Max Payne 3. Убийственная Эйфория (обзор игры)
Все, что написанно ниже, основано на личных убеждениях. Эта статья не повод к вашему действию, просто попытка разобраться в ожидаемой мною игре.
Сказать, что эту игру ждали почти все геймеры - это ничего не сказать. Первые две философские притчи про страдальца Пейна пришлись по вкусу очень многим, они выносили обычный жанр TPS боевичка на абсолютно новый уровень, были исполнены драмой человека, неким мистическим роком, любовью, местью, философией жизни. Поэтому новость о продолжение саги все восприняли с энтузиазмом.
Правда, теперь у руля игры стоят не горячие финны, а Рокстар, что многими вопринялось в штыки. Получилось ли им не посрамить имя Макса? Сейчас разберемся. Лично у меня были опасения только насчет движка игры, а именно Эйфории. К сожалению, они оправдались. Но обо всем по порядку. Постараюсь затронуть все аспекты игры.
Начнем с того, что игра не поддерживает разрешение 16:10. Тоесть расширение все-таки можно поставить, но картинка все равно будет растянута. Возможно, с патчем поправят.
Оптимизация неплохая. На моей далеко не топовой сборке (е4400 2,5 Ггц, GTX550ti, 2Гб ОЗУ) игра на максимуме выдает 25-50 фпс. Правда не обошлось без фирменного рокстаровского прикола: понижение настроек практически не влияет на фреймрейт. Убрав тесселяцию, сглаживание, тени и прочие ресурсоемкие фичи, я получил все те же 25-50 фпс. Получается, если у вас игра тормозит, то это не исправится ничем. Вспоминаем обещания Рокстар и хаваем вкусную лапшу.
Что еще по технических данных? Управление. Управление стандартное, но есть нюансы, которые меня напрягли. Например клавиша действия и поднятия оружия разные. Смысл? Точно так же и кувырок вместо приседания при движении вынесен на отдельную клавишу. Я понимаю, когда на консолях все действия вешают на одну клавишу - геймпады имеют ограниченное количество кнопок. Но зачем специально из игрока делать пианиста лично я не понимаю.
В настройках еще можно изменить прицел, отключить или включить автонаведение.
Итак, приступим к игре.
Сначала приготовьтесь к тому, что всю игру вы будете видеть примерно следующую картинку:
Подобные цветовые фильтры, искажения и размытия будут вас преследовать всю игру. По идее, они должны передать состояние бухого Макса. И они действительно это делают, когда Макс напивается в усрачку. Но вот лицезреть такое всю игру? Рокстар должны были написать предупреждение: продукт категорически запрещен больным эпилепсией.
Сам Макс уже не тот. Конечно, даже у Ремеди второй Макс получился непохожим на первого. Первый был безбашенным мстителем, второй - любовником-философом. Но чего у Макса было не отнять - умение сыпать афоризмы. Каждую его фразу можно было растягивать на цитаты.
В третьей части Пейн все также мыслит вслух, но он превратился в циника. В циника в первую очередь по отношению к себе. Он не смущается называть себя лохом и алкашом, сыплет направо и налево едким сарказмом и черным юмором, но таких забойных аллегорий, как "тысячу пуль тому назад" вы от него больше не услышите. Хорошо это или нет, решать вам, но лично меня не покидало ощущение, что я играю не Макс Пейном, а героем Брюса Уиллиса из фильма Последний Бойскаут.
Сама механика игры сначала напоминает Странглхолд. Показывают ролик, Макса запускают в комнату, мы всех стреляем, - очередной ролик, очередная комната и т.д. Вообще видеороликов тут множество. Любое начало действия или его конец обязательно сопровождаются видеовставкой. С этим связанный один неприятный момент: двери Макс открывает автоматически, поэтому если вы при исследовании уровня случайно подошли к двери, за которой находится сюжетный ролик, вашему исследованию приходит крышка. В принципе возле таких дверей он переходит с бега на шаг, но все равно иногда не успеваешь среагировать. Например подходишь к двери взять пейнкиллер, а тебе хоп - видеоролик и поехали дальше.
Во второй половине игры уровни стают значительно больше и игра перестает напоминать тир. К сожалению, чекпойнты на больших уровнях расставлены по идиотски, и перестреляв два десятка врагов но умерев от последнего, мы опять отправляемся смотреть видеоролик. А поскольку сложность в игре довольно приличная... Сами понимаете.
Вот мы и подошли к тому, из-за чего все играли Макса. Слоу-мо. Конечно, оно никуда не делось. Пейн все также замедляет время и все так же прыгуч, но опять же, есть нюанс. Во-первых, в игре реализовали укрытия. Поэтому враги не спешат подойти к Максу вплотную и игра превратилась в обычный шутер с укрытиями. Слоу-мо если и используешь, то только для облегчения прицеливания из-за этих самых укрытий. Ворваться к врагам внутрь и прыгая в стороны разнести все, как в первых частях, тоже не получится. Встает Макс после прыжков ну очч-ч-ч-чень медленно. Что делает данный элемент геймплея совершенно бесполезным. Пользуешься им разве что для красоты.
И дело тут даже не в возрасте Макса. Дело в Эйфории. Сначала я боготворил этот движок, видя его трейлеры. Но поиграв в ГТА4 я начал его проклинать. Все его недостатки есть и в МП3.
Во-первых, все торможения и медленность движений Макса передались ему по наследству от Нико Беллика. Иногда создается ощущение, что играешь ГТА4. Герой точно также неохотно поворачивается, делает лишние шаги, нехотя встает. Как противоположный пример можно привести Мафию 2. Там герои при приличной анимации еще и управлялись отлично. Смена направлений движения была быстрой и безболезненной. Макс же управляется как корова на льду.
Но не только управление испортила Эйфория. Она еще убила и кайф от убийств, если можно так выразиться. Ну не умеет этот движок показывать красивые падения. Поверьте, красивых падений, как в трейлерах, во время игры получается очень мало. В основном трупики просто валятся на пол как мешки. Если вы ожидали классных сценок, как во втором Пейне, где враги отлетали на полки, ломали их собой, падали в кучу строительного мусора, вобщем делали это кинематографично, - то в МП3 вы такого практически не увидите. А мечтать о такой крутизне как в первом ФЕАРе, где выстрел в грудь из дробовика мог вынести врага через оконную раму, и вообще не приходится.
Оружие. Оружия в игре много, но сразу дают носить только пистолет, пистолет-пулемет (можно их использовать для стрельбы по-македонски) и автоматическую винтовку.
В общем, с оружием в игре слабовато. Плюс снова есть неприятный момент: Если нести в руках автомат, то после ролика тебе его обязательно сменят на пистолет. Учитывая то, что часто сразу же после ролика начинается перестрелка, то это сильно напрягает.
Ух, не ожидал, что столько букв накатаю. Надо заканчивать. Скажу еще о сюжете.
Блуждая по бразильских фавелах, Макс говорит очень громкую фразу: "что я тут делаю, что я здесь забыл?" И вот эта фраза клеймом стоит на всем сюжете. В первых частях мы наблюдали личную драму Макса. Его личную вендетту. А в этой игре он чужой, только чувство долга не позволяет ему послать все нахер и свалить.
Вот когда игра переходит в Ньй-Йорк, когда снова затрагивают и оскорбляют дорогие Максу понятия, тогда игра снова приобретает смысл и былую атмосферу. А в Бразилии он лишь выполняющий свою работу.
В игре есть еще множество технических огрехов, например самовольное перескакивание прицела с левого плеча на правое и наоборот, иногда Макс головой закрывает прицел, который кстати мог бы быть и более заметным, иногда из-за буйства красок реально не видишь, куда целишься, самовольное выпрыгивание Макса с укрытия под пули. Но все это поправимо патчами, поэтому не хочется заострять внимание.
Что действительно порадовало, так это музыкальное сопровождение и множество отсылок к первым частям. Например вам опять придется как Моне Сакс прикрывать снайперским огнем напарника, который будет метаться от двери к двери.
Вобщем проэкт неоднозначный. Для меня это Кейн и Линч 3, ГТА 5, но не Макс. Конечно, много кто может не согласиться, его право. По крайней мере, теперь вы больше знаете, чего ожидать от игры. Ведь лучше ждать худшего и получить приятный сюрприз, чем ждать и разочароваться.