Рецензия на фильм «Хоббит: Пустошь Смауга»
Далеко, за Мглистых гор хребет. В пещерах тех не брезжит свет…
Путешествие Бильбо Беггинса и тринадцати гномов продолжается. Почетный распильщик Питер Джексон легким движением руки разделил два готовых фильма, немного их доснял и увеличил хронометраж еще на один фильм. Теперь эпизод «Сплав на бочках», которым должен был закончится первый фильм, завершает первый час фильма второго, а сам второй фильм обрывается на самом интересном месте. Увы, это не единственный его недостаток.
«Ну все, теперь ты разбудила дракона!»
© «Игра Престолов»
Прежде, чем я начну хвалить, мне очень хочется поругать. Благо есть за что. Я смирился с тем, что фильм превратился в трилогию, ведь «Нежданное путешествие» было настолько органично построено, что я простил авторам фильма некоторую алчность. Ну черт с ним, с разделением, 550 миллионов потраченных хрустящих купюр надо как-то отбивать, а тремя фильмами это сделать проще чем двумя. Ну а если все было бы сделано как первая часть, то я бы ни на секунду не пожалел о таком разделении.
Со второй частью возникли проблемы. До окончания сплава на бочках фильм держал мое внимание троллевской хваткой, и я с восхищением смотрел и на наркоманское Лихолесье, и на поход Гендальфа в Дол Гулдур, и на пауков, и на наглозадых эльфов. Это все выглядело отлично, динамично, местами комично, и беспредельно увлекательно. И все это я смотрел в 3D и на копии 48 кадров в секунду. Был просто сногсшибательный эффект. После того как закончился самый лучший сплав на бочках (по моему мнению – лучший эпизод фильма), история подрастеряла и динамики, и юмора, и, собственно приключения.
А дело в том, что разбивая книжку на три части, пусть даже используя всю историю в целом, с Некромантом, сыном Азога и прочими околодраконьеми делами, режиссер Джексон и сценарист Дель Торо стали расширять Толкиеновскую вселенную, чтобы заткнуть дыры в хронометраже, материала на который попросту не хватало.
Ну а потом будет дракон, эпизод с которым расширили аж на целый час. Нет-нет, это не будет просто диалог с Бильбо. Чтобы разогнать фильм до двух с половиной часов, был вставлен часовой эпик с борьбой гномов с драконом. Нелогичный, затянутый, местами какой-то сильно притянутый за уши эпик. Логично было бы оставить как в книге, но...
И завершается это все на самом интересном, когда вот-вот начнется Армагеддон и мракобесие, экран затемняется и начинает играть финальная песня, оставляя тебя с мыслью, что ждать следующей части еще год. От этого тоже грустишь. Потом начинаешь грустить от того, что ни разу за фильм не заиграла сакральная мелодия Говарда Шора о «Мглистых горах», на которой держался весь первый фильм. Саундтрек, тем самым, вообще перестает звучать, в нем либо старые композиции из «Властелина колец», либо новые, но ужас какие проходные и незапоминающиеся.
Хух, отругал. Сейчас буду хвалить.
При всех своих недостатках, «Хоббит», Питер Джексон, Говард Шор, Гильермо дель Торо, Мартин Фримен и Бенедикт Камбербэтч…
… и все-все-все остальные отработали на полную, продолжив грандиозную сагу по культовому произведению. Пересматривать я «Пустошь Смауга» точно не буду пока не выйдет режиссерская версия. Но когда трилогия завершиться – буду наслаждаться ей целиком, как я до сих пор наслаждаюсь «Властелином колец» и многими другими фильмами Джексона, одного из лучших постановщиков современного кино.
По сути все мое брюзжание можно свести в одной претензии: из-за разделения на три фильма, Джексон вынужден перегибать палку и добавлять в фильм либо не интересные, либо совсем неуместные вещи. Но ради такого чуда, как «Хоббит», можно и потерпеть.