Тотально сложный футбол. Рецензия на Football Manager 2013

15.11.2012 15:25

Продолжаю свое эпичное путешествие по неизведанным игровым просторам. На этот раз в поле моего зрения попал симулятор футбольного менеджера Football Manager 2013, который я не мог пропустить из принципа. С PES и FIFA в этом году ознакомиться не получилось, вот и решил - дай, думаю, хоть шкуру руководителя клуба на себя примерю, иначе и вовсе стыдоба получается – так и профаном футбольным прослыть недолго. Собственно, посмотрел да поиграл, почувствовал себя полным нубом и неумехой, а затем сел за написание данной рецензии. Хотя не рецензии даже, а эмоционального очерка, приправленного малой толикой оценочных заявлений. Ну, а как здесь быть объективным, если до этого момента я не сталкивался ни с одной из частей Championship Manager или Football Manager?

В свою защиту могу сказать, что поклонников серии FM в России не так уж и много, в отличие от других стран да государств. Хотя и у нас существуют сплоченные группы любителей FM – это настоящие фанаты футбола, самые что ни на есть прожженные гуру и ценители самого увлекательного вида спорта в мире. Football Manager для них – это как манна небесная. Трансферы, тренинги, общение с прессой, составление сезонного бюджета на привлечение новых футболистов, прямое управление обширным контингентом сотрудников команды – что еще нужно для счастья геймеров, которые знают о футболе все и при этом желают знать еще больше? Наверное, ничего. А вот что нужно игрокам, которые только-только решили пристраститься к прекрасному и впервые запустили Football Manager на своих компьютерах? Терпение, усидчивость и стальные нервы, иначе никак. У меня самого несколько раз возникало позорное желание сбежать из игры и позабыть о ней, как о страшном сне, но все же перетерпел, выдюжил и даже более-менее разобрался с менеджментом как таковым... Часов за пять.

Ощущения, которые возникают в первые тридцать минут игры, не передать словами. Ладно, создать менеджера и худо-бедно выбрать страну, лигу и команду – это не так сложно, но потом, когда попадаешь в панель управления клубом, хочется взвыть дурным голосом. Перед твоим взором возникают менюшки, графики, всевозможные окошки с теми или иным статистками, отчеты скаутов, таблицы, параметры, показатели и уйма всего прочего, пугающего и непонятного. Заходишь в раздел – перед тобой услужливо возникает с десяток подразделов, жмешь на какую-то кнопку – попадаешь во вкладку с феерией циферок, буковок и бегунков. Какие-то люди усердно шлют письма, что-то требуют, просят, рекомендуют, настырно советуют, надоедают... Единственное, что более-менее понятно поначалу - на этих самых людишек можно перекинуть почти все свои обязанности, тем самым обезопасив себя от преждевременного мозгового перегрева. Хотя подобный подход не является панацеей от всех бед: мириады графиков и статистик никуда не исчезают, а подчиненные, якобы взвалившие на свои плечи львиную долю ответственности, нет-нет да и прибегут с очередной "важной" проблемой, которую они самостоятельно разрешить не могут.

Долгое время я не мог понять, где же сама игра, но вот все эти ковыряния в показателях и параметрах – это, собственно, и есть Football Manager, точнее – его основная составляющая. Встречи между клубами происходят достаточно редко, и добраться, наконец, до футбольного поля и посмотреть на результат своей успешной (или не очень) деятельности на посту менеджера – дело далеко не из легких. Можно, конечно, пролистывать дни недели, уповая на то, что ассистенты и многочисленные помощники справятся со всеми делами самостоятельно, но... Перед матчем вдруг выясняется, что моральное состояние футболистов просто-таки ужасно, на скамейке запасных – явный недобор игроков, а на позиции нападающего почему-то стоит полузащитник. Люди, находящиеся в подчинении генерального менеджера (разнообразие должностей со времен FM 2012 несколько увеличилось) не всесильны, и подчас они лишь предлагают те или иные варианты решений, которые затем прилежно исполняют. Ну а то, что менеджер, к примеру, решил взять вместо хорошего тренера плохого и ленивого засранца из второсортного клуба – это проблемы самого менеджера.

Пластмассовые человечки, слабенькая графика на уровне футбольных симуляторов десятилетней давности, опять же, кучи всевозможных настроек и параметров – таковы реалии режима, в котором мы можем наблюдать за встречей двух противоборствующих клубов. Я специально сравнил версию от 2013 года с двумя прошлыми частями Football Manager и никакой особой разницы, если честно, не заметил. Разве что картинка чуточку улучшилась, стало больше зрителей на трибунах да менюшек вверху экрана прибавилось (в полнофункциональном режиме). Надежда и опора футбольного клуба по-прежнему волен перекраивать тактику прямо по ходу игры, он может раздавать ценные указания, проводить замены и просматривать те или иные статистические данные. Заниматься всем этим не так сложно (хотя все познается в сравнениях), тем более что помогают ассистенты: советы правильные дают, ситуацию на поле объясняют и буквально ведут горе-руководителя под ручку. Но даже талантливые помощники не спасут, если включить режим воспроизведения только ключевых моментов в матче - можно просто не успеть среагировать на произошедшие изменения. Хотите пристально следить за развивающимися событиями и оперативно принимать решения? Играйте на полную катушку хотя бы в расширенном режиме, а еще лучше – в стандартном. А это, к слову сказать, все девяносто минут реального, драгоценного времени.

Трудно, трудно среднестатистическому геймеру осознать всю прелесть Football Manager 2013, и потому, наверное, разработчики и ввели упрощенный вариант игры – впервые за всю историю серии FM. В классическом режиме (почему его назвали классическим, я так и не понял) новичку разобраться значительно проще. Во-первых, уменьшилось общее число всяческих окошек, параметров, заколдованных менюшек и прочего визуального мусора. Интерфейс стал понятнее, изменилась манера подачи информации через оставшиеся окна статистики - опять же, в сторону упрощения. Во-вторых, ассистенты с самого начала берут все дела в свои руки, без каких-либо предварительных обсуждений и договоренностей. В-третьих, значительно сократилось число стран, а вместе с этим уменьшилось и количество лиг и клубов, с которыми можно было бы как-то контактировать и вести переговоры. Как итог - игровой сезон завершается очень быстро, всего-навсего за три-четыре вечера усердного управления командой. Проще говоря, "олдфаги" негодуют, для них и пятьдесят часов игрового времени - ничто.

Еще одним нововведением Football Manager 2013 является так называемый режим испытаний. В нем можно обнаружить четыре различных сценария, каждый из которых предлагает той или иной вариант действий. В самом легком сценарии, к примеру, нужно постараться не упасть на последние места в турнирной таблице, а также решить проблемы, связанные с большим числом травмированных игроков. В самом сложном, в свою очередь, категорически запрещено прерывать беспроигрышную серию до конца сезона. Нужно отметить, что до победного конца в том или ином сценарии можно добратся достаточно быстро, но я завершал испытания еще быстрее: постоянно лажал, ошибался и в конце концов проигрывал. Ну не умею я руководить клубом, не мое это.

Что можно сказать в итоге? Football Manager 2013 - это невероятно сложная, невероятно глубокая и, что вполне возможно, для кого-то невероятно увлекательная игра, но обычным смертным ее не понять. Хотя это симулятор, а симуляторы все такие. Разработчикам - почет и уважение за проделанную ими огромную работу. Вот честно, искал хоть какие-то минусы, но не нашел, если не считать минусом тот факт, что в FM 2013 сам черт ногу сломит.

Оценка: положительно-уважительная

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.