Прощай, Средиземье! Рецензия на 'Хоббит. Битва пяти воинств'
Котики, всем привет! В минувший понедельник я одним глазком взглянула на Париж и посетила премьерный пресс-показ заключительной части хоббитской трилогии под кодовым названием "Хоббит. Битва пяти воинств". В российском прокате лента стартует уже сегодня (премьеру перенесли аж на неделю вперед), так что делюсь с вами впечатлениями по поводу.
У Питера Джексона есть традиция: раз в десятилетие на три года приковывать зрителей к кинотеатрам. С 2001-ого по 2003-ий год за честь фэнтезийного мундира отважно бился "Властелин колец", а с 2012-ого по 2014-ый эта роль досталась "Хоббиту". Что первую экранизацию, что вторую зритель поначалу встречал недоумением: как можно упаковать в три ленты все события "Властелина" и, напротив, откуда на три картины наскрести начинки в "Хоббите". Там же действия раз-два — и обчелся. Но когда это останавливало Джексона?
Маленькая сказка профессора, написанная им на радость детям, как по мановению волшебной палочки забугрилась новыми сценами, героями и эффектами, которым позавидует любая экранизация полноценного романа. Правоверные толкиенисты за такой стероидной трансформацией наблюдали с неодобрением: непозволительно, мол, лепить в кино всякую отсебятину. Джексона называли графоманом, который не знает, когда остановиться, а сын Толкиена Кристофер и вовсе отругал творчество новозеландца в одном из интервью.
Спорить по поводу того, насколько точно экранизация должна отражать события первоисточника, я не буду. На эту тему и без меня сломано-переломано множество копий. Но лично я спокойно отношусь к творчеству профессора и в силу ряда причин не требую тотального соответствия экранизации оригиналу. Начиная с 2001-ого года Средиземье было для меня своеобразным фэнтези-аттракционом, и им же оно является сейчас, в 2014-ом. И, да простят меня поклонники Толкиена, криминала в происходящем я, если честно, не вижу.
"Битва пяти воинств" является кульминацией приключения, в которое сам Джексон отправился полтора десятилетия назад, взвалив на свои плечи не только бремя Кольца Всевластья, сковавшего воедино миллионы поклонников, но и тяготы последующих экранизаций противодраконьей кампании.
Как вы помните, "Пустошь Смауга" оставляет зрителю сладенькое многоточие. Бард Лучник схвачен и сидит взаперти, над гномами Торина вовсю сгущаются орочьи тучи, а искупавшийся в золоте дракон, пылая праведным гневом, летит жечь напалмом Озерный город. Гендальф пленен и качается в железной клетке что твой Декард Каин, а эльфы явно не собираются быть белыми и пушистыми. Короче говоря, все явственно намекает на то, что быть большой беде.
"Последнее путешествие в Средиземье" — таков слоган "Битвы", ради которой Джексон всячески затягивал и обрисовывал несуществующими деталями предыдущие две части трилогии. Все ради смачного эпического побоища пяти воинств, готовых вынести друг друга вперед ногами в борьбе за Эребор и его многочисленные сокровища и преимущества. Для гномов это царство — некогда утраченный дом, вновь обретя который, они будут стоять за него насмерть. Люди тянутся к горе в надежде найти укрытие; вместе с эльфами они также предъявляют права на свою долю томящихся в подземелье сокровищ. Для орков же и гоблинов гора — важная стратегическая точка, в которой можно и планы Темного Властелина реализовать, и нашпынять не в меру резвой команде Торина. И, по закону жанра, договориться полюбовно и разойтись с миром у сторон ну никак не получится. Можно без преувеличения сказать, что вокруг этой эпической баталии и вращается вся лента: трудно в предыдущих экранизациях не разглядеть любовь Джексона к побоищам многотысячных армий. Я практически вижу, как похожий на хоббита режиссер, радостно хихикая, хлопал в ладоши в такт своим замыслам.
Третья (а если считать с "Властелином", то шестая) часть новозеландского аттракциона встречает зрителя во всей красе компьютерных спецэффектов и захватывающих дух сцен. Тут вам полное джексоновское 3D: детально, добротно, дорого. Каждым своим кадром фильм показывает зрителю, сколько в него вложено труда и сил: не зря из года в год страну хоббитов посещают толпы туристов, интересующихся "А где у вас тут кольца в вулкан бросают?". Возможно, Джексон и страдает гигантоманией, но скажите начистоту: разве вас не впечатляет размах происходящего на экране? И разве не за это (помимо прочего) мы раз за разом пересматриваем избранные сцены "Властелина" и "Хоббита"? Там, где Толкиен нарисовал целый мир, Джексон этот мир воссоздал, не скупясь на детали, реквизит и антураж.
Лет 15 назад люди скептически хмыкали, отвечая на вопрос о возможности экранизировать "Властелина колец". Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что упорный режиссер-хоббит под лозунгом "Нежданчик!" сумел выстоять на той почве, на которую другие и ступить боялись, считая задумку попросту невозможной. "Битва пяти воинств" стала последним гвоздем, который Джексон вбил в крышку гроба сомневающихся скептиков.
Реализовывать джексоновские планы будет уже знакомая по предыдущим частям зондер-команда. Поскольку полное перечисление достойных актеров, задействованных в фильме, потянет на мини-версию "Сильмариллиона", я остановлюсь лишь на тех, чья игра мне особо понравилась.
Традиционно хорош Мартин Фриман (Бильбо), который в качестве главного героя-хоббита импонирует зрителю намного больше Фродо. Открытый новому, готовый к приключениям, позитивный, озорной, но при этом добрый и местами вполне себе ответственный, Фриман-Бильбо — идеальный герой для подобной истории. Он с равным энтузиазмом будет спасать друга Торина от драконьих тараканов, а столовое серебро — от навязчивых родственников. Не побоюсь заметить, что Бильбо — самый яркий и показательный из всех хоббитских персонажей, воссозданных Джексоном, и даст сто очков форы что племяшке с садовником, что комичным Мерри и Пину.
Ничуть не уступает ему Ричард Армитедж, исполнитель роли Торина Дубощита. Ему пришлось пройти весь путь от изгнанника, поневоле потерявшего кров над головой, до владыки, вновь обретшего свое королевство; от могучего лидера, за которым гномы готовы следовать хоть на край земли, до одержимого золотом безумца, отталкивающего от себя друзей. И в каждой этой ипостаси образ, нарисованный Армитеджем, одинаково хорош и убедителен.
Отлично справились со своей задачей Ли Пейс (Трандуил) и Люк Эванс (Бард Лучник). Пока Галандриэль и Элронд ходят спасать мир (ну работа у них такая!), Трандуил отправляется в "набег на гномьи корованы". И если большинство эльфов (за редким исключением) своей правильностью нагоняют на зрителя тоску, то персонаж Ли совершенно не такой, и наблюдать за ним как минимум интересно. Что же касается героя Эванса, то он — классический фэнтези-герой, умеющий издалека бить зайцу в левый глаз. Даже если зайца заменить на дракона, результат не пострадает, настолько он молодец.
Когда речь заходит о наследии профессора, всегда находятся люди, недовольные подходом Джексона к съемкам. Некоторые говорят о выхолащивании книги, которая серьезно потеряла в глубине и была забита спецэффектами. Я считаю, что каждый сам для себя решает, что видеть в книге и за что ее любить (и лично я к некоторым ее переводчикам имею гораздо больше вопросов, нежели к Джексону). Для меня "Властелин колец" и уж тем более "Хоббит" всегда были сравнительно незатейливыми в сюжетном плане сказками про дружбу и борьбу со злом на фоне эпично прописанного мира. Само Средиземье с его историей, землями и обитателями куда интереснее сюжета и героев. Поэтому если рассматривать "Битву пяти воинств" как фэнтезийный аттракцион (коим она, на мой взгляд, и является), вопросов и претензий становится намного меньше. Здесь есть традиционный рассказ про битву добра со злом, эпические побоища, приключения и магия, в общем, полный набор любителя RPG.
Бестиарий "Битвы" по-джексоновски щедр: вам встретятся самые разные существа, от орочьих Шаи-Хулудов и летучемышиной авиации до гномьих боевых баранов и ездовых хряков. Не обошлось и без классики: орки по-прежнему свирепы, тролли все так же не обременены интеллектом, а эльфы вновь демонстрируют синхронность и грацию на уровне балерин "Лебединого озера".
Трюки и вовсе выходят на новый уровень. Леголас в присущей ему одному манере показывает последние достижения эльфийского паркура. Если вы думали, что стрельба по оркам в прыжках по бочкам, — это максимум, то вы ошибаетесь. Заключительная часть трилогии подарила эльфийскому Джеки Чану такое количество невообразимых приемов, что он наверняка стал бы легендой лихолесского спецназа, если бы таковой существовал. Местами, конечно, эти трюки выглядят притянутыми за уши и кажутся скорее действом ради действа... но кому какое дело? Это аттракцион чистой воды, и менее зрелищным происходящее на экране не становится. Действие и темп повествования выверены на ура: несмотря на некислый хронометраж, фильм смотрится на одном дыхании, и два с половиной часа пролетают незаметно.
Жаль только, что в погоне за динамикой и яркостью Джексон порой забывает о персонажах или стройности сюжетных линий. К примеру, любовный треугольник с эльфийскими сторонами и гномьим основанием кажется откровенно вымученным, а банда Торина бледнеет на фоне дружеских уз того же братства Кольца. И тем не менее... Это все тот же хоббитский парк развлечений, к которому мы привыкли за эти годы, и Джексон выдал зрителю все, что от него ждали.
Хотя "Битва", безусловно, заслуживает как минимум одного похода в кино (и я уверена, некоторые прощаться с трилогией будут несколько раз), нельзя отрицать, что выбраться из тени старшего брата у "Хоббита" все-таки не получилось. Обретенная поначалу свежесть повествования к третьему фильму выдыхается, и даже эпичные побоища уже не так впечатляют, как осада Хельмовой пади или битва на Пеленнорских полях. Можно, конечно, заставлять троллей-камикадзе бросаться на стены Дэйла, а Смауга — отжигать в прямом и переносном смысле слова, однако всего этого уже немного не хватает.
Нельзя ни в коем случае сказать, что "Хоббит" плох: ничего подобного. Просто он не настолько хорош, насколько в свое время был "Властелин колец", которому даже мумакский хронометраж и порядком задолбавший Голлум не мешали сносить людям крыши. Даже сейчас, десяток лет спустя старший брат "хоббитса" смотрится увереннее своего юного родственника, которому не помогают ни посвежевшие спецэффекты, ни раскрученность серии, ни драконы с голосом Шерлока Холмса и хоббиты с лицом доктора Ватсона. Это все те же новозеландские щи со все теми же известными ингредиентами: роскошные пейзажи, качественная графика, старательные актеры и два с гаком часа экранного времени. Взболтать, добавить щепотку безумия у ключевых персонажей, подавать вкупе с музыкой Говарда Шора и режиссерской версией для тех, кто не наелся. Круто-эпично-здорово... и мы уже все это видели.
Финал ленты оставляет немного странное ощущение. С одной стороны, приятно, что концовка-концовки-после-концовки имени "Возвращения короля" осталась в предыдущей трилогии. С другой же, стоило как-то посерьезнее попрощаться с полюбившимися персонажами, и вялого маха ручкой вкупе с нарисованными титрами не хватает для полноценного завершения второго путешествия. И если тот же Лукас в "Мести ситхов" бережно, но без занудства разнес персонажей по своим гнездам, то Джексон почти всех вытряхнул в мешок и скопом, не целясь перекинул через финишную прямую. Довольно странно видеть подобное от человека, у которого Арагорн пел песни и курлыкал с возлюбленной, а хоббиты обнимались дольше, чем воевали с назгулами. И если "Возвращение короля" заставило меня чуть ли не прослезиться в итоге ("Твою ж налево! Все. Кончилось..."), то после "Битвы пяти воинств" таких эмоций все-таки не было.
Может быть, оно и к лучшему. Морально неготовая прощаться с хоббитами и компанией в Серой гавани, я теперь с чистой совестью могу помахать им платочком и пожелать доброй дороги. Для меня это путешествие завершено.
"Хоббит" уверенно тянется к высоко задранной самим же Джексоном планке приключенческого фэнтези, но, увы, все-таки не дотягивает до дифирамбов заключительной части предыдущей трилогии.
8.5 из 10. Достойное завершение киносаги. Пусть не все сложилось на 100%, это ни в коем разе не отменяет того факта, что фильм более чем заслуживает вашего внимания.
"Хоббит. Битва пяти воинств" стартует в прокате уже сегодня, 11 декабря. Посмотреть фильм можно в форматах IMAX, 3D (в том числе и в HFR 3D с частотой 48 кадров в секунду) и 2D. Такие дела. 🙂