Сила отцовской любви. Обзор The Evil Within 2
Что может быть сильнее любви родителя к своему ребёнку? Для наших родителей мы самые лучшие, самые дорогие и самые любимые. Ради спасения своего малыша родитель готов пойти на всё и отдать всё. Если понадобится, то и саму жизнь.
Я так тебя люблю, Лили. Всегда любил. И всегда буду любить.
Себастьян Кастеллланос.
Позади 38 часов прохождения игры на уровне сложности "Кошмар", и вот наконец я пишу обзор на одну из самых ожидаемых мной проектов этого года. Сделал выдержку сроком в несколько дней, чтобы писать максимально объективно и непредвзято. Какой получилась игра, что в ней происходит, является ли она классическим представителем жанра survival horror и стал ли сиквел лучше или же хуже оригинальной игры 2014 года? Об этом читайте ниже.
События игры начинаются спустя три года после завершения первой части. Детектив Кастелланос из-за проблем с алкоголем и психикой лишился работы и большую часть времени проводит в пивных заведениях в обнимку с бутылкой. Ничем хорошим это бы, конечно же, не закончилось, но в один из таких запойных дней появляется его бывшая напарница и по совместительству агент организации "Мёбиус" Джулия Кидман. Появляется с новостью, повергшей Себастьяна в шок: его дочь Лили, которую детектив считал погибшей в пожаре, по словам Кидман, жива.
Далее нас переносят на центральную базу корпорации "Мёбиус", где Кидман и её шеф, некий "Администратор", обрисовывают Касстеланосу ситуацию, сложившуюся с его дочерью. По их словам, она стала идеальным ядром новой глобальной системы STEM. И благодаря именно её врожденным способностям им удалось создать идеальный виртуальный городок Юнион, но что-то пошло не так. Мир Юниона начал разрушаться. Ни одна из оперативных групп "Мёбиуса", посланных на разведку, не выходит на связь. Та же участь постигла и последний экспедиционный отряд корпорации. Себастьяну предлагают отправится в STEM во второй раз и за одно спасти свою дочь. Конечно же, Кастелланос понимает, что ему сообщают далеко не всю информацию о происходящем там, и полон желания поговорить с этим людьми иначе, но обстоятельства не оставляют ему выбора. Нужно спасать Лили, и Себастьян, не задумываясь, второй раз в своей жизни отравляется в мир STEM. Потому что на кону стоит жизнь его дочери.
На этом заканчивается пролог и начинается непосредственно сама игра. Что произошло дальше, можете узнать, пройдя The Evil Within 2. Далее я хочу остановится на основных его особенностях.
Графика, анимация, камера, управление
По сравнению с первой частью, графика претерпела значительные изменения в лучшую сторону. Играл на низко-средних настройках, но, как видите по скриншотам, игра и на этих настройках смотрится довольно прилично. Пробовал и на высоких, но фпс при этом иногда резко проседал до 20 кадров в секунду, а порою и ниже. Играть становилось некомфортно. Следовательно, для комфортной игры на высоких настройках вам понадобится карта уровня GTX 970-1060 при разрешении Fulll HD.
В игре очень приличное сглаживание, качественная система освещения, персонажи и монстры явно прибавили в полигонах, а новые эффекты огня, дыма и тумана смотрятся просто шикарно. Слабенько на всём этом фоне выглядят текстуры и довольно средне - растительность. Также лично мне не понятно, что мешало разработчикам ввести в игру технологию реалистичных волос наподобие той же Rise of the Tomb Raider, тем более The Evil Within 2, как и последняя часть о приключениях Лары Крофт, создавалась на технологиях от AMD. Но в целом графика очень приличная.
Заметно улучшилась и стала плавной анимация движений персонажей. Кастелланос реалистично бегает, крадётся, перепрыгивает заборы и взбирается на крыши автомобилей. Боевая анимация стала гораздо лучше. Персонаж красиво выполняет добивающие удары и эффектно уклоняется от вражеских атак. Сразу заметно, что при создании игры хорошо поработали с технологией Motion capture. Но самый большой прогресс всё же в лицевой анимации. По лицу детектива можно сразу понять, какие чувства он переживает, будь то удивление, страх, нежность, гнев или раздражение.
Управление также претерпело значительные изменения к лучшему. Движения чёткие и отзывчивые, целиться и стрелять очень удобно и комфортно. Расположение клавиш выполнено в правильном для игр такого жанра порядке. Разворот на 180 градусов выполняется легко и интуитивно, так же как и преодоление препятствий при беге. Камера занимает самые правильные ракурсы и ведёт себя в самые ответственные моменты в игре отлично.
Атмоферность, музыка, звуковые эффекты, локации
Рассуждая об атмосферности The Evil Within 2, многие зададутся вопросом: действительно ли игра сделана в жанре хоррора? Всё-таки она хоть и не чистокровный хоррор, но в большей степени является таковой. В ней присутствует атмосфера безысходности и одиночества. Пустые и заброшенные дома, валяющиеся повсюду трупы жителей "Юниона" и убитых оперативников "Мёбиуса", порой просто гнетущая музыка, ну и, конечно же, пугающие побочные квесты из воспоминаний детектива - всё это создает должный настрой и правильную для данного жанра атмосферность. В такие моменты у игрока действительно появляется чувство если не страха, то тревоги. Ну, здесь у каждого свой "порог" и своя "мера измерения" страха и тревоги.
Звуковые эффекты также на должном уровне. Порой вздрагиваешь от того, с каким воплем на тебя из кустов выпрыгивает очередной монстр. Звуки стрельбы довольно реалистичные. Никогда не спутаешь выстрел из пистолета с выстрелом из дробовика.
Музыка выше всяких похвал. И если в начале она довольно обычная, то ближе к концу в ней появляются всё более тревожные и грозные нотки. При этом есть и очень нежные композиции, когда персонаж грустит. Композиции в сиквеле гармоничные и красивые. Конечно же, это не уровень Густаво Сантаолалья (The Last of Us), но саундтрек действительно очень хорош.
Теперь расскажу о локациях. По сути, больших локаций в игре всего две или две с половиной. Плохо это или хорошо? Ну, это дело вкуса каждого игрока. Лично я надеялся увидеть как минимум три большие локации, однако разработчики решили иначе. И если в первой большой локации довольно много домов, которые можно исследовать, то во второй их можно пересчитать по пальцам одной руки. Часто многие дома выглядят словно копии других домов. В локациях нет больших подлокаций, как это было, например, в Silent Hill и Silent Hill 2. Я лично ждал чего-то именно в этом духе. Ну а дизайн таких локаций, как Ратуша и Театр, вообще считаю халтурой. Просто на уровне особняка из первого Resident Evil и полицейского участка из Resident Evil 2 всё выглядит очень однообразно и уныло. Линейные уровни сделаны хорошо; крепость-храм Теодора впечатляет своим дизайном, но, ребятки, неужели нельзя было всё в игре сделать вот на таком же уровне? И раз уж речь зашла об условно-открытых локациях, то действительно нужно было их делать как минимум три-четыре. Первые 0,5 балла я снял игре именно за дизайн и количество локаций.
Враги и боссы
Отдельно хочу остановится на обычных врагах и боссах. Здесь тоже не все так просто, как хотелось бы. С одной стороны, рядовые противники являются одними из самых опасных в играх подобного жанра (опасней разве что только щелкуны в The Last of Us) и не прокачанного персонажа выносят с двух ударов, а захват врага в половине случает кончается надписью "Вы погибли". И погибал я в игре от лап простых монстром много раз. Благо, можно убегать, иначе все было бы ещё печальнее. Но вот с разнообразием врагов что-то пошло не совсем так. Обращенных (зомби) в игре всего четыре вида против дюжины в оригинальном The Evil Within. Что мешало разработчикам сделать бестиарий более разнообразным? Почему не сделали обращенных с охотничьими ружьями, как в первой части? По городу валяются десятки убитых оперативников "Мёбиуса", а врагов в бронежилетах и со стрелковым оружием также нет. Неужели разработчикам было не понятно, что это только улучшило бы и разнообразило боевую механику игры? Почему у Теодора Уоллеса всего один вид огненных воинов? Да, сражения с ними непростые, и убивали они меня не раз, но неужели нельзя было сделать несколько видов последних? Странное решение разработчиков, особенно на фоне того, что монстры действительно опасны на "Кошмаре". Та же Слепая девушка с ножом на скрине внизу. Она очень серьёзный противник. Вот что помешало сделать хотя бы пять видов таких врагов из отряда обращенных?
С боссами тоже далеко не все радужно. Во-первых, их в два раза меньше, чем в первой игре. Не в количестве счастье? Ну, тогда, во-вторых, в битве с ними практически нет челленджа. Ребятки, боссы меня убили всего два раза за всю игру! Для сравнения, в первой части они со мной расправлялись не менее пятидесяти раз. А это о многом говорит. В-третьих, интересные и жуткие боссы есть, но они перенесены в сиквел из первой игры. В-четвертых, некоторые боссы потом становятся в игре просто более сложными обычными врагами. Очень разочаровала Обскура - правая рука Стефано. Один из самых лёгких боссов, с которыми я сражался в играх подобного жанра. Что случилось? У людей, отвечающих за сложность боссов, не хватило таланта сделать бои с ними по-настоящему сложными? Или же возобладало стремление упростить игру? Если не прокачиваться и не улучшать оружие, то и эти боссы будут непростыми, но тогда зачем в игре такая продвинутая и качественная прокачка и отличный апгрейд оружия? Вопросов с врагами и боссами много, а ответов на них, к сожалению, нет. Минус ещё один балл.
Оружие, боевка, навыки персонажа, крафтинг, мини-игры, загадки
Вот что действительно радует в игре, так это оружие. Разнообразие арсенала впечатляет, но не думайте, будто лучшие стволы вы добудите, просто так идя по дорожке. Для их получения придется очень внимательно и детально исследовать локации и выполнять побочные квесты. Оружие в игре ощущается именно оружием. Иногда даже в "чистокровных" шутерах подобная механика плохо реализована, а здесь ты его именно чувствуешь таковым. Данный эффект достигается путём реализации отдачи, убойного и останавливающего эффекта, анимацией выстрелов и перезарядки, ну и, конечно же, звуком выстрела. В этом отношении оружие в The Evil Within 2 выполнено на 10 из 10. Причем каждая его разновидность имеет в игре свои плюсы и минусы. Хотите ваншотить обычных и средних врагов с одного выстрела - снайперская винтовка ваш выбор. Она же при должной прокачке и умении очень хороша и в битвах с боссами. Хотите идти напролом - юзайте дробовики и штурмовую винтовку. Хотите сносить врагов в упор из кустов - ну, тогда гарпунные болты арбалета Страж вам в помощь. При максимальной прокачке они вообще могут поджигать врагов. Оружие в игре эффективное, красивое и смертоносное, но о дефиците боеприпасов все равно не стоит забывать. На "Кошмаре" ходить и отстреливать врагов направо и налево точно не получится.
Боевка в игре делится на бой в режиме скрытности и открытый бой. Любим прятаться? Ну, тогда крадёмся и уничтожаем врагов по одному, хотя в нескольких скриптовых моментах всё же придется повоевать в открытую. И вот там на той сложности, на какой играл я, без прокачки оружия и навыков придется очень туго. Потому что враги будут накатывать волнами.
Навыки персонажа, так же как и прокачка оружия, реализованы на самом высоком уровне. В игре нет ни одного бесполезного навыка. Каждый навык по-своему полезен и ценен. Что именно прокачивать - решать уже вам. Но для того чтобы выживать, для начала рекомендую качать здоровье, выносливость, уклонение, удар бутылкой, скрытное движение и удержание оружия. Последнее особенно необходимо при стрельбе из снайперской винтовки, иначе ствол будет водить из стороны в сторону и попасть даже со средней дистанции в стоящего неподвижно врага будет очень сложно.
Крафтинг в The Evil Within 2 не просто важен - он жизненно необходим. Если вам кажется, что у вас уже полным-полно ресурсов, то игра очень быстро развеет это заблуждение. Собирайте всё и везде, потому что может сложится ситуация, когда на бой с финальным боссом вы выйдете с парой патронов и одной аптечкой. Это, конечно же, касается только уровня сложности "Кошмар". И старайтесь не крафтить боеприпасы в полевых условиях. Лучше потратьте время и найдите верстак. Экономия материала себя окупит. Поверьте на слово.
Есть в сиквеле и мини-игры. Одна является почти полной копией тира из Resident Evil 4, но с более интересными режимами стрельбы. Две другие представляют из себя что-то типа мини-ребусов. В обоих случаях, играя в эти мини-загадки, мы открываем запертые электронные замки.
Теперь о загадках в игре. К сожалению, их мало. По сути, у нас всего две загадки в сюжетной линии и две в побочных квестах. Конечно же, хотелось бы увидеть их больше и совсем другого качества. Почему? Во-первых, игры подобного жанра подразумевают наличие головоломок, во-вторых, в первой части их было достаточно, ну и в-третьих, они изобиловали в сюжетных DLC о Джулии Кидман к той же первой части. Руководил работой над дополнениями Джон Йоханас - глава The Evil Within 2, так что же пошло не так? Почему загадок столь мало и они, ну, очень простенькие? Лично я рассчитывал если не на уровень загадок из Silent Hill, то хотя бы на близкие по качеству из первых частей Resident Evil. Этого, к сожалению, не произошло. Поэтому снимаю ещё 0,5 балла игре.
Сюжетная линия, побочные квесты, персонажи
Основная сюжетная линия стала на первый взгляд проще, и в ней все строится именно на раскрытии личности Себастьяна Кастеллланоса и его отношениие к семье. Те, кто играл в первую часть, помнят, как в ней было тяжело понять, что происходит. И это было замечательно. В сиквеле поначалу кажется, что всё стало проще, однако ближе к финалу мы постепенно осознаем, что опять многого не понимаем. Не буду спойлерить. Просто пройдите до конца игру, чаще общайтесь с Татьяной, пройдите побочные квесты и поймете, что сюжет далеко не так прост, как кажется. Игра опять оставляет нам много вопросов, на которые в продолжении также нет ответов. Зато нам полностью показывают Кастеллланоса как очень хорошего человека и любящего отца. Режиссеру отлично удалось передать его борьбу не только с внешними врагами, но и с внутренними демонами, терзающими его изнутри. И это замечательно, поскольку мы видим не какого-то супермена, лишенного слабостей и эмоций, а обычного человека со своими страхами. Как он преодолевает эти страхи и комплексы терзающие его душу? Смотрите в самой игре. В общем, сюжетной линией я более чем доволен. Она построена качественно и грамотно.
Отдельно коснусь темы побочных квестов. Половина из них всё же из разряда "пойди туда, сделай вот то", но, во-первых, нас очень хорошо вознаграждают за их выполнение, а во-вторых, эти задания отлично показывают нам лор мира Юниона и истории населяющих и побывавших там людей. Ну а ветка квестов о прошлом Кастелланоса вообще выполнена на высочайшем уровне. Пропустив эти квесты, игрок теряет чуть ли не всю суть продолжения. К тому же в них речь идет о происходившем с детективом в промежутке между первой и второй частями.
Отельный респект разработчикам за персонажей игры. Кроме того, что их стало гораздо больше, так ещё и большинство из них харизматичные и яркие личности со своей историей. Практически каждый оставляет свой след в памяти игрока. Будь то загадочная медсестра Татьяна или выжившие члены оперативной команды "Мёбиуса" - все они интересны и у каждого своя непростая судьба.
Не забудет игрок и главных антагонистов Кастелланоса. Среди них фотохудожник-садист Стефано Валентини, именующий убийство и страдания людей творчеством. Не менее запоминающимся вышел и алчный, циничный и жаждущий власти отец Теодор, обладающий сильнейшим даром внушения.
Также хочу отдельно отметить русскую локализацию. Она на самом высоком уровне. Илья Исаев, озвучивавший Себастьяна, справился со своей работой на отлично, как впрочем и другие актёры озвучки. Один из тех случае, когда локализация, а именно озвучка не уступает англоязычному оригиналу.
Подводя итоги
Среди поклонников оригинальной игры не утихают споры на тему: удался сиквел или нет? Какая часть лучше? Скажу лишь, что продолжение вышло более чем достойным. При всех описанных мной выше недостатках, вторая часть просто другая игра, и она как минимум не хуже, а по многим параметрам и лучше оригинала. Моя оценка - 8 из 10. Игра очень хорошая. Поклонникам серии Resident Evil и Silent Hill, а также игрокам, высоко оценившим The Last of Us, она точно придется по душе.
В свою очередь, я очень надеюсь, что команда Синдзи Миками извлечет опыт из своих ошибок и третью часть сделает либо эталоном жанра Survival horror, либо же образцом приключенческого триллера с элементами хоррора. Все предпосылки для этого есть. Ну а то что продолжение будет, можете даже не сомневаться. )