Бесконечность - не предел. Рецензия на 'Интерстеллар'

06.11.2014 10:21

Все мы барахтаемся в грязи, но иные из нас смотрят на звезды.

Оскар Уайльд

Котики, всем привет! Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из самых ожидаемых фильмов года - "Интерстеллар", и я спешу поделиться с вами впечатлениями от пресс-показа, состоявшегося немногим более недели назад. Впечатлений было много, рассказываю, что и как.

Лирическое отступление. Я никогда не была большой поклонницей Кристофера Нолана. Среди моих знакомых есть люди, у которых ритуал - раз в квартал пересматривать "Начало" или цитировать по памяти любимые моменты из "Темного рыцаря". Причем с выражением и в лицах. Я не из их числа и к творчеству мастера отношусь достаточно спокойно, а моим любимым фильмом господина Криса был и оставался "Престиж". Не могу сказать, что я с придыханием ждала "Интерстеллар". Вернее, ждала, конечно, однако без особых надежд. Пару лет назад меня жестоко обидел "Прометей" Ридли Скотта, и с тех пор шевелить жвалами, предвкушая интересное мне кино, я немного разучилась. Тем приятнее оказалось ошибиться: "Межзвездный" (а именно так называется фильм в переводе с английского) превзошел все мои ожидания. По порядку..

ЗАКАТ КУКУРУЗЫ И НОВАЯ НАДЕЖДА

Недалекое будущее недалеких людей. От массового производства айфонов и амбициозных программ NASA человечество медленно, но верно уходит корнями в землю, причем в прямом смысле слова. На Земле свирепствует продовольственный кризис, и все "лишнее" (образование, наука, военные проекты и космические программы) принесено в жертву фермерству и кукурузе, последней уцелевшей продовольственной культуре. Идею о необходимости интеллектуального развития человека бодро хоронят под кукурузными початками. Мол, нам есть нечего, а вы тут про свои бозоны Хиггса... полноте вам, дражайший, идите в поле. На фоне унылых пейзажей, кукурузных полей, песчаных бурь и медленной, но верной деградации перед нами предстает главный герой "Интерстеллар" - экс-пилот NASA Купер, которого агротехнические будни не разучили смотреть на звезды.

Если долго стремиться мыслями в космос, рано или поздно ты туда и полетишь: ушедшее в глубокое подполье NASA организовывает экспедицию последней надежды. Рядом с Сатурном бдительные ученые обнаружили "кротовую нору", по которой можно проскочить в соседнюю Галактику. Отправленные на разведку зонды вернулись с хорошими новостями: там есть планеты, на которых теоретически может обосноваться вымирающее человечество. NASA отправляет туда первую экспедицию для более детального изучения новых миров и начинает готовиться ко второй. И, кстати говоря, последней: ресурсы подпольщиков тоже не безграничны. Волей случая на борт предстоит взойти и Куперу. Кодовое название операции - "Лазарь", что как бы намекает. В общем, все это неспроста, и ученые уверены, что даже "кротовая нора" возникла по чьему-то сценарию. Потому что.

СКВОЗЬ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

С тех пор, как Гагарин изрек свое знаменитое "Поехали!", тема космоса укоренилась в кинематографе раз и навсегда. Успешно запускать зрителя к звездам деятели кино научились еще в 60-ых: "2001: Космическая одиссея" и "Звездный путь" стали одними из первопроходцев жанра. В 70-ых к ним присоединились "Солярис", "Звездные войны" и "Чужой", а в 80-ых - "Инопланетянин" и "Дюна". 90-ые подарили фильмам про космос статус потенциального блокбастера: "День независимости", "Армагеддон", "Пятый элемент", "Звездный десант" и многие другие заасфальтировали дорогу фильмам нулевых. От "Черной дыры" и "Светлячка" космос добрался аж до "Хищников" и "Пандорума".

И, к сожалению, чем дальше в лес, тем печальнее было происходящее, потому что режиссеры и сценаристы все чаще видели в черной величественной пустоте лишь источник разнокалиберных чудовищ и прекрасный фон для бластерных "пиу-пиу". Впору было реально упаковать вещи и уйти из высосанной досуха темы. Словно олицетворяя эту идею, в прошлом году на экранах кинотеатров мира царила "Гравитация", в которой Сандра Буллок с матами-перематами отчаянно стремилась удрать из космоса обратно на родную планету и всеми частями тела ощутить приятную гравитацию матушки Земли.

И вот теперь, год спустя Кристофер Нолан и Мэттью МакКонахи под лозунгом "Хватит это терпеть!" спешат обратно в космос, вдыхая в его неприветливый мрак новую жизнь и новое (или старое, но утраченное?) видение темы. И это, пожалуй, тот очень редкий случай, когда космос сам себе является не только местом действия или выгодным фоном происходящего, но и, не побоюсь этого слова, самостоятельным действующим лицом фильма. Да, молчаливым, да, непонятным, и да, тысячу раз да - очень разноплановым. Это не черная занавеска с причудливым рисунком из звезд и созвездий, а полноправный самодостаточный участник происходящего. Это уважительное отношение прослеживается во всем: от вкрадчивого поначалу, но позже набирающего силу саундтрека до совершенно неземных картин Вселенной. И, наверно, подобного подхода к вопросу я навскидку не вспомню ни у кого, кроме Кубрика.

Но иногда космос - это просто космос. Пустота, в которой ничего нет, лишнего в том числе, и которая в силу этой своей особенности обнажает самое главное, устраняя всю шелуху. Это тьма, от которой человека отделяет лишь корпус корабля и ткань его скафандра. Тоненькие барьеры, а за ними - темное неизведанное Ничто, столкнуться с которым готовы далеко не все. И как все будет развиваться, предсказать не берется никто: одни могут сломаться, став живым олицетворением законов Мерфи, а другие - выдержать взгляд пустоты и даже что-то себе доказать.

КОСМОС И ЛЮДИ

Можно долго спорить о том, про что на самом деле снят этот фильм. Нолан - из тех режиссеров, которые любят раскидать подсказки и идеи по всей ленте, но оставить тебе возможность самостоятельно додумать самое для тебя важное. Это не Кэмерон, который смачными яркими шлепками кидает вам в лицо идею за идеей: "Уважай синих котэ! Береги Джона Коннора! Тони грамотно!". Тут все несколько хитрее.

С одной стороны, "Интерстеллар" повествует о стремлении людей (возможно, не всех, но многих) выбраться за пределы обыденного, узнать что-то новое и взять свою судьбу в свои руки, а не ждать у моря погоды. Эту линию, на мой взгляд, ярче прочих раскрывает персонаж МакКонахи, в котором с простотой и прямотой соседствуют эмоциональность и даже какой-то легкий налет романтики. С другой стороны, здесь явно противопоставляются логика и интуиция, холодный научный подход и тепло человеческих взаимоотношений. В этом аспекте хочется выделить женских персонажей: доктора Амелию Брэнд (Энн Хэтэуэй), и дочь Купера Мерфи (Джессика Честейн). В каждой из них критический взгляд ученого уживается с принятием чего-то нереального, непостижимого и даже сверхъестественного. С третьей стороны, не последней темой ленты является беспощадное время, которое никак нельзя отыграть или повернуть вспять. И таких сторон в "Интерстеллар" еще много.

Хотя действие фильма разворачивается в космосе, он практически весь пронизан человеческими мыслями во всем их многообразии, и палитра поступков здесь представлена вся: от предательства до самопожертвования, от малодушия до мужества. Основная линия отношений между Купером и его дочерью Мерф, яркая, сложная и многоплановая, оттенена множеством других историй попроще.

Однако Нолан ни на секунду не забывает о космосе. И когда очередная грань людского предстает перед зрителем, ее сменяет молчаливая темная бесконечность.

ПРОСТОЕ В СЛОЖНОМ

"Интерстеллар" построен на контрастах. Здесь роботы, похожие на шагающие шкафы, шутят чаще людей. Дети из-за причуд времени стареют быстрее оказавшихся в космосе родителей. Работники сферы образования мыслят примитивными по-своему категориями, а холодная глубина космоса на поверку оказывается намного теплее и даже человечнее некоторых людей. Нолан вовлекает зрителя в выстроенные сценарием колебания, когда эмоциональную до дрожи сцену сменяют величественные кольца Сатурна, а место главных героев занимает чернеющая пустота. Громыхает и постепенно затихает, а потом снова развивается музыкальная тема. Даже моменты, в которых вам хочется улыбнуться, практически равномерно разбросаны по фильму. Я не удивлюсь, если сценарий фильма соответствует какому-то хитрому колебательному уравнению. И знаете, это работает.

"Межзвездный" - тот фильм, по мере просмотра которого хочется думать. Если вы хотите увлечь человека физикой и астрономией, отведите его на сеанс, а потом внимательно наблюдайте за эффектом. Я вам клянусь: после просмотра ваш подопечный, если он, конечно, не астроном, не аспирант кафедры теоретической физики и не питекантроп, побежит искать, что такое сингулярность, горизонт событий и квантовый многомер. И, вероятно, это будет один из тех редких случаев, когда человек по собственной воле окунется в причудливую вязь математических уравнений. Пусть и ненадолго: он ни черта в них не понимает. Но даже этот краткий порыв прекрасен. Физик-теоретик Кип Торн, на базе работ которого был создан сценарий фильма, определенно вписался в проект на "ура".

Визуальная составляющая фильма восхищает: "Интерстеллар" выстроен филигранно. Здесь нет спецэффектов ради спецэффектов или красивостей ради красивостей. Здесь нет лишних кадров, эпических взрывов и прочих "классических" элементов блокбастера. Летающие кометы, расколотые пополам Брюсом Уиллисом, и грандиозные космические баталии джедаев и ситхов остались в других проектах. И между тем это один из самых визуально прекрасных фильмов про космос из всех, что я видела. Выверенные крупные планы актеров запечатлевают человеческие эмоции, а сменяют их фантастические картины космоса. Если вы когда-нибудь были в планетарии и смотрели на сферическом экране панорамы звездного неба и научные фильмы по астрономии, у вас возникнет приятное чувство дежа вю. То тут, то там мелькнет, осторожно закравшись в кадр, "Одиссея" Кубрика, идейный предшественник "Межзвездного", а затем ваш взгляд провалится в черную дыру, с любовью выписанную по всем канонам современной науки. К слову говоря, ряд сцен снят камерами IMAX, поэтому его можно смело смотреть в соответствующих кинотеатрах.

Саундтрек пленяет до мурашек по коже. То величественно-грандиозный, то едва слышимый и вкрадчивый, то пугающий, то сентиментальный, он ни на секунду не расходится с происходящим на экране. Ханс Циммер, любитель струнных инструментов и эпических тем, в этот раз выступил в несколько непривычном для себя амплуа, и его "фирменных нот" я в музыкальном сопровождении не уловила. Место хитро закрученных мелодий заняла достаточно простая по сравнению с ними органная тема, которая, тем не менее, не отпускает меня уже неделю. Снова ничего лишнего, и снова это работает.

ВЕРДИКТ

Из кинотеатра я выходила в несколько странном состоянии: мне хотелось бережно донести голову до дома и там сесть и осмыслить увиденное. Лично для меня это определенно лучший фильм нескольких последних лет. В нем каждая сцена на своем месте. Мне понравилось то, что в "Интерстеллар", несмотря на поднятые им вопросы, все основные идеи лежат на поверхности, и вам не надо ломать себе мозги, чтобы их разыскать. Что-то, конечно, спрятано поглубже, что-то убрано на чердак и ждет второго-третьего-пятого просмотра, но этот фильм оказался неожиданно ненавязчивым и доступным в плане восприятия. Не примитивным, вовсе нет, а именно доходчивым, без искусственных претензий на интеллектуальность. Есть фильмы формата "Я посмотрел и ни черта не понял!". А есть ленты "Я посмотрел, и там много разных поводов призадуматься". Вот "Межзвездный" - из второй категории, как по мне.

10 из 10. Я написала эту рецензию за сутки, но после намеренно дала ей и мыслям о фильме неделю, чтобы пена осела. И это тот очень редкий случай, когда спустя неделю я хочу обратно, в этот струнный многогранный космос. И, честное слово, я пойду на него еще пару раз: все-таки не зря я убила целый вечер, изучая особенности "горизонта событий". О_О

P.S. Без нотки горечи, увы, не обошлось, хотя с самой лентой она никак не связана. Знаете, что странно? Странно то, что за рубежом снимают такие вкусные заставляющие подумать и улыбнуться фильмы, пока страна, подарившая миру космос и Гагарина, радостно ходит на "Горько-2". Странно и стыдно. А "Интерстеллар" прекрасен.

 

2021 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.