Да здравствует вбоквел! Рецензия на 'Сезон гроз' А. Сапковского

13.07.2014 00:54

Чем лучше и интереснее книга, чем сложнее и неоднозначнее персонажи, чем занимательнее и невероятнее их приключения, тем острее чувство грусти, неизменно охватывающее меня, стоит только перевернуть последнюю страницу и дочитать последнее предложение. За время, прожитое с книгой, с историей, в ней рассказанной, герои становятся словно живыми и даже родными, частью моей повседневной реальности. Одни вызывают сочувствие и сопереживание, другие - ненависть и слова проклятий, третьи - раздражение или осуждение... Расставание с ними сродни расставанию с хорошими знакомыми. Так хочется, чтобы они еще немного побыли рядом, но увы... История заканчивается, в ней ставится последняя точка, и прощание неизбежно. Но иногда чудо все же случается. Иногда автор возвращается к завершенному некогда им же повествованию и создает продолжение, или приквел, или сайдстори, восполняющую остававшиеся в сюжете пробелы. Так уж вышло, что конец прошлого и начало этого года оказался урожайным на пополнение двух особо любимых мною книжных серий. Во-первых, пан Сапковский наконец-то исполнил давно обещанное и осчастливил поклонников своего творчества свежей порцией приключений Геральта из Ривии, а во-вторых... впрочем, это самое "во-вторых" оставим пока в стороне и заглянем в "Сезон гроз". Что же ожидает легендарного ведьмака и нас с вами на страницах нового романа?

Литта Нейд по прозвищу Коралл... когда-то накапала на него королю Белогуну, да так, что ему пришлось неделю отсидеть в яме. Когда его выпустили, он отправился к ней, чтобы узнать о причинах. Не заметил, как оказался у нее в постели, и провел там вторую неделю.

А. Сапковский. "Меч Предназначения".

Нет-нет, я не оговорилась, именно романа. Прежние слухи, будто ведьмачий "вбоквел" будет являть собой сборник отдельных рассказов, наподобие "Последнего желания" и "Меча предназначения", не подтвердились. Перед нами целостное произведение с единой сюжетной линией. В центре повествования не кто иной, как сам прославленный Геральт из Ривии, а значит, не подтвердился и другой слух, уверявший нас, что главным героем новой книги будет непременно ведьмак, но не Белый Волк. События "Сезона гроз" происходят летом 1256 г. (если верить Хронологии мира Ведьмака), вскоре после расставания Геральта с Йеннифэр, но до снятия проклятия с принцессы Адды. На тот момент в Северных королевствах еще пока царит относительный мир, о Нильфгаарде и скоя'таэлях ни слуху ни духу, маленькая Цири преспокойно живет-поживает под крылышком своей августейшей бабки, а ведьмаки занимаются тем, для чего их и создали, - охотятся на монстров и не лезут в политику. Эх, благословенное время, которому вскоре придет конец. Место действия - территории, лежащие между Кераком и Новиградом.

Все начнется весьма банально и обыденно, с простого человеческого любопытства, которого даже ведьмаки не лишены. Оказавшись волей судеб подле столицы небольшого королевства Керак, Геральт решает заехать в город, славящийся, кроме всего прочего, одной из своих рестораций, и отведать блюд от тамошнего шеф-повара, благо в кои-то веки у него в карманах не шаром покати. Однако запланированная культурно-гастрономическая программа сорвется, не успев начаться, а сам "турист" очутится в местном СИЗО в компании недружелюбных сокамерников, вознамерившихся сделать из него петушка. Ха, знали бы они, на кого батон крошить вздумали! В итоге к прочим невесть откуда взявшимся обвинениям лишь чудом не добавится нанесение тяжких телесных... Далее последуют суд, более похожий на фарс и описанный со всем присущим стилю Сапковского сарказмом, освобождение под залог, близкое (очень близкое) знакомство с рыжеволосой Литтой Нейд, после чего калейдоскоп всяческих непредвиденностей и обломов и вовсе завертится с невероятной быстротой. Но несмотря ни на что, приятно отобедать в знаменитой керакской ресторации ведьмак все же найдет время.

Пятнадцатилетний перерыв в работе над Сагой о ведьмаке явно пошел пану автору на пользу. После несколько занудной, а местами и вовсе тягомотной "Владычицы озера" "Сезон гроз" читается весело и бодро. Четыреста страниц проглатываются буквально на одном дыхании и за один день. Самое начало может показаться несколько тусклым и затянутым, но уже с 20-30-й страницы маховик сюжета раскручивается на полную катушку, заставляя Геральта попадать из огня да в полымя, слово он поставил себе целью доказать жизненность поговорки: "Хочешь рассмешить богов - поделись с ними своими планами". Динамичное развитие событий не даст заскучать, а неожиданные повороты будут держать в напряжении вплоть до финальной точки. Если попытаться определить жанр романа в игровых терминах, то это почти чистый экшн с мордобоем, расчленкой, расследованиями и сексом. Расследований, драк и смертоубийств, правда, будет поболее, нежели романтических вечеров, но такова уж ведьмачья жизнь, протекающая по колено в кровище да в дерьмище, а не на шелковых простынях. Дерьмища, кстати, тоже обещается в избытке. В прямом смысле этого слова. Темное фэнтези, оно такое, все, как в жизни, и даже жестче, особенно если в дело вмешается рассерженная могущественная чародейка, не лишенная чувства юмора.


— Не трогайте его, господин офицер, — спокойно сказал Аддарио Бах. — Это мой слуга... Он дурачок, полный идиот. От рождения. К счастью, его младшие братья и сестры нормальные. Их мать наконец поняла, что, будучи беременной, не следует пить из лужи возле инфекционной больницы.

А. Сапковский. "Сезон гроз".

Порадует роман не только захватывающей историей, но и новыми штрихами к и без того уже детально проработанному сеттингу Ведьминлэнда. Новые персонажи, новые монстры, новый ведьмачий знак, новые подробности относительно изготовления ведьмачьих мечей... А еще новая ведьмачья школы - коты. Да, не спорю, про котов мы краем уха слыхивали, но вот сталкиваться с ними нос к носу еще не доводилось. Теперь столкнемся. И то, какими они окажутся на самом деле, способно очень и очень удивить, обещаю. Готова поспорить на что угодно, такого поворота точно никто не ожидал. Определенно, пан Сапковский умеет преподносить сюрпризы. И в то же время мрачный и жестокий Мира Ведьмака сохранит все то, за что мы его так любим. На страницах романа встретятся нам и люди, кровожаднее иных монстров, и монстры, способные ценить дружбу, честность и доброту, вечно интригующие и наводящие тень на плетень чародеи и чародейки, жадные и недалекие политики, лжецы, мошенники и проходимцы всех мастей и категорий, в критический момент вдруг демонстрирующие чудеса человечности, и прикидывающиеся друзьями мерзавцы. В общем, как обычно, будет необычно. Добавьте сюда толику юмора, в том числе и краснолюдского, и вы получите тот неподражаемый литературный коктейль, которым всегда славились истории от создателя ведьмачьей Саги. А вишенкой на торте лично для меня стало появление, пусть и эпизодическое, одной из самых любимых мною героинь.

Добавит "Сезон грез" и несколько новых деталей к психологическому портрету главного героя. Может мне, конечно, только так показалось, но книжный Геральт образца 2013 г. стал более альтруистичным и более отзывчивым, более похожим на Геральта игрового, нежели на самого себя эпохи 1990-х гг. У меня вообще появилось стойкое ощущение, что игровая серия от CD Projekt так или иначе повлияла на Сапека, чтобы он там ни говорил и как бы о творении своих соотечественников-игроделов ни отзывался. По сути, сам роман здорово смахивает на увлекательный добротный сценарий к полноценному сюжетному DLC с непременными моральными выборами, эротическими катсценами и кучей переплетающихся квестов, из которых удастся завершить далеко не все. Есть даже парочка эпизодов, невольно вызывающих ассоциации с мини-игрой кулачный бой или режимом Арена из Убийц королей. Правда, тут пан Анджей остается верен себе и наглядно показывает, что его герой - мечник, а не каратэка, рукопашный боец из него не ахти какой, и для победы ему непременно приходится использовать предметы окружения. Ах да, и типично игровые два меча за спиной, по поводу которых знатоки Саги готовы были спорить до хрипоты, мол, никогда так Геральт клинки не носил, чтобы сразу оба, получили наконец-то свое авторское подтверждение: ведьмаку, теперь это четко прописано, было не привыкать чувствовать "на спине... знакомую тяжесть обоих своих мечей".


— Ведьмак Геральт не умер! — выпалила Нимуэ. — Он просто ушел, ушел в Страну Яблонь. Но он вернется... Вернется, потому что так гласит легенда...

— Иллюзия, — услышала она откуда-то, очень издалека. — Все иллюзия.

А. Сапковский. "Сезон гроз".

Тем не менее, история нового романа поневоле получилась замкнутой, ибо вбоквел. Она ничего не добавляет ни к сюжетам ранее вышедших книг, ни к исходу Саги в целом. Она лишь рассказывает еще об одном насыщенном событиями и приключениями периоде в жизни Геральта и раскрывает, что же на самом деле вынудило его взяться за выполнение необычного контракта - снятие проклятия с дочери Фольтеста. Разве что концовка даст некоторый повод усомниться, а была смерть легендарного Белого Волка взаправдашней? Или он просто ушел, чтобы однажды вернуться уже в образе игрового героя. А еще она заставит задуматься: чем же является его возвращение - продолжением книжного повествования или иллюзией, сновидением, где желаемое маскируется под действительное? Впрочем, как вы уже, наверное, догадались, четких ответов на эти вопросы, пан Сапковский не дает. Недосказанность и сомнения никуда не исчезают, оставляя пространство для домыслов и вольных интерпретаций...

Трудно сказать, стоит ли считать возникающие ассоциации с игровой серией недостатком "Сезона гроз"? Кто-то, возможно, сочтет, что да. Мне же таковые ассоциации вовсе не помешали приятно провести время за чтением романа и порадоваться возможности вновь вернуться в любимый мир любимых героев. Гораздо более существенной проблемой оказались постоянно обнаруживаемые "рояли в кустах", стоило только Геральту попасть в практически безвыходную ситуацию. Сами понимаете, умереть он никак не мог, не дожив до памятных ривских вил, но и превращать своего героя в убер-ногибатора без единой царапинки тоже не в правилах Сапковского. Вот и приходилось автору выкручиваться, устраивая ведьмаку поистине чудодейственные спасения всякий раз, как тотальный абзац уже готов был наступить тому на горло. Отсюда и практически бездонный потайной кармашек с всегда так кстати приходящимся содержимым, и вечно вовремя поспевающая помощь...

К авторским минусам добавились минусы фанатского перевода. Незначительные, но все же минусы. В целом, выполнен он весьма и весьма качественно, чувствуется даже попытка сохранить, насколько это возможно, стиль покойного ныне Е. Вайсброта. Однако без мелких косячков и ляпов не обошлось. Почему-то вместо привычного уже обращения "милсдарь" в тексте в разы чаще употребляется "господин/госпожа", несколько режут глаза и слух современные слова и обороты, не свойственные средневековоподобной культуре. "Экстремальный спорт", например (или переводчики здесь не при делах, и конкретно этим "приколом" мы обязаны Сапеку?). Встречаются и грамматические ошибки: опечатки, пропущенные слова и запятые. Правда, встречаются они крайне редко и общего впечатления от текста практически не портят.

По большом счету, ребята-переводчики провернули на троих огромную работу, достойную всяческой похвалы. Если вы не относите себя к принципиальным приверженцам исключительно официальных изданий, не отказывайте себе в удовольствии воспользоваться плодами их трудов. Они почти на целый год сократили для русскоязычной аудитории ожидание новой встречи с Миром Ведьмака. А она, эта встреча, стоит того, чтобы ее не откладывать в долгий ящик. Роман, на мой взгляд, вполне удался. И пусть в нем мало геополитики и рассуждений о Предназначении, зато много действа и типично ведьмачьей работёнки. Честное слово, "Сезон гроз" вас не разочарует, клянусь своей ведьмачьей аватаркой. 😉


Читать онлайн и/или скачать русский любительский перевод "Сезона гроз" в формате .doc можно ОТСЮДА. Также имеется fb2 версия.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо