ЛПЧН: «Лучше натурального». Обзор Binary Domain
Восточная и западная игровая культура исторически отличаются не так, чтобы сильно, но разница эта всегда ощутима. Запуская игру, всегда понятно, в какой части света она делалась. И дело тут не во внешнем виде: вполне японские с виду Oni или Sudeki не обманут опытного геймера. Разница тут более тонкая и проявляется в мелочах: отношение к игроку, настроение сюжета, логика расположения декораций… Если бы это было просто описать, было бы просто повторить. Но факт остается фактом: запад и восток отличаются достаточно, чтобы не спутать их. Или нет?
Binary Domain – пожалуй, первая игра, в которой понять это было невозможно. Ну вот совершенно: сначала насыщенная экшеном погоня, совсем не характерная для востока, а через минуту – кат-сцена, которая никак не может быть в западной игре. Не зная имени разработчика заранее, я бы, наверно, так и не смог определиться. Но создатели серии Yakuza многие годы несли восточную культуру западным игрокам, и Binary Domain – не что иное, как новый этап коварного плана: найти золотую середину между востоком и западом, другими словами — стереть этот рубеж, многие годы старательно возводимый индустрией.
Год 2080, место – Токио. Узнать современный мегаполис в этом футуристическом нагромождении невозможно, но осмотра достопримечательностей в любом случае не получится: отряд особого назначения Rust Crew прибыл в столицу Японии с исключительно важной миссией – разобраться с корпорацией Амада, создающей роботов, внешне неотличимых от людей. И вступительный ролик ясно показывает масштаб проблемы: один из них – генерал Соединенных Штатов, другой врывается в главный офис американской электротехнической корпорации с криком «За что вы сделали меня таким?!». Сами понимаете, о мирном решении проблемы в такой ситуации речи не идет. Создание так называемых Hollow Children запрещено женевской конвенцией, потому команда собирается интернациональная: два американца (включая главного героя, Дэна Маршалла), два британца, китаянка и француз. Знакомиться друг с другом предстоит прямо на поле боя, и вот здесь открывается главная сила Binary Domain.
Есть в нашем игровом мире такая фундаментальная вещь, как Mass Effect. И существует поверие, что сделать нелинейный шутер можно только вот так, будучи студией с мировым именем, десятилетним опытом RPG и огромными бюджетами от Electronic Arts. Но японцы виртуозно показывают, что бюджетный вариант вполне возможен: герои всё время перекидываются репликами, и игрок может выбрать, как комментировать происходящее и какое отношение демонстрировать каждому из товарищей. Конечно, от этого не появится десятков сюжетных путей, но, во-первых, такая система создает совершенно непривычное для шутеров ощущение “отыгрыша роли”, а во-вторых, несколько ключевых эпизодов заставят-таки ответить за свой выбор. Кроме слов, отношения можно показать и делом, выбирая, кто из товарищей пойдет в группе с протагонистом. Не нелинейность в полном смысле слова, но именно отыгрыш, что для шутера немало.
Чтобы усилить это ощущение, в Binary Domain есть голосовое управление. Настроить его для себя я так и не смог, но согласитесь, классно должно быть взаимодействовать с виртуальными товарищами напрямую. «Прикрой меня!» - «Бегу!». «Тебе нравится этот район?» - «Нет!» - «Фу, какой ты черствый солдафон!». Сложносочиненных реплик выкрикивать не придется, но и на таком уровне это отлично дополняет главный вектор Binary Domain – чувствовать себя героем футуристического боевика и воспринимать сюжет максимально личностно. И ей это удается – пусть история и не пробивает до слез, но многие эпизоды вызывают не обычные для шутеров мысли вроде «Как они будут уничтожать эту тварь?!», а переживания «Как Дэн сможет пережить это?..»
Но при всём этом Binary Domain – не только явление, но и вполне себе игра. Чтобы быть хорошим шутером, надо, в принципе, немного: минимум борьбы с управлением, максимум зрелищности, и какая-нибудь мотивация проходить дальше. И с этим у BD всё отлично: несмотря на портирование с консолей, с управлением бороться не придется (патчами отладили всё, что можно), и даже разборки с рядовыми роботами интересны тем, что можно отстрелить ему любую конечность и смотреть на попытки с этим справиться. Главное не потерять противника из виду, если отстрелишь обе ноги – с него станется подползти по земле и внезапно напрыгнуть.
А еще в Binary Domain есть боссы. Точнее, не так: БОССЫ. Масштабы реально впечатляют: паук высотой с пятиэтажку здесь – далеко не предел. Особых тактических проблем с ними не будет, но каждое из этих сражений по-своему зрелищно: без помощи окружения подобных тварей в большинстве случаев не убить. К слову, герои тоже могут прокачивать оружие и способности на специальных автоматах. Казалось бы, Binary Domain можно назвать идеальной, но…
Если не считать скучного мультиплеера, у игры есть только один, но очень весомый недостаток: она никак не относится к категории блокбастеров. Достоинства компенсируются небольшой глубиной мира и персонажей, серыми декорациями и во многом шаблонностью. Отличный боевик категории B, который можно не просто пройти, а «прожить», и даже обогатить мозг новыми мыслями после прохождения. Но если в других жанрах такого достаточно для успеха, то для BD, как оказалось, это приговор. Замкнутый круг: публика не ищет смысла в шутерах, а те, кто ищут смысл, шутеры не покупают. Но лично для меня Binary Domain определённо заслужила место в тройке лучших прошедшего года. Такие игры нужны во все времена.