Call of Juarez
Впервые польская студия Techland серьезно засветилась проектом Chrome. Игра получилась неоднозначной. Удачные дизайнерские решения сочетались с низким качеством реализации и откровенными просчетами.
Молодое дарование быстро заметили. Следующий проект уже создавался под тщательным контролем Ubisoft. Французы веников не вяжут — за этой компанией идет вереница замечательных проектов. Поэтому на Call of Juarez возлагались большие надежды.
Поиски сокровищ
Так и хочется начать с рекламного слогана. Вам надоели боевики с заезженными историями, плоскими персонажами-супергероями и трехкопеечным игровым процессом? Вам хочется жестокой истории про Дикий Запад, ярких персонажей и качественной реализации интересных идей? Тогда вам просто необходим Call of Juarez. Шутки шутками, но новый проект польской студии — одно из сильнейших впечатлений осени 2006 года. И вот почему.
Билли Кэндл, мексиканец-полукровка, который даже не знает имени родного отца,
И не нужно пытаться уклониться от стрел. Не получится. |
возвращается домой после двух лет поисков сокровищ. Он потерял всякую надежду отыскать богатство, поник духом и решил остаться в захолустном городишке вместе с матерью и отчимом.
При этом парень за 10 минут пребывания в городе умудрился рассориться со всеми жителями, да так, что последние готовы пристрелить его при первой встречи. Вот это талант! Наконец-таки добравшись до фермы, где живут родные, он видит, что мать и отчим мертвы. Все улики указывают на него, поэтому... Вы думаете, что главный герой сразу же отправится мстить убийцам, в итоге покарает виновных и сказочно разбогатеет?
Как бы не так. Билли Кэндл — порядочный трус. Он постоянно убегает, прячется и стенает насчет своей горькой судьбы. Только под конец он сумеет справиться со страхом. Более того, открыто сражаться с противниками предстоит всего лишь два раза за всю игру!
Но не судите его слишком строго. Ему есть чего бояться. Помимо бандитов, которые, как назло, постоянно попадаются на пути, за ним по пятам следует фанатичный священник. Преподобный Рей, первый прибежавший на место преступления, увидел Билли рядом с трупами... и решил, что он убил мать и отчима, который приходится священнику родным братом.
Его терпенью пришел конец, и он решил покарать преступника, а также всех бандитов, которых повстречает на своем пути. Впрочем, у Рея хватает своих скелетов в шкафу, которые будут всплывать по мере прохождения игры.
Два пути
Яркие персонажи, проработанные характеры — вот что выделяет Call of Juarez из сотен боевиков. И если Билли Кэндл просто колоритная личность — особенно ему удаются стенания, нытье и дрожание от страха, — то преподобный Рей просто претендент на звание «герой года».
Его религиозная фанатичность, твердость характера, непреклонная уверенность в своей правоте проскальзывает в интонациях голоса, скупых диалогах и размышлениях, которые придется слушать между загрузками уровней.
От слова господня противники приседают и гадят в испуге. |
Священника нельзя назвать положительным персонажем, но в этом вся прелесть. Мы видим не очередного героя без страха и упрека, с плоским характером и одной мыслью в голове (я должен спасти мир — мир должен спасти я), а реальную личность, живого человека.
Во многом благодаря этому уровни со священником получились намного интересней. Иногда буквально вживаешься в роль и с особым упоением расстреливаешь бандитов. Некоторые сцены по художественной силе готовы поспорить с гениальной с точки зрения дизайна игрой Hitman: Blood Money.
Особенно запоминается сцена в предпоследнем уровне. Священник приходит в крепость бандитов и со словами: «Я принес не мир — но меч господень» сдергивает брезент с телеги и становится за пулемет. Невероятное впечатление, которое запоминается надолго.
Именно на связке «убегание-преследование» построена игра. Сначала Билли крадется мимо лагеря бандитов в надежде добраться до поезда, чтобы уехать в Мексику и спрятаться. В следующем уровне мы уже играем за священника, убиваем бандитов и бежим за Билли, практически наступая на пятки, но все же немного не успевая.
Сюжет Call of Juarez — образцово-показательный пример того, как можно интересно рассказать банальную историю. Вроде бы байку про поиски сокровищ индейцев, героя с таинственным прошлым/происхождением, мстящего за убийство отца, матери и любимого пони, обмусолили тысячу раз. Тем не менее сценаристы сумели преподнести историю таким образом, что с интересом наблюдаешь за развитием сюжета до конца игры.
Ползком на брюхе
Два героя — два различных типа игры. Билли Кэндл слаб здоровьем и умирает от одного-двух точных выстрелов. Хоть он и таскает оружие, использовать его придется редко. Он старается прокрасться мимо противников, не привлекая ненужного внимания.
В общем, имеется претензия на stealth-action. Почему только претензия? Да, не дотягивает местный stealth до стандарта, который установлен Splinter Cell и Thief. Здесь нет градации шума и света, необычных приемов и умений. Все предельно просто. Если Билли передвигается на карачках — его не слышно, если заползти в кусты или встать в темном месте — не видно.
Дробовик — отличное средство для кульбита назад. |
Забудьте про уровень шума, видимости и прочие прелести, к которым нас приучили в Splinter Cell. Вас или видят, или нет, третьего не дано. Иногда проскакивают удачные идеи: молния освещает Билли, затаившегося в темном углу, но зато последующий гром глушит все звуки. Никто не услышит тихий вскрик охранника.
Но они так и не получили дальнейшего развития.
Скалолазание с элементами акробатики Билли не чуждо. Опасные скалы и глубокие пропасти ждут смельчака. Где не удастся зацепиться руками, пригодится кнут. Орудием пастухов можно цепляться за ветки деревьев, чтобы спуститься вниз или, раскачавшись, перескочить провал.
Храбрецы могут применить кнут как средство успокоения противников. Точный удар в висок, и бандит валится на землю с пробитой головой. Точно так же усмиряются бешеные волки и гремучие змеи.
Впрочем, играя за Билли, придется заниматься не только обходами вражеских патрулей и постоянным лазаньем по скалам. В двух уровнях доведется в открытую сражаться с противником. В остальных всего понемногу. Разгадывание простеньких задачек, плавание по рекам и даже охота на зайцев.
Если вдуматься, ни один из элементов — stealth, скалолазание, загадки — не выполнен на должном уровне. Слишком примитивно. Да, лазанье по скалам никуда не годится в сравнение с кульбитами Принца Персидского. Да, Сэм Фишер может проскользнуть как тень там, где Билли Кэндлу остается в отчаянии грызть свои ботинки.
Но назвать это недостатком трудно. И вот почему: ни один элемент и не позиционируется как основной. Вроде все простенько. Но в небольших дозах увлекательно и не успевает приесться. Конечно, в некоторые моменты разработчики все-таки перегнули палку. Но недостатки не так существенны.
Шестизарядная справедливость
Священник не ломает голову над тем, как незаметно прокрасться мимо противника. Он вершит правосудие с помощью оружия и считает зазорным от кого-то скрываться.
Несколько пуль и проповедь заставят раскаяться любого грешника. |
Перестрелки происходят стандартным для боевиков образом.
Упомянуть стоит лишь про метод концентрации. Засунули два пистолета за пазуху, выбежали к противнику и нажали на любую кнопку мыши. Время превратится в густой кисель, и пока прицелы не сошлись в одной точке, можете безнаказанно нашпиговать врагов свинцом.
Правда, время восстановления способности можно было сделать поменьше. Слишком просто получается. Отстрелялись, отбежали за угол, постояли несколько секунд и снова в бой. Противники вымирают, даже не успев ничего понять.
Набор оружия стандартный: шестизарядные револьверы, дробовики, винтовки и обрезы. По праздникам выдается динамит, винтовка с оптическим прицелом. Масляные лампы отличное средство, чтобы поджечь противника. Для острастки можете метнуть топор или стул. Толку мало — но приятно. Игроки, вжившиеся в роль фанатичного священника, могут читать главы из Библии, тем самым, вводя врагов в замешательство.
И в качестве старшего козыря припасены лошади. Перестрелки на полном скаку, вылетающие из седел противники. Романтика в чистом виде. Правда, нормально поскакать дадут только на одном уровне. Да, и не забудьте про шестиствольный пулемет. Отличное средство для понижения уровня преступности в отдельно взятом округе.
Прерии Дикого Запада
Графика — несомненное достоинство Call of Juarez. Движок поддерживает огромные открытые пространства. Впрочем, это можно назвать отличительной чертой всех игр от Techland. В предыдущем проекте Chrome игроку тоже приходилось делать долгие забеги по огромным картам. И судя по роликам, похожее ожидает в Chrome 2.
Особенно хорошо у разработчиков вышли природные пейзажи. Величественный лес, реалистичная трава, пустынные прерии, завораживающие водопады, скалистая местность. Если сравнивать с недавним Gun, который, как вы помните, тоже был на ковбойскую тематику, Call of Juarez в явном выигрыше.
И дело не в технических возможностях. В Call of Juarez чувствуется, что действие происходит на Диком Западе. Пейзажи, которые мы видели в спагетти-вестернах, выглядят как настоящие. Особенно если вспомнить невзрачные пейзажи, которыми нас потчевали в Gun.
Вот такие необычные танцы на Диком Западе. |
Большой плюс художникам и дизайнерам, сотворившим такое чудо.
Модели персонажей выглядят на твердую четверку (вот только bump-mapping можно поменьше, приелись уже люди из пластмассы), однако анимация подкачала. Противники перемещаются небольшими рывками.
Посмертная анимация, особенно при стрельбе в замедлении, наоборот, достойна похвальбы. Конечно, подобное мы видели в десятках проектов. Но наблюдать за кульбитами тряпичных трупов все также интересно. Особенно когда можно внимательно рассмотреть, какие па они выделывают.
Спецэффекты превосходны. Пули поднимают облачка пыли при попадании в землю, дым от пороха застилает обзор, а огонь поражает своей реалистичностью и красотой. Вот только взрывы выглядят некрасиво.
Но за подобную красоту приходится платить. Игра тормозит даже на мощных компьютерах, карты грузятся по пять минут. Плюс разработчики никак не смогли помирить третьи шейдеры с аппаратным сглаживанием. Поэтому приходится выбирать: нормальные спецэффекты или отсутствие лесенок.
Актеры честно отрабатывают звонкую монету и выкладываются на всю катушку. Голоса персонажей звучат убедительно, хорошо получились интонации. Это особенно чувствуется, когда священник сначала громовым голосом говорит о суде господнем, а потом внезапно нервно срывается в бессвязное бормотание.
Музыка производит приятное впечатление, хотя шедевром ее назвать не получится. Спокойные мотивы приятны на слух (хотя ничего оригинального, стандартный набор из фильмов про ковбоев), во время боя мелодия становится динамичной, заставляя собраться с силами.
Хуарец навсегда
Интригующая история, оригинальный мир (Дикий Запад — это вам не заезженные пришельцы), интересная боевая часть. И эти плюсы не перечеркнут занудные миссии за Билли и мелкие огрехи.
Да, в Call of Juarez хватает дизайнерских просчетов. Некоторые идеи можно было развить, очевидные ошибки устранить. Но тем не менее, несмотря на недостатки, игра пленяет надолго и всерьез.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
игровой процесс, дизайн уровней | нудные миссии за Билли Кэндла, не развиты удачные идеи |
Графика 8 |
красивые пейзажи, модели | анимация |
Звук 9 |
озвучка, музыка | нет |
Игровой мир 9 |
сюжет, место действия, персонажи | можно развить историю глубже |
Удобство 8 |
интерфейс, управление | часто не срабатывают скрипты, легко запороть миссию |
Новизна нет
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Увлекательный вестерн с на удивление удачным сюжетом. | Рейтинг 84% |