Warhammer 40000: Dawn of War — DowPro
Мы пойдем другим путем!
В.И. Ульянов (Ленин)
Как вы уже наверняка знаете, Warhammer становится все более и более популярной киберспортивной дисциплиной во многих странах мира. Но далеко не всем известно, что проводятся альтернативные соревнования по этой игре. Поскольку уже много месяцев игроки критикуют компанию Relic (и почти что безрезультатно) за несбалансированность игры, простые люди решили взять все в свои руки и сделали свой, альтернативный Warhammer. Этот проект получил название Warhammer 40000: Dawn of War — Winter Assault: DowPrо, то есть версия для профессионалов, для лиги Warhammer. Ее отличия от официального Winter Assault просто громадны, поэтому говорить о том, что это всего лишь еще одна заплатка к игре, просто глупо. Это полноценная модификация игры, самостоятельная и вполне самодостаточная. Она сочетает в себе черты обыкновенного Dawn of War, дополнения Winter Assault, плюс ко всему имеет еще очень много нового. В этой статье будут проанализированы некоторые из этих изменений. Начнем, пожалуй, с общих отличий данной версии игры от Winter Assault и в дальнейшем перейдем к расовым отличиям.
Непохожий на тебя, непохожий на меня...
Посмотрев на древа развития всех рас, мы сразу же замечаем, что почти все бойцы вторых и третьих уровней были переведены на более низкий уровень развития. Это значит, что в игре по сути размываются границы между уровнями. Здесь нельзя точно сказать, что «я, находясь на втором уровне развития, получаю определенное преимущество над противником, так как у меня появляется новый вид бойцов или особое улучшение». Игра теперь скорее похожа на более растянутый первый уровень.
Также из общих отличий от оригинальной версии можно выделить следующие:
- Увеличена начальная скорость генерации главными зданиями стратегических пунктиков с 20 до 25.
- Генераторы, начиная со второго, будут стоить на 15 единиц энергии дороже предыдущего. Это отличие очень сильно тормозит развитие, так как генераторы чаще всего строят именно тогда, когда с энергией проблемы. А это, в свою очередь, заставит игроков дольше использовать бойцов первого уровня.
- Увеличен эффект специализации всех воинов и видов оружия. То есть если на комментарии к определенному оружию написано, что оно эффективно против пехоты, это значит, что оно уничтожает пехотинцев оптом и в розницу, но в то же время наносит гораздо меньший урон остальным типам войск.
- Графические изменения также весьма ощутимы. Теперь даже при самых малых установках графики видны все ауры, дополнительные свойства и призы.
- Все отряды изначально не могут достигать максимального количества бойцов. Чтобы получить такую возможность, нужно произвести много разнообразных улучшений.
- И, пожалуй, главное отличие этой версии игры — ограничение количества отрядов определенных типов. Зачем же это было сделано? А все дело в том, что очень часто в играх образовывалось большое скопление определенного типа войск, что не давало возможности противнику даже пошевелиться и сводило любые его противодействия к нулю. Разработчики этой модификации решили не менять параметры таких бойцов, так как подобные изменения привели бы к еще большему перекосу в балансе игры. Они поступили проще: ограничили количество таких отрядов в производстве.
Теперь остановимся на описании рас в DowPrо. Но поскольку основная их концепция осталась неизменной, мы с вами будем подробно разбирать только изменения.
Орки (Orcs)
- Главное здание теперь дает всего 10 максимальных пунктиков Грааа! (Waaahg! Points) вместо 15, к тому же оно стало выполнять функции казарм (Da Boyz Hut) и сварочной (Da Mek Shop). Отныне в нем можно нанимать банды стрелков (Shoota Boy Squad), ардов (Ards) и даже строить броневозы (Wartrukk). Также вернули на первый уровень развития лечил (Mad Dok)
- Если в вашем войске много бойцов, например, более 22-х, то боевой дух армии возрастает на 150 единиц. Если больше 45, то еще на 150 единиц, к тому же возрастает эффективность стрельбы ваших отрядов. После 58 достигается максимальная ярость войск. Но есть обязательное условие — присутствие командира в вашем воинстве.
- Теперь прибавить главаря к отряду (Add leader: Nob Leader ) не так-то просто. Нельзя сделать новый отряд и сразу же заказать там главаря. Перед этим нужно довести численность бойцов в отряде до определенного уровня.
Пехота
Рубаки (Slugga Boy).
Особо ничего нового они не получили. Как и прежде, это не очень хорошие бойцы как ближнего, так и дальнего боев. Эти недостатки частично компенсируются их относительной дешевизной. Прибавить козыря можно, только если отряд насчитывает хотя бы семь бойцов.
Банда стрелков (Shoota Boy Squad).
Достаточно сильные воины дальнего боя, однако уступающие всем своим аналогам из других рас. Но зато берут количеством и могут быть оснащены как большими свинцеметами (Big Shoota), так и ракетницами (Missile Launcher). И есть у стрелков небольшой недостаток — к ним нельзя добавить главаря.
Арды
Новые бойцы в рядах орков. Некое сочетание рубак и пострелов в одном лице, но главное их преимущество в том, что они относятся к классу тяжелой пехоты. Поскольку в DowPrо от типа войск и специализации зависит очень многое, этот параметр может оказать решающую роль в битве.
В остальном арды — обыкновенные бойцы, к ним можно добавлять главаря, если их численность в отряде не меньше семи. Они могут быть усилены дополнительным вооружением
Громилы (Nob Squad).
Это бойцы второго уровня развития. Они появляются начиная с лимита в 61 пунктик Грааа!, но в то же время не столь эффективны из-за высокой стоимости и медленной скорости передвижения. К тому же большого количества их в отряде быть не может. Отсюда вывод: вряд ли на этих воинов стоит делать основную ставку.
Лечилы.
Эти воины снова стали бойцами первого уровня, к тому же было изменено их свойство делать отряды бессмертными. Теперь они могут сделать неуязвимым только тот отряд, к которому присоединены, а не любой в округе. А это автоматически значит, что командиры никогда не смогут стать бессмертными.
Техника
Броневоз (Wartrukk)
Самая первая боевая единица техники из доступных вам. Ее можно собрать даже в главном здании при наличии 61 пунктика Грааа!. Однако ее мощность и жизнеспособность оставляют желать лучшего. Единственное, что хотелось бы отметить, так это ее новая возможность пробивать ряды противника.
Танкетки (Wartrak).
Одни из лучших боевых единиц армии орков. Потрясающая атака по пехоте делает ее грозным оружием, однако малая жизнеспособность заставляет принимать всяческие меры по ее охране: тут приходится следить в оба. Неплохим усовершенствованием для этой техники может быть оснащение двойной базукой (Twin Rokkit Launchas), которая имеет шанс попадания один к трем. Еще один вариант — подствольное орудие, которое будет сбивать с ног все вражеское воинство.
Шкворень-убийца (Killa Kan).
Орки наименее зависимы от энергии, чем любая другая раса. И если успеть наладить хорошую подачу электроэнергии, то эти бойцы вполне могу составить костяк вашей армии.
Упертый танк (Looted Tank).
Такая же бесполезная и ненужная машина, какой она и была в Dawn of War.
Командиры
Старший сварщик (Bigmek).
Как и в Dawn of War, он требует специального усовершенствования для получения возможности телепортации. Это улучшение (как и любое специальное улучшение для Сварщика) увеличивает продолжительность его тренировки. Таким образом, его эффективность ощутимо снижается.
Мега Армированные главари (Mega Armored Nobz).
Скорее всего, вооружены до зубов они не зря и воюют неплохо. Но убедиться в этом крайне сложно, так как они стали бойцами третьего уровня развития. И как следствие, используются очень редко, так как такое усовершенствование главного здания орки делают раз в 30-40 партий.
Улучшения
В Dawn of War — Winter Assault: DowPro вернулось невероятное количество улучшений в «свалке пушек» (Pile o Gunz!). Отмечу, что почти все третьеуровневые улучшения перешли на второй уровень.
Веселые ребята (More Dakka Research).
Теперь не только усиливают мощь дальней атаки всей пехоте орков, но и увеличивают количество возможного дополнительного вооружения.
Мощная броня (Eavy Boy Armor Research).
Да, она все так же увеличивает количество здоровья армии, но теперь второй уровень этого улучшения не требует переоборудования лагеря (Settlement) в оркскую зону (Orky Fort), что делает его еще более востребованным.
Тяжелая броня у техники ( Extra Vehicle Armor).
Ее основное отличие от своей предшественницы в Dawn of War — сильно сниженная стоимость, что позволяет использовать это улучшение чаще, чем это делалось прежде.
Хаос (Chaos)
Пехота
Сектанты (Cultist Squad).
Увеличилась атака в ближнем бою, что делает их теперь более полезными в битве.
Космодесант Хаоса (Chaos Space Marines).
Этим воинам вернули все дополнительное вооружение. Теперь их почти невозможно отличить от обыкновенных космодесантников.
Рапторы (Raptor Squad).
В этой версии игры у данных бойцов очень сильная атака по зданиям. Как следствие, они могут быть крайне эффективными в качестве диверсионных отрядов.
Берсерки Хрона (Khorne Berserkerz).
Здесь это бойцы первого уровня развития. У них почти вдвое снижены параметры атаки и здоровья, однако теперь их можно строить буквально с начала игры. Имеют своего избранного, а также несколько новых улучшений. Если соединить все возможные улучшения и дополнительных командиров, то такой отряд будет обладать сразу четырьмя дополнительными свойствами.
Кошмары (Horror Squad).
Так же как и в Dawn of War, в основном специализируются на противодействие пехоте, а не технике. Имеют боевой дух, который, к слову, крайне медленно восстанавливается. Незаменимы против жнецов (Dark Reaper Squad).
Одержимые (Possessed Squad).
Переведены на второй уровень развития, однако большинство улучшений для них оставлены на третьем. Очень и очень полезные воины при наличии всех улучшений, но и без них вполне прилично смотрятся в битвах.
Десантник Хаоса — Знаменосец (Chaos Marine Icon Bearer).
Новый воин в рядах хаоса. Знаменосец — боец ближнего боя и дополнительный командир в отряде, поднимающий боевой дух. К тому же он способен увеличивать скорость передвижения находящихся поблизости союзных воинов. Достаточно хороший боец, но здоровье оставляет желать лучшего.
Апокалипсисы (Obliterator Squad).
Они, как и прежде, остались бойцами третьего уровня, но их практически лишили атаки ближнего боя, а также снизили количество бойцов в отряде до трех и убрали возможность постоянно использовать тяжелые болтеры (Heavy Bolter).
Техника
«Носорог» (Chaos Rhino Transport).
Теперь эта машина может быть произведена в главном здании после его улучшения. «Носорога» можно оснастить сначала огнеметом (Flamer), а затем еще и ракетной установкой (Missile Launcher).
«Осквернители» (Defiler).
Сила атаки в дальнем бою сильно уменьшена, увеличено количество промахов при атаке в ближнем бою. В общем, эти бойцы достаточно сильно потеряли, поэтому в играх DowPro используются не так часто.
Командиры
Лорд Хаоса (Chaos Lord).
Значительно увеличена его стоимость, а также время производства. Вместе с этим увеличена и броня, позволяющая лорду жить гораздо дольше и быть опорой хаоса в начале партии.
Чернокнижник (Chaos Sorcerer).
Опять же увеличена стоимость и время тренировки. Произошло и изменение одного из его заклинаний. Теперь оковы боли (Chains of Torment) не останавливают противника, а всего лишь замедляют его передвижение.
Улучшения
Демоническое безумие (Bloodthirster Possession).
В обыкновенном Dawn of War это было точно такое же улучшение, как и у космодесанта. Оно увеличивало силу атаки в дальнем бою. Однако здесь это улучшение было переработано и направлено на усиление ущерба в рукопашной.
Кровавое безумие берсерков (Khorne Blood Frenzy).
Дает возможность всем берсеркам на некоторое время пребывать в состоянии кровожадности. В это время они наносят больше урона и увеличивается скорость их атаки. Также они становятся менее подвержены снижению боевого духа.
Тяжелое вооружение хаоса (Havoc heavy Weapons Training) — как видно из названия, увеличивает силу атаки тяжелого вооружения.
Эльдары (Eldars)
Эльдары стали очень похожи на себя в обыкновенном Dawn of War, который был еще до выхода Winter Assault. Однако изменения были столь глобальны, что нелишне напомнить о некоторых из них.
Пехота
Рейнджеры (Ranger Squad).
Теперь в отряде их изначально всего двое, а до определенных улучшений максимум трое. Не стоит полагаться на их атакующую мощь, но зачастую они могу выполнять роль захватчиков стратегических точек.
Пауки варпа (Warp Spider Squad).
Снова эти бойцы стали воинами первого уровня. И опять они крайне хорошо расстреливают любую пехоту. Это зачастую ставит крест на любом противостоянии орков и имперской гвардии, хотя для других рас это препятствие вполне преодолимо.
Темные жнецы (Dark Reaper Squad).
Опять же стали такими же, как в Dawn of War, где для выстрела им требуется хорошо прицелиться. Но в сравнении с их мощностью атаки по тяжелой пехоте этот недостаток практически незаметен.
Огненные драконы (Fire Dragons).
Уменьшено количество здоровья бойцов данного типа. Также в этой версии игры специализация любого типа бойца по тяжелой пехоте делает их крайне уязвимыми.
Техника
Здесь всего одно значительное изменение.
«Соколы» (Falcon Grav Tank) можно строить только после возведения двух храмов духа (Soul Shrine), зато они стали не просто мощными, а очень мощными. Как только вы сможете их строить, они моментально составят основу вашей армии.
Командир
Командир у эльдаров как известно всего один — видящая (Farseer). Ее роль в этой версии игры значительно увеличена. Практически ни одной партии в ее отсутствие не бывает, и почти любой эльдар старается сделать для нее улучшения как можно скорее.
Улучшения
Все дополнительные улучшения вы можете найти в оригинальной версии Warhammer. Отмечу только более быструю возможность построить Аватара (Avatar).
Космодесант (Space Marines)
Пехота
Разведчики (Scout Marine Squad).
Вернули былую мощь этим славным бойцом. Теперь вы можете, как и прежде, проводить быстрые атаки и использовать их не только как захватчиков точек влияния, но и еще как солидную силу против вражеской пехоты.
Штурмовики (Assault Marine Squad).
Как и все «летающие» бойцы за все расы, эти воины не претерпели значительных изменений вследствие выхода разнообразных заплаток и могут очень быстро разрушать любые вражеские строения.
Терминаторы (Terminator Squad).
По сравнению с остальными бойцами, терминаторы претерпели не настолько значительные «ухудшения». Теперь они — бойцы второго уровня, производимые в священном артефакте (Sacred Artifact), однако их параметры не были уменьшены вдвое, как у всех предыдущих бойцов. Так что на фоне всех прочих терминаторы — просто великолепные воины. А если прибавить к этому возможность оснастить их пулеметами, наносящими 253-354 повреждения, то они становятся поистине незаменимыми.
Штурм-терминаторы (Assault Terminator Squad).
Хотя они и остались третьеуровневыми бойцами, но им снизили атаку, в то же время увеличив шанс сделать оглушение. И еще немного снизился уровень здоровья.
Клерик (Apothecary).
Теперь аптекарь тренируется в оплоте веры (Stronghold). Хотя и требует для производства священный артефакт.
Техника
Особых изменений в технике по сравнению с оригинальным Dаwn of War нет. Только «Носорог» теперь может быть произведен в оплоте веры после первого улучшения.
Командиры
Здесь разработчики потрудились не на шутку, во многом изменив параметры командиров, их стоимость и требования к тренировке....
Командор (Force Commander).
Его изменения почти не коснулись, не считая того, что немного возросла стоимость.
Капелан (Chaplain).
А вот этого персонажа всевозможные изменения коснулись в полной мере. Это все еще командир, но он теперь:
- Нанимается не в главном здании, а в священном артефакте.
- Не может быть присоединен к какому-либо отряду.
- Не обладает постоянной аурой исцеления.
Кроме того, снижены как параметры атаки, так и защиты. Вдобавок его базовое заклинание литания ненависти (Treatise of Hatred) теперь не вредит противнику, а приносит пользу выбранному союзному отряду: воины становятся быстрее и наносят больше повреждений.
Хранитель (Librarian).
Здесь существенных изменений два: во-первых, архивариус не может быть присоединен к отряду, во-вторых, заклинание приказ императора (Word of Emperor Research) переведено на третий уровень развития.
Улучшения
Тяжелое вооружение. (Heavy Weapon Increase)
Переведено на первый уровень развития.
Вернулись в строй по дополнительному улучшению целеуказатель (WarGear: Target Finders) и бионика (WarGear:Bionics Level 1)
Энергокленки и плазменные пистолеты — улучшения второго уровня развития.
Канистры с прометиумом (Promethium Canisters).
Увеличивают эффект подавления боевого духа у огнеметов космодесанта.
Тренировка снайперов (Sniper Training).
Увеличивает дальность и эффект снижения боевого духа от снайперских винтовок. Сразу заметим, что этот эффект незаметен на первый взгляд.
Катехизис праведного императора ( Catechism of the righteous Emperor).
Новое улучшение для Священника. Это заклинание, при использовании которого у стоящих рядом союзных войск увеличивается скорость восстановления здоровья и боевого духа.
Имперская гвардия
Так как в оригинальной версии Warhammer Dаwn of War не было имперской гвардии, здесь сходств с Winter Assault почти нет. Вернее, они есть, но различий гораздо больше.
Начнем, пожалуй, с кардинального нововведения, касающегося техники. У имперцев появился новый ресурс, который называется ресурс огневой поддержки. Он отвечает за возможность производить технику. Все просто: если у вас много этого ресурса, то вы можете производить технику, если мало, то нет. Количество ресурса огневой поддержки зависит от численности вашей пехоты, особенно гвардейцев: чем больше у вас пехоты, тем больше вы можете накопить данного ресурса и тем быстрее он восстанавливается в случаи потери техники.
Пехота
Гвардейцы (Guardsmen).
С ними не произошло почти никаких изменений. Единственно, что хотелось бы отметить, так это новое свойство огневой рубеж (Firing-line). Во время действия этого свойства у гвардейцев полный иммунитет к упадку боевого духа, однако они не могут стрелять на бегу во время действия данной способности.
Касркины (Kasrkins).
Вот где разошлась фантазия разработчиков. Теперь это бойцы не третьего, а первого уровня! И в то же время их параметры урезаны всего процентов на 40. К тому же появились:
- Касркинские гранаты (Kasrkin Granates). Могут повредить как пехоту, так и технику.
- Оглушающая граната касркинов (Kasrkin Flashbang granates). Наносит небольшой урон, но оглушает пехоту противника на несколько секунд.
- Двойное время, МАРШ! (Doublle Time, MARCH!): увеличивает скорость передвижения касркинов, но уменьшает точность их стрельбы.
- Мельто-оружие (Melta Gun). Новое дополнительное вооружение касркинов: наиболее эффективно против зданий и техники.
Огрины (Ogryns).
Это теперь бойцы второго уровня развития, которых можно тренировать сразу после постройки командования машин (Mechanized Command). Однако до получения третьего уровня и особого улучшения жажда сражения (Battle Lust) от них не так много пользы. Но с сочетанием «жажды сражения» и способности «костоеда» (Bones'eat) со способностью «разорвать их!» (Smack1em Down!) они просто непобедимы в ближнем бою.
Есть еще небольшое прибавление в семействе пехоты у имперской гвардии. Это два новых десантника. Хотя они и требуют ресурс огневой поддержки, но считаются тяжелой пехотой.
Итак, приветствуйте взвод с тяжелыми болтерами (Heavy weapon Platoon(HB) и взвод с лазерным оружием (Heavy weapon Platoon(Lascannon). Как вы уже наверняка догадались, один из них неплохо уничтожает пехоту, а второй разносит в щепки любую технику. Однако в их использовании не все так просто. Для того чтобы активизировать их атаку, нужно, чтобы они окопались. А для этого потребуется время, которое не всегда предоставляет противник. Но для обороны вы не найдете ничего лучшего, особенно в бою против техники.
Техника
Здесь произошел самый настоящий переворот.
Страж (Sentinel).
Стражи — опора и защита всей империи от нападений техники! Теперь их можно строить без всяких дополнительных улучшений, но они не обладает лазерным оружием, уничтожающим технику. Теперь у вас есть выбор: снабдить стражей огнеметом или лазерным оружием, мощность которого по сравнению с оригинальной версией гораздо ниже.
Василиски (Basilisks).
Основа и опора всех партий за имперскую гвардию в Winter Assault версии 1.50 здесь абсолютно бесполезна. Атака василисков была уменьшена настолько, что смысла в производстве этих бойцов просто нет. Хотя с последними нововведениями у империи есть средства, позволяющие скрыть этот недостаток.
Командиры
Взвод командиров (Command Squad).
Прибавлены новые свойства некоторым из членов взвода. Так, например, целители (Priest), как и положено, обладают аурой, которая исцеляет всех дружественных воинов в округе. Комиссар (Comissar) может на некоторое время поднять до максимума боевой дух всем рядом стоящим дружественным войнам, а генерал (General) способен вызывать огневую поддержу с воздуха уже с возведением командования машин.
Про целителей уже все сказано выше.
Улучшения
Все расы имели улучшения для сержантов и командиров, снаряжающих их дополнительным оружием. Теперь такими улучшениями обладает и имперская гвардия. Снабдить офицеров новым оружием (Decorated Officer Firearms) дает всем командирам и генералу плазменные пистолеты, а снабдить офицеров оружием ближнего боя (Decorated Officer Melee Weapons) раздает всем сержантам и генералу новое оружие ближнего боя.
Укрепленный оплот (Reinforced Redoubts).
Увеличивает прочность зданий, а также силу атаки орудий.
Жажда сражения (Battle Lust).
Увеличивает силу атаки огринов в ближнем бою.