Год 1998-й

22.09.2009 23:31

Год 1998-й передает привет 2008-му и 2009-му: тоже кризис, но более резкий и весьма скоротечный, шум, паника... и много-много игр.

Baldur’s Gate

Жанр:
ролевая игра
Разработчик:
Bioware
Издатель:
Interplay

К 98-му мы уже прошли не меньше дюжины игр по AD&D: красивых и на движке Goldbox, в реальном времени и в нереальном, но такого не видывали. Вместо однородных туповатых подземелий — роскошные замки, города, пушистые елочки. Вместо «партии», собранной по принципу «этот режет, тот лечит, а ты, борода многогрешная, колдуй огненный шар», — открытый мир, полный ярких личностей, которые готовы стать нам товарищами по оружию... или возненавидеть.

Кто не помнит сестренку Имоену, или актера Гаррика, или недожаренную на костре Виконию, или наглеца Эдвина Одессейрона, тэйского мага? Я уж не говорю о Минске и микрогигантском хомяке Бу («Go for the eyes, Boo! Go for the eyes!»). Из них можно спаять отряд, члены которого верны друг другу, как родные братья, или же «стаю товарищей», готовых вцепиться друг другу же в глотки. Если вдруг вы этого еще не сделали — поспешите. До выхода Dragon Age надо непременно успеть.

Вместо разрозненных «локаций», прибитых к карте гвоздями, — маленький, но цельный мир. С городами, селами, шахтами, а также старыми знакомыми для тех из нас, кто не в первый раз посещает Забытые королевства. Будь то за столом с кубиками, за монитором или с книгой. Дриззт до'Урден (кто убил бедолагу драу ради его сабель — два шага вперед!), путешественник и фантазер Марко Воло (мы с ним недавно славно погуляли в Storm of Zehir), ну и старина Эльминстер, как же без него.

Не хватало разве что разрешения: ну почему весь игровой экран — 512 пикселов в ширину? Это даже в 98-м маловато. Зато — веселые огоньки заклинаний. Сотни анимаций. И в каждой локации прячется маленький оркестр с очаровательной музыкой. Такого мы еще не видели... и не увидим вновь, пока не выйдет вторая часть.

В общем... были у бога Баала два сына: один умный, а другой — как водится. Кто из них кто, выяснится в ходе игры.

Что было дальше: Серия пополнилась еще одной частью и двумя дополнениями, а также дала жизнь побочным деткам: Planescape: Torment и Icewind Dale. А сейчас мы ждем Dragon Age, в котором, по словам создателей, воплотится то самое, что они не успели доделать в BG.

Thief: The Dark Project

Жанр:
боевик (шпионский)
Разработчик:
Looking Glass Studios
Издатель:
Eidos Interactive

Что такое action, мы все прекрасно знаем. Берем пушку наперевес, и — трах-бах-бах! — все живое разлетается. В клочья. Иногда приходится осуществлять военную хитрость: например, прятаться за угол. Чтобы потом одной очередью...

А вот что такое action, в котором убивать не надо? Вообще? То есть делать это можно, но порицается? И не потому, что наш герой Гаррет — воплощение добра и милосердия, а потому, что он порядочный вор-домушник, а не бандит и не головорез. И не шейте ему мокрое дело, товарищ игрок. Конечно, это ему под силу, но чрезвычайно противно. И миссию могут не зачесть.

Бегать от тени к тени, гасить надоедливые источники света, подавать шум не там, где находишься, — вот так действует настоящий профи. Лук нужен в основном затем, чтобы водяной стрелой залить факел, а специальной «кошкой» закрепить веревку для лазания. В крайнем случае идет в ход дубинка — чтобы организовать отвернувшемуся стражнику глубокую анестезию. Ну а меч — это для тех воров, что попались. Для неудачников.

Приличный вор не ходит на дело наудачу, у него есть четкий заказ и карта. Слово «четкий» относится только к заказу, карту, наверное, рисовал хмельной тролль в утренний час: палка, палка, огуречик, извилистая закаляка и знак «вещь лежит тута». Словом, ищите где-то там. И обрящете. Профессионал вы или нет?

А что в процессе, быть может, доведется немножечко спасти мир — так это вору не в укор.

Что было дальше: Появился жанр stealth-action, в котором, однако, большинство представителей все-таки не сумели отказаться от кровожадности — сделали героями наемных убийц. Тихо, из-за угла, но — убивают. Но есть, к счастью, и прямые продолжения — Thief 2, 3 и 4. А еще с этой поры на новый уровень вышла работа со звуком, которому до сих пор отводилась роль «украшательства». Говорите, «все жанры уже придумали»? Вот и в 98-м так говорили. Как раз накануне «Вора».

Пока мы играли в Baldur’s Gate и Thief...
  • В России деноминировали рубль, и снова появились исчезнувшие было копейки.

  • Индия и Пакистан стали ядерными державами.

  • Первый американский астронавт, 77-летний Джон Гленн, снова отправился в космос.

  • Появилась операционная система Windows 98.

Commandos: Behind Enemy Lines

Жанр:
тактика в реальном времени
Разработчик:
Pyro Studios
Издатель:
Eidos Interactive

В превью этой игры обычно замечали этак свысока: похоже, игрушка скрасит нам ожидание Jagged Alliance 2. Пробежим ее за пару вечеров, освежим навыки...

Черта с два, дорогие мои, вы ее пробежите за пару вечеров. Особенно без прохождения под рукой. Потому что миссии тут — это в реальном-то времени! — требуют точности шахматиста, а не лихого кавалерийского наскока.

Да, нашего Диверсанта в снегу заметить труднее, чем горностая; наш Моряк плавает под водой, как горбуша, и вдобавок бесшумно убивает на месте из гарпунного пистолета; Шпиона всякий немец готов принять за родного брата и пригласить на крестины; Сапер носит с собой delayed blast fireball в тротиловом эквиваленте; Снайпер через всю карту способен отстрелить эсэсовцу второй слева золотой зуб, а Водитель способен управлять всем, у чего есть мотор, — от танка до стиральной машины.

Но они просто ординарные сверхчеловеки. Умирают, как простые смертные, от шальной пули. А у противника охранный периметр по высшему разряду, куча часовых и оружия. Причем эти часовые иногда думают, а не только шагают влево-вправо по скриптовому велению. И поди вскрой «устрицу» вражеского лагеря так, чтобы ни одна собака ничего не заподозрила иначе как за полсекунды до перехода в мир иной.

А еще ведь есть главная проблема всех тех, кто выполняет сложные миссии: начальство! Подполковник Кларк, конечно, голова, но рассеян, как Паганель. Посылает нас взорвать плотину — и этак мило забывает дать взрывчатку. И надувную лодку тоже. И немецкую форму для шпиона, так что приходится воровать с веревки сохнущие штаны фрица. А то еще сбросят вас с парашютами в точку Х... а снаряжение между тем сбросят в точку Y. До которой еще пилить и пилить на карачках почти без ничего. Или накануне решающей операции отправят чуть ли не всю команду в отпуск навестить родных тетушек, а вы с Диверсантом и Снайпером ложитесь и выполняйте план.

Так и живем. А вы думали, благодаря кому Гитлер так и не успел сделать атомную бомбу?

Что было дальше: Два законных потомка (Commandos 2 и 3), один плод загадочного эксперимента с жанрами (Commandos: Strike Force), успешное семейство бастардов в России (Silent Storm)... А попросту — новый поджанр. И неизбежное сравнение с Behind the Enemy Lines для всех тактик в реальном времени.

Half-Life

Жанр:
боевик
Разработчик:
Valve Software
Издатель:
Sierra On-Line

— Добрый день, мистер Фримен. Отличная погода сегодня.

«То есть как «отличная погода»? — подумал бывалый игрок. — Где моя пушка? Где мои монстры? Что это, черт побери, за боевик, в котором все неспешно прогуливаются по коридорам и обсуждают, пойдет ли нынче дождик?»

А вот такой боевик, ухмыляется разводами лазерного диска игра. Не волнуйтесь, мистер Фримен, сейчас эксперимент в строгом соответствии с планом провалится... вы только спецодежду натяните, пожалуйста, техника безопасности превыше всего... а потом будут и монстры, сколько пожелаете. И еще полстолько. Только, мистер Фримен, пулемет я вам не дам. Извините, в нашей лаборатории его не держат. Монтировку не желаете ли? И, знаете, так, по-пролетарски... Железякой по черепу. Где у этой твари череп? А шут ее знает.

Миссии? Какие миссии? Зачем они вам, мистер Фримен? Вот, изволите ли видеть, головокраб. У вас есть первое задание: сделать так, чтобы он вами не пообедал. Второе: чтобы вами не поужинали его жена, детки и внучатый племянник. Третье: выбраться из этой... неприятной местности и по возможности устранить этот бедлам. В общем, сами как-нибудь разберетесь.

Да, кстати, вам решило помочь правительство. Оно прислало вам свои войска. Которые непременно, если вы только дадите им такую возможность... гуманно прекратят ваши страдания. Уже заготовлена передовица «Вашингтон Пост»: «Последствия катастрофы полностью устранены... к сожалению, никто из сотрудников исследовательского центра не выжил. Мы скорбим...»

Есть и союзники (в боевиках до сих пор невиданное дело). Такие же несознательные разгильдяи из числа ученых и охранников, которые не желают тихо скончаться и опубликовать наконец передовицу. Они, кстати, неглупы и порой даже умеют стрелять. А не только кричать «помогите, убивают!».

А ведь если задуматься, то сюжет Half-Life не особо далеко ушел от Doom. Но только кто же, поиграв в Half-Life, найдет в себе силы об этом задуматься?

Вы хотели представить себя, вот такого, как есть, — горожанина, работника умственного труда, который спасает мир от пришельцев? Действуйте. Фримен — это вы, все здесь работает на «эффект присутствия». Графика невиданной красоты, возможность управлять героем даже во время «скриптовых» сцен, никаких «локаций» и «миссий». Ну, не настоящая жизнь, но полжизни точно.

Что было дальше: Half-Life впоследствии признали лидером жанра, но это произошло не сразу. Решающим доводом стала модификация, в которой нет практически ничего из того, о чем мы говорили, — Counter-Strike. А уж потом все привыкли к тому, что Half-Life — это наше все, и Half-Life 2 автоматически залезла на тот же пьедестал. К чести Valve, она того полностью заслуживала.

Пока мы играли в Commandos и Half-Life...
  • Европа запретила клонирование человека.

  • У Билла Клинтона начались неприятности с Моникой Левински.

  • Была основана компания Google.

  • Началась операция в Ираке «Лис пустыни».

Tom Clancy’s Rainbow Six

Жанр:
боевик (тактический)
Разработчик:
Red Storm Entertainment
Издатель:
Red Storm Entertainment

В одном детективе, вышедшем в 80-х, я видел заботливую сноску после слова «террорист». В самом деле, ведь не всякий знает, кто это такой! А в 98-м игрожурналистика (в России) еще снабжала сносками фамилию Тома Клэнси. А имя Сэма Фишера и вовсе никому ничего не говорило. До первой «Радуги». Вообще-то уже была пара-тройка игр по Клэнси, но они остались почти незамеченными — видать, хорошо маскировались.

По правде говоря, «Радуга-6» стала таким же переворотом, как Half-Life и Thief. И так же поражала воображение. Но по-другому.

Герою боевика в те годы полагалось быть суперменом, который после трех очередей в упор еще способен перестрелять всех противников в комнате и дотянуться до аптечки, заботливо уложенной дизайнером уровня прямо на пол. Если я и преувеличиваю, то самую малость. Не то в «Радуге»: получил пулю в грудь — ну... покойся с миром. И до аптечки на полу не дотянешься, потому как ее там нету. Это удивительно, но обычно террористы не раскладывают по комнатам захваченного здания аптечки. И оружие, кстати, тоже.

Далее, безымянные герои Doom и Quake повергали врагов в одиночку. Но за неимением Бэтменов в рядах спецслужб обычно на задания вроде обезвреживания группы террористов посылают не одного бойца, а отряд. Перед боем надо спланировать действия, определиться с экипировкой не хуже, чем в ролевке, а главное — раздать приказы, потому что это не стратегия и быть всюду одновременно не выйдет.

Правда, нам позволено переключаться между группами (единственный ущерб реализму), но если остальные группы будут стоять и ждать, пока мы действуем, — ничего хорошего из этого не выйдет. Нужен подробный план, с траекторией каждой группы, размещением по прибытии на место, командами «по третьему зеленому свистку входим в здание...».

Правда, товарищи, если у вас вдруг нет 3D-ускорителя, то эта игрушка будет идти очень-очень медленно. Достаточно ли у вас современный компьютер для борьбы с терроризмом?

Что было дальше: На сегодня в реестре РС-игр значится тридцать с лишним игр и дополнений по Тому Клэнси — старина переплюнул даже Толкина. Из них двенадцать носят имя Rainbow Six. А в реестре жанров появилось понятие «тактический боевик».

Starcraft

Жанр:
стратегия в реальном времени
Разработчик:
Blizzard Entertainment
Издатель:
Blizzard Entertainment

Чертовски трудно себе представить, как бы выглядел игровой мир сегодня без Starcraft. Ведь даже те из нас, кто в принципе не играет в RTS и отродясь не запускал диск с фиолетовой чешуйчатой рожей на обложке, отлично знают, кто такие зерги, что собой представляет их rush и во что мутируют личинки. И боюсь, что личинку зерга они опознают легче, чем личинку стрекозы. Starcraft, как говорится, «разошелся на цитаты».

Вместе с тем... не сказать чтобы в нем придумали нечто кардинально новое.

Схема RTS была нам хорошо известна еще по второму Warcraft, откуда она перекочевала в космос без особых изменений. Идея «трех принципиально разных по тактике и стратегии рас» тоже родилась не в 98-м... черт, в VGA Planets таких рас было одиннадцать!

Blizzard редко придумывают что-то с нуля. Они просто берут старые идеи, чуть-чуть развивают... а потом реализуют лучше своих конкурентов.

Три расы были не просто разными. Физиономии протоссов и зергов (если какую-либо оконечность зерга можно назвать физиономией) запоминались на всю жизнь, как и их стиль жизни — напрямую отразившийся на стиле игры.

А еще они были сбалансированы. Нет, не сразу, конечно. Starcraft пережил шестнадцать патчей в последующие годы. И все-таки он остался самой идеальной «киберспортивной» игрой... более того, вместе с модификацией Half-Life они породили понятие киберспорта. В 98-м этого слова еще не слышал никто из нас.

Кстати, слова «клон» в игровом его смысле мы тогда тоже не слышали. Ему мы тоже в немалой степени обязаны Starcraft... точнее, его незамысловатым подражателям.

Что было дальше: Мы узнаем ответ на этот вопрос буквально через несколько дней... ну, то есть недель... или месяцев? Начищайте пси-клинки, проветривайте Улей!

Пока мы играли в Rainbow Six и Starcraft...
  • Страны Евросоюза начали переход от национальных валют к евро.

  • Сборная Франции стала чемпионом мира по футболу.

  • Соединенные Штаты начали судебный процесс против «Майкрософт».

  • Появился язык XML.

Warhammer: Dark Omen

Жанр:
тактическая стратегия в реальном времени
Разработчик:
Mindscape Entertainment
Издатель:
Electronic Arts

Кто только не вторгался в имперские пределы... Яростные хаоситы, дикие орки, коварные скейвены из-под земли, таинственные графы-вампиры. Но Короли Гробниц? Им вроде положено сидеть где-то на юге, в жаркой Хемри? А гордое имперское войско... не у дел. Встречать опасность будут «псы войны». Морган Бернхард, герой по найму.

Капитан Бернхард уже выходил на защиту Империи два года тому назад — во время скейвенской кампании. Но Shadow of the Horned Rat оказалась при всех своих достоинствах жутко неудобной. Ее приукрасили, немного упростили; запретили пушкам и магам время от времени совершать суицид (по правилам Warhammer артиллерия порой взрывается, а чародеи гибнут в ветрах магии). Сделали роскошную медную панельку кнопок (кто только ее потом не позаимствует...). Новую войну Морган встретит в парадном мундире!

В стратегиях реального времени — хоть Starcraft, хоть Commandos — в те времена воевали одиночки. Warhammer показывает нечто совершенно иное: войну сомкнутыми строями, где надо заботиться не о том, чтобы «навалиться на гада кучей», а о том, чтобы не подставить нежити фланг или тыл, чтобы не дать прорваться к пушкам и лучникам, чтобы свои солдаты не дрогнули и не обратились в бегство...

Warhammer приучает воевать аккуратно. Не «победа любой ценой», как обычно водится, а «победа экономически выгодная». Мы ведь наемники, а не имперские генералы, нам пополнение за свои деньги набирать. А платят за наши услуги... ну, неплохо платят, но не настолько, чтобы людьми швыряться. Ну, и задавить массой не получится почти никогда: наем новых отрядов в нашу компетенцию не входит. Поэтому каждый бой требует вдумчивого решения и понимания того, на что способен каждый из ваших и чужих отрядов.

А еще там невероятно обаятельные герои. И сам Морган, на удивление приличный мужик для наемника, и деловитый канонир Шварцкопф, и истеричный монах-флагеллянт Евзебий Блеклый, и щербатый, икающий огр, и бедолага капитан мечников Гунтер «Меня-опять-оставили-прикрывать-отступление» Шепке, и танкист Людвиг на своем паровом гробу на колесиках, и до отвращения жизнерадостный огненный маг Лютер...

Что было дальше: Из Dark Omen выросла серия Total War. Но об этом редко вспоминают. Был и Warhammer: Mark of Chaos; сделан он неплохо, но и по обаянию, и по тактике проигрывает предку. И не забудем о Dawn of War!

Петька и Василий Иванович спасают галактику

Жанр:
квест
Разработчик:
S.K.I.F. Studio
Издатель:
Бука

Были ли до 98-го года русские квесты? И были, и не было их. Были отличные «Братья Пилоты», полюбившиеся многим и сделавшие преизрядный по тем временам тираж, был «ГЭГ»... а жанра такого — «русский квест» — не было.

И вот вдруг сперли полковое знамя у Василь Иваныча... и тут такое началось!

Кстати, сам Василь Иваныч как бы и ни при чем. Все дело сделает Петька, на все руки мастер, и непревзойденная Мата Харя — Анка, которой любой белый офицер готов отдать самое дорогое.

И пусть себе все приключения вращаются вокруг выпивки, курева и соблазнения. В 98-м и алкоголик дед Кузьмич, и пионер Павлик Морозов, и прочие жители деревни Гадюкино были свежи и забавны. А при чем тут галактика? Ну как же, виной ведь всему инопланетяне... Они всегда всему виной. И вообще нечего было из «Авроры» по Луне палить. Да не просто палить, а попасть!

А Фурманову отрубили голову. Чтобы неповадно было писать про геройских комдивов.

Что ни говори, весело было!

Что было дальше: Как известно, все грибы съедобны, но некоторые — только один раз. Вот «Петька» как раз из этой категории. Первый опыт был замечателен, но, к сожалению, авторы игры (и не только они) быстро поняли, что шутки про портянки и самогонку можно производить методом copy-paste. С тех пор бредут к горизонту бесчисленные колонны петек, штырлицев и прочих ржевских. А там и до «туманных ежей» допиться недалеко. Сгинь, нечистая сила!

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо