Не так страшен некроморф, как его малюют. Рецензия на Dead Space 3

13.02.2013 15:35

Признаюсь сразу – ужастики всегда производят на меня неизгладимое впечатление, а если точнее, то на мои нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются. По этой причине я редко смотрю в кинотеатрах эти самые “Паранормальные явления” и “Синистеры”, а также стараюсь обходить стороной любые игры жанра horror. Скримеры, неожиданные появления клыкастых и мордастых тварей, вопли, опускающие душу в пятки, кровища и выпущенные кишки - кому-то все это очень нравится, а мне вот не очень. Хотя если кровища подается под соусом веселья и забавы, как в той же Serious Sam 3: BFE, то годится. Впрочем, почему я тут начал распинаться по поводу своего неприятия horror’а как такового? Да потому что в рамках жанра выходят действительно интересные игровые проекты, пропускать которые только лишь из-за того, что они пугают – грешно и неправильно. Ладно, если пропустишь только одну игрушку – это не так критично, но когда мимо тебя проходит целая серия, то есть повод задуматься. Да, я имею в виду франшизу Dead Space, третья часть которой и является предметом нашего сегодняшнего разговора.

В преддверии выхода Dead Space 3 я пересилил себя и посмотрел первую игрушку этой знаменитой игровой вселенной. Ну что можно сказать - было страшно, очень СТРАШНО, и если бы я играл ночью при выключенном свете, то, как выразился один из пользователей портала Gamer.ru, действительно cмог бы “запросто накидать кирпичей на неплохой загородный дом с гаражом, для себя и лучшего друга”. Такие дела. При всем при этом Dead Space меня заинтересовала – я перелопатил целый массив информации по истории игры, ознакомился с комиксами и даже выделил время на просмотр двух анимационных сериалов по мотивам серии. Во вторую часть Dead Space я поиграть еще не успел (а ведь ее хвалили ничуть не менее усердно) – оставил ее на потом. А вот со свеженькой Dead Space под цифрой 3 я уже ознакомился, в связи с чем доношу до вас свое видение ситуации. Итак, что такое Dead Space 3? Это обычный экшен, пусть очень бодрый, динамичный и крутой, но отнюдь не пугающий. Хотя вместо “отнюдь” можно смело ставить слово “совсем”. Ощущение страха появлялось крайне редко, да и то лишь в первой трети игры. Все остальное – стрельба, беготня, красочные кат-сцены, засилье открытого пространства, красивые спецэффекты и весьма симпатичная графика, что радует глаз, но совсем не тревожит нервы. Проще говоря, Dead Space 3 - это стрелялка с видом от третьего лица по мотивам каноничной серии Dead Space, которая каким-то образом стала прямым продолжением истории и несчастном инженере Айзеке Кларке. Хорошо это или плохо? Давайте разбираться.

Бедный Айзек, которому до зубовного скрежета осточертели все эти Обелиски, некроморфы и последователи культа Юнитологии, прозябает на Лунной станции, где скрывается от назойливого внимания со стороны различных властных структур и, собственно, юнитологов. Он успешно позабыл Николь и теперь “сохнет” по Элли Лэнгфорд – девушке-пилоту C.E.C, вместе с которой он пережил много “приятных” моментов по сюжету второй части Dead Space. Страдания Айзека усугубляются и общим депрессивным синдромом. В общем, жизнь у него так себе, но дальше становится только хуже. В квартиру главного героя врываются представители подразделения EarthGov, убеждая того (с помощью доводов, ласки, грубой силы и дула у виска) содействовать им в уничтожении рассадника заразы “некроморфизма”, обнаруженного на одной из планет. Айзек, естественно, совсем не желает возвращаться к временам “своей бурной молодости”, но упоминание имени Элли становится спусковым крючком для дальнейших действий инженера. Он соглашается помочь EarthGov, а заодно и своей благоверной, являющейся “мозговым центром” операции по изничтожению источника распространения некроморфов. Тем более что Элли вроде как попала в беду на одном из космических кораблей, вращающемся вокруг планеты Тау Волантис. Гибели очередной зазнобы Айзек допустить никак не может, поэтому в составе новообретенной команды отправляется на помощь любимой (девчонка, кстати, подсуетилась и нашла себе хахаля, но протагонист об этом до поры до времени не знает), а затем попадает на ледяной шарик Тау Волантис, где бродят монстры из числа некогда обращенных в некроморфов солдат, неописуемого вида местные твари, а также юнитологи.

