Не те герои. Обзор Company of Heroes 2
Когда люди на Западе считают, нет, они даже уверенны, что именно американцы с британцами да прочими англосаксами победили фашизм, к этому можно относиться как с сочувствием, так и с пониманием. Все же правда у каждого своя: зачем возводить в степень героев “комми”, когда под боком имеются свои чудо-воины, коих можно и нужно восхвалять и почитать. Другое дело, когда подвиги советского народа в целом и Красной Армии в частности сознательно принижаются – это уже вызывает раздражение вперемешку с недоумением. Но и это не самое страшное. В последнее время наметилась очень нехорошая тенденция на проведение параллелей между фашистской Германией и Советским Союзом предвоенного и военного периодов. Этим грязным дельцем занимаются все кому не лень, в том числе и в России, но в западных странах некоторые высшие круги совсем уж с ума сходят. Ладно, черт с ними, с политиканами, на них обижаться – как жабе душу изливать, то есть бессмысленно и бесполезно. А вот на Relic Entertainment обидеться стоит, так как сюжетную кампанию Company of Heroes 2 иначе как провокацией назвать нельзя.
Вот зачем, спрашивается, полезли? Не могли в нейтральной стилистике рассказать о перипетиях Великой Отечественной войны (кстати, такого термина как ВОВ на Западе, да и во всем мире тоже, не существует – есть Восточный фронт, и только он) и непредвзято показать ужасы того времени? Получается, не могли. Или просто не захотели, не знаю. Кампания Company of Heroes 2, разбитая на полтора десятка миссий, представляет собой жестокую подборку нелицеприятных фактов о Красной Армии. Нацисты априори являются плохими, но на них игра не акцентируется, зато во всех подробностях описывает злобствования комиссаров, НКВД и прочих проводников коммунистического зла.
Да, в нашей истории были и заградительные отряды, и приказ №227 (“Ни шагу назад”), и роты штрафников, и лихие атаки в лоб на вражеские пулеметы, и расстрелы провинившихся бойцов без суда и следствия, и лагеря, куда ссылали зачастую неправомерно осужденных солдат. Все эти ужасы мы понимаем, принимаем и уже давно не отрицаем. Если бы граждане-канадцы ограничились в Company of Heroes 2 упоминанием лишь этих непреложных фактов (а они, как водится, упомянуты все до единого), я бы уже давно перешел к описанию других сторон CoH 2, перестав зацикливаться на сюжетной линии, но нет. Представители Relic Entertainment пошли дальше, буквально смешав с грязью все, до чего они только могли дотянуться, причем сделали они это настолько нагло и мастерски, что у игроков по ту сторону Европы и за океаном не останется и тени сомнений в “истинной” сущности Советского Союза в военную эпоху. И это печалит, но больше гневит и вызывает хорошую такую, добрую злость, рвущуюся из глубин души.
Оказывается, командный состав РККА, чтобы застопорить наступление фашистов, отдавал приказы сжигать из огнеметов поля вместе с находящимися там советскими войсками. Хотите верьте, хотите нет, но тактика выжженной земли предполагала, что хатки мирных жителей тоже можно было пускать на потеху “красному петуху” без какого-либо предупреждения. Это нормально, это по-советски. А вы знали, что коммунисты настолько ненавидели поляков из союзной Армии Крайовой, что не гнушались пускать их в расход, как только те переставали представлять хоть какую-то ценность? И я вот не знал. Но что же получается в итоге? В кампании Company of Heroes 2 все носители коммунизма – плохие? Совсем даже нет. Ведь есть обычные русские солдаты, проявляющие чудеса героизма, но их, правда, потом под тем или иным предлогом расстреливают комиссары.
Также в качестве хорошего русского, простите, советского парня, выступает Лев Абрамович Исакович – главный герой сюжетной ветки CoH 2, на момент начала игры находящийся… Где бы вы думали? Разумеется, в ГУЛаге, причем в условиях канонично лютой, страшной зимы 1953 года. Сидя в комнате для допросов, Лев Абрамович – то ли журналист, то ли лейтенант, то ли журналист и по совместительству лейтенант, в мутном сюжете сам черт ногу сломит, - вспоминает события прошлого, на пальцах объясняя своему бывшему командиру (разумеется, той еще скотине), почему тот – говнюк, а сам он – радетель и ревнитель матушки-родины. Собственно, Лев Абрамович вспоминает, а мы, так сказать, проживаем отдельные эпизоды из его нелегкой жизни, которая побросала его по всему Восточному фронту: от Сталинграда до Ленинграда, от болот Беларуси до территорий Польши и Германии.
Исходя из моего гневного посыла, изложенного выше, у вас может сложиться ошибочное мнение, что Company of Heroes 2 – игра, которую стоит обходить по широкой дуге. Но нет. Конечно, студия Relic Entertainment перегнула палку с кампанией, причем не просто перегнула, а сломала, сложила шалашиком, полила низкопробным “восьмидесятым” бензином и подожгла. Сие печально и грустно, но пусть это остается на совести “Реликов”. Кто им там судья – не знаю, да и знать не хочу. А вот игра в целом, если отбросить всесторонне отвратный сюжет, у канадцев получилась… Да хорошей она получилась, что вдвойне обидно – играешь, наслаждаешься, но неприятный осадочек остается. Ну да бог с ним, двинемся вперед по шпалам. Итак, что такое CoH 2? Формула следующая: Сompany of Heroes + куча улучшений, изменений, дополнений и успешно реализованных задумок + сохранение большинства базисных основ = Company of Heroes 2. Не гигантский шаг вперед, но и не топтание на месте. Вторая часть CoH – это всесторонняя модернизация нашумевшей в прошлом RTS, в результате которой игра посвежела, похорошела и осовременилась, но суть ее осталось неизменно прежней.
В Company of Heroes 2 значительно усилилась экшен-составляющая, и понимание этого приходит в первой же миссии, действие которой развивается на просторах разрушенного Сталинграда. Ни на миг не прекращается стрельба, взрывы поднимают в воздух как комья земли и всякий мусор, так и изувеченные трупы солдат, дым густой пеленой заволакивает окрестности. Раненые бойцы, срезанные жалящей очередью пулемета, ползают под ногами и оглушительно кричат от боли, причем умирают не за 10-15 секунд – их агония может продолжаться достаточно долго, и за это время они могут уползти весьма далеко. Карточными домиками складываются кирпичные строения, погребая под собой целые отделения. Комиссары подгоняют новобранцев в атаку, и те несутся вперед, придерживая руками каски и гремя амуницией. Оглушительно трещит рация, откуда слышится преисполненный ужаса голос, запрашивающий несколько отделений на прорыв вражеского оцепления вокруг окутанного языками пламени здания. По флангам и даже с тыла лезут фрицы, еще больше усиливая хаос.
Да, зачастую именно хаос правит на поле боя, и поначалу это вызывает чуть ли не панику. Но если в том же Сталинграде, несмотря на изобилие объектов и руин кругом, контролировать деятельность бойцов хоть как-то удается, то в последующей миссии, где бурно произрастает растительность, панические настроения возрастают в геометрической прогрессии. Солдаты буквально сливаются с окружающей средой, и едва видимые полупрозрачные иконки, обозначающие те или иные рода войск, не слишком способствуют их нахождению среди кустов, деревьев и зарослей – по первости приходится постоянно прибегать к помощи карты. В итоге к хаосу привыкаешь, понимаешь, что он, на самом-то деле, весьма упорядочен, и начинаешь получать всю полноту удовольствия от игрового процесса. С поправкой на наличие эпизодов, где Красная Армия творит чудеса жесткости, сами собой разумеющиеся с точки зрения Relic Entertainment.
Как и в прошлой части Company of Heroes, “кампанейские” миссии в большинстве своем подразделяются на несколько равнозначных эпизодов: выполнили одну поставленную задачу, изучаем ц/у, идем выполнять следующую, и так до победного конца. Тем не менее есть цельные и непрерывные эпизоды. Игра постоянно закидывает нас на разные участки Восточного фронта, заставляя исполнять те или иные приказы командования, которые, кстати, не ограничиваются только лишь целями из разряда “захвати точку, отбей атаку противника, прорви оборонительные рубежи с помощью танков” и так далее. В Company of Heroes 2 есть и относительно тихие миссии, где под наш контроль переходит ограниченное число бойцов, например, тех же снайперов и разведчиков. Да, и еще один момент – из игры никуда не делись и дополнительные задания, за выполнение которых даются бонусы в виде подкреплений и сторонней поддержки.
Вместе со сменой локаций изменяются и времена года: лето прощается с весной, а зима машет рукой осени. Зимние миссии, на которые Relic Entertainment делали ставку, действительно выглядят очень и очень здорово. Правда, солдаты замерзают насмерть далеко не в каждую зиму, а лишь в самую лютую и суровую. Когда на улице стоит сорокаградусный мороз, бойцы достаточно быстро умирают от холода (чтобы этого не происходило, приходится постоянно следить за специальным индикатором) и спастись они могут только в том случае, если соберутся вокруг костра, спрячутся в ближайшем здании или сядут в салон какого-нибудь бронетранспортера. Скажу вам, что хорониться от Дедушки Мороза и одновременно с этим пытаться воевать – это совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мыслить начинаешь уже совсем другими категориями, так как кидать отряды под пули и снаряды – дело одно, а вот совершать марш-броски через заснеженные поля в условиях жесточайшей вьюги – это уже совершенно другое. Подчас холодрыга наносит больший ущерб, чем засада с пулеметами, танками и артиллерией. Да, такая вот она суровая – зима русская. Кстати, единственными невосприимчивыми к холоду воинами являются разведчики, среди которых встречаются не только мужики с шапками-ушанками, но и миловидные женщины-снайперы.
Помимо потенциальной смерти от переохлаждения, зима приносит и массу других неудобств. Иногда ревет и бушует метель, в значительной степени снижая радиус обзора. За пределами расчищенных дорог солдат поджидает напасть другого толка – толща снега, в которую солдаты буквально проваливаются. Конечно, сугробы не являются непреодолимым препятствием даже для косолапых новобранцев, но снежный покров значительно снижает скорость передвижения отрядов. Также есть лед, сковывающий реки и озера. С одной стороны, он несет в себе одни лишь преимущества, ведь по нему способна перемещаться как пехота, так и тяжелая техника. Да, чисто теоретически многотонные стальные махины могут проломить лед и приплыть в гости к водяному, но это большая редкость. В рамках кампании встречаются лишь единичные эпизоды, когда какой-нибудь танк отправляется на дно речки или озера, да и случается это лишь в том случае, если рядом с боевой машиной взрывается метко выпущенный снаряд. В мультиплеере подобного рода ситуации происходят чаще, но не так уж, чтоб совсем. Зато какое удовольствие испытываешь, когда тебе все же удается пустить на корм ржавчине и рыбам вражескую бронемашину со всем ее экипажем – словами не описать. И ровно такое же эмоционально расстройство получаешь, когда враг вытворяет с твоими войсками аналогичного рода подлянки.
Если отставить в сторонку зимние миссии, а также исключить тот факт, что игра прибавила в динамике, обзавелась симпатичной графикой, обновленным интерфейсом и, чего уж греха таить, стала чуточку более масштабной в сравнении с Company of Heroes, то на первых порах все равно возникает ощущение дежа вю. Но оно обманчиво. Мелких и более крупных изменений – вагон и маленькая тележка. Солдатня наконец-то научилась перепрыгивать через заборы, тогда как в первой части CoH, как вы помните, бойцы были ленивы и перебираться через препятствия не умели. Канула в лету во многом читерская возможность подглядывать за вражескими отрядами в пределах лишенной “тумана войны” зоны – сейчас уже нельзя определить их местонахождение даже в том случае, если они находятся в нескольких метрах по другую сторону здания. Искусственный интеллект был в значительно степени улучшен – враги в Company of Heroes 2 все еще любят бежать в лобовые атаки, но делают это не столь часто, как в первой части CoH, и стараются обходить позиции игрока по флангам и с тыла. Активную жизненную позицию проявляет и техника – те же танки, которые не стоят на одном месте, а усиленно носятся по карте, тем самым всячески препятствуя потенциально удачному броску гранаты. Но даже если смертоносная капсула с порохом и другими взрывчатыми веществами все же попадает в цель, тяжелому “панцеру” это как с гуся вода – живучесть танков в Company of Heroes 2 увеличилась в несколько раз, и это с учетом того, что механика разбора гусеничных машин на винтики в игре еще больше приблизилась к тому, что мы можем наблюдать сейчас в World of Tanks. Уничтожение подобного рода техники в Company of Heroes 2, если рядом нет хотя бы самой слабенькой 45-мм пушки, является самой настоящей наукой.
Что еще можно отметить из новшеств? Разумеется, с советской стороны появились комиссары, куда ж без них – тут Relic Entertainment упорно продолжают гнуть свою линию. Никакой пользы “энкавэдэшники” не приносят, наоборот – расстреливают каждого бойца, который в ужасе сбегает с поля боя, и горе тому игроку, который скомандует всеобщее отступление на базу в тот момент, когда там злобствует комиссар. Единственная отрада, что тот иногда отлучается по своим делам – отправляется, видать, пить кровушку в других батальонах.
Также следует упомянуть о некоторых изменениях, произошедших с системой найма юнитов – теперь последние появляются не рядом с соответствующими зданиями, а прибывают на точку дислокации из-за границ экрана, причем выбежать (или выкатить) они могут с абсолютно любой стороны карты. Да, теперь каждая захваченная территория становится самым настоящим плацдармом, и у игрока есть возможность получать подкрепления именно там, где они ему нужны, что очень удобно.
Кстати, о подкреплениях. Как вы помните, раньше, чтобы обзавестись внеочередной порцией техники или пехоты, приходилось выбирать одну из трех доктрин, каждая из которых давала не только разные преимущества, но и позволяла осуществлять найм юнитов без привязки к зданиям. Это возможность осталась и в Company of Heroes 2, правда, на смену обезличенным доктринам пришли генералы, способности которых в кампании не работают, а активируются только в одиночных миссиях и многопользовательских сражениях, но об этом позже. Во время прохождения сюжетной линии нам иногда разрешают вызывать на поле боя разные боевые группы, будь то штурмовые и гвардейские отряды, “Катюши”, танки и так далее – разумеется, за ресурсы: все те же (личный состав, боеприпасы и топливо) и все так же накапливающиеся в общевойсковой копилке в зависимости от числа захваченных территорий. Но в Company of Heroes 2 появились и “бесплатные” подразделения: новобранцы, фронтовики и, что характерно, штрафники. Чем активнее союзная армия изничтожает врага, тем быстрее заполняется специальная шкала, деления в которой показывают, какие именно отряды доступны в данный момент времени. Самые лютые воины – вышеупомянутые штрафники – “открываются” последними. Элитным гвардейцам и даже штурмовикам они не чета, но и пушечным мясом уже не являются.
Завершив сюжетную кампанию, игрок может переключиться на прохождение одиночных и совместных миссий в рамках режима под названием “Театр военных действий” (Theatre of War). Пока что в него включено 18 отдельных эпизодов – по 9 на каждую из сторон конфликта. Почему пока что? А это задумка от разработчиков такая. Они не успели охватить все события, происходившие на Восточном фронте, и новые миссии будут постепенно добавляться в дальнейшем. На данный момент времени, как я понял, дело ограничивается только 1941-ым годом.
Одиночные задания предлагают поучаствовать в миссиях со специальным набором условий, невыполнение которых заведомо карается поражением. Так, например, в одном из эпизодов необходимо захватить не менее 10 провинций, сохранив при этом хотя бы один пехотный отряд. Другие типы “одиночек”, так называемые “Бои с ИИ”, никаких особых условий перед игроком не ставят. Целью в них является захват и удержание территорий, помеченных на карте звездочками. Удерживая большее, чем у врага, число подобного рода ключевых пунктов, игрок тем самым начинает уменьшать счет оппонента, на начальном этапе кратный цифре 500. Как только данный показатель снижается до нулевой отметки, игрок побеждает. Ну, или проигрывает, если противник оказывается расторопнее. Правила совместных сценариев являются калькой “Боев с ИИ”, но с одним отличием – в кооперативном режиме у игрока может быть союзник, что называется, из плоти и крови.
Многопользовательский режим чем-то напоминает последние из вышеописанных миссий Theatre of War, но и в нем имеется ряд особенностей. Во-первых, в мультиплеере в смертельной схватке могут сойтись до 8 игроков кряду, хотя формат режима подразумевает и менее масштабные поединки: 1v1, 2v2 и 3v3. Если команды по каким-то причинам не собираются (не сезон, скудный онлайн, дождичек в четверг не прошел), игрокам разрешено выступить единым фронтом и против армий ИИ. Во-вторых, здесь разрешается самостоятельно выбирать карты и условия, необходимые для достижения победы. В-третьих, именно в мультиплеере есть где развернуться системе под названием “Параметры армии”, которая действует и в режиме “ТВД”, но с некоторыми ограничениями – например, по найму генералов и техники. Так что же это такое – “Параметры армии”? Это специальное меню, предлагающее игроку настроить свою армию по собственному усмотрению: выбрать представителей генералитета, каждый из которых исповедует присущую только ему доктрину и располагает рядом уникальных особенностей, изменить внешний вид техники с помощью новых “шкурок”, а также поковыряться в так называемых разведбюллетенях. Эти самые бюллетени, по сути своей, есть пассивные навыки, повышающие характеристики тех или иных категорий войск. Открываются они не сразу, а только после выполнения определенных заданий, подчас необоснованно сложных. Например, чтобы повысить прочность модели миномета GrW 34 на 3%, а заодно увеличить дальность стрельбы на 5%, нужно убить по 15 врагов из 25 разных орудий подобного типа, причем набитая серия прерывается, если отряд, приставленный к миномету, погибает. Такие вот непростые дела. Собственно, все изменения, проведенные с армиями, можно сохранить в специальных наборах, дабы не мучиться с настройками перед каждым боем.
Company of Heroes 2 – во многом удивительная игра. С одной стороны, она кичится идеально выверенным геймплеем, хвастается изобилием новшеств при сохранении всех базисных основ, заложенных еще в первой части CoH, тыкает нас носом в похорошевшую картинку, намекает на практически полное отсутствие в ней каких бы то ни было недостатков и делает все, чтобы нам понравиться. И надо сказать, у нее это прекрасно получается. Company of Heroes 2 действительно хороша – она как яркая, притягательная и в крайней степени эффектная девица. С другой стороны, на миловидной в общем-то мордашке дамочки присутствует весьма нелицеприятный изъян в виде гнойного прыщика, который она и не думает замазывать или хоть как-то скрывать. Да, я говорю о сюжетной кампании, вобравшейся в себя все самые отвратительные мифы о происходивших на Восточном фронте событиях. Мифы, с точки зрения Relic Entertainment, непреложные и сами собой разумеющиеся. И что же в таком случае нам делать? Развернуться и с презрительной миной отправиться восвояси? Нет, мы поступим иначе, по канонам бородатого анекдота – наденем на голову кокетки непрозрачный пакет и продолжим наслаждаться процессом, стараясь не думать о вещах, способных вызвать у нас негативные эмоции.
Рейтинг: 8.0/10
Патриотический рейтинг: 3.0/10