Остров невезения. Рецензия на 'Мир Юрского периода'
человек убил Бога и создал динозавров…»
Ян Малкольм
Математик рок-звезда с переломом ноги ерзает на заднем сиденье джипа. Что-то грохает совсем недалеко от него, заставляя воду в луже идти кругами. Математик нервничает и разговаривает сам с собой, нетерпеливо дожидаясь, когда из кустов выскочат охотник Роберт Малдун и палеоботаник Элли Сеттлер. Они запрыгивают в джип ровно в тот момент, когда из-за деревьев высовывается огромная кровожадная пасть тираннозавра. Он видит добычу, свирепо рычит и устремляется в погоню. Мы с сестрой вжимаемся в диванные подушки, видя, как морда тирекса отражается в зеркале заднего вида. Роберт Малдун переключает передачу, газует, и джип наконец-то вырывается вперед, оставляя позади "королевского ящера". Можно перевести дух, пусть и ненадолго.
Это было двадцать лет назад.
Все началось с Майкла Крайтона. Его одноименный роман настолько пришелся по душе Стивену Спилбергу, что права на его экранизацию были выкуплены еще до публикации. Самого Крайтона знакомые, коллеги и сотоварищи считали человеком многогранным, энтузиастом науки, фантастики и вообще всего, за что он брался. А брался он за многое, и многое ему было интересно. Он с удовольствием писал как о генетике и динозаврах, так и об инопланетной жизни, а в копилке его работ есть и "Скорая помощь", и "Пожиратели мертвых", и "Сфера", и многое другое. Однако "Парк Юрского периода" является, наверно, самой популярной работой Крайтона, уступая разве что сериалу о буднях чикагских врачей.
Фильм, вышедший на экраны в 1993-ем году, произвел эффект разорвавшейся бомбы и на несколько лет обосновался на самой верхней строчке кассового топа. С учетом проката в 2013-ом году отридэшенной версии "Парк" насобирал целый миллиард американских денег. Тут к гадалке не ходи, чтобы понять: продолжению быть! Дальше с интервалами по 4 года каждый франшиза разродилась двумя аддонами: "Затерянным миром" в 1997-ом году и третьей частью - в 2001-ом. Они тоже отгрызли свой кусок миллионного счастья, однако до эффекта, произведенного первой лентой, им было не добраться даже в прыжке.
Первая часть помимо революционных на момент выхода спецэффектов предлагала зрителю подумать. Фильм в этом плане уступает книге, однако он был весьма цельным приключением, поднимавшим вопросы, актуальные и по сей день, в том числе о том, стоит ли человеку играть в Бога и воскрешать давно вымершие виды. "Парк" собрал в свою копилку три технических "Оскара", массу премий помельче и респект от NASA, которые назвали его одним из самых достоверных с точки зрения науки фильмов. Для сравнения: третья часть собрала втрое меньше денег, а из наград получила сомнительную номинацию на "Золотую малину" (но и ту выиграть не смогла). После такого невыразительного выступления динозавровая сага немного протухла, завоняла, и ее решили до поры до времени не трогать и дать ей проветриться.
Поэтому "Юрский период" на 14 лет отправился в спячку. Вероятно, чтобы дождаться, пока родятся и/или вырастут те, кто еще не видел динозавров в кино и 3D. Но это так, домыслы. ^_^
Действие "Мира Юрского периода" происходит в наши дни, 22 года спустя после событий оригинального фильма. Остров Нублар вовсю функционирует: напичканный динозаврами, аниматорами и электроникой, он является самым жирным парком аттракционов на планете, этаким зубастым Диснейлендом. Производство рептилий-развлечений поставлено на поток. Генетики под руководством доктора Ву (привет, "Парк"!) клепают динозавров конвеерным способом, на досуге мастеря генетические гибриды по заказу топ-менеджеров и спонсоров. Раз в какое-то время в парк запускают новую тварь-энтертеймент, которая должна увеличить поток туристов и помочь владельцам и инвесторам заработать на лишние печенюшки. Очередная такая тварь как раз созрела для потенциального тест-драйва. А на задворках этого парка потенциальных смертников бывший морпех в рамках военной программы учит рапторов прыгать через обруч и выполнять команду "к ноге". Как вы понимаете, ну совсем ничто не предвещало беды! О_О
Дальше ситуация традиционно слетает с катушек. Стоило двум детишкам понаехать в гости к трудоголичной тете-управляющей, как генетический урод-индоминус, нашаманенный добрыми учеными, благополучно удирает из "вольера" и отправляется в пешее путешествие через остров навстречу потенциальной еде.
- Ах-ха-ха, изи катка! - как бы говорит динозавр, бодрой рысью двигая в сторону ужина.
- Ох нет! - сокрушаются организаторы беспорядка... в смысле, устроители парка.
- Уи-и-и-и-и, динозавры! - визжат племянники-тинейджеры, решившиеся на самостоятельную экскурсию по парку.
- Алоха, у нас же есть дрессированные рапторы и "Звездный Лорд"! - вовремя вспоминает глава военной программы. - Давайте их науськаем на эту тварюгу, авось что и выйдет!..
А после начинаются стандартные побегушки по джунглям, в ходе которых кого-то съедят, кого-то раздавят, а кого-то.. ну, вы поняли. Дальше все развивается в лучших традициях monster movie. Казалось бы, время идет, а глупость вечна.
С такими фильмами, как "Мир Юрского периода", не приходится волноваться за бюджеты, спецэффекты, декорации или картинку: все это всегда на высшем уровне. Будьте уверены: вам покажут каждую чешуйку динозавровой шкуры, и она будет смотреться в высшей степени достоверно. Летние блокбастеры всегда хороши лицом, и денег на полное "тридэ" создатели не жалеют. Как пресловутый индоминус, фильм будет выглядеть дорого и очень представительно. Скорее всего, там окажутся хорошие актеры. В Голливуде среди них вообще очень жесткая конкуренция, поэтому насмерть плохих актеров, которых брали бы в блокбастеры, я навскидку даже и не вспомню. Поэтому единственное, что меня всегда заботит при походах на подобные фильмы, это сценарий. И вот тут начинается беда бедовая.
Уже не первый год западная киноиндустрия окапывается в двух норах: сериальная из года в год наматывает сопли на кулак (за очень редким исключением), а киношная конвеерным методом шлепает сиквелы, приквелы и кирдыквелы. Сняли трех "Человеков-пауков"? Давайте переснимем, Магуайр, на выход! Сняли трех "Людев-Икс"? Ща насооружаем про каждого, кто кого и когда заиксил! Про "Годзиллу" вон нашлепали больше двух дюжин лент с Мотрами, Батрами и Мехагодзиллами, чем "Мстители" хуже? Ничем! На этом фоне редкие "Гравитации", "Началы" и прочие "Интерстеллары" смотрятся вымирающими амурскими тиграми. И вы сами понимаете, что в плане сценария третьи "Трансформеры" и четвертые кто-угодно-допишите-сами почти всегда всухую проигрывают оригинальной части. У студий есть миллионы денег на спецэффекты и актеров, но они задыхаются от недостатка свежих идей, что старательно (или не очень) маскируется Зрелищем.
Вытащить кино из статуса летней одноклеточности сценарию, в общем-то, под силу. Только вот навскидку я опять-таки подобных чудес не припомню. Иногда создатели фильма поступают честно: например, последний "Макс" сценарием публично подтерся и вообще не стал заморачиваться. Больше движухи богу движух - вот и весь концепт. "Мы уехали!" - весь сценарий. С "Миром" решили идти другой тропой и предложить зрителю переосмысление идей оригинального "Парка", заодно придав франшизе пусковое ускорение. Получилось.. кхм.. забавно.
Сценарий похож на индоминуса, которого, как паззл, насобирали из разных динозавров: тут тебе и развлекалово, и выживание, и какие-то романтические намеки между героями, и попытки соорудить семейную драму. Вдогонку это присыпано военными потугами, миллиардерскими факапами и прочей проблематикой. Хотели как лучше, а получилось еле-еле, потому что половина линий, завязок и намеков выглядят притянутыми за уши и толком не раскрыты. Зачем было распыляться в стольких направлениях, для меня загадка. Возьмите две-три годные четкие линии и развивайте их на здоровье. А когда у вас пятьдесят конфликтов друг на друге, вам не хватит экранного времени на их полноценное освещение. Единственное, что здесь показано смачно и сочно - это пиксели динозавров и человеческая тупизна. Остальные конфликты остаются в стадии зарисовок.
Чисто логические ошибки я в расчет даже брать не буду. Сами понимаете, даже если дама не просто ходит на каблуках, а на них живет, с файером в руках она на шпильках от тираннозавра не убежит. Даже если она - переодетый Усейн Болт. Это, знаете ли, домысел из разряда "Ахиллес и черепаха". Ян Малкольм от тираннозавра (тоже с файером в руках, это важно!) добежал до ближайшего туалета и спасся только потому, что на него упала соломенная крыша, а тираннозавр нашел сидящего на унитазе адвоката. А тут такие чудеса в решете. Этой леди не парком руководить надо, а стометровки бегать и гнобить бедолагу Усейна. Мировая слава, медали, рекламные контракты и куча профита без риска быть съеденной! Жду теперь, когда ее персонаж появится в Temple Run. На каблуках, да, без них неканонично. ^_^
По сложившейся традиции летних блокбастеров, "Мир" - это в первую очередь картинка. Дорогая, качественная, эффектная. И очень натуральная. Она является визитной карточкой фильма, его главным (и, если покопаться, единственным) козырем. Создатели ленты не разменивались по мелочам: они, как Джон Хаммонд, не жалели средств, так что динозавры вываливаются из каждого сантиметра ленты, появляясь перед зрителями при каждом удобном случае в самых выгодных и эффектных ракурсах. Вдоволь нарезвившись на сухопутных чудищах и летающих рептилиях, авторы не обошли стороной и водных гигантов, которых игнорировали прошлые части франшизы. И, надо сказать, все они выглядят естественно и правдоподобно.
Не меньше внимания уделили декорациям парка. Многое из того, что вы увидите (или уже увидели) на экране, являет собой искусно сделанные павильоны, отстроенные в натуральную величину. Крупные планы и эффектные пролеты камеры над парком позволяют не просто посмотреть кино, а почувствовать себя зрителем и участником этого аттракциона. Парк выглядит до того реалистично, что тебе хочется самостоятельно там побывать, поклацать по кнопкам в главном центре, проплыть на лодке мимо водопоя травоядных и прикупить парочку сувениров родственникам, оставшимся на материке.
Насладиться фильмом в полной мере взрослым, скорее всего, помешает сценарий, однако дети и подростки от происходящего будут в восторге. Оригинальный "Парк" я увидела впервые лет в девять, и динозавров там было в разы меньше. Однако я осталась под таким впечатлением, что книжки про динозавров без труда потеснили на книжных полках мою откормленную кошачью библиотеку. А ведь все это я смотрела на плохоньком экране телевизора с классическим гундосым переводом эпохи 90-ых. Представьте теперь, какой шквал эмоций ждет ребенка, который пришел на фильм в кино и до этого не был знаком с динозавровыми лентами. Скиньте на него всю мощь графического буйства в формате IMAX - и я очень удивлюсь, если он на обратном пути не начнет клянчить себе книжки про динозавров. Или приложения про динозавров. Или просто динозавров. Возможно, через какое-то время он доберется до оригинальной книги и ее прочитает. И тогда это будет совсем замечательно. Взрослому, особенно видевшему оригинальную трилогию, "Мир" ничего не даст кроме дорогой двухчасовой картинки. А вот ребенка он может надолго приковать к царству живой природы, пусть и вымершей 65 миллионов лет назад.
Поклонников же оригинального фильма ждет несколько реверансов в адрес их любимца. Так, во время путешествия по джунглям племянники управляющей натыкаются на руины старого центра управления. Они находят там ленту-перетяжку, которая эффектно падала в конце фильма на тираннозавра, джипы, на которых рассекали герои первого кино, сувенирку, прибор ночного видения, обнаруженный Тимом у вольера с тирексом, и тому подобные ништяки. Парень из нового парка носит футболку со старым логотипом, а миллиардер-управляющий является этакой индийский реинкарнацией Джона Хаммонда. А много ли требуется, чтобы растопить олдфажье сердце?
Кстати о классике и олдфагах. Оригинальный "Парк" был удивительно хорош даже не столько своими передовыми спецэффектами (хотя что греха таить - от реалистичных ни разу не "резиновых" динозавров у зрителей натурально срывало крышу), сколько общим посылом и линией картины, которая перекликалась с первоисточником. Майкл Крайтон в одноименном романе ставил перед читателем сразу несколько вопросов. Правильно ли, что наука все больше уходит в коммерцию? Уместно ли гнаться за патентами и прибылью, а не за чистым знанием? Допустимо ли играться в творца и экспериментировать с генетикой? Это все, конечно, прикрыто тушами динозаврами, но суть от этого не меняется. Крайтон сталкивает лбами науку как есть, осторожную, уважающую природу и ее силу, и науку коммерческую, которая, разинув пасть что твой дейноних, гонится за дензнаками. Двигателем сюжета в "Парке" служат даже не динозавры, а обычная человеческая жадность, глупость и самонадеянность. И это прекрасно.
Впоследствии же серия превратилась из кино с весьма актуальными вопросами в просто аттракцион с динозаврами. Их стало больше, их рожи стали жирнее, пиксели на их тушах стали правдоподобнее. Однако все этические вопросы, вся проблематика оригинальной книги и первого "Парка" ушли в небытие и вымерли начисто. С этой точки зрения в "Мире Юрского периода" практически ничего не изменилось со времен второй и третьей части. Это по-прежнему аттракцион с динозаврами, но не более того.
Тем не менее, вкусные мысли проскальзывают и здесь. Правда, делают они это без акцентов и достаточно невнятно, но на фоне сценария мне приятен сам факт того, что они есть.
- Показывай публике динозавра - и через несколько лет он станет для нее кем-то вроде слона.
Это очень похоже на проблематику современного общества. Вы можете посадить людей на маленьких трицератопсов, и они попросят еще. Вы можете кормить акулами мозазавра, и им будет этого мало. Они всегда, всегда будут просить больше. Твою мать, перед тобой здоровенная туша, которая вымерла дофигалион лет назад! Вымерла! Если бы не ученые, у которых мозг раз в десять умнее твоего, ты бы видел эту тушу только на картинках в азбуке динозавров! Имей уважение, ау! Но люди, к сожалению, не такие от слова "совсем" и быстро привыкают к любой экзотике. Раньше наличие в кафе wi-fi было бонусной вкусняхой. Сегодня за медленный wi-fi заведениям снижают рейтинги. Поначалу тираннозавр - это король вечеринки, а сегодня - унылая попса с маленькими смешными ручками. И плевать всем, что ручки у него маленькие, зато сердце большое. Сделайте такого же, только круче, а то мы снимем баллы вашему парку.
- А почему бы сразу не называть динозавров именем спонсора? Пепсизавр? Сникераптор?
Тоже очень по-современному. Фраза забавна вдвойне, учитывая, как беззастенчиво зрителя тыкают лицом в логотип "Мерседеса" на капоте машины главного героя. Продакт плейсмент, тудыть его в качель. Но если в каких-нибудь "бондианах" зрители к этому уже привыкли, то здесь это кажется несколько странным. Еще веселее было бы увидеть на задницах динозавров, скажем, логотипы крупнейших фармацевтических компаний. Спонсор бесплатного wi-fi в парке - компания МТС! И внизу мелким-мелким шрифтом дописано: "Съеденным - скидки 50% на исходящие sms!". Гулять так гулять!
Новый вид динозавра из пробирки называется, как уже сказано выше, индоминус. Причина, со слов управляющей, лежит на поверхности: достаточно коротко, звучно, просто запомнить. Я искренне сомневаюсь в том, что археологи, которые выкопали велоцираптора или пахицефалозавра, совещались по поводу названия.
- Сэр Томас, как вам пахицефалозавр?
- Не знаю, сэр Эндрю, по-моему, слишком претенциозно...
Это все подано в виде шуток, но это правда. Если отшелушить рапторов с индоминусами, байки и плазменные экраны, получается неплохая карикатурка на современное общество потребления. Коммерсанты и дельцы ищут свои 300% прибыли, ученые, не озабоченные вопросами этики, делают из динозавра коктейль Молотова, а люди, раззявив рты, смотрят на вымерших гигантов, делают сэлфи с диплодоком и покупают магнитики на холодильник. Когда все традиционно летит в тарары, социум быстро деградирует до уровня первобытного общества и, сшибая друг друга, выметается наутек. Военные не упускают ни единой возможности пострелять из пушек и устроить смак-тест какой-нибудь программы. Зато потом, когда МЧС спасет тех, кого не съели, выжившие не забудут подать иск на устроителей парка, изящно "забыв", что именно их аппетиты заставляют генетиков придумывать индоминусов и пепсизавров.
7 из 10. Еще один хороший день на острове Нублар. "Мир Юрского периода" - типичный летний блокбустер: красивый, глупый и местами забавный. На большом экране он выглядит роскошно (и чем больше экран, тем лучше, это как раз тот самый случай). Если вы хотите отдохнуть и не озабочены тем, что у фильма шпала торчит из головы, советую сходить. А если у вас есть дети, обязательно покажите им это кино. Я не верю в детей, которые не шарят в динозаврах. ^^
Купить ноутбук в Донецке для гейминга, работы и учебы: на что смотреть
Интернет казино Аврора: как получать бонусы и играть на деньги?
Сколько места занимает электрощит умного дома?
Индивидуальный тренер по единоборствам: путь к мастерству
Как выбрать надежное официальные казино pickup-casino.pro на Андроид для игры на деньги.