Как люди превращаются в некроморфов, так и Dead Space 3 перевоплощается из давящего на мозг хоррора в типичный экшен, причем в первые же минуты игры. На Айзека и его напарников нападают бойцы Юнитологии, между ними завязывается перестрелка, в разные стороны летят гранаты (Кларк может их поднимать и кидать обратно во врага), мельтешат лазерные прицелы, Айзек скрывается за препятствиями и перекатывается от укрытия к укрытию. Да, разработчики из Visceral Games наделили Айзека некоторыми эквилибристическими навыками, но вот зачем – я этого понять не могу. Не нужны они совершенно, и даже в битвах с боссами проще убегать, чем делать кувырки и крутиться ежом, изображая тактику. Ну да вернемся к сути вопроса. С юнитологами под предводительством безумца Артура Даника в Dead Space 3 приходится встречаться достаточно часто, но все-таки реже, чем собственно с некроморфами. Тем не менее они (юнитологи) стали третьей полноценной стороной конфликта, досаждая Айзеку как в самом начале игры, так и во время его путешествия на Тау Волантис. Единственным местом в Dead Space, где их нет, является загаженное пространство на орбите вышеупомянутой планеты. Помимо космического мусора и железных конструкций здесь встречаются и корабли, один из которых нужно исследовать по сюжету, а остальные – по собственному желанию или же в рамках выполнения заданий из побочного списка. Следует отметить, что дополнительные задания встречаются почти в каждой главе Dead Space 3.

Исследование кораблей в первой четверти игры – это один из тех редчайших моментов, когда Dead Space становится похожа сама на себя. Здесь и привычные узкие коридоры с горами трупов и измазанными кровью стенами имеются, и мрачная атмосфера присутствует, и некроморфы вылезают из всех щелей и неожиданно появляются за спиной главного героя, привнося в игровой процесс определенную долю волнения. Иногда нам позволяется выходить в открытый космос, как по велению сюжетной линии, так и просто так – ради поиска ящиков с ресурсами или артефактов, спрятанных среди обломков. Вакуумное пространство выглядит великолепно, хотя летать просто так быстро наскучивает – красоты красотами, но событий здесь нет никаких. Разве что самонаводящаяся мина “сядет на хвост” или же шальной некроморф вылезет из какой-нибудь щели, да и то редко.

Спектр задач, поставленных перед Айзеком, привычен – ему нужно курсировать из одной части корабля в другую, чинить оборудование, заправлять технику, запускать генераторы и проводить хорошо знакомые всем по прошлым частям серии манипуляции. Многие головоломки, как и раньше, решаются с помощью стазиса и кинезиса, хотя встречаются и простенькие мини-игры (взлом панелей управления, соединение разобщенных электрических цепей и т.д), не вызывающие особых затруднений. Навыки инженера пригождаются Айзеку и за пределами космических кораблей, уже непосредственно на планете, где со времен гибели колонии осталось множество разномастного оборудования, которое, естественно, не работает и требует починки.

Окончательно распрощаться со старым добрым “Мертвым Космосом” можно уже как раз после того, как Айзек вместе со своими товарищами попадает на Тау Волантис, где сокрыт “корень зла” – то самое Нечто, являющееся главной причиной распространения некроморфов. “Нечто” я упомянул не случайно – иногда происходящее на экране смахивает на события, описанные в известном одноименном ужастике (The Thing): мерзкие твари есть, значительную часть времени идет метель, за которой не зги не видно, персонажи закутаны в теплую одежду, в том числе и Айзек, для которого придуман специальный зимний вариант костюма, защищающий его от лютой стужи. Правда, свойства этого скафандра понадобятся от силы пару раз за игру, а после прохождения опасного участка его можно сменить на любой другой комплект одежки. Но метель метелью, но в Dead Space 3 иногда можно побегать и под яркими солнечными лучами, когда открываются поистине потрясающие виды на горы, скалы и гигантские скелеты давно почивших монстров.

Путешествие под открытым небом занимает примерно столько же времени, сколько и исследование подземных баз, наземных комплексов и бывших военных лагерей. Многие локации отличаются достаточно большими размерами, особенно если сравнивать их с узкими коридорами космических станций и кораблей. Разумеется, что появиться из ниоткуда или же свалиться на голову Айзека некроморфы в таких условиях не могут (или могут, но крайне редко), в результате чего игра превращается в самую обычную пострелушку – занимай позицию и знай себе отстреливай набегающих мутантов издалека. Иногда в разборку между Айзеком и некроморфами включаются поборники Юнитологии (подчас происходит ровно наоборот), и Dead Space и вовсе начинает походить на бодренький такой, красивенький боевичок. Хотя перестрелки как таковые выполнены, на мой взгляд, неказисто и вяленько.

Адреналин присутствует, куда ж без него, но он совершенно другого плана – он появляется не от того, что страшно, а от того, что игра в определенных моментах захватывает дух. Когда на тебя несется стая из десяти некроморфов сразу, когда на заднем фоне мелькает огромная туша древнего чудовища с сопутствующим сотрясением земли, когда приходится лавировать между многотонными глыбами скальной породы, вися на ненадежном тросе на отвесной стене - это вызывает определенные эмоции. Игровой процесс, как уже было сказано выше, перемежается красочными кинематографическими кат-сценами с поистине голливудским размахом. Смотрится здорово и эпично, но того ли ждали поклонники первых двух частей игры? Не думаю. С выходом третьей части Dead Space окончательно оформилась в полноценную игровую вселенную, сравнимую по своему размаху с серией Mass Effect, но при этом разработчики пожертвовали истоками, откинув в сторону принадлежность Dead Space к жанру horror. Зачем они это сделали? Честно, не знаю.

Получается, что Dead Space 3 совсем-совсем не пугает? Как человек, который с промежутком в несколько дней поиграл в первую и третью часть игры, могу сказать, что так и есть – за редким исключением. Некроморфы уже не воспринимаются как нечто до дрожи в коленках страшное, а толпы бегущих на Айзека “измененцев” вызывают примерно те же эмоции, что и хаски и иже с ними чудища, стремящиеся добраться до капитана Шепарда на полях сражений в Mass Effect. Лишившись своего привычного ареала обитания, то есть пугающей и гнетущей атмосферы мрачных коридоров, некроморфы превратились в самых обычных монстров. В сравнении с первой частью Dead Space они стали двигаться гораздо быстрее, визжать и кряхтеть – громче, но это не спасает ситуацию. Хотя те же регенерирующие Охотники, особенно когда их несколько, особенно когда действие игры проходит в редкие для Dead Space 3 моменты тотальной темноты и сумрака, все-таки могут заставить испугаться.

В третью часть из прошлых игр серии Dead Space в переработанном виде перебралась большая часть бестиария. Если вы соскучились по Расчленителям, Беременным, Прыгунам, Сталкерам и прочим хорошо знакомым мутантам, то они в игре есть, и многие из них, как и прежде, подразделяются на стандартные и улучшенные версии. Некоторые из них умеют перемещаться под снежным покровом, выскакивая прямо перед носом Айзека. Совсем новых монстров в Dead Space 3 мало, хотя встречаются и они. Маленькие и дистрофичные некроморфы-мумии, обтянутые кожей по самое не балуй, нападают многочисленными стаями, но при этом умирают с нескольких выстрелов. Присутствуют и некроморфы из числа бывших солдат, орудующие топориками, ножами и монтировками. Также имеются малюсенькие “головоногие” существа, отгрызающие головы у трупов и получающие контроль над их телами. Пакостность мелких тварей заключается в том, что они могут курсировать между мертвецами и вселяться в них вплоть до того момента, пока не будут уничтожены именно они, а не повторно умершие “некогда бывшие люди”. Ближе к концу игры появляются очень быстрые некроморфы, внешне напоминающие Расчленителей. Скорость их такова, что они способны за секунду преодолевать расстояние метров так в двадцать, в результате чего стрелять по ним - сущая морока. Еще есть противники-спойлеры, но рассказывать о них не буду - во избежание, как говорится.

Что мне понравилось, так это новые версии станка и магазина, переделанного в гардероб. Из убиенных некроморфов теперь выпадают не кредиты, а разнообразные ресурсы, требующиеся для модификации имеющегося вооружения и костюмов, а также для создания новых типов боевых “стволов”. Ресурсы добываются и с помощью похожих на черепашек ботов. Прокачка костюмов по линии улучшения ИКС’а, стазиса и кинезиса осуществляется в гардеробе, тогда как возиться с вооружением по-прежнему приходится в станке. Но. Станок в Dead Space 3 – это самая настоящая панель для крафтинга. Да, в игре по-прежнему имеются чертежи, но гораздо интереснее создавать оружие с нуля (подчас невообразимого вида), руководствуясь только своей фантазией. Если под рукой нет того или иного модуля, его можно сварганить из имеющейся в загашнике груды металлолома. По подобному принципу осуществляется и создание расходников, в том числе аптечек и обойм. Вместо силовых узлов были введены модификаторы, которые можно спокойно менять в зависимости от предпочтений. Если не лениться и проходить побочные задания, за выполнение которых даются “вкусные” детали, а также бережно расходовать уже имеющиеся модули, то ближе к середине игры можно сделать такую мощную многоствольную “вундервафлю”, что даже сильнейшие из некроморфов будут гибнуть с одного выстрела. Но отсюда проистекает одна проблемка Dead Space 3 – дисбаланс между возможностями некроморфов и силой оружия Айзека. По крайней мере, на средних уровнях сложности. О каком хорроре может идти речь, когда винтовка, снабженная кучей насадок и оснащенная подствольным гранатометом, разрывает противника на куски в первую же секунду боя? Не говоря уж о том, что теперь почти не нужно целиться в конечности. Сами отпадут.

Мультиплеера в Dead Space 3 нет, зато разработчики ввели кооперативный режим. Можно сказать, что это наиважнейшая “фишка” игры, на которую уповали и до сих пор уповают представители Visceral Games. Совместный режим прохождения раскрывает дополнительные детали сюжета, а также позволяет выполнять специальные бонусные миссии, доступные только при кооперативной игре. В качестве напарника Айзека выступает Джон Карвер – персонаж, в одиночной кампании появляющийся достаточно редко. У Джона имеются свои тараканы в голове, мало того, он может видеть галлюцинации. Глюки появляются в определенные моменты времени и все они, так или иначе, транслируют образы некогда погибшей семьи Карвера. Причем Айзек, избавившийся от влияния Обелиска на свой разум, не может видеть того, что видит Карвер в момент очередного приступа. Сам Айзек вроде как не страдает от галлюцинаций, хотя я совсем недавно начал проходить игру в кооперативном режиме, так что утверждать сие не буду. Хотя мне тут вот подсказывают, что “галлюны” у Айзека редко, но случаются. Что можно сказать про разницу впечатлений от кооперативной игры и соло-прохождения? Парадокс, но совместный загул производит больше число по-хорошему негативных эмоций, нежели одиночный забег. Важную роль играют вышеупомянутые глюки, проявляющиеся внезапно и по первому времени вызывающие то, чего почти нет в Dead Space 3, но что имелось в больших количествах в первых двух частях серии – страх. Играя за Джона Карвера и увидев перед собой разбросанные детские игрушки, воздушные шарики и надпись “Любимый папочка убил меня”, я спросил у сотоварища, что он думает по этому поводу. Когда тот ответил, что ничего не видит, с непривычки у меня встали волосы дыбом. Пока что единственный раз за всю игру.

В целом же мое мнение остается неизменным. Серия Dead Space сделала большой рывок вперед во многих отношениях, но при этом она помахала ручкой своему прошлому, где остался плакать и рыдать survival horror, не понимающий, почему с ним так поступили. Серьезно ругать Dead Space 3 практически не за что – игра держит в постоянном напряжении, динамика происходящего на экране подчас попросту зашкаливает, сюжет по-своему интересен, а графика очень недурственна. Увлекает и система крафтинга оружия (хотя она пагубно влияет на геймплей), должного внимания заслуживает и кооперативный режим, мотивирующий игрока на повторное прохождение, но… Из первой части Dead Space, совмещавшей в себе множество штампов, заимствований и клише, когда-то получилась во многом уникальная игрушка – страшная, пугающая и отнюдь не вторичная. C Dead Space 3 дела обстоят ровно наоборот. Желая развивать серию и идти в ногу со временем, разработчики практически ликвидировали horror-составляющую за счет претворения в жизнь некоторых спорных решений, тем самым превратив игру в среднестатистический экшен с монстрами, врагами-человеками, беготней, стрельбой и зрелищами. При всем при этом Dead Space 3 мне понравилась, хотя и воспринимается она совершенно по-иному, что и понятно. Ведь между первыми частями Dead Space и Dead Space под цифрой три – глубокая-преглубокая пропасть.

Рейтинг: 7,7/10

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо