The Elder Scrolls IV: Oblivion

16.06.2006 06:30

Земную жизнь пройдя до середины,

Я заблудился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Данте Алигьери, «Божественная комедия»

Вернуться домой, в хибару у столичной пристани. Сбросить на пол тяжелый доспех, выгрести карманы в шкаф. Присесть на стул у камина, закрыть глаза. Попытаться представить этот мир целиком... Не получается. Память услужливо подбрасывает лишь самые запомнившиеся отрывки.

Вспышки солнца среди листвы. Блеск воды и стрекотание ночных цикад под луной. И лица, лица! Вот бледный князь-орк стоит и укоризненно смотрит на меня. Видит Боэта, я не хотел его убивать. Мартин торжественно произносит речь перед Клинками в горном монастыре. Где ты сейчас, юный Септим? Сдержанно улыбается вампир Винсент. Извини, собрат по тени, ничего личного, это просто бизнес. Даже хитрые каджиты и хладнокровные аргонианцы уже выглядят для меня на одно лицо.

Я был могучим воином, скрытным вором и мудрым серым магом. Я помню огонь Обливиона. Я видел, как князь-даэдра разрушает столицу Сиродила. Бои с некромантами, вампирами и минотаврами — лишь короткие эпизоды в жизни моего персонажа. Но как представить этот мир целиком, если я все еще порой боюсь заблудиться в нем? Он слишком большой, этот Сиродил.

Как можно оценить бесконечность?

Не ждали

Когда сказочному миру угрожает зло из иного измерения... Когда хаос и разброд царят и столице, а на окраины приходят монстры и начинают брать города один за другим... Меркнет луч надежды, значит, пришло время найти Избранного, чтобы выдать ему сюжетный квест и назначить ответственным за спасение всего континента.

Нарисованный тролль покажет герою, куда приводят мечты.

Так давно принято поступать в ролевых играх. Не стала исключением и The Elder Scrolls IV: Oblivion, но здесь своя специфика. Враг традиционный — повелитель даэдр Мехрун Дагон. Главную жертву тоже выбрать нетрудно — императору Уриэлю Септиму уже доставалось от честолюбивых магов. Ну и, разумеется, не нужно далеко ходить за героем — вон он, в тюрьме сидит, с темными эльфами перестукивается.

После TES: Arena, TES2: Daggerfall, TES3: Morrowind мы все знали, чего можно ожидать от Bethesda. Первые Oblivion, скриншоты нам начали показывать четыре года назад, почти сразу после того, как шумную толпу игроков запустили на Ввандерфелл. Да, разработчики были скуповаты на картинки, но неправдоподобная красота лесов и древних развалин Сиродила сразу бросалась в глаза. А потом пошли ролики с E3, потек ручеек Oblivion, скриншотов, наконец, был немного издевательский недельный финальный отсчет.

Мы знали, чего ожидать от игры. И все равно она стала для нас сюрпризом. Потому что нельзя быть готовым к тому, что игрок увидит, когда выведет персонажа из мрачных, давящих тюремных подземелий на берег острова. Это просветление, инсайт. Свобода. Красота, от которой захватывает дух. После такого в игру влюбляются.

Продайте мне мир

Таких тщательно просчитанных «на поражение» моментов много. Первый бой с крабами или ночь в лесу. Деревня-невидимка. Для магов — первый взрыв в тесном помещении и первое заклинание парализации. Герой идет по миру, а разработчики словно прячутся за каждым камнем и перешептываются: «Ух, какое негодяйство мы сейчас учиним! Вот, удивим мы его новым квестом. Интересно, заметит ли он эту пасхалку?»

Чертенок морозит героя — а тому наплевать. Потому что норд.

Не до пасхалок игроку. На него обрушился целый мир, который он купил под видом обычной ролевой игры. Сиродил в два раза больше острова Ввандерфелл. Но не эти размеры здесь имеют значение. Сначала это незаметно, но вся игра усыпана квестами, пронизана секретами и тайнами. Можно потянуть за одну ниточку диалога, и внезапно оказаться в самом центре водоворота тайн и интриг. Неожиданности на каждом шагу. Не только крутые повороты сюжетов квестовых линий. Сюрприз может ждать игрока в любом подземелье, подстеречь, вскинуть лапы и ошарашить.

Жизнь бьет ключом, несмотря на то, что бытовой ИИ неигровых персонажей... все же, иногда выглядит неестественно, особенно когда NPC, повинуясь стремлению общаться, заводят странные диалоги: «Какие новости из других провинций Тамриэля?» — «Я слышал, что на Саммерсете поклоняются даэдрам». — «Опасное место, этот Саммерсет». — «Пока!» — «Счастливо!»

Сто дорог и перекрестков

От бесконечных диалогов о крабах, гоблинах, событиях в других местах континента, гильдиях воинов и указаний на тренеров никуда не деться. Даже в пещерах злые разбойники и некроманты любят почесать языки. Но это не мешает NPC превосходно драться и пользоваться зачатками тактики — выкрутите сложность на максимум, и любое сражение с человеком, зверем, мертвецом или даэдрой станет непосильной нагрузкой для тех, кто издавна не увлекался стрелялками, «Принцами» и сказочными боевыми искусствами. Уповать, как раньше, на ролевую систему, которая сама расчитает попадание и вовремя поднимет щит, не получится — бой в TES IV: Oblivion быстрый, яростный, и взят, скорее, из сказочных боевиков. Ударить, блокировать, обезоружить, сбить с ног, вовремя отскочить — без быстрой реакции и планирования тактики здесь не победить.

Камень-якорь — стоит его утащить, как врата Обливиона исчезнут. На время.

Если нет желания скакать, размахивая мечом — стоит попробовать магические искусства. Комбинации заклинаний иногда бывают очень эффективны — хватило бы магической энергии. Огненные взрывы отбрасывают мелкие предметы и тела врагов по правильным траекториям, рассчитанным движком Havok. Огненные всполохи и белые вспышки лечения освещают поле боя. Гневные возгласы призванных существ оглашают округу. Но приз за самое эффектное заклинание в игре, разумеется, уходит парализации. Взмахнул минотавр топором, да так и застыл, неловко повалившись на траву. Весело еще бывает иногда подойти к лошади в конюшне, парализовать ее и легонько толкнуть. С каким удивленным видом она потом поднимается на ноги!

Бой и магия, скрытность и тайная алхимия, зачарованная броня и оружие — вот краеугольные камни победы. Увы, здесь просто так заговаривать броню вам не дадут — придется услужить гильдии Магов. Но эффекты того стоят, а брать от игры нужно все, что поможет в бою!

Почему? Потому что игра действительно сложная, и для многих очень неожиданным становится тот факт, что всемогущим полубогом в ней стать нельзя в принципе. С каждым уровнем игра становится сложнее. Мир растет, примериваясь к уровню игрока, и если боевые умения от уровня отстали — увы и ах. Мирные квесты здесь, конечно, есть. Но уладить дела с Мехруном Дагоном и его воинством, взойти на вершины гильдий магов, воинов, воров и убийц без боя не получится никак.

Солнце светит в левый глаз

Как бы ни были интересны квесты (а они интересны), как бы ни увлекал сюжет (а он увлекает) и живой сказочный мир (а он именно такой), давайте отбросим всякое смущение и признаем — важно не только то, что внутри, но и то, что снаружи.

У императорского дворца нас просят соблюдать тишину. Идет сессия императорского совета.

Мы ждали Oblivion не только из-за обещанного «лучистого» ИИ и возможности схлестнуться с даэдрами. Задолго до выхода завоевали наши сердца графикой. Bethesda поставила новую планку, создала мир потрясающей красоты, настолько эффектный, что мало кто сетовал на резко подскочившие требования к системе. «О, как ты красив, проклятый Oblivion!» — это признавали даже недоброжелатели.

Лишь непривычно «голые» текстуры отдаленной земли смутили рецензентов и игроков. (Но, пока смущались первые, вторые быстро выкопали текстуры из игры, слегка их переработали и... полностью исправили проблему!)

В эти леса впору водить школьные классы на экскурсию «Природа родного края». Тихо покачивается трава, шелестят листья деревьев. Ценные растения прячутся в скалах и у корней. Поднимается ветер — и грозно шумит дубрава, травинки пригибаются к земле. Не верьте тому, кто скажет, что сгенерированная SpeedTree флора хуже выглядит с высоты. С любого пригорка кроны деревьев так же красивы, как и с опушки. Это все мое, родное!

Бедные вампиры... В ночи есть своя прелесть — знакомые созвездия, грациозные Ану и Падомай, что проплывают по небосводу. Но ночь не сравнится с ярким солнечным днем, усиленным последними новинками в графических технологиях. Широкий динамический диапазон, называемый кое-где бездушным словом HDR, дает нам возможность посмотреть на мир своими глазами, сощуриться от яркого солнца или некоторое время привыкать к темноте затхлой пещеры.

Доброе утро, Сиродил. Стражники и герой хранят твой покой.

В пещере капает вода. Шумно вздыхают и гремят костями скелеты. В ночном лесу тихо шелестит трава и трещат невидимые цикады. Утро начинается с радостного щебетания птиц, а жаркий полдень громко празднуют кузнечики. Кто из нас не бывал на природе, не слушал тихое пение ручья или шорох набегающей полосы дождя? Это звуки, которых не замечаешь. Они просто есть, и они нас гипнотизируют, они нашептывают нам: «Этот мир реален! Этот лес реален!»

Где-то за кадром тихо наигрывает негромкую музыку Джереми Соул. Композитор — наш лучший друг в игре, ведь именно Джереми первый сообщает нам: «Поберегись, обнажи меч и приготовь заклинания!» — когда обрывает лирическую ноту и переходит на тревожный и предостерегающий мотив. Почти всегда есть время обернуться и принять прыгнувшего волка на щит. Спасибо, Соул! Ты не раз спас моего персонажа от бесславной гибели и поругания.

Восточный край неба еще темен, но уже посветлел запад. Отремонтированный доспех готов к новым испытаниям, карман приятно оттягивают зелья здоровья и магии. Я мог бы еще много рассказать вам об этой чудной стране, о мрачных красотах Обливиона и о странных повадках лесных жителей. Но сейчас мне пора идти. Еще не собран весь корень нирн, еще встречаются даэдры в лесах, и минотавры не дают прохода честным путникам.

Вы со мной?

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9
Сотни квестов и масса возможностей Очень странная система роста уровней у монстров
Графика
10
Природа, архитектура, персонажи и монстры, физика Огрехи анимации, доставшиеся игре по наследству от Morrowind
Звук
9
Тщательно проработанные звуки природы, городов, подземелий и Обливиона. Озвученные диалоги. Атмосферная музыка Джереми Соула. Однообразные диалоги NPC. Иногда в голосе NPC меняются обертоны и даже акцент. Изредка проскакивают огрехи в интонациях актеров.
Игровой мир
9
Огромный Сиродил. Убедительные персонажи. Проработанная вселенная "Древних свитков". Мир подлаживается под уровень игрока слишком явно.
Удобство
8
Удобное управление. Быстрое перемещение экономит время. Компас всегда укажет направление на цель квеста. По-консольному крупный шрифт и избыточные размеры меню персонажа. Макать стрелы в яд приходится прямо в бою, по одной за раз.
Новизна - есть

Интерес повторной игры - есть

Награда Вердикт: Мир Elder Scrolls еще никогда не был таким красивым и увлекательным. Это целая вселенная, которую по недосмотру продают под видом игры. Рейтинг
91%
Ничто так не помогает в бою, как бессмертный персонаж рядом. Поваляется в отключке — и снова, как пионер, ко всему готов.
Будни патрулей — непрерывные бои с нечистью — мелкой и не очень.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо