Caesar IV

09.01.2007 21:26

Легко ли управлять большим городом? Плебеи требуют работы и голосят, что голодают, всадников все время не хватает, а патриции только знай себе напоминают о том, что им необходимы экзотические товары. Вон, говорят, Армения славится мехами. Да тут еще и Рим обратил внимание на дефицит бюджета и пообещал прислать через полгода карательную когорту, если все не образуется. Разве ж это жизнь?

Цезарь. Начала

Итак, что же представляет собой Caesar 4? Вы по-прежнему отстраиваете городок, жители которого представлены тремя сословиями — плебеями, всадниками и патрициями.

Правильная политика способствует миграции населения в нужную сторону.

Надо заставить их поселиться в этом городе и, не прогорев (а лишних денег здесь не бывает), выполнить задания, возложенные на вас в миссии. Чаще всего это означает, что необходимо довести до каких-то пределов пять основных характеристик города. Вот, казалось бы, и все.

А вот тут-то и начинаются сложности. Иммигранты не жалеют селиться абы где, им желательно, чтобы дом располагался в приличном районе, снабжался водой и неподалеку были рынки. А еще им необходима приличная работа и ее достойная оплата. Недовольные же будут покидать город, или вы вообще не дождетесь поселенцев. А строить планы без жителей очень сложно. То там, то тут не хватает народа; это порождает недовольство остальных, и круг замыкается — вот уже вовсю разгорелись беспорядки, а затем город превращается в руины, и вам уже совершенно нечего здесь делать.

Да, именно таков Caesar 4, здесь все взаимосвязано и не бывает ничего лишнего. Забыли построить, казалось бы, лишний колодец в рабочих кварталах? Прошедший пожар уничтожил половину всех построек. Проигнорировали необходимость постройки терм? И вот уже в городе вспыхнула эпидемия, с которой поздно бороться. Да, следить надо за всем и всегда.

Неторопливое течение времени

Время здесь действительно никуда не торопится. Кажется, что пара лишних месяцев есть всегда. А вот и нет. Когда случается что-то действительно нехорошее, исправлять обычно уже поздно. Все надо делать вовремя. Какой толк строить больницы во время чумы? Она уже в пути. Надо было раньше построить несколько гигиенических учреждений, и чумы бы просто не было. Отправить 10 мешков зерна Риму в течение года?

Чистый римлянин — здоровый римлянин!

Ну да, у нас 10 полей, только ни одного мешка на складе. Через 2 месяца начнется уборка урожая, потом всплывет выгодный торговый маршрут, и всего за месяц до отправления понимаешь, что в городе голод и отправлять Риму нечего. Так ведь недолго и дождаться прихода карательного легиона.

И это означает, что Caesar — одна из немногих стратегий, где необходимо по-настоящему стратегическое планирование. Все необходимо продумывать заранее, постоянно узнавать последние новости у советников и оценивать риск возникновения того или иного бедствия на карте. Очень скоро вы поймете, что описание миссии в ее начале — не вещь исключительно для того, чтобы было, а ценная информация. Если уж там сказано, что город богат деревом, готовьтесь к тому, что Рим постарается заполучить от вас побольше этого самого дерева совершенно бесплатно. Просто в счет хорошего к вам отношения.

Здесь же стоит отметить, что в игре наиболее удобная система информации из всех подобных игр. Здесь нет продвинутой энциклопедии с рассказами о туалетах Рима и нет поименного списка всех семей. Нет и поколений жителей, которые постепенно меняются, «справедливо» разделяя работу на мужскую и женскую. Зато о том, хватает ли вашим людям воды из ближайшего колодца, вы узнаете, как только захотите это узнать. О проблемах не верещат, как только те случаются. О них предупреждают заранее, по нарастающей. И ваша прямая обязанность как правителя — увидеть эти проблемы и решить их до того, как они успеют стать действительно большими.

Настоящий торговец

Что порадовало, так это экономическая система. Все четко и продуманно.

Ни один денарий не приходит в ваши руки сам собой. Все только трудом и продуманными действиями. Да и, честно говоря, обычно в игры, в которых деньги сами валятся к нам в руки, играть довольно скучно. Здесь же, если думать, что 10000 начальных денариев — огромные деньги, а стоимость домов мизерна, то скоро обнаружишь, что это, мягко говоря, не так. Деньги уходят буквально на все, а приходят, в случае если вы заранее не вычислили возможные финансовые потоки, очень скупо и по каплям. Однажды они вдруг заканчиваются, и мы понимаем, что их нет не то что на строительство шикарной виллы для губернатора, а и на выплату зарплаты голодным плебеям.

При всем при этом деньги не решают абсолютно всех проблем, хотя к тому есть определенные предпосылки. Можно попытаться жить и в «кредит», это реально. Но долги затягивают, и скоро вы уже лишаетесь поста наместника. Конец карьеры — считать деньги надо тоже своевременно.

Жители Рима

Все подобные игры стараются отличиться именно по этой части.

Даже если расположить рядом Большой и Малый театры, падкие до зрелищ римляне будут делать аншлаг в обоих.

Кто-то старается показывать жителей так, чтобы можно было спросить мнение каждого по ключевым проблемам (как это было в Glory of the Roman Empire). Кто-то, как в CivCity: Rome, делает из семей этакие мафиозные кланы. Жители там обзаводятся семьями, детьми, но как-то не так. Дети вечно ходят в школу, жены ходят по магазинам, мужья работают в две смены, уныло лепя булки и забивая несчастных ослов. Кому же не хватило места в общежитиях — отсыпаются прямо на рабочем месте. Сначала все это забавно и интересно, но потом наскучивает.

Иное дело — Caesar 4. В нем ничего не делается для галочки. Нет возможности реализовать семью? Так и не будет ее вообще. Вам не покажут распорядок дня каждого гражданина, но подразумевается, что он успевает спать, есть, работать и развлекаться. Каждое здание — действительно живое место, куда народ приходит не только работать, но и повеселиться. Вот, к примеру, винокурня. Человек, давящий в ней виноград, не упускает возможности тут же попробовать готового продукта. А вот лавка, в которой изготавливают оружие. Сегодня не завезли железа, и ремесленники развлекаются. Один крутит сальто на воткнутом в стену копье, второй, подражая королю Артуру, пытается вытащить меч из наковальни, третий же изображает из себя шпагоглотателя. А в это время безработный плебс на форуме голосует за немедленную революцию и срочный ввоз новых гладиаторов в город взамен получивших производственные травмы на прошлой неделе. Жизнь бьет ключом!

Об удобствах и неудобствах

Управление в игре довольно привычное. Да и странно было бы, если б оно значительно отличалось от того, что в аналогичных играх. Однако опять же странно то, что при вращении карты при помощи мыши результат может быть каким угодно, но чаще всего не таким, каким бы вы хотели его увидеть. Неужели так трудно было настроить чувствительность мыши во время бета-теста?

Есть странности и с графикой. Долгая война с настройками тем не менее не помогла изжить графические артефакты в виде полосатости экрана, маскирующейся под местный ландшафт, а при особо неловких

Город с высоты птичьего полета прекрасен.

поворотах гордо выплывающей на передний план. Зато удавалось напрочь загрузить компьютер без получения при этом сколько-нибудь значимого прироста в качестве изображения. Вместе с тем нельзя не отметить, что графика — наилучшая среди подобных проектов. Город замечательно смотрится с высоты, и каждый кадр — это не нагромождение построек, а художественная панорама местности. Не проигрывает он и при приближении камеры совсем вплотную — мелкие детали легко рассматриваются и зачастую приводят в восторг.

Если уж упоминать военные действия, то только здесь. Стала ли война лучше и интереснее, чем раньше? Пожалуй, что нет. Нет формаций, хоть какого-то поля деятельности для тактика. Зато игра выгодно отличается аж 4 видами войск и их особенностями. Да и бой обычно не похож на банальную свалку «стенка на стенку», когда обе стороны перемешиваются и хаотично наносят друг другу удары, остается только дождаться, кто из этой кучи выберется живым, а кто там и станет удобрением для полей. Прогресса, к сожалению, нет, но все же хоть что-то осталось с древних времен.

Отдельного «доброго» слова заслуживает огромное количество ошибок игры. Причем, вероятнее всего, большинство из них — ошибки в скриптах отдельных миссий. Иначе как объяснить то, что некоторые миссии совершенно непроходимы и при отыгрывании их компьютер перезагружается каждые 10-15 минут. В таких случаях выбираешь уже не ту миссию, которая понравится, а ту, в которую можно играть. Впрочем, даже это не гарантирует того, что компьютер внезапно не зависнет во время игры. Поэтому наилучший совет всем градостроителям — почаще сохраняйтесь, это сильно поможет.

Что же можно сказать напоследок? При всем огромном количестве ошибок, всех неудобствах, играть в Caesar 4 приятно. Он создает атмосферу праздника, вызывает радость у игрока, в то время как остальные недавние проекты быстро превращались в тоскливую работу. То, что он делает, — это то, что должно быть всегда и везде. Ave, Caesar!

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10
можно не только глобально управлять экономикой, но и последить за жизнью простых горожан, оригинальные сценарии нет
Графика
7
отличная анимация любых действий часто проскальзывают артефакты изображения
Звук
7
жизнь города отлично слышна звуки, музыка довольно неприметна
Игровой мир
8
в этом городке нет ничего надуманного все же Рим без рабов - довольно странно
Удобство
7
исключительная доступность всей информации по городу кривоватое управление, большое количество ошибок в игре, высокие системные требования
Новизна да

Интерес повторной игры да

Награда Вердикт: Лучший из градостроителей на сегодняшний день. У «Цезаря» остался всего один конкурент, да и для него планка задрана слишком высоко. Если бы не большое количество ошибок, из-за чего игра ведет себя как капризный ребенок, оценки были бы запредельными. Здесь уже есть все, о чем только можно мечтать. Рейтинг
90%

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо