продуманным способом, и открывать инвентарь приходится только для того, чтобы выкинуть лишнее барахло. Если у вас нет проблем с размером инвентаря, то это уже не Диабло.
А перед нами именно "Диабло", вылизанная, выхолощенная, бережно переведенная на современную графику игра, более комфортная и, кажется, более казуальная, чем предыдущие. Чекпойнты случаются настолько часто, что позволяют двигаться по сюжету даже при вылетах раз в 5-10 минут, в самой глубине подземелий стоят камни, возвращающие нас ко входу в него, а положение цели на карте любезно подсказывают стрелочки. И бесконечный портал в город. На этом фоне несколько необычно смотрятся онлайн-элементы, впрочем, полностью заимствованные из World of Warcraft: мировой чат, аукцион и система достижений. Именно так, в Diablo 3 можно получать ачивки. Обошел все закоулки в локации - получи очков достижения и медальку, убил босса - еще и новая рюшечка на знамя (кстати, если ткнуть клавишу G - оно выпадет перед вами). Во время соло-игры можно активировать чат, если вдруг захочется пообщаться с другими игроками. Чат, правда, не общий, а для небольших случайных групп, иначе читать сообщения было бы невозможно. Также введена система крафта, несколько разнообразившая процесс избавления от ненужных вещей. Теперь магическое обмундирование не обязательно продавать за копейки торговцу. Стоит разобрать его на ингредиенты для создания новых предметов. Курс, правда, не слишком выгодный, так что имеет смысл попытаться продать лишнее снаряжение на аукционе, но не больше 10 предметов единовременно. Чуть позже откроется торговля за реальные деньги, возможно даже персонажами. Вообще, аукцион в Diablo 3 - тема интересная и обширная, так что про нее будет отдельная статья.
Сам по себе геймплей знаком каждому, кто хоть раз видел игры данного жанра - монстры убиваются мышкой огромными толпами, с эффектными взрывами и оторванными конечностями. Происходящее на экране действительно создает впечатление армии сил зла, в одиночку истребляемых героем. Здесь реклама также сыграла свою черную роль - никакой новаторской физики и разрушаемого окружения нет. Да, теперь разламывать можно не только бочки и каменные курганы, а еще и надгробья, вазы, двери, книжные шкафы. Мир выглядит гораздо более подвижным и настоящим, чем раньше. Ронять люстры на догоняющие толпы весело и станет, похоже, важным стратегическим элементом в игре на высоких уровнях сложности. Возможность разрушить колонны, завалив обломками пару скелетов, могла быть приятным сюрпризом, разнообразившим геймплей, а не невыполненным обещанием.
Музыкальное сопровождение узнаваемое: незапоминающиеся и неназойливые инструментальные треки, поддерживающие общую героическую атмосферу. Видеоряд игры красочен, а происходящее выглядит понятно, а не смешивается в зелено-коричневый комок непонятно чего, как бывает со многими "реалистичными" трехмерными играми. Сразу ясно, где персонаж, что происходит, кто тут враг и какой шмот выпал, пусть даже проработка деталей и небезупречна. Учитывая общую схожесть интерфейса с WoW, прискорбно, что его нельзя модифицировать по собственному вкусу. Графика уже устарела на пару лет: по сравнению с Heroes of Might and Magic VI, где обзор ведется с похожего ракурса, максимальные настройки не поражают воображение. Но по большому счету визуальное исполнение происходящего (я играю Колдуньей) не вызывает нареканий: каждый скилл эффектен и узнаваем.
От билдов в этой части создатели отказались полностью - умения не изучаются, а открываются с повышением уровня, ничего никуда вкладывать не нужно. С другой стороны, практически нет разделения на сильные и слабые умения, каждое из них уникально и может быть использовано в зависимости от вашего стиля игры. В конечном итоге персонаж может сочетать три пассивных скилла, четыре защитных, используемых по откату времени и два атакующих (у колдуньи, например, ману использует только один из атакующих), скиллы выбираются из списка, отдельного для каждого типа. Дополнительно умения можно усилить рунами, дающими дополнительный эффект, все так же поступающими с опытом. Насколько точен баланс классов выяснится со временем, на первый взгляд возможных вариаций довольно много и менять их можно совершенно безболезненно, просто выйдя в соответствующее меню, что избавляет от необходимости качать разных персонажей одного и того же класса для изучения всех его возможностей. Зато неясен смысл еще одного заимствования из онлайна - долгий откат на использование зелий, ведь тонны поедаемых потов с нескольких клавиш были отличительной особенностью игры. Вероятно, такое изменение сделано с прицелом на ПвП, но могли бы просто внести ограничение на количество потов, а не лишать Diablo 3 драматизма последней пачки красных зелий. Такое изменение не могло не сказаться на игровом процессе - введены красные сферы, выпадающие во время боя из противников, которые мгновенно подлечивают персонажа, не подбираясь в инвентарь.
На помощь в трудных ситуациях приходят спутники, которых можно встретить при прохождении квестов. Они растут вместе с героем, имеют собственные умения (каждые пять уровней мы можем выбрать одно из двух), их можно одевать, правда, доступно только пять слотов экипировки - обе руки и бижутерия. В походе они развлекают нас как могут, рассказывают о своих впечатлениях о происходящем, делятся воспоминаниями и даже беседуют между собой, если спутников двое.
В принципе, игра вообще все время разговаривает. В подвалах и лабиринтах регулярно встречаются дневники и предсмертные записки героев или обычных путешественников, которые при поднятии открываются слева, не закрывая основную часть карты, сохраняются в кодекс и, более того, начитываются разными голосами, что позволяет знакомиться с ними, не прерывая игры. Сюжетная линия здесь проработана гораздо подробнее, чем в предыдущих частях Диабло. Между играми вышло несколько книг, разнообразных комиксов, придавших сумрачному миру Санктуария некую материальность и объем, не выходя за довольно приевшиеся рамки мрачного героического фэнтези. Но никто же и не ждал от Diablo 3 сюжетных прорывов?
Новинкой здесь является практически обязательный кооперативный режим. В начале сессии можно выбрать один из открытых вами квестов и присоединиться к совместному прохождению. Случайным образом герой попадет в игру к кому-то, штурмующему то же подземелье на том же уровне. Враги получат усиление в зависимости от числа соратников, но все равно совместное прохождение проще. Если раньше игру можно было пройти соло, а потом соло в кооперативном режиме, то теперь баланс явно сдвинут в сторону партии. Во время сольного прохождения в любой момент можно открыть свою игру для других пользователей, перейдя в паблик режим, а вот выключить его можно только завершив сессию. Вместе изничтожать врагов веселее. Но страдания с запуском точно этого не стоили, как минимум надо было сделать выход в онлайн только в момент присоединения к кооперативной игре.
Diablo 3 - самая настоящая Диабло, воплощение собственного жанра и достойная носительница имени. Было бы лицемерно требовать от нее откровений и чего-либо другого, не связанного с жанром, ведь всем известно, что стало с тем же 3DO после четвертой части Heroes. Добротно сделанная, проработанная игра, полностью избавившаяся от примесных элементов вроде древа умений или рысканья по миру в поисках цели. Еще более комфортная, но казуальная лишь на первый взгляд, ведь мощь противников постоянно нарастает, не говоря уже о других уровнях сложности. Случайная генерация силы монстров и подвижность карт скрашивают повторное прохождение, которое неизбежно. При этом Diablo 3 крайне переоценена издателем и разработчиком, как материально, так и идейно. После массового привлечения игроков нагрузка на сервера была вполне ожидаема - Blizzard же знали, сколько они копий игры продали. Необходимости в обязательном порядке переводить сингл-плеер в онлайн объективно нет, кроме борьбы с пиратством, что в сочетании с ценой игры в 80 $ для европейского региона выглядит просто феерической жадностью, которая еще аукнется на хай-левел контенте - сингл-плеер подлагивает. Невозможность выбора сложности в начале подразумевает прохождение одной и той же игры четыре раза для полноценных впечатлений, а реальная реиграбельность Diablo 3 ниже.
Если вы еще решаете, приобретать ли игру, то я рекомендую остановиться на RU-версии. За три недели Blizzard как раз исправит большинство ошибок, запустит реальный аукцион и стабилизирует работу серверов, а цена в 1000 (850 с нашей скидкой) рублей больше соответствует игре. А приобрести рано или поздно стоит, это ведь все-таки Диабло.
Источник: