Dishonored: Возвращение в Дануолл: мои впечатления от DLC 'Knife of Dunwall'
Итак, моё возвращение в Дануолл состоялось. Признаться, я его очень ждала. Ждала ради полюбившегося сеттинга, ради стелса, ради истории Дауда. С сеттингом и стелсом вроде почти все получилось, а вот с историей – несколько сложнее. Впрочем, oбo всeм по порядку.
Сеттинг
Играя за Дауда, мы попадаем все в тот же чумной Дануолл времен мрачного правления лорда-регента Хайрема Берроуза. Однако есть и отличия, главное из которых заключается в том, что давящая атмосфера агонизирующего от смертельной эпидемии города ощущается уже не столь остро, как в оригинальной игре. Во-первых, в дополнении нет плакальщиков, этих кровохаркающих и блюющих жертв чумы с безумным взглядом и нечленораздельной речью, более напоминающих зомбяков, нежели людей. Во-вторых, крыс стало явно меньше. Опасная стая, готовая сожрать человека заживо, мне попалась всего раз за первое прохождение дополнения и ни разу – за второе. О разгуле болезни напоминают лишь замотанные в саваны трупы, встречающиеся иногда в подворотнях и брошенных квартирах, заколоченные двери и окна домов, да предостерегающие плакаты и щиты с надписью Plague (чума).
Приглушена, на мой взгляд, и гнетущая атмосфера режима чрезвычайного положения, введенного в Дануолле. Из охранных систем только стены света, парочка, буквально парочка, разрядных столбов и системы сигнализации, которые есть возможность отключить еще до начала очередной миссии (я имею в виду специальную внутриигровую фишку, а не читерство). Ни толлбоев-неубивашек, ни сторожевых вышек... Даже объявления и предостережения, вырывающиеся из развешенных по городу динамиков, уже не оказывают столь давящего воздействия на психику, как раньше. В общем, играя в дополнение, я не испытывала того щекочущего нервишки ощущения опасности и легкого страха, которыми сопровождалось прохождение собственно Dishonored. Настрой был явно иным, деловым: задача ясна - работаем, ребята.
Однако, прочитав все вышеизложенное, не спешите делать вывод, будто Дануолл Дауда попопсовел и огламурился. Никоим образом. В имперской столице по-прежнему царят грязь и запустение, да и мерзко-тошнотворных, в буквальном смысле этого слова, мест в ней хватает. Достаточно заглянуть на китобойню Ротвильда, а особенно в систему сброса отходов китобойного производства, и вы будете рады, что современные игровые технологии еще не научились передавать запахи. Впрочем, заглянуть туда вам все равно придется. Иначе дополнение не пройти... А ведь это только одна из доступных в нем [дополнении] локаций.
Кстати, о локациях... «Клинок Дануолла» позволит нам побывать в трех районах города: на китобойне Ротвильда и прилегающей к ней территории, в Деловом квартале, являющемся частью Района особняков, и в Затопленном квартале, уже известном тем, кому довелось пройти Dishonored. Каждая локация соответствует конкретной миссии, коих, как не сложно догадаться, тоже три. Первые две по своему размеру сопоставимы с локациями из оригинальной игры, третья же значительно меньше, ибо из всего Затопленного квартала нас «пускают» только в Торговое здание (убежище Дауда) и в пару-тройку примыкающих к нему руин.
Правда, нам доведется еще побывать возле Башни и посетить Бездну, но полноценными игровыми локациями их назвать язык не поворачивается. Территория перед императорской резиденцией появится только в качестве декораций к заскриптованной сцене, в которой нет возможности управлять действиями героя, а доступный участок Бездна столь мал, что проходится чуть ли не за минуту.
Стелс
В плане стелса дополнение мало чем отличается от основной игры. Красться, прятаться, душить стражников, пуляться усыпляющими дротиками – все это в «Клинке Дануолла» присутствует в изобилии, что не может не радовать. Меня, по крайней мере. Стелс-арсенал Дауда, как мне показалось, даже превосходит таковой у Корво. Удушающая пыль, оглушающие мины, вызов ассасина, который будет отвлекать стражников от самого Дауда, – ничего этого у лорда-защитника не было. Впрочем, оно и понятно. Быть смертоносной тенью – прерогатива убийцы, а не телохранителя.
Однако, и в здесь создатели остались верны геймплейным основам Dishonored, дополнение можно пройти не только в стелс-режиме, не поднимая тревоги, но и без кровопролития. Как известно, клинок – это последнее средство, и нейтрализовать цель вовсе не означает превратить ее в безжизненное холодное тело. Посему, играя за ассасина, можно дойти до финальных титров так никого и не ассасинировав. Главное, было бы желание – желание самого игрока найти способ «чистого» решения поставленной задачи, ибо его поиск сопряжен с более дотошным и внимательным исследованием локаций, нежели в случае прохождения по принципу «всех убью – один останусь».
История
Если сеттинг и стелс оставили у меня очень даже приятные впечатления (несмотря ни на что), то вот с нарративным дизайном, на первый взгляд, у разработчиков вышло не совсем все гладко. На протяжения всего DLC история, рассказываемая в нем, больше выглядит как оправдание для помещения героя в ту или иную локацию, нежели как собственно история – история раскаявшегося наемного убийцы, вдруг осознавшего, сколь непотребные вещи он сотворил, и что заслуженное возмездие – это только вопрос времени, коего почти не осталось, ибо сама смерть в облике Корво уже идет по его стопам, а божество, которому он служил, Чужой, отвернулось от него. Так вот, пронзительной истории, которая цепляла бы за душу, заставляла бы игрока почувствовать себя в шкуре героя, сродниться с ним, в дополнении вроде как не получилось.
Честно говоря, я даже не почувствовала (вплоть до самой концовки), что играю именно за Дауда. Как бы парадоксально это ни звучало, но недурно сработанный стелс и возможность работать без «мокрухи» плохо увязывались с образом профессионального убийцы с руками не то что по локти, по самые плечи в крови, смогшего хладнокровно убить мать на глазах у ребенка. Пусть и впавшего в душевные метания, но все равно убийцы... убийцы, которому терять-то уже все равно нечего, судьба которого, по сути, уже предопределена. Чужой ясно дает ему это понять в самом начале и дарует отверженному последователю не шанс на Спасение, но всего лишь Тайну. Вот и выходило, что перо под ребро – более убедительный конкретно для Дауда способ решения проблем, нежели поиск обходных путей. Но ведь лобовое прохождение – это так просто и так... неинтересно. Неинтересно лично для меня. В итоге я играла за Дауда, как если бы это был Корво (бескровный стиль прохождения за Корво кажется мне даже более реалистичным и правдоподобным, чем стиль «море крови, горы трупов»), и непосредственно клинок в «Клинке Дануолла» оказался у меня не востребованным, что сделало само название дополнения до известной степени лишенном смысла.
В тоже время история, рассказанная в дополнении (какой бы не слишком убедительной она, на мой взгляд, ни была), проливает свет на некоторые события в Dishonored. А точнее, на мотивацию Дауда, пощадившего Корво, полуживого от яда, а потому совершенно не способного постоять за себя. Терзаемый раскаянием за содеянное с Джессаминой и ее девочкой, он просто был не в состоянии сделать логичный, казалось бы, шаг – устранить того, кто рано или поздно придет за ним, придет с клинком в руках и предъявит счет, оплатить который можно только кровью. Убить беззащитного Корво означало бы примирится с убийством императрицы и перестать сожалеть о нем, а этого-то Дауд как раз и не мог сделать. Раньше он не гнушался заказов ни на женщин, ни на стариков, о чем красноречиво рассказывают доски с портретами жертв в его кабинете. Но там, в беседке у Башни, незримая черта была пройдена, и возврат к прошлому стал невозможен.
И все-таки вовсе не такую мизерную цель ставили перед собой разработчики – прояснить пару мутных моментов в основной игре. Они хотели большего, хотели показать видение ситуации с противоположной, так сказать, стороны, поведать другую правду. Замысел, несомненно, хорош, но лишь финальная сцена заставляет задуматься, что, возможно, его реализация не столь уж неудачна, как могло казаться на протяжении всех трех миссий. Более того, с окончанием «Клинка Дануолла» история главы банды убийц из Затопленного квартала не заканчивается. Впереди нас ждет продолжение под названием «Бригморские ведьмы». Очень хочется надеяться, что оно добавит убедительности истории раскаявшегося ассасина и окончательно заставит меня поверить в нее. Коли будет так, я, возможно, перепройду в очередной раз Dishonored, и позволю Корво пощадить Дауда. Месть, несомненно, многое решает, но искреннее Раскаяние достойно Милосердия.