Так закалялась Крофт. Обзор Tomb Raider
“Ненавижу гробницы” – сказала как-то Лара Крофт во время исследования очередного склепа. Да, я бы их тоже возненавидел, если бы денно и нощно лавировал между горами трупов, спотыкался о черепа и кости на каждом шагу и купался в кровавых озерах по принципу бегемота - так, чтобы лишь глаза и уши торчали. Отвратительный остров Яматай, просто-напросто отвратительный. И люди, на нем живущие, не ахти какие. Но для молоденькой и наивной Лары – это прекрасное место в плане ее становления в качестве расхитительницы гробниц с обширным арсеналом боевых умений. Москва ведь тоже не сразу строилась. Вот только превращение Лары в кумира всея спецназа происходит в Tomb Raider очень уж быстро, что поначалу кажется нереальным. Сей факт я уже подмечал в своем превью. С другой стороны, жить захочешь – и не так раскорячишься. А корячиться Крофт приходится очень и очень часто.
Потерпевшая кораблекрушение героиня попадает в поистине нечеловеческие условия. По острову бегают злые звери, причем как в животном, так и в человечьем обличии. Тут и там расставлены ловушки, нормальных дорог почти нет, а вместо них – широкие пропасти. Часто льют дожди, омывая кости давно и недавно почивших людей. Везде разруха, руины, тлен и безысходность. Жрать нечего, туалета нормального нет, носик не припудрить, мистика капает на мозги, опять же – жрать нечего, а какие бы то ни было аптечки практически отсутствуют, мотивируя героиню дезинфицировать раны не цивилизованным антисептиком, а раскаленным на огне металлом. Школа выживания как она есть. Вот только этого самого выживания могло быть гораздо больше.
Еще задолго до выхода Tomb Raider разработчики уверяли, что Лара Крофт должна будет охотиться, чтобы добывать себе пропитание, а также искать медикаменты, тем самым леча свое хоть и израненное, но все же весьма аппетитно выглядящее тело. Грешным делом думалось, что подобный подход станет основополагающим элементом геймплея. Но все оказалось куда проще. Кушать Лара может только по велению сюжета, собственно, как и лечиться. И никак иначе. В этом плане представители Crystal Dynamics немного слукавили, конечно. С таким же успехом можно было заявить, что в игре будет насилие, а на деле реализовать за все время игры только один эпизод, где героиня в отчаянии и злости давит ботинком маленького хомяка. Ну, а что – это ведь насилие, все как мы обещали. Хотя жестокости и насильственных действий в Tomb Raider как раз таки много, так что не поймите буквально.
Еще нас уверяли, что полученные в процессе игры раны будут влиять на “работоспособность” Крофт. В общем и целом это действительно так. В три погибели скрюченная в результате травмы Лара не сможет запрыгивать на крыши, взбираться на стены или какие-нибудь уступы, да и ковылять будет еле-еле, охая и постанывая, и так продолжится вплоть до того момента, пока она не найдет спасительную стрелу аптечку, заботливо размещенную в заранее известном месте на карте. Вот и все. Никаких event’ов из разряда “найди медикаменты самостоятельно и без подсказок в трущобах” в Tomb Raider нет. Чего уж говорить о самих травмах – их получить просто так нельзя, ведь все подчинено сюжетной линии. Вот и получается, что нас вроде как и не обманули, но с другой стороны… Хотя, может, оно и к лучшему? Мы ведь не “песочницу” хотели заиметь, в конце концов, а динамичный экшен с залихватской историей. И все это мы, простите, заимели в полном объеме.
Хотя нельзя не отметить тот факт, что в Tomb Raider все же присутствует небольшой крен в сторону этой самой “песочницы”. Между уже открытыми регионами можно перемещаться в свободном режиме, а сами локации, представляющие собой искусно завуалированные “коридоры”, все же весьма обширны по своим размерам. Не все, конечно, но большая их часть, и ровно настолько, чтобы исследовать их не надоело вплоть до нахождения всех артефактов, дневников, записей и потаенных гробниц. И не надоедает, следует заметить. Многие из артефактов и древних вещичек предоставляют дополнительную информацию об истории острова в целом и почившего некогда государства в частности, а через дневнички и книжечки узнаются важные подробности о членах команды, противниках и исторических личностях. Так как в Tomb Raider более-менее полно раскрывается разве что личность Лары, чего нельзя сказать про членов ее команды (за исключением разве что капитана Ротта), читать “буквы и слова” тех или иных персонажей действительно интересно, а главное – познавательно. История обрастает дополнительными подробностями, а сюжет становится более целостным и интригующим.
Изучать пещеры, склепы и храмы в обязательном порядке не нужно, хотя пропускать эту важную часть игрового процесса не следует, ибо грех. Поиграть в Tomb Raider да не посмотреть, что же таится в той или иной гробнице – это форменное неуважение к личности Лары. Практически на каждой локации располагаются несколько подобного рода мест, но некоторые склепы и гробницы обнаружить весьма непросто, даже если на экране появляется надпись, что они где-то рядом. Нужно внимательно исследовать окружающее пространство, ведь вход в гробницу – это не всегда прорубленное в скалах отверстие. Иногда и под ноги следует смотреть, например. Или на стены или потолок какого-нибудь подозрительного здания. Если нахлынула лень и пассивность, в результате чего тужиться и искать что-либо самостоятельно нет никакого желания, можно попросту активировать режим “Инстинкт выживания” (все дружно передаем привет Агенту 47), который подсветит все нужные места. Головоломки в гробницах, как правило, одноуровневые и не слишком трудные, но при этом всегда разнообразные. Успешно разрешив загадку, Лара попадает прямиком к сундуку с сокровищами. За вскрытие сундука дается некоторое количество опыта, моральное удовлетворение, а также карта со всеми отмеченными на основной локации артефактами и дневниками. Остается лишь выйти из сумрака и собрать все-все, что только можно.
Чем еще можно заняться на отдельно взятом кусочке острова, если не спешить далее по сюжету? Если все важные артефакты найдены, то тут есть несколько вариантов. Во-первых, никто не запрещает заняться охотой. “Весомые” звери, будь то волки, кабаны и олени, встречаются отнюдь не повсеместно, но курицы, зайчики, воронье и прочие братья наши меньшие бегают и летают почти что везде. За их убийство можно срубить опыт и некоторое количество запчастей, требуемых для модернизации оружия. Во-вторых, можно прошерстить локацию на предмет наличия всяких ящиков, подвешенных на веревках мешков с “хабаром” и металлических контейнеров с вышеупомянутыми уже запчастями, а также деталями для модификации того или иного типа оружия. В-третьих, полезно заняться и выполнением мини-заданий, отличающихся друг от друга в зависимости от региона. Где-то нужно разорить энное количество птичьих гнезд, где-то необходимо поджечь несколько плакатов, намалеванных Братством солнца, а потом повзрывать мины на пляже, осветить огнем алтарь древних божков, посшибать светильники и так далее. Вроде и бестолковое занятие, но как увлекает. Плюс очередное достижение можно на свой счет записать. Мелочь, но плашка “100% выполнено” все равно радует глаз.
В процессе своих похождений Ларе приходится совершать опасные и порой невообразимо зрелищные трюки, постоянно находясь на волосок от гибели. Взбираться по отвесным скалам, висеть на канате над пропастью, скользить по прогнившим крышам высоких храмов, перепрыгивать через глубокие ущелья – все это она умеет, и умеет хорошо для своего молодого возраста и кажущейся неопытности. Когда же действо приправлено эпичными “вау-эффектами” (все взрывается, рушится, горит, падает), зрелищность возрастает в разы. По динамике и уровню адреналина в крови Tomb Raider переплевывает многострадальную серию Uncharted. А ведь раньше ситуация была ровно да наоборот: Tomb Raider: Underworld тоже сравнивали с Uncharted, но со знаком минус. В Tomb Raider постоянно меняются декорации, здесь всегда что-то происходит и случается, и бедняжке Ларе приходится раз от раза выкарабкиваться из глубокой жо пучины всевозможных проблем и передряг, доказывая всем нам, что она не зря носит героическую фамилию Крофт. Парадокс, но если следовать по сюжету без остановок, то от изобилия событий даже начинаешь чуточку уставать. Возникает стойкое желание “переварить” увиденное, занявшись, например, истреблением зайчиков-кабанчиков или же исследованием близлежащих территорий в относительно спокойном режиме.
Tomb Raider постоянно подкидывает что-нибудь новенькое, и это касается не только связки события/декорации, но и игрового процесса в целом. Вот, казалось бы, лук Крафт. Обычный лук, благодаря которому она может по-тихому истреблять врагов. Где-то на третьем-четвертом часу игры Ларе приходит на ум, что к стрелам можно крепить веревку, и вуаля - с этого самого момента она умеет прокладывать импровизированные канатные переправы через ущелья, коих в Tomb Raider весьма много. С помощью этой самой веревки Крофт может и закрытые двери взламывать посредством натяжения, и различные конструкции разрушать, обрушивая их на головы врагов. Еще через несколько часов Лара обзаводится специальным устройством, помогающим ей тянуть тяжелые предметы, предварительно закрепленные с помощью стрелы и вервия. Как бонус – появляется возможность с невообразимой скоростью перемещаться по натянутым над бездной тросам. После апгрейда лука уже можно стрелять огненными и иже с ними снарядами, а также всаживать стрелы в твердую скальную породу. И это так – отдельный взятый пример. Игра не вываливает на нас все и сразу, как это часто бывает в других играх, что очень радует. Оружие, враги, способности, умения – все новое появляется постепенно и размеренными дозами, что подогревает интерес вплоть до самого финала.
В Tomb Raider много стрельбы, причем в некоторых моментах яростных боестолкновений не избежать в любом случае. Но некоторые локации можно пройти без единого громкого выстрела, и в этом Ларе помогает все тот же лук, используемый героиней как в качестве дальнобойного высокоточного орудия, так и в качестве удавки. Неоднократно ловил себя на мысли, что играть в режиме stealth и перемещаться в согбенном положении не менее интересно, чем бегать с оружием наголо, паля при этом во все стороны. В таких моментах Tomb Raider показывает себя совершенно с другой стороны, да и ты сам начинаешь мыслить другими ценностями: как убить вот тех трех пройдох так, чтобы ни один из них не заметил смерти другого, как ликвидировать целую ораву островных бомжей, чтобы они не успели поднять тревогу и так далее. Особенно сильно запоминаются ночные вылазки Лары. Эпизод, когда вокруг Лары курсирует два десятка комбатантов с фонариками – так это вообще шик шикарный. Но если метод “тихой войны” кому-то не нравится, то тут уж милости просим задействовать весь доступный Крофт арсенал для ликвидации супостатов: пистолеты, автоматы (в том числе и с подствольными гранатометами), дробовики и иже с ними огнестрелы. Само собой, чем дальше героиня пробирается вглубь острова, тем более мощным и продвинутым становится оружие, которым она располагает. Хотя и враги от нее не отстают. Если изначально Братья разодеты в какую-то рванину и при этом вооружены одними луками, то во второй половине игры супостаты уже щеголяют в странного вида бронежилетах, держа в руках продвинутое (с поправкой на местные реалии) стрелковое вооружение.
Модернизация орудий для убийства проводится за счет установки дополнительных модулей – за пресловутые запчасти, которые обнаруживаются в различных ящиках и контейнерах или же изымаются с трупов убиенных животных (после прокачки специального навыка). Также во время игры можно найти разные детали для того или иного типа оружия, необходимые для более продвинутой модификации. Собрав их воедино, Лара вместо старенького японского автомата получает нечто напоминающее старый добрый “Калаш”, вместо деревянного лука – композитный аналог, вместо ржавого пистолета – качественный “семизарядник”, далее по списку. Операция под кодовым названием “Модификация” проходит в любом лагере у костра. Здесь же можно и умения новые изучить, распределив полученные в процессе игры очки навыков. Интересно, но почти все навыки из списка – полезные, каких-либо ненужных “скиллов” просто-напросто нет. Особенно мною любима ветка “Боец”, предлагающая различные и очень зрелищные умения для ближнего боя. Воткнуть стрелу во вражеское колено? Кинуть в глаза противнику горсть земли, а потом зарубить его ледорубом? Ай, нравится, все изучим. Хотя “выживальческие” навыки из “Мастера выживания” и ориентированные на дальний бой умения из “Охотника” тоже предлагают массу интересных возможностей.
Хвалить одиночную кампанию Tomb Raider можно за многое, а вот ругать почти не за что. Единственное, что действительно достойно некоторой степени нарекания – это QTE в PC-версии. Бывает, что во время архиважного эпизода появляется лишь пресловутый значок с красной рукой, а инструкция при этом отсутствует. На что жать, как жать и когда жать? По E щелкнуть? F ткнуть? Может, Shift или пробел подойдет? Я играл в Tomb Raider на PlayStation 3 – там с Quick Time Event таких проблем не возникает, да и сама система ощущается гораздо лучше. В принципе, еще можно наворчать и на то, что в Tomb Raider много злых и бородатых русских бандитов, да не буду. Бесполезное это дело. Лучше поворчу на многопользовательский режим.
Нельзя сказать, что мультиплеер в Tomb Raider – это полный провал, но на фоне кампании он смотрится достаточно блекло. Есть четыре режима: “Сам за себя”, “Команда”, “Спасение” и “На помощь”. Первые два, думаю, описывать не стоит – это обычные Deathmatch и Team Deathmatch. “На помощь” представляет собой борьбу хороших героев из числа выживших с плохими представителями Братства. Первые должны активировать разбросанные по карте передатчики, а целью последних является сбор батарей, выпадающих из трупов погибших оппонентов. Так себе, если честно. Чуть более интересен режим “Спасение”, где “хорошие” обязаны собирать медикаменты для достижения победы. “Плохие” при этом находятся в менее выгодном положении, так как для получения победных очков им нужно добивать раненных противников холодным оружием. Те, в свою очередь, могут долгое время отстреливаться с позиции лежа, надеясь на то, что скоро подбегут союзники и проведут таинство возрождения. Игровые карты маленькие, но это даже плюс – так хоть какая-то динамика появляется. Предстартовое меню тоже не может похвастать чем-нибудь уникальным. По мере получения уровней открываются новые “пушки”, новые герои и навыки. Для модификации оружия требуются те самые запчасти. Как бы всё.
Но если отбросить в сторону неказистый многопользовательской довесок к одиночной кампании, то впечатления складываются сугубо положительные. Tomb Raider – это как увлекательнейшая книга, которая тебе очень нравится и захватывает с головой настолько сильно, что начинаешь с печалью пересчитывать оставшиеся до эпилога странички, горюя, что не удержался и “схомячил” за один присест добрую половину истории. Вот только в случае с проектом от Crystal Dynamics считаешь не страницы, а проценты из прогресса прохождения. Но есть один момент, который лично у меня до сих пор вызывает недоумение. Вот зачем нужно было вводить аудиторию в заблуждение по поводу процесса выживания? Нет его в Tomb Raider, а то, что есть, заключено в жесткие сюжетные рамки без какой-либо свободы действий. Попахивает недобросовестным пиаром. Ну да ладно, это можно и простить, ведь на выходе игра все равно получилась очень и очень достойной.
Рейтинг: 8,8/10
Купить ноутбук в Донецке для гейминга, работы и учебы: на что смотреть
Интернет казино Аврора: как получать бонусы и играть на деньги?
Сколько места занимает электрощит умного дома?
Индивидуальный тренер по единоборствам: путь к мастерству
Как выбрать надежное официальные казино pickup-casino.pro на Андроид для игры на деньги.