Превью Sid Meier's Civilization: Beyond Earth
– Личный журнал Вадима Петровича Козлова. Выдержки из архивов поселенцев. Славянский союз.
Так начинается история!
24 октября этого года выходит Sid Meier's Civilization: Beyond Earth. Идейный наследник Sid Meier’s Alpha Centauri, но не сиквел. Идейный наследник Sid Meier’s Civilization V, но не дополнение. "Что же это за тварь такая?", – с дрожью в голосе возможно спросите вы. Глядите в небо, чудаки. Яркий луч прожектора ударил в тучи, и заструился в облаках мой знак. Значит пришло моё время. Так смотрите и слушайте!
В возрасте 7 лет я впервые познакомился с игрой Sid Meier’s Civilization. Первая компьютерная игра и единственная, на которую я потратил более трёх лет жизни бесконечных попыток одолеть своих врагов мирно. Это не удавалось никогда. Первая Каменная, Седьмая Мушкетная, Вторая Морская, Четвёртая Атомная – и всё войны... а война никогда не меняется. Треть всех раундов я обрывал, больше просто не в силах смотреть, что вытворяет враг с моей страной. Другая треть заканчивалась безоговорочной победой. Но что это была за победа? Заражённые радиацией чумные земли; города, в которых не наберётся и десяток тысяч жителей. Голод, нищета, болезни. Мои армии маршировали по захваченным городам... но иногда... иногда до появления экрана абсолютной победы я успевал достроить корабль последней надежды. Сейчас я всё это пишу со свойственной мне иронией, но тогда... тогда это было важно. Важно было играть за русских и успеть отправить корабль к Альфа Центавре.
Что делает сюжет Sid Meier's Civilization: Beyond Earth? Он утверждает, что не было никаких ацтеков с ядерными ракетами и майя с роботами, потому что это было игровое допущение, а на самом деле всё было иначе.
Сам корабль с поселенцами станет первым поселением и столицей нового мира.
Яростные конфликты терзали Землю. Неспособные принять чуждые им
Славянские поселения отличаются особо пафосными названиями. Храброград против какого-нибудь Шеклтона. Чувствуете, да?
Отличился Славянский Союз и на ниве космонавтики. То ли легендарное прошлое взыграло, то ли это просто в крови, но после объединения в Славянский Союз в Роскосмос стали стекаться лучшие умы и выделяться просто невероятные бюджеты, а это привело к качественному скачку в плане освоения космоса. Исходя из этих предпосылок именно славянская программа колонизации стартовала одной из первых.
Наше межзвёздное путешествие начнётся с того, что игра предложит определиться с некоторыми начальными данными – сначала предложат выбрать спонсора (одну из корпораций). Спонсоры пришли на смену нациям из Sid Meier’s Civilization V. Африканский Союз всех накормит, Паназиатская Ассоциация быстро строит, а АПК, родившаяся на просторах США, традиционно сильна своими шпионскими хитростями.
Далее следует определиться с составом корабля. Это могут быть учёные или творческие личности, работяги или аристократы. Или же обычные фермеры. Не трудно догадаться, что они также дают начальный прирост некоторых ресурсов.
После следует непосредственно определиться и с кораблём. Одни способны засечь всю живность заселяемой планеты, другие снабжены особо мощной энергетической установкой или же сканером источников ресурсов. Каждый верно выбранный бонус может или облегчить стартовые условия, или усложнить.
Корабль с поселенцами не корабль с поселенцами, если не обеспечить их правильными инструментами. Поэтому ещё одно, что с чем следует определиться – это особый груз корабля. Оружие, чтобы один лишний поселенец стал солдатом. Или инструменты, чтобы он стал рабочим. А может быть вместо груза разместить гидропонный сад, позволяющий взять больше поселенцев?
Осталось лишь выбрать планету, к которой отправится наш корабль (это они так генерацию мира замаскировали, если кто не понял – архипелаги, континенты и острова на месте), и в путь! Но и это ещё не конец генерации вашего "персонажа". "Сделай выбор" – похоже теперь официальный слоган игры. Едва ваш корабль зависнет на орбите новой Земли, как система предложит выбрать, в каком Совершенстве (направлении, доктрине) будет идти развитие технологий. Этих совершенств три – Праведность, Превосходство, Гармония. Путь Праведности состоит в том, чтобы почитать старую Землю и пытаться всеми силами остаться homo sapiens; призывает "преобразовать планету под людей, а не людей под планету". Превосходство требует от своих адептов не поклоняться ни новой Земле, ни старой. Если ситуация потребует, адепт Превосходства пересадит свой мозг в более устойчивое к внешней среде металлическое тело, или хотя бы просто заменит лёгкие на искусственные, способные дышать отравленным воздухом. Адепты Гармонии должны полюбить новую родину, лелеять, оберегать и защищать её обитателей. Поселенцы должны перестать быть жителями Земли и стать жителями новой планеты. А если это означает "перестать быть человеком Земли", то так тому и быть.
Ещё одно направление развития, которому следует уделить внимание. Прокачиваются пункты за счёт очков культуры, но на самом деле является простой мешаниной того же самого из пятой цивилизации. Тут вам: и бесплатный рабочий, и бесплатный поселенец – всё вместе с другими маленькими бонусами.
На самом деле в Совершенствах есть и нечто большее, ведь кроме всего прочего они оказывают влияние на сюжет, концовку и внешний вид ваших людей и даже вашего лидера, который может неожиданно начать сверкать механическим глазом или жабрами. И да – вы не ослышались – в Цивилизации появился сюжет.
Ещё один аспект, на который оказывает влияние Совершенство и который является продолжением истории с прокачкой юнитов – апгрейд юнитов. Абсолютно у всех боевых юнитов в игре есть экран модификации, где можно выбрать направление развития юнитов, а также особое умение.
Древо технологий было переработано полностью. Оно и понятно, людям с бластерами изобретать рыбалку и колесо больше не требуется. Само древо теперь представляет из себя паутину, где требуется двигаться из центра наружу, но при этом для каждой изученной технологии есть по одному-два более глубоких уровня. Так после изучения химии можно заняться биохимией или же пойти дальше. А от простой робототехники перейти к боевой. Некоторые изученные технологии также добавляют и очки Совершенства, не очень сильно, но намекая на то, в каком направлении следует продвигаться. Превосходство тяготеет к военным наукам, а Гармония лезет в генетику и биологию.
Сафари с дикими обитателями планеты занимает теперь значительную часть ранней игры
Концовки по Совершенствам довольно очевидные. Задание, которое есть у нас в самом начале, гласит, что мы должны освоиться на месте и найти способ доставить сюда остальных землян. Исходя из этого не трудно догадаться, что единственные, кто не изменит этому заданию, это избравшие путь Праведности. Как они этого добьются и что будут делать остальные, я вам не скажу, но догадаться, повторюсь, не трудно.
Кроме прочего, внутри самого сюжета полно различных побочных заданий. Например, как только вы более-менее освоитесь на планете, нужно будет найти способ связаться со старой Землёй. Или узнать причину исчезновения исконных обитателей планеты, к которой, кстати, у ваших учёных тоже появятся вопросы. Ведь они почему-то утверждают, что она живая.
Одно из сопутствующих заданий игры
Вас, как главу нового народа, постоянно будут терзать мелкими решениями (девиз игры, помните?). Рыбаки нашли способ добывать больше рыбы, но это вредит экологии – выбор. Приютить беженцев, ставить на них опыты или пустить на удобрения? Выбор! Случаются и более серьёзные ситуации. Создав на древних развалинах археологическую экспедицию, вы можете неожиданно получить сообщение, что ваши люди обнаружили нечто, после чего связь оборвётся. Как вы поступите? Сразу отправите на поиски спасательную экспедицию, или пошлёте сначала робота-разведчика? Или постараетесь забыть эту неприятную историю? Любое из этих решений может иметь, как приятные, так и неприятные последствие.
Несмотря на всю футуристичность и будущность, Beyond Earth даже не пытается скрыть, что он в первую очередь Civilization V, а потом уже новая игра. И пусть города здесь носят гордое имя станций, но городами они остались по своей городской сути. Их всё также основывают поселенцы; территории изучают разведчики; рабочие работают... а солдатам остаётся воевать. Цивилизация варваров ушла в прошлое Земли, а ей на смену пришла местная фауна. Гигантские насекомые, черви и другие твари – у них есть гнёзда, они рыскают по карте, и если их не трогать, то могут даже не обратить внимание на ваших людей. Они обычно игнорируют выбравших путь Гармонии, но интуитивно ненавидят представителей Превосходства. От нейтральных пришельцев можно отгородиться ультразвуковым барьером, но если вы чем-то заденете осадного червя, то настанет конец. Этот подземный житель срывает до основания ваши станции в считанные ходы. И Совершенства тут предлагают абсолютно разные пути. Если Превосходство даст способ уничтожать червей, то Гармония разрешит их заманивать на службу. "Срывать до основания чужие станции" – путь Гармонии.
Дипломатия почти не изменилась. Судя по всему разработчики считают, что она уже и так идеально работает
На смену нефти не пришла какая-нибудь непонятная биомуть. Но теперь мы также добываем фираксит, хитин и иные фантастические ресурсы наравне с медью, фруктами и кораллами. Роль золота теперь выполняет энергия, что в общем-то тоже не удивительно. По сути мало что изменилось. Ну да, теперь деньги нам добывают не банки и рынки, а энергоустановки. Энергия тратится на содержание зданий и отрядов, ей оплачиваются сделки. И что это в сущности поменяло? Для усложнения игры на некоторых клетках теперь выделяются опасные миазмы, которые наносят урон всем живым существам. Но те же гармонисты рано или поздно научатся этими миазмами дышать, а вот остальным придётся исследовать особые технологии по упразднению очагов заражения.
К слову о том, что энергия – халтурная переделка золота. А уровень здоровья – такая же халтурная переделка уровня счастья
Мелочи. Их так много. Они не брезгуют менять даже базовые концепции Civilization V, что уж говорить о внутренних механизмах игры. Одна только старая гексагональная карта расширилась за счёт второго уровня, где сражаются за сферы влияния спутники разных направлений. Одни увеличивают прирост внеземной морковки, другие выступают афродизиаками (анафродизиаками) для жителей. Они сходят с орбиты и низвергаются на поверхность, а переработанные прямо на месте своего крушения приносят ещё и какие-никакие ресурсы. Мелочей тьма. В дипломатии теперь появился ценный ресурс – услуга. Оказав услугу другим поселенцам, вскоре вы можете потребовать что-то иное взамен. А накопив услуг, можно вообще решиться на какие-нибудь серьёзные требования. К тому же дипломатия здесь традиционно поддерживается шпионскими делишками, эффективность которых иногда просто пугает.
В Sid Meier's Civilization: Beyond Earth видится огромный задел для будущих свершений. Получаемый игровой опыт остался прежним лишь при взгляде издалека. Изменилось и переработано практически всё. Игра стала более нелинейной – проверенных схем быстрой победы больше не существует. Всё придётся изучать и проверять сызнова. Оценят ли игроки попытку импровизации, или мы больше никогда не увидим экспериментальных проектов под знаками Сида Мейера и Цивилизации – всё это станет известно в конце октября. Могу лишь ответственно заявить, что я жду выхода игры, чтобы пройти её полностью. Несколько раз.