The Lord of The Rings: The Battle for Middle-Earth II

17.09.2006 15:26

Бейте тарелки, бейте розетки!

Вилки тупите, гните ножи!

Об пол бутылки! В печку салфетки!

Будет порядок — только скажи!..

Кто там без дела? Стыд и позор!

«Эй, осторожней, хрупкий фарфор!»

  Дж.Р.Р. Толкин, гномья песня

Игра Battle for Middle-Earth 2 позволяет нам принять сторону любого участника средиземских войн. В прошлой статье мы познакомились со зловещими силами Тьмы, поэтому героями этого повествования станут если не защитники абстрактного Добра, то, по крайней мере, сторонники цивилизованной и гуманной власти. Чистят доспехи гондорцы, поют походные песни эльфы и допивают последние кружки пива гномы. Враг на пороге, а мы не готовы?!

Люди, эльфы и гномы — что же в этих расах привлекательного для игрока? Во-первых, все три народа не любят суеты и агрессии, поэтому если вы сторонник расчетливых и неспешных побед, то к силам добра стоит присмотреться. Во-вторых, игра за эти расы прощает начинающему игроку ошибки, которые для злодеев стали бы роковыми. И наконец, изящные эльфы и степенные гномы — это просто очень красиво.

Чужого не возьмем, своего не отдадим!

Гномы — народ неспешный, но очень прижимистый. Со своими идейными противниками — гоблинами — у них много общего. Шахты позволяют практически мгновенно перемещаться по карте, поэтому отдельных узлов обороны гномам не требуется. Да и не надо беспокоиться, что враг нанесет серьезный вред экономике, в случае необходимости бородатые шахтеры мгновенно преодолеют подземные туннели, выйдя на поверхность у ближайшей «горячей точки». Правда, строятся гномьи здания весьма неспешно, так что с живчиками-гоблинами тягаться в скорости экспансии не получится, зато и сломить вас куда сложнее.

В схватке дракона с королем Даином пока выигрывает дракон. Но это только до тех пор, пока у Даина не перезарядятся спецспособности.

Из вышесказанного следует примерно следующая «матчевая» стратегия. На старте бесстыдно «забиваем» участки под шахты, не особенно заботясь о протяженности границы. Всех натренированных пехотинцев (лучше, если это будут копейщики и топорометатели) отправляем в туннели, выводя на свежий воздух только для отражения нападения. Когда наберется пять цельных отрядов, нанимаем третьего строителя, чтобы ускорить захват контроля над картой.

Дело в том, что туннельная сеть важна гномам не только как источник ресурсов, но и как способ компенсировать природную коротконогость. Путь через все поле сражения порой слишком долог для невысоких «детей гор», зато шахта, построенная под носом у неприятеля, может стать причиной сокрушительной контратаки. Если не лениться и непрерывно отстраивать новые и новые шахты по всей карте, то можно даже добиться того, что гномы будут уступать по мобильности только гоблинам. При их военном мастерстве этого должно хватить для победы.

Итак, наши шахты строятся по всей карте, а деньги идут в карман нескончаемым потоком. Что делать теперь? Если вы еще не сделали копии главных войсковых зданий (казарм и стрельбища), то теперь это уж точно необходимо — иначе медлительность обучения войск сведет экономическое превосходство на нет. Обязательно постройте (если ресурсы это позволяют) две кузницы, чтобы в одной строить осадные машины, а в другой улучшать собственные войска. Это, так сказать, общие принципы. А теперь подробнее пройдемся по конкретным врагам.

Люди

Люди — это в первую очередь конница и герои. С лихими роханскими скакунами у нас проблем не возникнет, потому что копейщики свое дело знают на отлично. А вот герои могут доставить горцам немало проблем. Чтобы иметь адекватный ответ, постарайтесь нанять всех героев своей расы (при активном строительстве шахт денег должно хватить). Или, как альтернатива, создайте специальные «антигеройские» отряды, состоящие из стражников с максимально улучшенным оружием и без улучшений брони (герои все равно уничтожают рядовых пехотинцев с одного удара). Если же враг перешел к строительству дунаданов, придется противопоставлять следопытам катапульты или лучников Дэйла.

На заметку: многие игроки за людей очень любят заклинание призыва призраков. Их можно понять, «прозрачные» дело свое знают и любят. Только вот убежать от них, как это делают прочие расы, гномы не смогут — конечности коротковаты. Поэтому ни в коем случае не сосредотачивайте всю свою армию в одном месте карты. Держите пять отрядов в шахтах, остальных делите на две части.

Эльфы

С хиленькими лесными бойцами ваши воины с легкостью справятся, но вот лучники врага создадут вам уйму проблем, особенно если противник перешел на строительство лучников Зачарованного Леса. Проблема даже не в уроне эльфийских стрел, а в дальности их полета. Догнать длинноногих лучников ваши подопечные не смогут, так что придется использовать боевые повозки. Причем тут от вас потребуется довольно высокий микроконтроль — нужно закидывать врагов зажигательными снарядами, а потом проводить рейды по вражеским тылам. Если же микроконтроля у вас не хватает, то придется пожертвовать мобильностью, сделав орудием возмездия катапульты.

А вот проблем с обороной базы от эльфов возникнуть не должно. Даже если вы прокараулите рейд невидимых лучников Темного Леса, то ничего страшного — со зданиями они справляются посредственно, тем более с гномьими. Из осадных войск у врага есть энты, которые после обстрела гномьими зажигательными снарядами превращаются в превосходный уголь. По-настоящему опасаться стоит только героев, но чтобы у врага их не появилось, лишайте эльфов ресурсной базы.

Мордор

Главное помнить — без богатства ресурсов подчиненные Темного Властелина для нас не опасны. С харадримами, орками и конными назгулами наши воины справятся играючи. Чтобы свести потери к минимуму, выставляйте во второй линии ваших войск боевые повозки, оснащенные очагом. Ведь орки и харадримы не могут убивать с одного удара, а наносимый ими урон очаг быстро восполняет.

Если враг все-таки разжился ресурсами и развился до hi-tech, то придется увеличивать число лучников Дэйла и катапульт в армии. И не брезгуйте посылать через шахты на вражескую базу рейды стражников, вооруженных осадными молотами (Siege Hаmmers), — пусть крушат логова мумаков и троллей, а также скотобойни и лесопилки. Ну и героев придется привлекать.

Гоблины

Знакомьтесь: идейные противники наших бородатых друзей. Захват контроля над картой вам не светит — гоблины обставят вас в два счета. Осадные умения тоже особенной погоды не делают, потому как гоблинские здания разрушаются так же легко, как и восстанавливаются. Выход один — наметить примерную территорию, которой вам должно хватить для нормального притока ресурсов, и оборонять эти земли от противных дикарей. Хорошую службу могут сослужить боевые повозки, если гонять их сквозь строй врага, выкашивая гоблинскую «массовку». Нанимайте героев и катапульты, чтобы легче было бороться с горными великанами. Да и вообще, возьмите за правило постоянно уничтожать расщелину (Fissure), тогда с горными великанами у врага будет перебой. Ну а когда герои и войска поднаберутся опыта, нужно сделать один единственный рывок к победе, обычно приводящий к гибели вражеской базы.

На заметку: любители гоблинов и мордорцев, видя, что гномья армия набралась опыта, порой решаются на такой отчаянный шаг: они строят большую толпу орков или гоблинов, отправляя их в земли бородачей. «Гномокомандующий», заметив эту толпу, машинально натравливает на нее все свое войско. В следующее мгновение в центр кучи-малы летит огненный шар, уничтожая обе армии. Но вот орки и гоблины свои потери восстанавливают быстро, а о гномах такого не скажешь... Так что старайтесь не рисковать лишний раз и держать несколько отрядов в шахтах про запас.

Изенгард

Уруки имеют множество способов удешевить свои войска, но если вы лишите врага мощного притока ресурсов, военная машина Изенгарда остановится. Этим и надо пользоваться. Распространиться по карте несложно, останется только удерживать территорию и не давать противнику дышать полной грудью. Особенных тактических изысков проявлять и не надо, сражения будут довольно стандартными.

На заметку: не тратьте ресурсы на усовершенствование боевых знамен в холле воинов. Знамена дают отрядам новобранцев второй уровень опыта, но гномьи войска очень живучи и поэтому доживают до второго уровня без всяких затрат с вашей стороны.

В лесу кто-то есть

Это важно: до недавнего времени жизни эльфов было не позавидовать, в игре присутствовал очевидный дисбаланс, делавший игру за эту расу очень сложной. Если желаете почувствовать силу эльфийской расы (впрочем, как и мордорской), то установите заплатку под номером 1.03, которая есть на диске ЛКИ за июль 2006 года.

Итак, для начала надо определить удобный обороняемый периметр, заняв его деревьями-мэллорнами. Практика показывает, что семи деревьев хватает для ровного развития и занимаемую ими территорию вполне по силам оборонять. Если вы все же опасаетесь, что не сможете прикрыть свои границы, постройте несколько башен, заведя в них лучников. Постарайтесь улучить момент для посещения пещер нейтральных обитателей карты, при сознательном ограничении числа мэллорнов лишние деньги вам пригодятся.

Итак, фиксированный порядок строительства зданий называть не буду (он, как правило, разнится из-за особенностей карт), но вот список необходимых зданий выглядит примерно так: не меньше семи мэллорнов, две казармы, конюшни, кузница и парочка зеркал Галадриэли по периметру. В этом случае вы сможете вовремя пополнять армию, если зеркала не сведут потери к минимуму.

Да, играть за эльфов сложно. Но зато это чертовски красиво.

Теперь надо временно отдать инициативу врагу. Набирайте митлондских стражей и лориэнских лучников, а также превосходную ривенделлскую кавалерию. Расчет прост: увлекшийся атаками противник, скорее всего, пренебрежет защитой, поэтому в промежутках между вражескими налетами ривенделлцы будут запросто рушить экономику врага. А как же штурмовать главную базу? Для этого вовсе не требуется ограждать поляну для разведения энтов — это влетает в копеечку, а деньги вам следует беречь. Лучше накопить победных очков до заклинания призыва энтов и в момент главного контрудара призвать родственников Древоборода с приказом: «Убил лесоруба — спас дерево!» На всякий случай стоит заняться целенаправленным захватом сигнальных башен, чтобы можно было повторить «осадный» призыв во второй раз.

Если вы сторонник партизанской войны, можете перейти на строительство лучников Зачарованного Леса (если хватит денег, прикомандируйте к ним их истинного лидера, Трандуила), но в целом эти диверсанты вам не очень понадобятся. Набравшие пятый уровень опыта обычные лориенские стрелки (а они будут набирать опыт легко и быстро) убивают обычных врагов с одного выстрела, как и эльфы Зачарованного Леса, но лориэнцев в отряде в два раза больше! Кстати, по этой же причине не имеет смысла исследование Silverthorn arrows — урон от ваших стрелков и так будет впечатлять.

Что ж, тетива луков натянута, на кого будем охотиться?

Люди

Бойтесь вражеской конницы пуще самого Саурона. Обязательно старайтесь снабжать тренируемых копьеносцев боевыми знаменами и эльфийскими доспехами (кстати, если улучшение брони называется «Эльфийские доспехи», то в броню чьего производства облачены воины до этого?). Так и только так митлондцы смогут защитить ваших лучников от наскоков гондорцев и рохирримов. И в войне против людей придется отказаться от услуг соотечественников из Темного Леса. Без прикрытия они рано или поздно гибнут под копытами лихих скакунов, но и в сочетании с копейщиками они имеют привычку располагаться слишком далеко от линии фронта (большая дальность стрельбы играет злую шутку), поэтому при рейде людей по тылам эльфов митлондцы уже не успевают прийти эльфам Темного Леса на помощь.

Гоблины

Одно из двух: либо у Древоборода период цветения, либо — возрастной листопад.

Пожалуй, один из самых легких противников. Хлипкая массовка гибнет под стрелами до неприличия быстро, крепкие, но медлительные полутролли опасны, только если пустить их на базу. Опасаться стоит горных великанов и наездников на пауках, причем без серьезных потерь вам с ними не справится. Поэтому надо просто не дать врагу их набирать. Делается это просто. Нанимаем Глорфинделя, даем ему возможность заработать три-четыре уровня, оседлать лошадь, после чего без стука наведываемся к противнику на базу, когда там никого нет, и рушим логово пауков и/или расщелину. Гоблинские здания довольно хлипки, поэтому герой со своей задачей должен справиться. Выгода в том, что врагу придется не только отстраивать здания заново, но и развивать их до нужного уровня. Разумеется, со временем противник найдет против ваших визитов контртактику, но инициатива будет им уже потеряна.

Кстати, хлипкость гоблинских построек сыграет с дикарями вторую злую шутку — вы сможете штурмовать их базу даже без применения энтов.

Гномы

Вот уж где снайперы Темного Леса смогут разгуляться от души! Благодаря высокому урону и большой дальности стрельбы они будут просто страшно вредить гномьей армии. А без армии даже крепкие стены не спасут.

Это важно: воюя против гномов, не забудьте, что в армии вблизи театра военных действий очень полезно иметь... рабочих. Да, тех самых быстроногих рикш, которые заведуют возведением зданий. Дело в том, что они обладают способностью тушить огонь в заданной области, а гномы питают нездоровую страсть к всевозможному «греческому огню».

Мордор

Пожалуй, с мордорцами будет справиться легче всего. Толстые монстры быстро гибнут под градом стрел, напоминая в момент гибели морских ежей, а рядовые войска не достаточно сильны, чтобы часто прорывать оборонительную линию митлондских копейщиков. Опасность таится в доступных Темному Властелину глобальных заклинаниях, которые запросто сносят ваших драгоценных лучников-ветеранов с лица земли. Поэтому просто не давайте врагу развивать «оружие массового поражения» и выбивайте мордорцев из всех сигнальных башен.

Изенгард

Для эльфов это, пожалуй, самый сложный враг. Уруки — бойцы-универсалы, у которых найдется достойный ответ любому из ваших отрядов. Строй копьеносцев едва ли выдержит напор пеших уруков, которым помогают арбалетчики, а волчьи всадники тем временем могут запросто зайти вам в тыл, принявшись за истребление стрелков или разрушение зданий. Пожалуй, это единственный случай, когда стоит включиться в борьбу за территорию. Иначе мясоразделочная машина Изенгарда перемелет длинноухих в один миг. Деньги нам понадобятся на все (то есть совершенно все) улучшения, которые мы только можем себе позволить, а также на непрерывное обучение подкреплений. Чтобы поспевать за милитаристом Саруманом, придется повышать уровни казарм и конюшен, да и строить этих зданий надо побольше. Надо постараться навязать врагу генеральное сражение и применить в нем все доступные вам заклинания, прибереженные к этому моменту. При удачном раскладе вы не только разобьете армию уруков и захватите временную инициативу, но и заработаете очки силы на новое глобальное заклятие, которое сможете применить уже спустя полминуты при решающем штурме базы противника.

Возвращение короля

Люди — раса универсальная, но отнюдь не серая. Именно отсутствие слабых сторон делает их одним из самых серьезных претендентов на победу в любой схватке. Правда, для реализации всего гондорского потенциала потребуется возведение множества различных строений, но при желании можно побеждать и без перехода к hi-tech.

Гондорская армия наступает широким фронтом. Все по уставу.

Итак, основу нашей армии должны составить стражники Белой Башни, лучники (в затяжной партии им на смену придут дунаданы), а также гондорские и роханские всадники. Ни в коем случае нельзя пренебрегать героями, они являются вашим главным козырем. Только помните, что одни герои очень сильно усиливают союзные войска, но и стоят они относительно дешево (Теоден, Эомер, Фарамир), а другие вояки способны в одно мгновение уничтожать вражеских монстров или здания (Арагорн, Боромир, Гэндальф). В быстрых боях окупается первая группа героев, в затяжных битвах — вторая.

Примерная стратегия на партию примерно такова. После возведения двух ферм и казарм производим отряд гондорских мечников и посылаем их нести светлое, доброе, вечное в дикие племена нейтральных обитателей карты. В защитном строю гондорские рядовые будут при минимуме потерь снабжать вас столь необходимым на старте золотом. Засиживаться на базе не стоит, наш лозунг: «Наглость — второе счастье!». Пусть строители ошалело возводят по карте фермы, пока на базе строятся вторые бараки, стрельбище и конюшни. А чтобы противник не мародерствовал на стратегических грядках наших ферм, следует его отвлечь, послав к нему на базу пару-тройку отрядов пехотинцев. Нужно просто приказать им двигаться в определенную точку на вражеской базе, не атакуя. Тогда, даже встретив по пути противника, бойцы пройдут сквозь его ряды, отхватив положенную порцию урона, но сохранив боеспособность. А пока враг гоняется за солдатами-смертниками, мы почти без проблем увеличиваем сельскохозяйственную площадь.

Конечно, долго так продолжаться не может, поэтому помимо тренировки войск стоит заняться постройкой рынка. Там сможем получить доступ к технологиям, понижающим стоимость улучшений для войск, повышающим доход от ферм и позволяющим получать больше прибыли от продажи зданий (если полезность урожайных ферм и дешевых улучшений очевидна, то продажа зданий потребуется, когда противник будет прорываться на беззащитные гектары королевских огородов).

Как видите, победа людей бывает скорее экономической, чем военной. Именно благодаря правильно поставленной экономике мы сможем постоянно пополнять и перевооружать армию, наседать на противника и призывать героев.

А теперь пройдемся по национальной специфике потенциальных противников.

Изенгард

Урукские пикинеры очень опасны для вашей кавалерии, волчьи всадники с легкостью прорываются в тыл и крушат инфраструктуру, подкрепления приходят к проклятым милитаристам еще быстрее, чем к нам. Побороть Изенгард проще всего в поздней игре, когда у вас будут мощные верховные заклинания (особенно Армия Мертвых) и эпические герои, после пинка которых с изенгардских зданий известка сыпется. А на старте не жадничайте и осваивайте только столько территории, сколько сможете защитить от напористых уруков.

Эльфы

Бенефис кавалерии, и этим все сказано. Именно всадникам предстоит терроризировать эльфийских лучников и совершать рейды по тылам. Герои-бойцы тут, скорее всего, не понадобятся, а вот Теоден и Эомер, усиливающие окружающих кавалеристов, будут очень полезны.

Что касается общей стратегии, тут все довольно просто: эльфы слабоваты в атаке, поэтому можно позволить себе доминирование на карте.

Гномы

Очень вредные ребята — сражаются стойко, на рейды реагируют оперативно, а вдобавок обладают настоящими героями-танками. Для победы вам нужно в кротчайшие сроки получить в свое распоряжение заклинание призыва Армии Призраков. Пустите «прозрачных» на гномью армию во время одной из битв, а затем тут же неситесь на вражескую базу. Очень помогут в такой ситуации герои-разрушители (Боромир, Арагорн).

Мордор

По-хорошему, мордорцы должны быть разбиты или, по крайней мере, замедлены в развитии в самом начале игры. Но если не сложилось, то нас выручат герои-бойцы — Арагорн, Боромир, Гэндальф. Эта троица играючи пускает на шашлык и троллей, и мумаков, и даже мордорских назгулов. А в довершение всего эти трое умеют очень быстро рушить здания. Так что при поддержке войск они врага одолеют.

На заметку: игроки за Мордор очень любят использовать против скоплений войск людей, гномов и эльфов заклинания массового поражения. Действительно, потеря воинов-ветеранов очень жестоко скажется на вашей боеспособности. Новобранцев вы натренируете, но вот опыт придется набирать с нуля. Однако у гондорцев есть выход. Теоден, Боромир и его брат Фарамир умеют раздавать погоны и ордена войскам в определенной области. Просто соберите войска в одну точку, предварительно выдав им знамена, и используйте способности повышать опыт. Вот перед нами уже войско ветеранов.

Гоблины

Больше всего стоит опасаться, что гоблины начнут возводить шахты глубоко у вас в тылу. Чтобы этого не происходило... просто задавите врага в середине игры. Благо герои ваши будут с легкостью сносить хлипкие гоблинские лачуги.

Что ж, на этом советы подошли к концу. Играйте и выигрывайте. И пусть Менельмар предвещает вам только удачные сражения.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо