FIFA 2007
Танец на пальцах
Введение
Еще одно руководство по FIFA не-помню-порядковый-номер? Зачем оно нужно — все уже жевано-пережевано в статьях о прошлых версиях игры? Или это перепечатка прошлогоднего материала?
Нет, статья новая. Да, разработчики огорчают нас устаревшей графикой — зато в геймплее появились изменения, достойные обсуждения! Неужели вы уверены, что графика важнее? Кроме того, невооруженному глазу видна ориентация игры на новых игроков — тех, кто ранее запутывался в пальцах и считал симуляторы слишком непохожими на реальность. Не без причин, если говорить честно.
Electronic Arts удивили поклонников игры новой раскладкой клавиш: коренных изменений не произошло, но время на привыкание придется потратить. Интересно, что в демо-версии новой раскладки не было — неужели ее вставили в последний момент? К счастью, старая («классическая») раскладка сохранена — но и новая достойна внимания.
Изменения коснулись не каких-то глобальных принципов, а соответствия клавиш при защите и нападении. Раньше за отбор мяча отвечала клавиша D — она же отвечала и за удар по воротам. Футболисты нередко били что есть силы по чужим воротам сразу после отбора: раскладка переключалась из защитного режима в наступательный, а человек попросту не успевал это оценить. Теперь же отбору мяча соответствует клавиша S — и в случае успеха защитник пасует мяч своему партнеру.
Любая бочка меда достойна своей ложки дегтя: новая раскладка привела к проблемам в защите — перепасовка в непосредственной близости от своих ворот время от времени приводит к печальным последствиям. Впрочем, проблема не так сильна, а выбить мяч клавишей A после отбора — дело ловкости пальцев.
Оборона
Рассмотрим новую раскладку подробно: целесообразно сделать это отдельно для режимов атаки и защиты, точнее, для режимов, когда мячом владеем мы или, наоборот, соперник.
Если мы защищаемся, то основная клавиша — S: она означает постоянные попытки отобрать мяч, но без нарушения правил. В борьбе старайтесь как бы «выдавить» соперника подальше от ворот: он может испугаться и бежать в удобном нам направлении.
Подкаты теперь выполняются с помощью клавиши D: применять их следует осторожно, только если противник отпустил мяч далеко от себя — иначе прозвучит свисток судьи, и вы гарантированно получите опасную ситуацию у своих ворот. Удачный момент для броска легко подобрать, когда два игрока бегут навстречу друг другу.
На заметку: подкаты сзади чреваты удалением, а потому категорически не рекомендуются.
Если ваш футболист борется за летящий мяч, клавиша A заставит его ударить головой, а когда мяч на земле, эта же клавиша вызывает на помощь другого защитника. Вызов партнера полезен, если противник зажат на фланге и не может сделать передачу: иначе этот прием обнажает зону в защите, куда может ворваться форвард.
Клавиша W заставляет выйти вперед голкипера. Это полезно, если нападающий соперника выходит один на один или неожиданно попадает в штрафную площадку. Опасность заключается в том, что мяч могут перебросить через вратаря.
Клавиша C помогает противодействовать финтам нападающего: это полезно, если защитник находится между противником и воротами.
Чтобы переключить активного игрока, теперь необходима клавиша Q: немного непривычно, но достаточно удобно. Советую установить автоматическое переключение игроков на минимум: если вы будете сами выбирать футболиста для управления, то сможете задавать действия с упреждением. Чтобы установить уровень переключения, необходимо вызвать меню управления, выбрав My FIFA 07: Controls.
На заметку: опыт показывает, что удобно перенастроить действие клавиши Q на пробел.
Наконец, стрелки отвечают за движения футболиста: тут дополнительные комментарии не нужны.
Атака
При атаке на чужие ворота действие основных клавиш меняется. Если мяч ничей, то клавиша Q по-прежнему отвечает за переключение игроков, в ином случае становится модификатором для основных действий: «активным» делается игрок, владеющий мячом.
Чтобы точно передать мяч в ноги партнеру, необходима клавиша S. Сочетание Q+S заставит передать мяч верхом: это полезно, если пути перекрыты, но так противнику легче перехватить пас. Родственная клавиша — W, позволяющая дать пас на ход. Передача получается слабой, поэтому она удобна для быстрого развития атаки при отсутствии поблизости защитников. Комбинация Q+W дает возможность сделать навесной пас на ход, что позволяет быстро перейти от защитника к атаке.
Одновременное нажатие клавиш паса и стрелок указывает направление мяча. Если стрелки не нажаты, пас будет направлен в сторону, куда смотрит футболист. Длительность же нажатия клавиши S указывает, дать пас ближайшему партнеру или тому, что дальше.
Быстрое последовательное нажатие S-S необходимо, если мяч приближается к вашему игроку после паса: футболист в касание передаст мяч дальше. Конечно, точность страдает...
Если сразу после паса нажать E+Shift+стрелку, то адресат передачи пробросит мяч себе на ход в касание и быстро перейдет в атаку.
Клавиша D поможет сделать навес: если футболист недалеко от ворот противника, то мяч направится в штрафную площадку, иначе просто на свободное пространство в выбранном направлении. Сочетание Q+D поможет сделать дальний, но неточный навес. При фланговом прорыве полезнее сочетание D-D: последует сильный прострел в направлении ворот.
Удар — клавиша A. При ударе необходимо следить за полоской над фамилией игрока: если она будет короткой, то удар будет слабым, если слишком длинной — то мяч попросту не попадет в ворота. Двойное нажатие A-A заставит форварда ударить по воротам сходу, если до цели недалеко, а спокойной обработке мешают защитники. Комбинация Z+A — сильный удар низом, Q+A — перебросить мяч через вратаря, С+A — сильный удар.
Нажатие клавиши С заставляет игрока убрать мяч под себя. Если это происходит во время бега, то футболист резко останавливается — а противник часто пробегает мимо. Если побежать в обратную сторону, то можно на время освободиться от опеки защитника. Если нажатие происходит в статическом положении игрока, то наш подопечный начинает защищать мяч: сразу за этим можно сделать «скрытый», то есть неожиданный пас.
Клавиша Z необходима для финтов, ложных ударов и пасов, обманывающих противника: для их реализации необходимо быстрое нажатие S-Z или A-Z вместе со стрелками. Если к игроку приближается мяч, то комбинация S+Z заставит его пропустить.
Зажатая после паса клавиша Q означает, что давший пас игрок поддержит атаку. Если снова нажать клавишу паса S, то в результате футболисты сыграют в стенку.
В случае, когда перед нами только один защитник, помогут финты. Пример финта — последовательное нажатие стрелок, перпендикулярных ходу движения, при зажатой клавише Shift. Различные последовательности нажатия и дополнительно зажатые C и Z меняют финты. Хитрость в том, чтобы не постоянно держать Shift, а нажимать его лишь в критические моменты.
На заметку: в FIFA 07 количество финтов значительно урезано, а часть стала именными — их смогут выполнить только считанные звезды.
Зажатая клавиша E вместе со стрелками заставляет футболиста бежать. Дополнительное нажатие при этом клавиши Shift заставляет игрока ускориться сильнее: это полезно, если он владеет мячом, а впереди нет защитников. Следует учесть, что при этом значительно расходуется энергия. Кроме того, отобрать у быстро бегущего игрока мяч несложно — приходится следить, чтобы никого из защитников не было рядом.
Стандартные положения
Широко известно, что со стандартных положений в современном футболе забивается большинство голов. В футбольном симуляторе все немного не так — это было бы слишком скучно. Тем не менее забить со стандартного положения вполне реально.
Наиболее распространенное стандартное положение — ввод мяча в поле от собственных ворот вратарем. Об этом виде стандартных положений частенько забывают по простой причине — опасности для противника оно не несет никакой. Однако на этом простейшем примере мы можем рассмотреть важнейшие принципы розыгрыша стандартных положений.
Выбор при вводе мяча в игру обычно основан на двух вариантах: передачи накоротке (клавиша S) и сильные навесные удары (клавиша D). Кроме того, можно подозвать партнера по команде (клавиша C). В первом варианте мал шанс потерять мяч, но и острота остается под вопросом — во втором же случае мяч быстро передается в сторону ворот соперника, но защитники обычно легко выигрывают спорный мяч. Полезно чередовать оба варианта, но основной упор, по моему мнению, следует делать на розыгрыш накоротке.
Похожая структура у розыгрыша угловых ударов: мы можем как подать мяч в штрафную, так и разыграть с подозванным клавишей С партнером. Клавиша D посылает мяч по высокой траектории, клавиша A — по низкой и, следовательно, более опасной для ворот. Комбинация Q+A приводит к сильному прострелу в штрафную площадку.
Кнопка E в сочетании со стрелками необходима, чтобы сменить подающего угловой футболиста. Особенно это полезно, если штатный исполнитель стандартных положений устал.
Подача верхом в штрафную — это своеобразная лотерея, и у защитников в ней есть все шансы. Лучшие варианты достигаются, если навес выполнен в две трети силы. Если на протяжении полета мяча нажимать Shift вместе со стрелками, то игрок в штрафной будет активно толкаться и бороться за хорошую позицию — именно позиция вместе с параметром heading укажет, кто выиграет борьбу «на втором этаже». Вероятность забить гол небольшая.
Альтернативный вариант — с максимальной силой прострелить низом (Q+A) в направлении скопления игроков. Управлять процессом невозможно, но угловые и так борются за удачу... Не исключен даже вариант, что защитник забьет мяч в собственные ворота.
Существует возможность выполнить «сухой лист», то есть закрутить мяч с углового прямо в ворота. Правда, сделать это непросто: вратарь в большинстве случаев ловит мяч.
Это важно: когда угловой подается компьютером, то он часто пасует на ближайшего игрока, тот смещается к лицевой линии и затем сильно простреливает вдоль ворот. Один из защитников обязательно должен перекрывать эту траекторию: возникающие рикошеты слишком опасны.
Забить со штрафного удара нелегко: сказывается улучшенный интеллект вратарей. По-прежнему можно разыграть стандартное положение (клавиша S) или пробить сразу (клавиша A). Также можно навесить на партнера с помощью клавиши D. Нажимая перед ударом C или Z, вы подзываете второго футболиста на помощь. Удар будет отличаться в зависимости от того, зажата ли клавиша во время удара. Силовой вариант (Q+A) почти наверняка попадет в стенку.
При ударе особенно важно угадать с заполнением силовой полоски. Точного рецепта нет: приходится угадывать значение в зависимости от расстояния. При штрафном ударе личность выполняющего удар футболиста важнее, чем при угловом: смена исполнителя клавишей E может стать ключевой.
При первом знакомстве с FIFA 07 кажется, что закручивать мяч в игре невозможно. На самом деле интерфейс по сравнению с прошлой версией даже упростился! Как и прежде, удар необходимо сочетать с нажатием стрелок управления. Секрет в том, чтобы нажимать на стрелки во время полета мяча. Признаться, подобное решение на время нарушило привычную картину мира в моей голове. Представьте: мы сначала бьем по мячу, а затем закручиваем его в воздухе! Сила мысли, не иначе...
Принципы пробития пенальти похожи: держать стрелки необходимо и после удара («вверх» и «вниз» тоже важны). Если пенальти бьет неопытный игрок, лучше направлять мяч в ту же сторону, откуда он начал разбег.
В подготовке к стандартным ситуациям поможет тренировка (меню Practice Mode): именно тут вы сможете подобрать лучший для себя вариант. Отмечу, что одни и те же действия с разными командами могут давать противоположные результаты: все зависит от подбора футболистов.
Футбология
Встроенные тактики
Дополнительная цифровая часть клавиатуры (справа) отвечает за модификацию командной тактики. Центральная кнопка — 5 — позволяет установить общие принципы действия: обычный, агрессивный или защитный. Агрессивный принцип заставляет всех игроков подключаться к атаке, оставляя защиту: это полезно при необходимости забить гол, но опасно. Защитная тактика, как легко догадаться, помогает удержать счет.
Установка тактик происходит с помощью соседних с пятеркой цифр — 4, 6, а также 8 и 2. Защитные тактики переключаются так же, но при зажатой клавише Q. Следует отметить, что на коротком промежутке времени действие тактик можно и не заметить: они скорее устанавливают тенденцию, чем заставляют игроков что-либо сделать.
Counter Attack (8) — если противник теряет мяч, защитники активно подключаются к быстрой атаке. Это полезно для «растягивания атаки», но чревато проблемами при неточных пасах. Если противник характерен сильной игрой на флангах, то такая тактика может привести к проблемам.
Wing Play (6) — игра через фланги: игроки из центральной зоны оттягиваются в стороны, ослабляя при этом центр. Достоинства и недостатки очевидны.
Third man release (4) — заставляет ближайших игроков помогать футболисту, держащему мяч. Полезно, если вы предпочитаете играть в короткий пас, вредно в противоположном случае.
Box Overload (2) — «навал» на штрафную противника, если ваша команда значительно его превосходит.
Защитные тактики зависят от того, как играет соперник.
Pressing (Q+8) — немедленная атака игрока, владеющего мячом. Позволяет быстрее перехватить пас, но опасно, если противник может быстро распространить атаку. Лучше действует, если защитники быстры.
Offside Trap (Q+6) — офсайдная ловушка полезна, если противник предпочитает передавать мяч длинными пасами вперед.
Flat Back (Q+4) — игра в линию повышает эффективность защиты при опытных защитниках.
Zonal (Q+2) — зональная защита заставляет футболистов «держать позицию»: это полезно, если противник постоянно использует фланги и умеет быстро переводить мяч на другие участки поля.
Зональная защита и прессинг противоположны: в самом деле, невозможно одновременно держать позицию и бегать за владеющим мячом форвардом. Прессинг позволяет быстрее отобрать мяч, но требует высокой квалификации защитников и опасен, если противник умеет хорошо использовать фланги.
Стратегия борьбы
Идея стратегической борьбы в виртуальном футболе заключается в том, чтобы создать на определенном участке поля численный перевес, за счет него доставить мяч до штрафной площади противника и поразить ворота. Кроме того, необходимо помешать сделать это же противнику. Как добиться перевеса? За счет ослабления других участков поля, скорости игроков, риска оголить тылы...
Как следствие, цель игры — сделать так, чтобы мяч был в нужных нам участках поля и как можно реже появлялся во «владениях» противника. Если же на каком-то участке скопили силы обе стороны, то все решают характеристики исполнителей.
Выбор расстановки игроков сводится к тому, какой участок мы выбираем в качестве приоритетного. Условно поле можно разделить на пять зон: центр защиты, фланги защиты, центр поля, фланги атаки, штрафная соперника. При этом выделяются родственные зоны — фланги атаки и защиты. Как правило, фланговые защитники должны помогать полузащитникам, и наоборот.
Важность центра защиты неоспорима: именно отсюда забивается львиная доля голов. Фланговые защитники противодействуют фланговым же атакам соперника: проблема в том, что на этом участке может быть минимум работы, и футболисты окажутся лишними. Фланги атаки — простейший способ доставить мяч к штрафной соперника, но с передачей в голевую зону могут возникнуть проблемы. Если у вас быстрые нападающие, то помогут прострельные передачи (D-D), если высокие и сильные — навесы. Иногда может быть удобно прострелить на дальнюю штангу с угла, по диагонали, в других случаях — дойти до лицевой линии и ударить вдоль ворот. Кроме того, можно попытаться обыграть защитника, если он один, и сразу ударить по воротам.
При слабой полузащите, но насыщенной атаке полезны длинные передачи на ход (Q+W), при превосходстве в центре поля — короткие пасы (S). Передачи на ход (W) удобны, чтобы не тормозить атаку в зонах, где нет защитников.
Если мяч долго держится в одной зоне, то там скапливаются футболисты соперника. В таких случаях необходимо перевести действие в другую зону, например, на другой фланг.
На заметку: целесообразно менять расстановку по ходу действия: есть предположение, что даже компьютерный противник умеет приспосабливаться к однообразной манере игры. О человеке и говорить нечего...
Полезно учитывать и расстановку соперника: что сработает против одной команды, будет бесполезно против другой. Например, у Manchester United невероятно сильная полузащита: прорваться через центр к воротам противника смогут лишь единицы. Насыщение центральной зоны в лучшем случае приведет к пату, когда количество моментов у обоих ворот будет минимально.
Другой пример: у Werder Bremen команда среднего класса, если не учитывать форварда сборной Германии Клозе. Он способен забить после первого же момента, обыграть нескольких защитников, нанести неожиданный удар... Как следствие, несколько опорных полузащитников (Defensive Midfielders) при такой игре бесполезны: необходимо насытить игроками зону центральных защитников.
Против компьютера целесообразно играть в три защитника. Исключение — случай, когда компьютер действует по схеме 4-3-3: тогда необходим четвертый «бек». При игре с человеком расстановка с четырьмя защитниками полезнее, так как он наверняка будет активно использовать фланги (учтите, это рекомендация, а не правило — все зависит от противника).
Расстановка под названием «Елочка» (1-4-3-2) с одним оттянутым защитником удобна тем, что все игроки в одинаковой степени участвуют в игре, причем все зоны на поле контролируются вашей командой. Интересно, что для одних команд эта расстановка подходит идеально, и противник не может сделать ничего позитивного, а другие команды раз за разом проваливаются без шансов на успех. Приходится определять экспериментально, подходит ли расстановка для новой команды.
Самое трудное в атаке — нанести удар по воротам. Первый вариант — вывести передачами игрока на участок перед воротами. При этом помогает удар сходу (A-A). Другой способ — обыграть защитника с помощью финтов. Наконец, не стоит забывать и о дальних ударах. В последнем случае есть одна хитрость: если бежать к воротам, то удар легко блокируют, но при перемещении поперек поля защитники теряют бдительность! Конечно, ваши атакующие полузащитники для успеха должны обладать сильным ударом.
Игровые способности
При поиске новых игроков кандидаты описываются шаблонными характеристиками, которые указывают на то, где они будут лучше всего играть: больше всего это похоже на значки «Готов к труду и обороне». Каждый игрок может обладать одной из таких «наград»: она указывает, что он добился успехов в каком-то одном компоненте футбола. Кроме окна трансфертов, просмотреть «значки» можно в биографии игрока. Знаки бывают трех уровней, не требующих пояснений: золотого, серебряного и бронзового.
Shot Stopper — характеристика вратаря, при которой он способен постоянно спасать свою команду. Просто и понятно.
Sweeper — мобильный центральный защитник, умеющий перемещаться по защитной зоне и «подчищать» огрехи других.
Stopper — центральный защитник с хорошими навыками блокирования нападающих, способный выбить мяч в большинстве ситуаций.
Wing Back — быстрый фланговый защитник, способный подключиться к атаке и точно навесить в штрафную соперника.
Defensive Midfielder — физически сильный полузащитник, который организовывает противодействие сопернику в центре поля, отбирает мяч и хорошо умеет проводить подкаты.
Ball Winner — полузащитник, умеющий овладевать мячом в спорных ситуациях и передавать его атакующим полузащитникам.
Box-To-Box — выносливый полузащитник, способный «закрывать» большие участки поля.
Attacking Winger — быстрый фланговый полузащитник, который может обыграть защитника финтами и отдать точную передачу.
Midfield Maestro — атакующий полузащитник с сильным ударом, раздающий точные передачи.
Counter Attacker — скоростной нападающий с умением обогнать защитника и выйти один на один с вратарем.
Dribbler — техничный нападающий, делающий ставку на финты.
Target Man — сильный в воздухе нападающий, который может получить мяч от защитника, а затем передать под удар или забить гол самостоятельно.
Clinical Striker — нападающий, который умеет выйти на острую позицию и нанести мощный удар в касание.
Практика
Будни тренера
Режим менеджера, точнее, тренера не требует особых комментариев: все достаточно очевидно и понятно. Фактически он состоит из двух частей: подбора игроков в команду и поддержки финансового баланса.
Основной взнос в благополучие клуба вносит спонсор. Подписывать контракт с ним приходится в самом начале работы: обидно выбрать неудачный вариант. Особое внимание следует уделить еженедельному («ежематчевому») платежу, который позволит расплачиваться с футболистами. Кроме того, важна премия за лояльность — ее вы получите, если перезаключите контракт на следующий год с тем же спонсором. Изучите подробнее дополнительные условия: лучше, если премии будут давать за какое-нибудь выполнимое действие, например, попадание игрока в символическую сборную месяца.
Это важно: время измеряется в матчах.
Мы можем управлять командой только в день матча. У этого простого правила есть интересное следствие: в северных чемпионатах (английском, например) мы успеваем пополнить ряды за счет трансфертов, а в южных (например, итальянском) вынуждены ждать окончания сезона, чтобы найти новых игроков. Как правило, можно сэкономить, бесплатно пригласив свободных агентов. Покупать игроков стоит только на те позиции, что нужно непременно укрепить.
При выборе состава на матч необходимо следить, чтобы футболисты попадали на позиции, соответствующие их способностям (их необходимо определить по «значку»). Кроме того, важна ротация состава: уставшим футболистам нужен отдых. Если справа от фамилии футболиста перед игрой не зеленая, а желтая или красная полоска, ничего хорошего от него ждать не стоит.
Кроме собственно игры, мы можем пропустить неинтересный матч с помощью подробной симуляции (Visual Sim). Быстрая симуляция (Quick Sim) действует как-то странно и пагубно для результата матча, и лучше ее не включать.
Остаток работы тренера — дополнительные настройки команды, управление персоналом и выполнение загадочных требований руководства. Помощников лучше развивать гармонично, обращая особое внимание на тренера вратарей.
Полезно следить за общекомандными характеристиками. Сыгранность команды (Team Chemistry) позволяет немного улучшить характеристики игроков. Поддержка фанатов (Fan Support) влияет на прибыль от билетов: хорошая поддержка позволяет повысить цены. Поддержка начальства (Job Security) — показатель, позволяющий узнать, не уволят ли нашего героя.
Последнее: не забывайте перед матчем выбирать контрастные цвета формы для команд!
Советы
Опыт и ловкость пальцев приобретаются практикой: ее в FIFA 07 более чем достаточно. Остановлюсь на паре мелочей, способных облегчить жизнь. Во-первых, точность пасов и ударов зависит от энергии футболистов (цветная полоска справа в списке футболистов, вертикальная полоска в титрах во время игры). Уставших футболистов необходимо заменять.
Кроме того, полезно включить показ фамилий футболистов вместо простого указателя: так вы сможете получать дивиденды от индивидуальных способностей игрока. В этом же поможет показ графика способностей (Skill Graph). На шестиугольнике, начиная с верхней вершины, указан уровень важнейших характеристик футболиста: дальнего удара, точности, пасов, защиты, навесов, скорости.
Чтобы наблюдать за действиями команды, удобно выбрать режим «широкого экрана» (widescreen): сверху легко выбрать, как лучше развить атаку.
Альтернатива клавиатуре |
Однажды, в очередной раз вывихнув палец благодаря серии FIFA, вы наверняка задумаетесь: должен же быть способ проще! И правда: управление разрабатывалось для игрового устройства — геймпада. Сейчас более-менее приличное устройство можно купить рублей за пятьсот — не дороже нескольких дисков с играми... Трудно ли после клавиатуры привыкнуть к атрибуту консольщиков? Первым делом необходимо сказать: все приобретенные на клавиатуре навыки бесполезны. Причин этому несколько — остается только удивляться, как может отличаться управление одной и той же игрой. Во-первых, основные действия на геймпаде выполняют большими пальцами — при игре на клавиатуре в стандартной раскладке они вовсе не участвуют! Во-вторых, направления задаются левой рукой, а движения — правой. Преодолев первоначальное удивление, я пришел к выводу: возможности геймпада выше. На этом нехитром устройстве удивительно легко нажимать дополнительные клавиши в любых сочетаниях, и это совершенно не мешает ударам и указанию направления! Кроме того, правшам все-таки удобнее, когда основные кнопки под правой рукой. На что следует обратить внимание при покупке геймпада? Главное, чтобы на нем хватало кнопок. Большой круг слева есть на подавляющем большинстве устройств, четыре кнопки в виде креста — также. На передней панели (той, что направлена от игрока и обычно не видна) должно быть еще четыре кнопки. Кроме того, сверху есть небольшие дополнительные клавиши для управления — лучше, если их будет четыре, а не две. Далее, сверху должны быть два небольших «джойстика» — такая деталь есть далеко не у всех продуктов. Если все указанные кнопки в наличии, следует проверить: хорошо ли устройство лежит в ладони. Может оказаться, что прибор сконструирован с ориентацией на детскую руку — и тогда игра превратится в мучение. Геймпад должен крепко держаться, указательные пальцы — легко нажимать на все четыре кнопки спереди, большие пальцы — попадать на управляющие кнопки сверху. Осталось проверить, поддерживает ли кандидат на покупку интерфейс USB — именно так вы сможете подключить его к персональному компьютеру. Полезно, если на коробке есть надпись Plug and Play — тогда риск проблем при настройке минимален (с другой стороны, противники Microsoft иногда произносят этот слоган как Plug and Pray — «Включай и молись»). Принципы управления геймпадом не требуют подробного руководства. Круг слева — управление направлением, кнопки справа — аналоги W, A, S, D, кнопки на передней панели — аналоги Q, E, Z, C. Чтобы переключить тактику, необходимо нажать одну из маленьких дополнительных клавиш (какую, придется определить опытным путем), нажать кнопку направления, вернуться в обычный режим нажатием той же кнопки. «Джойстики» отвечают за фокусы, выполняемые на клавиатуре с помощью Shift. |